Бунина Людмила Васильевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
МОУ Детский сад № 301
Волгоград
Мини-музеи как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Актуальность опыта
Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Формирование восприятия целостной картины мира у детей дошкольного возраста – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Опыт показывает, что задача педагога заключается в развитии умения видеть закономерности, зависимости, взаимовлияния, свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробуждать познавательные интересы.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности.
Интеграция в педагогическом процессе - позволяет утверждать более широкие, воспитательные и обучающие возможности музейной педагогики, не сводя их только к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
К. Д. Ушинский, активно развивавший идею применения наглядности в обучении (именно это стало одним из стимулов создания школьных музеев в дореволюционной России), Я. А. Коменской, подчеркивавший значение всех органов чувств в процессе обучения и воспитания («золотое правило» Коменского), И. Г. Песталоцци с его учением о чувственном восприятии как об «абсолютном фундаменте» всякого познания.
Другим классиком психологической науки, является Л. С. Выготский.
Прежде всего, имеет большое значение его положение о зоне ближайшего развития. Именно на этом фундаментальном принципе базируются педагогические теории развивающего обучения. По Выготскому, существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет ближайшим образом, каковы возможности ребенка в смысле овладения тем, чем он еще не владеет под руководством, с помощью, по указанию, в сотрудничестве. Исследования Выготского о зоне ближайшего развития важно потому, что с опорой на него строится такая система работы с музейными экспонатами, чтобы дошкольники сами «открывали» их для себя.
Н.А. Рыжова считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».
Опираясь на ФГОС ДО, целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста следующих предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людями самому себе;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.
В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа – средой.
Электронные интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Как результат – отсутствие у детей познавательно - исследовательских умений и навыков, они не умеют и не учатся работать с информацией, так как компьютер выдаёт уже готовые ответы, стоит только нажать на кнопку.
Мы заметили, что наши воспитанники тоже не остались в стороне от века компьютерных технологий. Всё чаще мы слышим: «Мама приди за мной пораньше, а то я не успею поиграть в компьютер».
Проанализировав изученную нами литературу, провели диагностику развития выпускников старшей - подготовительной группе на начало учебного года. Выявили следующие показатели:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Начало учебного года
Основываясь на данные диагностики, можно сделать выводы, что у детей выпускной группы не достаточно развита речевая и познавательная активность, поисковая и экспериментальная деятельность. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А многие дошкольники просто не умеют общаться, играть и понимать своего собеседника, предпочитая живому общению одиночество.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Характерной особенностью дошкольного возраста является познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске
интересующей информации и стремлении узнать новое.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два
крупных направления:
- сотрудничество ДОУ с музеями;
- создание и использование мини-музеев в детском саду.
С целью формирования познавательно - исследовательских умений детей дошкольного возраста я стала использовать в своей работе такую форму как мини - музей.
Можно выделить ряд характерных отличий "детского музея" или мини-музея от традиционного:
Ø Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, и не только подлинники и ценные экземпляры.
Ø Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
Ø Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.
Понятия «мини - музей» и «музей» очень близки и их легко спутать. Однако различие между этими понятиями прослеживается уже в определении. Что такое музей? Это отдельное помещение, учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением, показом предметов и документов, характеризующих и отражающих развитие природы и человеческого общества конкретной эпохи и представляющих историческую, научную или художественную ценность. У музея должен быть режим работы, архив, картотеки экспонатов, устав. Следовательно, музей — это форма работы на уровне детского сада. Исходя из определения, музей в ДОО должен располагаться в отдельном помещении и иметь соответствующее оборудование. Но не все дошкольные учреждения имеют свободные помещения для организации музея. Поэтому в своей работе мы используем именно «мини – музеи». Конечно мини – музей не отражает черты Большого музея, которые отличают его от любой тематической выставки: наличие экспонатов, экспозиции, экскурсии, паспорт.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально -организованную предметно-пространственную среду. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Включение музея в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. «Как создать мини-музей?», «Где взять экспонаты для экспозиции?», «Как
увлечь детей и родителей этой деятельностью, что бы она была интересна всем
участникам воспитательного процесса?» ответы на эти вопросы предполагают большую работу со стороны всех участников: детей, их родителей, воспитателя.
Постоянно развивающаяся познавательная активность дошкольников должна поддерживаться всей атмосферой жизни в группе детского сада. Обязательным элементом образа жизни является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, которые они сами и создают. А мы должны подтолкнуть ребёнка на поиск ответов. Как это сделать? Дать детям обычный ответ в виде традиционного занятия, или же побудить детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы, используя метод погружения в интересующую ребенка тему. Первый вариант самый простой, но эффективен ли он? В своей работе мы выбрали второй. Так мы перешли от традиционной формы организации «готовой» среды, регламентированной «заорганизованной» деятельности дошкольника к мини – музею.
