Мифологические темы в искусстве разных эпох.
Оценка 5

Мифологические темы в искусстве разных эпох.

Оценка 5
docx
21.11.2021
Мифологические темы в искусстве разных эпох.
4 тема мифологические темы.docx

Тема: Мифологические темы в искусстве разных эпох.

Класс  : 7

Учитель: Григорьева Е.М. (МАОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслан)

Тип урока: изучение новых знаний

 

Технология: проблемное обучение, проектная деятельность.

 

Цель: сформировать представление о мифологическом жанре в изобразительном искусстве на примере творчества художников (Серова, Васнецова и др.).                              

 

Задачи:                                                                                                                                                           - формирование навыков работы различными художественными материалами;                            - развить ассоциативно-образное мышление, художественную фантазию, творческую и познавательную активность;                                                                                                                                                      - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству; интерес к миру забытых образов и неиссякаемой народной фантазии..

Планируемые результаты:

Предметные

·         получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;

·         аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;

·         познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

·         ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;

·         самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;

·         определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)

Регулятивные:

·         принимают и сохраняют учебную задачу;

·         учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·         оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные:

·         проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе;

·         выдвигают контраргументы в дискуссии;

·         делают выводы

Личностные

·         Понимают значение знаний для человека;

·         осознают свои интересы и цели;

·         имеют мотивацию к учебной деятельности.

 

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

 

Наглядно-демонстрационный материал: выставка работ учащихся; иллюстрации с изображение фантастических, мифических животных; методическая разработка «Придумай новое животное» ; презентация.

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

(Приветствие .Проверка готовности к уроку)

 

2. Актуализация опорных знаний.

- На предыдущих уроках мы знакомились с жанрами изобразительного искусства.

(на доске предложены примеры жанров:  портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой, исторический, мифологический) .                                                                                                                                   - Выберете, те жанры, которые вам уже известны.

(Учащиеся выбирают уже знакомые жанры)

- Сегодня мы продолжим рассматривать жанры, и как вы уже поняли,  речь пойдёт о мифологическом жанре . 

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.                                                                                             (Дети  предполагают. Учитель озвучивает  тему урока).

- Для того, чтобы   урок прошёл плодотворно, нам будет необходимо поставить перед собой задачи.                                                                                                                                    (Учащиеся ставят задачи)

Например:                                                                                                                                                        1. Рассмотреть понятия: миф, сказка, легенда.                                                                                                                                     2. Выявить их особенности.

3. Познакомится с творчеством художников , которые работали в этом жанре.

3.Выполнить рисунок фантазийного существа.

 

3.Формирование новых знаний.

 «Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного.

Представь, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных»

  - Мир, окружающий человека в глубокой древности, был «населен» сказочно-фантастическими существами. О многих невиданных существах  люди узнали из мифов, легенд и сказок народов. Эти легенды можно было прочитать в древних книгах или услышать из рассказов торговцев и путешественников.

                                            

– Сегодня на  уроке вы будете  исследователями и творцами.                                                                          – Каждая группа подготовит  информацию по данной теме .                                                           1 группа – работа со словарём (дать представление мифу, сказке, легенде),                                                                                                                   2 группа -  работа с текстом книг(подготовить миф ),

3 группа – работа с литературными источниками ( подготовить миф)

4 группа- анализ известных живописных произведений (В.Серов «Похищение Европы», В.Васнецов « Песнь радости и печали»)

 

Что такое миф?

 

 

Главные герои мифов.

 

Общее и различие мифа и сказки

 

В.Серов «Похищение Европы»

 

В.Васнецов

«Песнь радости и печали»

 

                                                                                                                                                       

- Мифологический жанр в изобразительном искусстве посвящен героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов. Данный жанр тесно связан с историческим и получает наибольшее признание в эпоху Возрождения. Основой для создания картин мифологического жанра являются античные легенды.

- Миф - это сказочный рассказ, повествующий о богах и героях, о невероятных приключениях и удивительных событиях. Рассказ , который передавался из поколения в поколение и через века сохранился в памяти людей и целых народов.

- Главные персонажи мифов, и добрые, и злые, как правило, наделены сверхчеловеческими способностями и могут совершать самые невероятные поступки.

- Миф- это истории об аргонавтах, которые оправились в путь за золотым руном.

- Миф – это всемирный потоп (Библейский сюжет)

- Миф – это жизнь и подвиги Геракла.

- Иногда у разных народов ,живущих далеко друг от друга, встречаются одинаковые мифологические сюжеты. Связано это с тем, что древние люди повсюду сталкивались с одними и теми же трудностями, природными явлениями, которым не находили объяснений.

- Сирин и Алконост птицы-девы – не единственные фантастические существа, знакомые русским людям.

- А еще такие мифологические существа: Кентавр, Сфинкс, Русалка; Грифон – крылатый лев с головой орла «пришел» из Франции.

