М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)
Оценка 4.9

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
12.02.2017
М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)
Урок - путешествие в оперу. Знакомство учащихся с особенностями польской музыки, бальными танцами. «Бал в замке польского короля» 4 класс Цель: Познакомить учащихся с бальными танцами, показать интернациональность музыки, и интерес русских композиторов к музыкальной культуре Польши. Задачи: Обучающая. Узнать как музыка оперы «Иван Сусанин» рисует нам образ воинов польского войска. Развивающая. Развивать логическое мышление, речь, познавательную активность через проблемные ситуации. Передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально – пластическом движении. Воспитательная. Воспитывать грамотных слушателей и исполнителей. Прививать интерес к театральному искусству. Прививать любовь к музыке русских композиторов. Методы: стимулирования и мотивации учения (соучастия, учебная дискуссия); организации и осуществления учебных действий и операций (анализ музыкальных произведений, фонопедический); метод контроля и самоконтроля. Жанр урока: тематический Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок-путешествие. Оборудование: проектор, фортепиано, презентация, листы с тестом.Цель: Познакомить учащихся с бальными танцами, показать интернациональность музыки, и интерес русских композиторов к музыкальной культуре Польши. Задачи: Обучающая. Узнать как музыка оперы «Иван Сусанин» рисует нам образ воинов польского войска. Развивающая. Развивать логическое мышление, речь, познавательную активность через проблемные ситуации. Передавать настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально – пластическом движении. Воспитательная. Воспитывать грамотных слушателей и исполнителей. Прививать интерес к театральному искусству. Прививать любовь к музыке русских композиторов. Методы: стимулирования и мотивации учения (соучастия, учебная дискуссия); организации и осуществления учебных действий и операций (анализ музыкальных произведений, фонопедический); метод контроля и самоконтроля. Жанр урока: тематический Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок-путешествие. Оборудование: проектор, фортепиано, презентация, листы с тестом
МИ Глинка Опера Иван Сусанин Бал в замке польского короля.docx
М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" «Бал в замке польского короля» 4 класс Хамуева Екатерина Владимировна Цель: Познакомить учащихся с бальными танцами, показать интернациональность музыки, и интерес русских композиторов к  музыкальной культуре Польши. Задачи: Обучающая. Узнать как музыка оперы «Иван Сусанин» рисует нам образ воинов польского войска.  Развивающая. Развивать логическое мышление, речь, познавательную активность через проблемные ситуации. Передавать  настроение музыки и ее изменения: в пении, музыкально – пластическом движении. Воспитательная.    Воспитывать   грамотных   слушателей   и   исполнителей.  Прививать     интерес     к   театральному   искусству. Прививать  любовь к музыке русских композиторов.  Методы: стимулирования и мотивации учения (соучастия, учебная дискуссия); организации и осуществления учебных действий  и операций (анализ музыкальных произведений, фонопедический); метод контроля и самоконтроля. Жанр урока: тематический Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок­путешествие. Оборудование: проектор, фортепиано, презентация, листы с тестом                                      № Тема слайда Действия учителя Работа детей слайда Организационный момент  Приветствие Добрый день ­ 2 раза, добрый день, ребята! Добрый день ­ 2 раза, добрый день,  учитель! Исполнение песни  «Добрый день!» (Музыка Дубравина, слова Суслова) Настроенье, каково? Настроенье, во! Что ж тихонечко садитесь, и работать не ленитесь. Отправляется сейчас в  путешествие весь класс. А вот куда мы отправимся в путешествие, на этот  Вход в класс Приветствие учителя Исполнение песни вопрос нам поможет ответить музыка.  Тема урока Слушание Полонеза из оперы «Иван Сусанин» (отрывок)  Какая звучала музыка? (маршевая, песенная или танцевальная)  А где могла звучать эта музыка? (на балу)   Какие еще бальные танцы вы знаете? (исполнение пни «Менуэт») А вы  хотели бы попасть на бал? М.Глинка   Сегодня музыка приглашает нас на бал в старинный замок польского короля.  А бал, о котором пойдет сегодня речь,  показал нам наш русский композитор,  включивший его в свою оперу «Иван Сусанин». Назовите этого композитора?   Какую еще оперу этого композитора вы знаете?  Вспомните, о чем рассказывает нам опера «Иван Сусанин»? Опера   рассказывает   о   подвиге   костромского   крестьянина   Ивана Осиповича   Сусанина,   совершенном   в   начале   1613   года.   В   это   время Россия   была   оккупирована   польскими   войсками,   и   один   из   военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16­летнего Михаила   Романова,   которого   народ   хотел   избрать   новым   русским царем.   Отряд   поляков   пришел   в   деревню   Домнино,   где   Сусанин   был старостой.   Но   Сусанин,   которого   поляки   пытались   сделать   своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.       Ответы на вопросы Ответы на вопросы Об опере Давайте подробнее познакомимся с оперой.  В опере 4 действия и эпилог.  Место действия: село Домнино, Польша, Москва (в эпилоге)  Время действия: 1612 – 1613 годы Восприятие информации Действующие лица  Иван Сусанин – крестьянин села Домнино   Антонида – дочь Сусанина  Иван – приемный сын Сусанина  Крестьяне, ополченцы  Войско польское Во втором действии оперы зрители попадают на бал  в замок польского короля Сигизмунда. Куда и мы с вами сегодня заглянем.    