Как известно мини - музей это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. От того каким будет
результат, будет зависеть и успешность мини - музея. Это сложная задача, которую
должен решить воспитатель. Мини – музей должен быть как магнит, который будет
каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.
Обратившись к работе над мини - музеями, мы понимали, что подобная деятельность успешна, прежде всего, тогда, когда дети мотивированы, когда от их интереса возникает проблемная ситуация, в которую они погружаются, при этом проблема должна быть актуальна для участников. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.
Тема для создания мини - музея может быть предложена детьми или взрослыми.
Важно, однако, соблюдать баланс инициатив взрослых и детей. Более успешным будет мини - музей, предложенный детьми и основанный на их интересах. Внимательный педагог, ежедневно взаимодействуя с детьми, тонко чувствует, что в действительности их интересует. При организации мини-музеев учитывались следующие принципы:
Принцип интеграции
Принципы деятельности и интерактивности
Принцип научности
Принцип природосообразности
Принцип культуросообразности
Принцип гуманизации
Принципы динамичности и вариативности
Принцип разнообразия
Принцип экологичности
Принцип безопасности
Принципы глобализма и регионализма
Принцип креативности
Принцип непрерывности
Принцип партнерства
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, я посредством создания мини - музеев развиваю у дошкольников познавательный интерес к различным областям знаний, формирую навыки сотрудничества.
Ведь открытие мини - музея это как самостоятельная, так и коллективная творческая
работа.
Создавая мини – музеи мы ориентировались:
v на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
v приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
v формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;
v применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путем самообразования).
Основываясь на выше перечисленных доводах, мы решили, а почему бы и нам не создать мини - музеи в нашей старшей-подготовительной группе детского сада, исходя из интересов детей.
2. Постановка цели (представление конечного результата)
Вовлечение детей, родителей и педагогов в активную творческую деятельность по организации мини-музея позволит систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: формирование познавательно – исследовательских умений детей дошкольного возраста средствами создания мини – музея.
3. Педагогические задачи:
1. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду ДОО.
2. Создание единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей.
3. Вовлечение детей в общественные связи и обогащение социальным опытом.
4. Сформировать у дошкольников представления о музее.
5. Развить познавательные способности, познавательную деятельность и формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
6. Разработать и опробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
4. Педагогические средства, используемые в опыте (методы и формы организации работы, соответствие задачам опыта)
Свою работу мы проводим по трем направлениям:
Ø Работа с детьми;
Ø Работа с педагогами;
Ø Работа с родителями.
Задачи по направлениям:
С детьми:
1. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
2. Способствовать формированию интереса к ценностям, уважение и бережное отношение к ним.
3. Научить детей коллекционированию, аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развитию любознательности и познавательной активности.
4. Воспитать качества, нужные для исследовательской работы, способствующие развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
С родителями:
1. Заинтересовать родителей в создании мини-музея;
2. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Направления деятельности мини-музеев:
v Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини-
музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе.
v Экспозиционное. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то
или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью
не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.
Экскурсионное. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Предполагаемый результат:
- В процессе активной познавательно-исследовательской деятельности у воспитанников будут расширены представления о природном и социальном мире;
- У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;
Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках
мини-музея будет осуществляться через:
* формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;
* совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия (сенсорный опыт);
* использование метода проектов в образовательной работе с детьми;
* организацию интерактивных выставок, экскурсий, занятий, тематических вечеров и музейных праздников;
* взаимодействие мини - музея с предметной средой группы,
* организацию встреч с интересными людьми;
Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
5. Технология описания работы (организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами; последовательность применения педсредств, т.е. алгоритм осуществления педагогических действий: с какой целью, на каком этапе, каким образом и как решаются).
Работа с детьми.
Дети совместно с педагогами разрабатывают правила поведения в мини – музее (приложение 1).
В процессе создания мини-музеев всю работу разделили на этапы:
1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяли название мини-музея, разрабатывали его содержание, выбирали место для размещения. Проводили анкетирование с родителями на тему: «Музейная педагогика в ДОУ».
2. Практический. Сбор и расположение экспонатов на полках мини – музея. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Я учу, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. А любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание - осмысливание - закрепление - применение.
3. Третий этап, когда мини – музей уже будет готов. На этом этапе начинается работа с мини – музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.
Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы. Решая проблему свободных помещений для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу, а можно сделать и мобильные, переносные мини-музеи и т.п.
Встраивание экспозиции в интерьер помещения группы способствует созданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Каждый мини – музей — это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. Мини-музеи в детском саду дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Необходимо выделить следующие педагогические функции мини-музея:
ü образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
ü развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
ü просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
ü воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
В нашей старшей - подготовительной группе открывались мини – музеи:
мини-музеи «Лошадь – животное очень простое», «Русский быт»
мини-музей «Медведи – милые друзья детства»
Такие мини – музеи как: «Русский быт», «» - в нашей группе долгосрочные. Они были открыты в старшей группе, но возвращаясь к ним в подготовительной, дети общаются в нем, основываясь не только на своих старых – стимульных знаниях, но и на новых дополнительных. Потому что наши мини – музеи живые, экспозиции постоянно пополняются, соответственно наглядность в них не однодневная, а несущая информацию ежедневно.
Сбор экспонатов для музея и организация его экспозиций – дело не простое.
Кроме того, экспонаты и дети должны говорить на одном языке. Задача эта решается разными способами, один из которых привлечение к открытию музеев родителей.
Особое место в работе музея у нас занимают экскурсии. И это вполне закономерно, в каком музее не бывает экскурсий? Экскурсоводами становятся по желанию сами дети и даже сами родители! Причём у каждого ребёнка есть свой любимый мини – музей, о котором он с удовольствием расскажет другим детям. Экскурсии организуются для детей младших и средней групп, родителей. Конечно, со стороны педагога проводится предварительная работа по подготовке детей к проведению экскурсии. Обычно, это ролевая игра, в которой дети знакомятся с правилами поведения в музее, с правилами проведения экскурсий, и примеряют на себя образ экскурсовода.
Наряду с занятиями непосредственно в музее (занятия – экскурсии, выставки, конкурсы и праздники, беседы, самостоятельная работа старших дошкольников с музейными материалами), проводятся занятия с использованием отдельных предметов – подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей с активным использованием технических средств и ИКТ: звукозаписи, фотографии, презентации, видео-фильмы. Пример: НОД «В волшебный лесу», с медиа–презентацией, рассматриванием настоящего природного материала, фотографий, картинок.
При ознакомлении детей с экспозициями музеев широко используются игровые
методы и приёмы, такие как: игровые ситуации (пример, «Путешествие по волшебному лесу», «Супер транспорт» и др.), игры на развитие памяти и внимания («Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?»), сюжетно – ролевые игры («Экскурсии в музеи», «Магазин игрушек»), игры – викторины и игры – конкурсы («Угадай экспонат музея по картинке и расскажи о нём», «Я - экскурсовод») и т.д.
Работа с родителями.
Как любому педагогу мне хочется, чтобы знания детей, которые я им даю, были прочными, не забывались, а наоборот оставались актуальными и применяемыми детьми в повседневной жизни. Эту задачу решает такая важная особенность мини-музеев, как участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Но чтобы мы не делали, всегда с нами рядом родители наших воспитанников. В целях создания необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей разработаны направления работы с семьей:
- обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития
ребенка в ДОУ и семье;
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать и находить на них ответы посредством – совместных наблюдений, размышлений, посещений музеев, выставочных залов, детской художественной галереи, просмотра документальных видеофильмов и т.д.;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности: организовывать выставки семейного художественного творчества.
Работа с семьей ведется по двум направлениям:
1) педагогическое просвещение родителей, оказание практической помощи в вопросах воспитания;
2) вовлечение родителей в совместную активную деятельность с детьми и педагогом. Не умаляя роли первого направления, предпочтение отдается второму, т.к. именно оно придает группе “открытость”, т.е. делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, помогает гуманизировать отношения между детьми, педагогом и родителями.
Используется много интересных и разнообразных форм работы с родителями:
- выставки “Моя мама – Марья - искусница” и “Вместе с папой”, родители обладают большими талантами: выпиливать, мастерить, вышивать, шить, рисовать и многое другое;
- совместное рисование на асфальте, на групповой площадке, на разные темы;
- проведение тематических дней “День игрушек”, “День креативных причесок”;
- проектная деятельность;
- проведение совместных мероприятий, в год планируется два - три, например, “Дары осени”, “Парад снеговиков ”, «Подарок маме» и т. д, кульминацией является выставка работ.
