Урок географии на тему "Миграция населения"
Цель: Сформулировать представление о миграциях населения во времени и пространстве.
Задачи:
Выявить проблемы, возникающие при активной миграции населения и определить пути решения проблем.
Развивать навыки работы с текстом учебника, дополнительной литературой.
Развивать умение анализировать статистические материалы.
Оборудование: Политико - административная карта России, презентация; графики, рисунки в учебнике, дополнительный материал из СМИ, учебник, карточки с заданиями.
Методы обучения: создание условий для развития познавательной активности в оценке географических фактов и явлений; организация частично - поисковой деятельности; создание проблемной ситуации.
Форма проведения урока: класс делится на 4 группы, примерно равных сил.
Ход урока:
I. Организационный момент. Здравствуйте. Наш урок я хочу начать словами Николая Николаевича Баранского: «Люди не перелетные птицы, их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами».
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (ответы учащихся). Попробуйте сформулировать тему урока. (ответы учащиеся).
Итак, тема урока «Миграция населения». (учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Далее учитель вместе с детьми формулирует цель урока и составляет план изучения данной темы.
Цель: Сформулировать представление о миграциях населения во времени и пространстве.
План урока
Что такое миграция?
Почему происходят миграции?
Основные потоки миграций в СССР и России.
Миграционные проблемы.
II. Изучение нового материала
Постараемся ответить на первый пункт плана – Что такое миграция? (ответы учащихся). Есть у кого - то другое мнение? Для того, чтобы убедиться правы ли вы, откройте словарь в учебнике и найдите данное определение. Правы ли вы были? Запишите определение в тетрадь.
Существуют разные квалификации видов миграции. Я приведу вам одну из них, остальные вы попробуете позже составить сами. (д/з)
Миграция встречается внутренняя и внешняя. Внутренняя – перемещение населения по территории одной страны, а внешняя – между странами. Внешняя миграция делится на эмиграцию (выезд из страны), иммиграцию (въезд в страну), реэмиграцию (возвращение).
При изучении данной темы мы должны познакомиться с понятием сальдо миграции (механический прирост населения) – разность между числом прибывших на какую - либо территорию и числом выбывших из нее за определенный срок (обычно за год).
Сейчас каждая группа получит определенное задание по данной теме. Для выполнения задания вы можете использовать текст учебника параграфа №13, статьи из газет и журналов. (Учитель раздает вопросы). Прочитайте вопросы. Все ли вам понятно? Для выполнения задания вам дается 5 минут. Работаем четко, выделяем самое главное.
Задание №1:
1 группа: Выявите причины, которые могут побудить человека к смене места жительства.
2 группа: Как с в стране осуществлялись насильственные переселения? (приведите примеры). Выявите их последствия.
3 группа: Какие изменения во внутренних миграциях России произошли в 90 гг. 20 века по сравнению с 50 - ми годами 20 века. Заполните таблицу (стр. 66, параграф №13)
Весь материал – смотрите документ.
Содержимое разработки
Тема урока: «Миграция населения» -9 класс
Цель: Сформулировать представление о миграциях населения во времени и пространстве.
Задачи:
1. Выявить проблемы, возникающие при активной миграции населения и определить пути решения проблем.
2. Развивать навыки работы с текстом учебника, дополнительной литературой.
3. Развивать умение анализировать статистические материалы.
Оборудование: Политико-административная карта России, презентация; графики, рисунки в учебнике, дополнительный материал из СМИ, учебник, карточки с заданиями.
Методы обучения: создание условий для развития познавательной активности в оценке географических фактов и явлений; организация частично-поисковой деятельности; создание проблемной ситуации.
Форма проведения урока: класс делится на 4 группы, примерно равных сил.
Ход урока:
I. Организационный момент. Здравствуйте. Наш урок я хочу начать словами Николая Николаевича Баранского: «Люди не перелетные птицы, их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами».
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (ответы учащихся). Попробуйте сформулировать тему урока. (ответы учащиеся).