Какие задачи вы поставите на урок? Узнать как музыка оперы «Иван Сусанин» рисует нам образ воинов польского  войска. Запись в тетрадях: 21 января М.И. Глинка Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля 2 действие Полонез  Балы открывались торжественным, величественным танцем «полонезом».  Полон зее  (польск. polonez, — польский) — торжественный  танец­шествие в  умеренном темпе, имеющий польское происхождение.  Исполнялся, как  правило,  в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный  характер праздника. В полонезе  танцующие пары двигаются  по установленным правилам,  геометрическим фигурам.  Просмотр фрагмента из оперы «Иван Сусанин» (Полонез) Мы с вами услышали не только музыку. Здесь еще было…..пение. И не  случайно, ведь этот танец Полонез из оперы. А что такое опера. Вспомним.  Восприятие информации Постановка задач на урок Работа в тетрадях Восприятие информации Ответы на вопросы Вспомним также где исполняется опера. Не очень понятное пение было в  Полонезе. Попробуем разобраться в словах и вы мне в этом поможете. На партах учащихся два варианта текста. Ребята выбирают правильный  вариант. Выполнение задания Лей вина! Пей до дна! Добычу нам дает война! Мы скоро покончим с холопской Москвою! Грозою стоим мы над русской землею! Мы шляхта! Мы Польша! И всех мы сильнее! Или: Гибель близка!  В плену там отряд наш Сидит без еды в теремах. Гибель близка! Ужель весь отряд наш Погибнет в московских снегах? ­ Как вы догадались, что вам помогло? Как музыка подтверждает ваш выбор?  Какого она характера? (яркая, уверенная, победная...) Откроем учебник на стр. 94. Здесь как раз записан нотный пример с этими  строками: «Лей вина!...» Я сейчас вам пропою эту нотную строку. Вы послушайте, а затем вы  попробуете прохлопать ритм и пропеть. (Работа над ритмом и чистотой  интонирования. Можно спеть как эхо. Девочки – мальчики. Громко – тихо). Работа с учебником Ритмическое интонирование Хорошо, молодцы. Сейчас вы уже сами представьте роскошный бал в замке  польского короля Сигизмунда.  Поляки хвастают своими победами. Все  предвкушают скорую победу над Москвой. Мы еще раз с вами слушаем Полонез из оперы «Иван Сусанин». Давайте  попробуем хлопками выделить акценты(сильную долю такта).    СЛУШАНИЕ: Полонез из оперы «Иван Сусанин» Слушание музыки Слова ­ подсказки   Какой образ польского войска нарисовала нам музыка? Обсуждение                          (выбрать подходящие слова)   Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер  интонаций?        (восклицательная интонация, акценты, отрывистые звуки ­ стаккато)  Запись в тетрадях: Полонез (торжественный танец – шествие) Физкультминутка «Три хлопка над головой» «Пяточка – носочек» Мазурка   Рубята, мы возвращаемся на бал.  Следующий танец, звучавший на балу ­ это мазурка.  Откуда этот гордый танец? А родина его тоже Польша.     Сначала,  он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным    танцем.  Движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука,  высекающим искру.      Просмотр видеосюжета из опреы:   Мазурка  М.И.Глинка Работа в тетрадях Учащиеся встают около парт и выполняют физкультминутку      Слушание музыки Слова – подсказки    Какой образ нарисовала вам музыка мазурки?                     (выбрать подходящие слова ) Работа со словарем эстетических понятий Слушая повторно мазурку, выделите акценты  ударом своего каблука, а  правую руку поднимайте вверх под углом. Когда музыка будет звучать на  форте (громко) ­ движения делают мальчики, а когда пиано – девочки. Слушание Мазурки Запись в тетрадях: Мазурка (характер музыки)  Обсуждение Работа в тетрадях Работа со словарем Дети встают около парт, ударом каблука выделяют акценты ИТОГ  Какой образ польского войска нарисовала вам музыка?  Как музыка рассказала об этом? Ответы на вопросы  Эту музыку написал наш русский композитор М.И.Глинка для своей оперы  «Иван Сусанин».  А сейчас подумайте, поляки захватчики. А М.И.Глинка посвящает им целое  действие. Для чего так много внимания противникам? ­ Для того, чтобы поближе познакомиться с ними, их культурой.  А что такое культура? То, что создано человеком. М.И.Глинка "не скрывал и не прятал красивых качеств" польской культуры.  Она была ему дорога. "Совесть великого художника, ­ не позволяла М.И.Глинке фальшиво искривлять польское". О чём нам говорят эти слова? Об интернациональности музыкального языка.  Язык музыки понятен всем. Почему характеристика поляков представлена танцами? Польша ­ танцевальная страна. Проверь свои знания  Тест  Исполнение песни «Родная песенка» ( музыка Чичкова) 1. Какой композитор написал оперу «Иван Сусанин»? Выбери  правильный ответ ( Глинка, Прокофьев, Римский­Корсаков) 2. Кем был Иван Сусанин? Выбери правильный ответ ( Ополченец,  крестьянин, князь) 3. Где происходят события в опере? Найди лишнее (Село Домнино,  Польша, Москва, Петербург )  4. Музыкой, каких танцев показал композитор образ польского войска?  Выбери правильный ответ (мазурка, полонез, полька) 5. Угадай мелодию. Какой танец звучит? Напиши. (Звучат: мазурка,  полонез) Домашнее задание Подведение Итогов рефлексия    Спасибо вам за работу на уроке. Оценки за урок (учитель выставляет оценки).  Я думаю, вам тоже понравился наш урок. Когда зрителям нравится  выступление артистов, им они в благодарность дарят аплодисменты.  Мы с  вами  хорошо поработали на уроке, давайте поблагодарим друг друга  (аплодисменты) Работа на листочках Взаимопроверка в парах Самооценка

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)

М.И. Глинка Опера "Иван Сусанин" (Бал в замке польского короля)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017