Перед созданием какого-либо мини-музея, проводятся родительские собрания, с обязательным анкетированием. Проводятся консультации для родителей, беседы, выставляются папки передвижки с информацией по заданной теме, рекомендации, памятки и др. (приложение 3). В завершении работы, проходит показ – презентация о проделанной поэтапной работе, подведение результатов.
Совместная работа детей и родителей над экспонатом музея, делает его близким и
понятным каждому ребёнку, ведь это будет то, что ребёнок знает, понимает, о чём он может рассказать или прочитать своим друзьям. Очень интересными получаются
книги, в которые входят рассказы и рисунки детей, выполненные совместно с родителями. Пример: «Сказки и рассказы о транспорте», «Мой первый киндер-сюрприз» и др. Все экспонаты раскрывают содержание темы мини – музея и выставляются в определённой системе – в соответствии с логикой разделов музея.
Работа с педагогами.
Главной целью всех форм методической работы с педагогами нашего ДОУ – это обратить внимание педагогов на то, чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
С педагогами были проведены следующие мероприятия:
Консультации:
- «Методические рекомендации для воспитателей по организации мини - музея в ДОУ».
Выступления с презентациями:
- «Педагогические идеи по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО в условиях реализации ООП».
Анкетирование для воспитателей «Роль музея в Вашей работе».
Выступление на педсовете « Проектная деятельность – как средство формирования познавательно - речевого развитие дошкольника».
6. Результативность (полученный педагогический результат)
Проведя повторную диагностику, мы получили следующие данные:
Образовательная область «Познавательное развитие» (сравним показатели на начало и конец года)
Начало учебного года Конец учебного года
По этим данным видно, что у детей нашей группы, после создания мини-музеев и их «посещения», улучшились показания по образовательной области «Познание».
Наблюдения позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.
При создании мини – музеев, мы обратили внимание на следующее:
- музей повышает познавательный интерес детей к изучаемой теме;
- экспонаты в музее расширяют кругозор детей;
- музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения;
- музей предоставляет свободу выбора;
- при работе в мини – музее возможны разные формы работы с детьми (НОД, игры, индивидуальная работа, самостоятельная и коллективная работа детей, наблюдение, презентации);
- мини – музей соответствует современным требованиям к развивающей предметно – пространственной среде (мобильность, гибкость пространства, информативность, индивидуальная и ролевая направленность, безопасность);
- в музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта;
- музей осуществляет просветительную и образовательную функцию;
- расширяет опыт организации работы с семьями.
Когда мини - музеи были уже созданы в нашей группе, дети не потеряли к ним интерес.
Даже наоборот, дети в свободное время обращаются именно к музею. За время создания, мини – музей для детей стал чем – то своим, родным, так как дети принимали активное участие в его открытии. Детям очень понравилось знакомство с музеем, потому что в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, что дети и делают с огромным удовольствием. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Именно поэтому мини – музей становится частью научно обоснованной системы взаимодействия «детский сад – музей - школа», так как мини – музей рассматривается как один из компонентов подготовки ребёнка к дальнейшему обучению в школе. Посредством общения с мини – музеями у моих дошкольников сформированы познавательно – исследовательские умения –умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, умение работать с информацией, структурировать полученные знания, умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения, уметь сформулировать проблему и найти способ ее решения.
Благодаря мини – музеям возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.
Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в новую для них предметно-информативную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослым. Возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).
Интеграция метода проектов и музейной педагогики способствовала созданию единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей. Реализация данной модели на основе совместной деятельности способствует рождению поля интеллектуального напряжения каждого ребенка, эмоциональному заряжению каждого, вовлечению детей в общественные связи и обогащению социальным опытом, предоставляет ребенку социальное пространство для проявления своей индивидуальности, помогает выработке образа жизни и ориентирует на соблюдение норм группы.
Модель воспитательной системы в музейной педагогике объединяет детей моей старшей - подготовительной группы, так как она разновозрастная, от 5 до 7 лет.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Список литературы:
1. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю «Эстетическая развивающая среда в ДОУ»
Учебно – методическое пособие. / Московское педагогическое общество России, 2005г.
2. А.Н. Морозова, О.В. Мельникова «Музейная педагогика: из опыта работы» /М.: ТЦ «Сфера», 2006г.
3. Е. Свешникова «Музей в детском саду: организация и планирование работы» /Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» (№6, 2007).
4. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2.
5. Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации
исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова
//Начальная школа. - 2011.-№9.-С.62-64.
6. Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики - 2007.
7. Рыжова, Н. А. Музейная педагогика в детском саду /Н. А. Рыжова//Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2011.
8. Интернет- ресурсы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.