М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
12.02.2017
Урок - путешествие в оперу. Знакомство учащихся с особенностями польской музыки, бальными танцами.
«Бал в замке польского короля»
4 класс
Цель:
Познакомить учащихся с бальными танцами, показать интернациональность музыки, и интерес русских композиторов к музыкальной культуре Польши.
Задачи:
Обучающая. Узнать как музыка оперы «Иван Сусанин» рисует нам образ воинов польского войска.
Развивающая. Развивать логическое мышление, речь, познавательную активность через проблемные ситуации. Передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально – пластическом движении.
Воспитательная. Воспитывать грамотных слушателей и исполнителей. Прививать интерес к театральному искусству. Прививать любовь к музыке русских композиторов.
Методы: стимулирования и мотивации учения (соучастия, учебная дискуссия); организации и осуществления учебных действий и операций (анализ музыкальных произведений, фонопедический); метод контроля и самоконтроля.
Жанр урока: тематический
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-путешествие.
Оборудование: проектор, фортепиано, презентация, листы с тестом.Цель:
Познакомить учащихся с бальными танцами, показать интернациональность музыки, и интерес русских композиторов к музыкальной культуре Польши.
Задачи:
Обучающая. Узнать как музыка оперы «Иван Сусанин» рисует нам образ воинов польского войска.
Развивающая. Развивать логическое мышление, речь, познавательную активность через проблемные ситуации. Передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально – пластическом движении.
Воспитательная. Воспитывать грамотных слушателей и исполнителей. Прививать интерес к театральному искусству. Прививать любовь к музыке русских композиторов.
Методы: стимулирования и мотивации учения (соучастия, учебная дискуссия); организации и осуществления учебных действий и операций (анализ музыкальных произведений, фонопедический); метод контроля и самоконтроля.
Жанр урока: тематический
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-путешествие.
Оборудование: проектор, фортепиано, презентация, листы с тестом
МИ Глинка Опера Иван Сусанин Бал в замке польского короля.docx
М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин"
«Бал в замке польского короля»
4 класс
Хамуева Екатерина Владимировна Цель:
Познакомить учащихся с бальными танцами, показать интернациональность музыки, и интерес русских композиторов к
музыкальной культуре Польши.
Задачи:
Обучающая. Узнать как музыка оперы «Иван Сусанин» рисует нам образ воинов польского войска.
Развивающая. Развивать логическое мышление, речь, познавательную активность через проблемные ситуации. Передавать
настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально – пластическом движении.
Воспитательная. Воспитывать грамотных слушателей и исполнителей. Прививать интерес к театральному искусству.
Прививать любовь к музыке русских композиторов.
Методы: стимулирования и мотивации учения (соучастия, учебная дискуссия); организации и осуществления учебных действий
и операций (анализ музыкальных произведений, фонопедический); метод контроля и самоконтроля.
Жанр урока: тематический
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урокпутешествие.
Оборудование: проектор, фортепиано, презентация, листы с тестом
№
Тема слайда
Действия учителя
Работа детей
слайда
Организационный
момент
Приветствие
Добрый день 2 раза, добрый день, ребята! Добрый день 2 раза, добрый день,
учитель!
Исполнение песни «Добрый день!» (Музыка Дубравина, слова Суслова)
Настроенье, каково? Настроенье, во!
Что ж тихонечко садитесь, и работать не ленитесь. Отправляется сейчас в
путешествие весь класс. А вот куда мы отправимся в путешествие, на этот
Вход в класс
Приветствие
учителя
Исполнение
песни вопрос нам поможет ответить музыка.
Тема урока
Слушание Полонеза из оперы «Иван Сусанин» (отрывок)
Какая звучала музыка? (маршевая, песенная или танцевальная)
А где могла звучать эта музыка? (на балу)
Какие еще бальные танцы вы знаете? (исполнение пни «Менуэт») А вы
хотели бы попасть на бал?
М.Глинка
Сегодня музыка приглашает нас на бал в старинный замок польского короля.
А бал, о котором пойдет сегодня речь, показал нам наш русский композитор,
включивший его в свою оперу «Иван Сусанин». Назовите этого композитора?
Какую еще оперу этого композитора вы знаете?
Вспомните, о чем рассказывает нам опера «Иван Сусанин»?
Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана
Осиповича Сусанина, совершенном в начале 1613 года. В это время
Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных
отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16летнего
Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским
царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был
старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим
проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при
этом сам.
Ответы на
вопросы
Ответы на
вопросы
Об опере
Давайте подробнее познакомимся с оперой.
В опере 4 действия и эпилог.
Место действия: село Домнино, Польша, Москва (в эпилоге)
Время действия: 1612 – 1613 годы
Восприятие
информации Действующие
лица
Иван Сусанин – крестьянин села Домнино
Антонида – дочь Сусанина
Иван – приемный сын Сусанина
Крестьяне, ополченцы
Войско польское
Во втором действии оперы зрители попадают на бал в замок польского короля
Сигизмунда. Куда и мы с вами сегодня заглянем.
Какие задачи вы поставите на урок?
Узнать как музыка оперы «Иван Сусанин» рисует нам образ воинов польского
войска.
Запись в тетрадях:
21 января
М.И. Глинка Опера «Иван Сусанин»
Бал в замке польского короля 2 действие
Полонез
Балы открывались торжественным, величественным танцем «полонезом».
Полон зее (польск. polonez, — польский) — торжественный танецшествие в
умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как
правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер
праздника. В полонезе танцующие пары двигаются
по установленным правилам, геометрическим фигурам.