Итак, тема урока «Миграция населения». (учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
Далее учитель вместе с детьми формулирует цель урока и составляет план изучения данной темы.
Цель: Сформулировать представление о миграциях населения во времени и пространстве.
План урока
1. Что такое миграция?
2. Почему происходят миграции?
3. Основные потоки миграций в СССР и России.
4. Миграционные проблемы.
II.Изучение нового материала
Постараемся ответить на первый пункт плана – Что такое миграция? (ответы учащихся). Есть у кого-то другое мнение? Для того, чтобы убедиться правы ли вы, откройте словарь в учебнике и найдите данное определение. Правы ли вы были? Запишите определение в тетрадь.
Существуют разные квалификации видов миграции. Я приведу вам одну из них, остальные вы попробуете позже составить сами. (д/з)
Миграция встречается внутренняя и внешняя. Внутренняя – перемещение населения по территории одной страны, а внешняя – между странами. Внешняя миграция делится на эмиграцию (выезд из страны), иммиграцию (въезд в страну), реэмиграцию (возвращение).
При изучении данной темы мы должны познакомиться с понятием сальдо миграции (механический прирост населения) – разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из нее за определенный срок (обычно за год).
Вы познакомились с понятием миграция, теперь нам предстоит перейти к следующим пунктам нашего плана урока.
Сейчас каждая группа получит определенное задание по данной теме. Для выполнения задания вы можете использовать текст учебника параграфа №13, статьи из газет и журналов. (Учитель раздает вопросы). Прочитайте вопросы. Все ли вам понятно? Для выполнения задания вам дается 5 минут. Работаем четко, выделяем самое главное.
Задание №1:
1 группа: Выявите причины, которые могут побудить человека к смене места жительства.
2 группа: Как с в стране осуществлялись насильственные переселения? (приведите примеры). Выявите их последствия.
3 группа: Какие изменения во внутренних миграциях России произошли в 90 гг. 20 века по сравнению с 50-ми годами 20 века. Заполните таблицу (стр. 66, параграф №13)
Период |
Направление миграций (откуда и куда) |
Причины миграций |
4 группа: Выявите, как воздействуют миграции на жизнь общества. Охарактеризуйте районы оттока и притока мигрантов.
Отчет групп по проделанной работе и обсуждение возникающих вопросов.
Задание №2:
Перед вами диаграмма «Внутрирегиональная миграция мужчин и женщин в 1998 и 2012 годах(в %)
1. Выявите уровень миграций среди женщин и мужчин по годам. Кто больше склонен к миграции мужчины или женщины? В каком возрасте наблюдаются наиболее высокие показатели миграций и почему?
2. Изменились ли показатели миграций в 2012 году по сравнению с 1998 годами. Почему?
3. Каково значение миграций для экономики страны?
Отчет групп.
Задание №3:
Какие миграционные процессы происходят в нашем районе? Как вы считаете, следует ли управлять ими и как это возможно? (работа в группах и отчет).
Задание №4:
Опишите портрет человека, решившего добровольно сменить постоянное место жительства (возраст, образование, семейное положение, здоровье, черты характера и т.д.). Подумайте, что побудило его сменить место жительства. Предположите, какой район России он выберет для постоянного места жительства. (работа в группах и отчет)
III. Закрепление материала.
Мы изучили весь материал, согласно пунктам плана нашего урока. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете слова Б.Б. Баранского. (эпиграф урока) (ответы учащихся)
IV. Итог урока.
Учитель подводит итог работы на уроке, дает общую оценку каждой группы. Далее внутри групп, учащиеся обсуждают работу каждого члена группы и выставляют оценку.
V.Рефлексия.
Поделитесь своими впечатлениями: что для вас было открытием на уроке при изучении данной темы, о чем бы вы хотели побольше узнать и т.д.
VI. Домашнее задание:
используя знания, полученные на уроке, составьте обобщающую структурную схему «Миграции населения». Ключевые слова определите самостоятельно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.