Технологическая карта урока
Предмет, класс |
География, 8 класс |
||
Учитель |
Осипчук Александр Иванович |
||
Тема урока |
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. |
||
Цель урока ФГОС: |
Образовательная: сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: установление связей и отношений между природными процессами. Усовершенствование навыков работы с тематическими картами и статистическими данными; Развивающая: развивать интеллектуальные качества обучающихся, познавательный интерес и способности, используя данные о применении изучаемых явлений в окружающей жизни, о новостях науки и техники, игровые ситуации, учебные дискуссии и пр.; Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к обучающимся со стороны преподавателя в сочетании с требовательностью, его педагогический такт. |
||
Цель урока |
Изучить основные виды минеральных ресурсов, и их распределение и использование их человеком |
||
Задачи урока |
предметные |
метапредметные |
личностные |
Формирование у учащихся знаний о минеральных ресурсах страны, умений определять основные ресурсные базы России (Северо-Европейская, Центральная, Урало-Поволжская, Северо-Сибирская, Южно-Сибирская, Приморская, Дальневосточная), действовать продуктивно по изучаемой теме. |
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке. |
Формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи одноклассников; содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни. Формирование у обучающихся любви к Малой и Большой Родине |
|
Планируемые результаты |
Регулятивные (учебно-организационные): -ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; Познавательные (учебно-логические): -выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами; Учебно-информационные: -поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий Коммуникативные -уметь вести диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
||
Дата проведения |
25.10.2023 |
||
Тип урока |
Урок усвоения нового знания и отработки практических навыков |
||
Ресурсы |
Учебник: География. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 255 с. : ил., карт. – (Полярная звезда). – ISBN 978-5-09-057310-8. Презентация к уроку в формате Power Point Раздаточный материал – (приложение) |
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Время |
Содержание педагогического взаимодействия |
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
||||||
Познавательные УУД/компетенции |
Коммуникативные УУД/компетенции |
Регулятивные УУД/компетенции |
Личностные УУД/компетенции |
|||||
1.Организационный момент урока |
Организация класса. Создание благоприятного психологического настроя на работу |
1 |
Приветствие обучающихся, проверка готовности обучающихся к уроку. Определение настроя учащихся на работу. |
Приветствие учителя |
Проверка своей готовности к уроку. Самооценка |
|||
2. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Актуализация знаний прошлых уроков. |
4 |
Мы живем в самой большой стране по площади территории! В России есть 95% ресурсов мира, климат начинается от холодного арктического, до теплого-субтропического. Изучать Россию в курсе географию очень круто и интересно! Не так ли? Давайте вспомним, какие ресурсы вы знаете? Хорошо, а что такое полезные ископаемые? К каким ресурсам будут относиться ПИ? А что такое минеральные ресурсы? |
Выстраивают свои предположения о видах минеральных ресурсов Устанавливают каких знаний и умений не достает для характеристики минеральных ресурсов |
Ответы на вопросы учителя |
Ориентация на знания учащихся. Формирование умений и навыков использовать различные источники информации (текст, схемы, карта). Целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи. |
Мысленное восприятие ситуации |
|
3. Формулировка гипотезы, цели и темы урока. |
Обсуждение с обучающимися и определение темы урока |
3 |
Давайте сформулируем с вами тему. «Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы.» Давайте зафиксируем тему урока в тетрадь. Зная тему, давайте сформулируем гипотезу урока (Россия является одной из наиболее богатых стран с мировыми минеральными ресурсами) Какую цель мы сформулируем? (Изучить основные виды минеральных ресурсов, и их распределение и использование их человеком) |
Выстраивают свои предположения о цели, гипотезе и теме урока. |
Ответы на вопросы учителя |
Ориентация на знания учащихся. Формирование умений и навыков использовать различные источники информации (текст, схемы, карта). Целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи. |
Мысленное восприятие ситуации |
|
4. Первичное усвоение новых знаний |
Характеристика минеральных ресурсов и полезных ископаемых |
1 |
Вы прошли сейчас тему «Природные ресурсы России» и, наверное, ответите, в чем разница между двумя определениями «ПИ» и «Минеральные ресурсы?» Хорошо, приведите пожалуйста примеры минеральных ресурсов, которые вы видите в повседневной жизни |
Дают характеристику полезным ископаемых и минеральных ресурсов |
Ответы на вопросы учителя |
Ориентация на знания учащихся. Формирование умений и навыков использовать различные источники информации (текст, схемы, карта). Целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи. |
Мысленное восприятие ситуации |
|
5. Решение поставленной проблемы |
Определение видов минеральных ресурсов |
3 |