птица Феникс – из Китая. Всем известная Жар-птица и Дракон – крылатый змей из русских сказок.

 

 

4.Закрепление пройденного материала.

(игра «Придумай новое животное» ).

- Вы, наверно, поняли, что любая фантазия художника опирается на правду жизни.

- Сейчас вы должны придумать несуществующее животное или птицу, соединяя элементы реальных животных и  птиц вместе.

-Можно придумать название новому образу.

 

(На доске учащиеся пытаются создать новое существо)

 

5.Физкультминутка.

(Учащиеся выполняют упражнения)

 

6.Творческая практическая деятельность.

(Класс разделён на группы. Каждая группа выполняет любыми художественными материалами творческое задание на заданную тему).

1.компоновка,

2.пропорции,

3.цветовое решение.

 

 

7. Итоги урока. Рефлексия.

(Каждая группа  представляет и анализирует свою коллективную  работу .

Затем другим группам предлагается оценить выставленную работу) .

- Подводим итог.

 - Ребята вам понравились работы?

- Как вы думаете, кто лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

 

Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось
  • я смог…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…

 

8. Домашнее задание.                                                                                                                       Подготовьте сообщение о мифах, легендах, сказках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

                                                                                                  (Приложение)

 

Что такое миф?

 

 Миф - это сказочный рассказ, повествующий о богах и героях, о невероятных приключениях и удивительных событиях. Рассказ , который передавался из поколения в поколение и через века сохранился в памяти людей и целых народов.

- Главные персонажи мифов, и добрые, и злые, как правило, наделены сверхчеловеческими способностями и могут совершать самые невероятные поступки.

- Миф- это истории об аргонавтах, которые оправились в путь за золотым руном.

- Миф – это всемирный потоп (Библейский сюжет)

- Миф – это жизнь и подвиги Геракла.

- Иногда у разных народов ,живущих далеко друг от друга, встречаются одинаковые мифологические сюжеты. Связано это с тем, что древние люди повсюду сталкивались с одними и теми же трудностями, природными явлениями, которым не находили объяснений.

- Сирин и Алконост птицы-девы – не единственные фантастические существа, знакомые русским людям.

- А еще такие мифологические существа: Кентавр, Сфинкс, Русалка; Грифон – крылатый лев с головой орла «пришел» из Франции.

птица Феникс – из Китая. Всем известная Жар-птица и Дракон – крылатый змей из русских сказок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказки, мифы, легенды

       Между сказками ,мифами ,легендами общее то ,что во всех этих трех жанрах нет доказательств  реальности описанного. Все герои вымышлены народом или одним автором . Но а различие  заключается в том ,что все эти три жанра имеют различные предназначения . Если сказки предназначены для детей , для развития в них определенных положительных качеств, то в легендах чаще всего выступают такие герои ,которые могли бы являться примером не только для детей ,но и для взрослых . Мифы ,как правило , тесно связаны с верой в богов , с жизненными подвигами всевышних ,что так же не правдоподобно .

      Миф и сказка имеют общее в том что были созданы народом и длительное время существовали лишь в устной форме, в них рассказывается о необычных событиях и вымышленных героях.

     Отличия между ними в том, что сказку создавали как вымысел, тогда как события мифа считались такими, что действительно происходили и в них пытались объяснить возникновение явлений и вещей, что не присуще сказкам. Также сказки имеют преимущественно счастливый конец, в мифах финал же может быть трагическим. Персонажами мифов являются герои, титаны, боги, разные удивительные существа. Персонажи же сказок - простые люди, животные, растения, вещи, которые могут иметь необычные свойства. Миф почти всегда связан с определенной местностью, действие же сказки происходит не в конкретном месте - например, "за горами, за лесами" или " тридесятом царстве". Кроме того, события мифа имеют значение для всего мира, а события сказки влияют всего лишь на ее героев.

       У мифа и сказки общее фантастическое начало. Обязательно фантастический сюжет, наличие волшебства и чудес. Но различия между мифом и сказкой, тем не менее существенны.

      Сказки же, как правило, носят развлекательный и поучительный характер. В отличие от мифов, сказки заведомо являются вымыслом ("Сказка - ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок"). В сказках реальность, как правило, с одной стороны более приземлена, так как нет богов в качестве действующих лиц, а с другой стороны более фантастична, поскольку в ней куда чаще встречается волшебство.

      Кроме того, сказки, помимо фольклорных, бывают еще и литературными. В основу литературных сказок могут лежать сюжеты фольклорных сказок, но также литературная сказка может быть и оригинальным авторским вымыслом.

      Мы знаем мифы Древней Греции и Древнего Рима. О чем они? Они пытаются представить мир, которым правило много богов, каждый из которых отвечал за свою сферу жизни: бог земледелия, бог вина, бог искусств и т.д. Представления о жизни древних людей воплощены в этих мифах.

