«Конфликт. Как я к этому отношусь»
Беседа
Каждый человек занимает в обществе определённое место, при этом, всегда находится в определенных отношениях с окружающими людьми. В процессе общения человек пытается понять себя и других людей, оценить чувства и поступки свои и окружающих, появляется возможность само реализовать себя, добиться успехов в жизни, приобрести собственное место в обществе. Исходя из сказанного, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека.
Тип занятия: мини тренинг
Предполагаемый результат.
В ходе занятия учащиеся должны усвоить понятие «конфликт». В результате занятия дети знакомятся с правилами предотвращения конфликта, формируется представления о конструктивных способах разрешения конфликта, которые помогут находить выход из проблемных ситуаций.
Результатом является и то, что дети учатся проявлять уважительное отношение к собеседнику, принимать и в некоторых случаях соглашаться с мнением другого.
Цель: формирование бесконфликтного общения и поведения.
Задачи:
- ознакомление с эффективными вариантами общения;
- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;
- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;
Вводная часть
Упражнение 1. «Улыбнитесь как….
Психолог предлагает детям улыбнуться как:
- солнышко;
- кот на солнышке;
- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;
- вас похвалили родители;
- вам помог ваш лучший друг;
- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.
Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.
Упражнение 2. «Отгадай слово»
Психолог предлагает детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.
Крик, оскорбления, несправедливость, фырканье, ложь, игнорирование, кидание, толкание.
Психолог помогает детям. Затем психолог предлагает детям проверить – правы они или нет, и предлагает прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их. Получится слово «конфликт». Как вы думаете, какая у нас с вами цель занятия, если тема «Конфликты? (дети предлагают свои ответы»). А что вы знаете о конфликте? Сейчас мы это узнаем, выполнив упражнение, которое называется «Мое представление о конфликте».
Основная часть
Упражнение «Мое представление о конфликте»
Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта.
Психолог предлагает на листе А4 нарисовать рисунок на тему «Мое представление о конфликте». После выполнения работы психолог предлагает по очереди рассказать, что он нарисовал.
Обсуждение:
- Какие ощущения были у вас во время рисования?
- Понравился ли вам рисунок?
Информационное сообщение «Конфликт»
Слово «конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, т.е. чтобы одна из сторон начала действовать. Причины конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, эгоизм, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний.
Упражнение «Коробочка недоразумений»
Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.
Формируются малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.
1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.
2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».
- Какая реакция учителя на слова Сергея?
- Как бы вы сделали в этой ситуации?
3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
- Какова реакция девушки?
- Как бы вы сделали на месте мамы?
4 – я ситуация. Мальчик дерется со всеми ребятами в классе. Как решить эту ситуацию?
Вывод: В жизни много конфликтных ситуаций и выходов из их тоже много, но, чтобы оставаться добрым, вежливым, воспитанным человеком нужно использовать эффективные методы – без драк и оскорблений.
Рефлексия
Ребята, какой вывод мы с вами сделаем?
Конфликты это хорошо или плохо?
Как вы решаете конфликт?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.