Приведите пожалуйста примеры минеральных ресурсов, которые вы видите в повседневной жизни песок, глина, гравий, медь и алюминий. Давайте поработаем в парах! У вас на столах есть белый лист, давайте его перевернем и обратимся к коллекции горных пород и минералов. Я предлагаю вам выполнить небольшое задание: Распределить минералы по группам минеральных ресурсов. Пока будете распределять, образцы можете изучить, рассмотреть и потрогать. На выполнение работы я вам даю 1 минуту. |
Работа с минералогическое коллекцией. |
Индивидуальная работа |
Умение донести информацию до других, поиск информации |
Развитие устной речи |
|
6. Этап систематизации знаний |
Проговорить знания, которые обучающимся известно из краеведческого курса географии. |
5 |
Давайте вспомним, в каком городе мы живем? (Копейск) Какое полезное ископаемое было найдено и разработано на территории Копейска? (Бурый Уголь) А как добывали Уголь? (закрытым (шахты) и открытым (карьеры) способом). Первооткрывателем Челябинского буроугольного бассейна стал Иван Иванович Редикорцев, памятник, которому установлен у 6 школы. Время не стоит на месте, на место углю на смену пришли нефть и природный газ. Шахты в Копейске законсервировали и в случае если запасы нефти и газа в стране иссякнут, мы сможем расконсервировать шахты и продолжим добывать уголь. В своей школе я веду кружок дополнительного образования, в рамках которого мы исследуем родной край, нашу малую Родину. Мы ездим по нашей области, карабкаемся по горам, за нашей спиной Сугомак, Двуглавая Сопка, Косотур, Александровская Сопка и многие другие горы. Также мы изучали возвышенности города Копейска, и среди них мы нашли отпечаток древнего папоротника, размером с ладонь. Я напомню, что, когда раскапывали карьеры для добычи угля, пустую породу, известняк, глину собирали в горы, цвет у нее был красный. Такие антропогенные возвышенности назвали «терриконы». |
Ответы на вопросы краеведческого характера |
Взаимодействие с одноклассниками в ходе фронтальной проверки |
Самоконтроль, взаимопроверка |
Самооценка |
|
7. Физкультминутка |
Кратковременные физические упражнения, проводимые во избежание утомления детей, для восстановления умственной деятельности |
2 |
Давайте встанем, немного подвигаемся, чтобы восстановить учебный процесс |
Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряженность во время занятия. |
Способность расслабляться в коллективе |
Принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимают оценку учителя. |
Отдых, активизация деятельности на уроке. |
|
8. Работа с картой |
Отработка навыка работы с тематической картой |
6 |
Давайте выполним индивидуальное задание. Сейчас я вам предлагаю поработать с контурными картами. На физической карте перед вами отмечены условными знаками месторождения полезные ископаемые и справа от карты подписаны ресурсные базы. Ваша задача исследовать эту карту и ручкой обвести в круги основные ресурсные базы. На выполнение задания я вам даю 4 минуты. |
Работа с тематической картой |
Индивидуальная работа |
Умение донести информацию до других, поиск информации |
Развитие устной речи |
|
9. Этап первичного закрепления |
Составление схемы рационального использования минеральных ресурсов |
7 |
Ограниченность полезных ископаемых требует рационального природопользования, применения новой техники, эффективных малоотходных технологий. Я предлагаю вам заполнить небольшую схему в тетради. В центре запишем «Рациональное использование минеральных ресурсов» и вокруг выпустим 4 луча. Как вы думаете, какие есть 4 элемента рационального использования минеральных ресурсов? |
Составление тематической схемы. |
Взаимодействие с одноклассниками в ходе фронтальной проверки |
Самоконтроль, взаимопроверка |
Самооценка |
|
10. Закрепление |
Обсуждение и подведение итогов урока. |
6 |
Для закрепления материала, я предлагаю вам решить небольшой кроссворд. Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашего урока! 1. Гипотеза урока звучала так: «Россия является одной из наиболее богатых стран с мировыми минеральными ресурсами» Доказали ли мы гипотезу? 2. Целью урока была «Изучить основные виды минеральных ресурсов, и их распределение и использование их человеком» Достигнута ли цель урока? 4. Что осталось не понятным и требующим дополнительной работы? 5. Понравился ли вам урок? |
Составление тематической схемы. |
Взаимодействие с одноклассниками в ходе фронтальной проверки |
Самоконтроль, взаимопроверка |
Самооценка |
|
11. Рефлексия
|
Подведение итогов занятия |
2 |
Если вы удовлетворены своей работой на уроке, давайте улыбнёмся друг другу. Если вам понравился урок, давайте поаплодируем друг другу. Спасибо за урок, до свидания! |
Обобщают полученные знания. |
Высказывают своё мнение, соглашаются или опровергают мнение одноклассника. |
Оценивают результативность, качество и уровень знаний –самооценка |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Приложение
Приложение 1
Минеральные ресурсы |
||||
Магматические |
Метаморфические |
Осадочные |
Рудные |
Нерудные |
|
|
|
|
|
Приложение 2
Приложение 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КЛЮЧИ
Приложение 1
Минеральные ресурсы |
||||
Магматические |
Метаморфические |
Осадочные |
Рудные |
Нерудные |
Гранит |
Мрамор |
Уголь |
Железная руда |
Кварц |
Приложение 2 Приложение 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.