      И мифы и сказки имеют сходство в том, что в них есть нечто "сказочное", фантастическое, чего не бывает на самом деле, только в сказках это само собой разумеется, а вот герои мифов действительно почитались древними как реально существующие.

В. Серов «Похищение Европы»

         Сюжет картины, взятый Серовым из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из наиболее популярных сюжетов мирового искусства, связанных с античной культурой. Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора, и явился царевне и её подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев.

Идея написать «Похищение Европы» приходит Серову во время его поездки 1907 в Грецию, посещения острова Крит и изучения найденных там археологами остатков Кносского дворца, украшавших его фресок и других памятников критской культуры. Существуют многочисленные свидетельства того, что эта поездка была им предпринята в целях работы над росписями, предназначенными для Музея изящных искусств в Москве . Исследователи творчества Серова обращают внимание и на то, что художник создавал именно декоративное монументальное панно, а не станковую картину.

Используя характерный  приём стилизации, Серов первым создает свою, далекую от академических канонов, версию античного сюжета. Композиционное решение полотна было им найдено достаточно быстро. С высокой линией горизонта, она построена на диагональном движении форм. В 1909—1910 годах Серов лишь продолжает поиски масштабных соотношений её элементов, подчеркивающих монументальность произведения. Он вытягивает, трансформирует силуэты быка и дельфинов, чтобы подчеркнуть динамику общего композиционного движения. Очень выразителен и особо «упругий» ритм этого произведения. Горизонталь неба и моря как бы взрыты поднимающимися волнами. Море неспокойно, оно вздымает валы. Дельфины повторяют движение плывущего Зевса, чем усиливают динамику композиции.

В колористическом решении Серов также отступил от традиции, использовав ту гамму, которая привлекала его в тот период. Так, быка вопреки сложившимся в искусстве представлениям, он сделал не белоснежным, а рыжим. Это ярко-оранжевое пятно на фоне сине-фиолетового моря необычайно красиво и выразительно. Хотя новаторский замысел остался в итоге неоконченным в связи с безвременной кончиной художника, исследователи сходятся о том, что в «Похищении Европы» Серов нашел не только свой новый изобразительный язык, но и открыл новый вариант утверждавшегося художественного стиля.

По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника.

                                                                                  

Миф «Дедал и Икар»

 В далёкие времена жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания.

Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился. Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.

Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя.            Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его .

И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.

И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.

Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.

- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару.

И вот рано утром они улетели с острова Крита. День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына. А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек. Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

 

 

    В.М.Васнецов «Песнь радости и печали»

Творчество В. М. Васнецова – это сказки, былины, мифы, исторические и фольклорные сюжеты. В том числе нередки обращения художника к древнеславянской языческой тематике. Не является исключением известная картина «Песнь радости и печали», законченная в 1896 году.

В центре картины – дерево, на ветвях которого сидят две полуптицы – Алконост и Сирин. Первая птица обещает рай когда-то в будущем. Вторая поет о том, что рай уже был, и он утрачен. Изображение их в виде полуптиц-полулюдей является традиционным. Васнецов допустил отклонение от мифа – по легенде Алконост и Сирин были обоеполыми. У художника же они имеют головы прекрасных девушек в коронах.

Птица Алконост рассчитывает на будущий рай. У нее на лице улыбка, разноцветные крылья, изображенные в светлых тонах. Одна из легенд гласит, что пение этой полуптицы утешает страждущих. Другая легенда гласит, что пение ее так прекрасно, что услышавший его забудет обо всем. Художнику удалось передать настроение птицы – Алконост не чувствует сама себя, когда поет.

Сирин скована горем. Если Алконост раскрывается, Сирин склоняет голову вниз. Оперение изображено в темных тонах. Скорбь птицы еще более подчеркивается синяками под глазами. Считается, что пение птицы Сирин несет с собой забвение и смерть.

Контраст усиливается задним планом. Птицы сидят на разных ветвях одного дерева. Рядом с птицей Сирин листья почернели и пожухли, их осталось совсем мало.

Вокруг Алконост листва расцветает пышным цветом, словно радуясь жизни и предстоящему раю


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Мифологические темы в искусстве разных эпох

Тема: Мифологические темы в искусстве разных эпох

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

В.Васнецов «Песнь радости и печали» -

В.Васнецов «Песнь радости и печали» -

Ребята вам понравились работы? -

Ребята вам понравились работы? -

Приложение) Что такое миф?

Приложение) Что такое миф?

Сказки, мифы, легенды

Сказки, мифы, легенды

В. Серов «Похищение Европы»

В. Серов «Похищение Европы»

Миф «Дедал и Икар» В далёкие времена жил в

Миф «Дедал и Икар» В далёкие времена жил в

В.М.Васнецов «Песнь радости и печали»

В.М.Васнецов «Песнь радости и печали»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.