Просмотр фрагмента из оперы «Иван Сусанин» (Полонез)
Мы с вами услышали не только музыку. Здесь еще было…..пение. И не
случайно, ведь этот танец Полонез из оперы. А что такое опера. Вспомним.
Восприятие
информации
Постановка задач
на урок
Работа в
тетрадях
Восприятие
информации
Ответы на
вопросы Вспомним также где исполняется опера. Не очень понятное пение было в
Полонезе. Попробуем разобраться в словах и вы мне в этом поможете.
На партах учащихся два варианта текста. Ребята выбирают правильный
вариант.
Выполнение
задания
Лей вина! Пей до дна!
Добычу нам дает война!
Мы скоро покончим с холопской Москвою!
Грозою стоим мы над русской землею!
Мы шляхта! Мы Польша!
И всех мы сильнее!
Или:
Гибель близка!
В плену там отряд наш
Сидит без еды в теремах.
Гибель близка!
Ужель весь отряд наш
Погибнет в московских снегах?
Как вы догадались, что вам помогло? Как музыка подтверждает ваш выбор?
Какого она характера? (яркая, уверенная, победная...)
Откроем учебник на стр. 94. Здесь как раз записан нотный пример с этими
строками: «Лей вина!...»
Я сейчас вам пропою эту нотную строку. Вы послушайте, а затем вы
попробуете прохлопать ритм и пропеть. (Работа над ритмом и чистотой
интонирования. Можно спеть как эхо. Девочки – мальчики. Громко – тихо).
Работа с
учебником
Ритмическое
интонирование Хорошо, молодцы. Сейчас вы уже сами представьте роскошный бал в замке
польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами. Все
предвкушают скорую победу над Москвой.
Мы еще раз с вами слушаем Полонез из оперы «Иван Сусанин». Давайте
попробуем хлопками выделить акценты(сильную долю такта).
СЛУШАНИЕ: Полонез из оперы «Иван Сусанин»
Слушание
музыки
Слова подсказки
Какой образ польского войска нарисовала нам музыка?
Обсуждение
(выбрать подходящие слова)
Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер
интонаций?
(восклицательная интонация, акценты, отрывистые звуки стаккато)
Запись в тетрадях:
Полонез (торжественный танец – шествие)
Физкультминутка «Три хлопка над головой»
«Пяточка – носочек»
Мазурка
Рубята, мы возвращаемся на бал.
Следующий танец, звучавший на балу это мазурка.
Откуда этот гордый танец? А родина его тоже Польша.
Сначала, он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным
танцем. Движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука,
высекающим искру.
Просмотр видеосюжета из опреы: Мазурка М.И.Глинка
Работа в
тетрадях
Учащиеся встают
около парт и
выполняют
физкультминутку
Слушание
музыки Слова –
подсказки
Какой образ нарисовала вам музыка мазурки?
(выбрать подходящие слова )
Работа со словарем эстетических понятий
Слушая повторно мазурку, выделите акценты ударом своего каблука, а
правую руку поднимайте вверх под углом. Когда музыка будет звучать на
форте (громко) движения делают мальчики, а когда пиано – девочки.
Слушание Мазурки
Запись в тетрадях:
Мазурка (характер музыки)
Обсуждение
Работа в
тетрадях
Работа со
словарем
Дети встают около
парт, ударом
каблука
выделяют
акценты
ИТОГ
Какой образ польского войска нарисовала вам музыка?
Как музыка рассказала об этом?
Ответы на
вопросы
Эту музыку написал наш русский композитор М.И.Глинка для своей оперы
«Иван Сусанин».
А сейчас подумайте, поляки захватчики. А М.И.Глинка посвящает им целое
действие. Для чего так много внимания противникам?
Для того, чтобы поближе познакомиться с ними, их культурой.
А что такое культура? То, что создано человеком.
М.И.Глинка "не скрывал и не прятал красивых качеств" польской культуры.
Она была ему дорога.
"Совесть великого художника, не позволяла М.И.Глинке фальшиво искривлять польское".
О чём нам говорят эти слова? Об интернациональности музыкального языка.
Язык музыки понятен всем.
Почему характеристика поляков представлена танцами?
Польша танцевальная страна.
Проверь свои
знания
Тест
Исполнение песни «Родная песенка» ( музыка Чичкова)
1. Какой композитор написал оперу «Иван Сусанин»? Выбери
правильный ответ ( Глинка, Прокофьев, РимскийКорсаков)
2. Кем был Иван Сусанин? Выбери правильный ответ ( Ополченец,
крестьянин, князь)
3. Где происходят события в опере? Найди лишнее (Село Домнино,
Польша, Москва, Петербург )
4. Музыкой, каких танцев показал композитор образ польского войска?
Выбери правильный ответ (мазурка, полонез, полька)
5. Угадай мелодию. Какой танец звучит? Напиши. (Звучат: мазурка,
полонез)
Домашнее задание
Подведение
Итогов
рефлексия
Спасибо вам за работу на уроке. Оценки за урок (учитель выставляет оценки).
Я думаю, вам тоже понравился наш урок. Когда зрителям нравится
выступление артистов, им они в благодарность дарят аплодисменты. Мы с
вами хорошо поработали на уроке, давайте поблагодарим друг друга
(аплодисменты)
Работа на
листочках
Взаимопроверка
в парах
Самооценка
М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)
М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)
М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)
М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)
М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)
М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)
М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)
М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.