Тема мини-проекта: «Год экологии.Первоцветы»
Основание для выбора тем: В ходе образовательной деятельности было замечено, что не все дошкольники знают о многообразии природы в Хакасии. Это обусловлено занятостью родителей, не все дошкольники имеют возможность посетить парки, музеи, заповедники Хакасии.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством реализации краткосрочного проекта «Год экологии. Первоцветы Хакасии»
Задачи:
-создать условия для закрепления представлений о сезонных изменениях в природе.
-создать условия для формирования представления о красоте и многообразии природы Хакасии.
-создать условия для закрепления знаний о названиях, внешнем виде, месте обитания первоцветов в Хакасии.
-создать условия для развития познавательной и речевой активности;
-обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, свободного выбора партнера, материалов;
-способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
-воспитывать патриотические чувства к своей малой родине, любовь к природе.
Актуальность: Актуальность темы заключается в создании условий для формирования у детей познавательной активности (обогащение знаниями о природе родного края), готовности самостоятельно познавать окружающий мир, взаимодействовать с окружающей средой.
Ожидаемые результаты:
-развитие познавательной активности;
-развитие речевой активности (устной и связной речи),
-развитие коммуникативных и социальных навыков, умений работать в команде, в паре, умений работать с социумом;
- закрепление знаний о названиях, внешнем виде, месте обитания первоцветов в Хакасии.
-развитие творческих способностей.
Продукт:
-выставка творческих работ «Первоцветы в природе»
-конкурс чтецов (стихотворения о природе)
-выпуск листовок «Не рвите, первоцветы!»
-оформление фотоальбома совместно с родителями «Первоцветы Хакасии»
Время в режиме дня |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
|
Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми |
||||||
Групповая, подгрупповая («проработка» темы недели в различных видах деятельности) |
Индивидуальная |
Образов. деятельность в режимных моментах |
|||||||
Утро: |
В центре активности «Выставка книг» дети знакомятся с произведениями хакасских писателей (хакасские народные сказки, стихотворения) Раскраски, цветные карандаши. Самостоятельная деятельность в центрах развития. |
Введение в тему через рассматривание «Красная Книга Хакасии» Проблема: Как вы думаете, почему в Красной Книге Хакасии так много цветущих растений? Как мы можем помочь сохранить их для других людей. Решение: составление плана действий: узнаем новое, почитаем книги, посмотрим презентации, сходим на экскурсию в краеведческий музей, организуем выставку работ, выпустим листовки «Охраняем первоцветы Хакасии» |
Д\и «Один-много» Цель: Создание условий для развития навыка употреблять имена существительные в ед-мн.числе. |
Разучивание тематической утренней гимнастики «Прогулка по лесу»
|
Знакомство родителей с темой проекта. Подбор художественной литературы для чтения дома и оформления книжной выставки. |
||||
НОД |
Познавательное развитие.Знакомство с миром природы. Тема: «Первоцветы Хакасии» Цель: Создание условий для формирования представления о названиях, внешнем виде, отличительных признаках первоцветов. Проблема: «Хорошо ли мы знаем цветы, которые первыми распускаются весной в нашей республике?» Решение:Просмотр презентации «Первоцветы Хакасии», обсуждение отличительных признаков первоцветов, пантомима «Почувствуй себя….(название цветка) |
||||||||
Художественно-эстетическое развитие. Музыка. Тема: «Весна идет-весне дорогу» Цель:Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей через музыкальную деятельность. Проблема: «Как можно музыкой показать пробуждение природы, цветов» Решение: Рассматривание
сюжетных картинок, прослушивание музыкальных произведений С. Соснина,
Вивальди, |
|||||||||
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Первоцветы в природе» Цель: Создание условий для развития творческих способностей ребёнка, умений работать в паре, в коллективе. Проблема: «Как показать красоту первоцветов» Решение:Дети рассуждают, при помощи каких материалов можно изобразить первоцветы: красками, карандашами, мелками, пластилином |
|||||||||
День: |
Рассматривание дидактических альбомов по теме «Растения и цветы Хакасии» |
|
Д\и «Назови новые слова» Цель: создание условий для речевой активности детей (дети называют, какие новые слова они услышали за день» |
Напоминание: убираем за собой рабочее место. |
|
||||
Прогулка: Наблюдение |
Наблюдение за солнцем: Цель: Создание условий для закрепления знаний о сезонных изменениях в природе(солнце чаще светит, ярче, жарче) |
||||||||
Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя) |
П/и «Пастух и волки», «Хозан-орых»-заячья тропа (народные игры) |
||||||||
Упражнения на развитие физических качеств |
Бросок мяча в корзину |
||||||||
Организация развивающей среды (оборудование, предоставляемое детям) |
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом. |
||||||||
работа п/д сн |
Чтение и обсуждение художественной литературы: И.Токмакова «Усни -трава» |
||||||||
Вечер: |
Куклы, кубики, машинки, конструктор «Лего»,мозаика,лото, паззлы, домино Самостоятельная игровая деятельность в центрах активности. Бумага, восковые мелки С/р игры.Книги на «Книжной выставке» |
Штриховка по образцу. |
Прослушивание хакасских композиторов ( Г.Челбораков) |
Гимнастика после сна. Хождение по массажным дорожкам (Цель: профилактика плоскостопия) |
Приглашение родителей на прогулку-экскурсию в Хакасский национальный краеведческий музей |
||||
Прогулка: |
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом |
||||||||
День недели |
Время в режиме дня |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми |
||||
Групповая, подгрупповая («проработка» темы недели в различных видах деятельности) |
Индивидуальная |
Образов. деятельность в режимных моментах |
||||||
В |
Утро: |
Раскраски,карандаши, машинки,настольные игры, мозаика,пазлы. Рассматривание иллюстраций к книге «Легенды и мифы Хакасии» Дидактический альбом «Природа Хакасии»
|
Знакомство с легендой об происхождении названия первоцвета Хакасии –адонис весенний (горицвет) Подготовка к прогулке-экскурсии в Республиканский национальный краеведческий музей им. Л. Кызласова Проблема: Где можно узнать новое о природе, о заповедниках Хакасии. Решение: посещение музея.
|
Д/и « Скажи, какой?» Цель: создание условий для формирования навыка употреблять в речи слова-признаки. |
Утренняя гимнастика «Прогулка по лесу» |
Организация прогулки- экскурсии в Республиканский национальный краеведческий музей им. Л. Кызласова на выставку «Мгновения из жизни заповедника» |
||
НОД |
Речевое развитие. Развитие речи. Тема: Составление описательного рассказа на предметной картинке «Мой первоцвет» Цель: Создание условий для закрепления навыка описывать растение, его отличительные признаки. Проблема:Турист не знает, какие первоцветы зацвели весной в Хакасии. Решение: путешествие по карте заповедников Хакасии, просмотр презентации с первоцветами, рассматривание предметных картинок, описание первоцветов, оформление видеописьма туристу. |
|||||||
Физическое развитие. Физическая культура. Тема: «В заповеднике весной» Цель: Создание условий формирования представления о правилах поведения в заповеднике, для развития физических качеств: выносливости , быстроты. Проблема: Как нам попасть в заповедник и посмотреть первоцветы. Решение :путешествие по карте заповедников Хакасии, прохождение трассы по заповеднику, релаксация под национальную музыку «Цветы спят-просыпаются» |
||||||||
День: |
|
Беседа: правила поведения в общественном месте.
|
|
Привитие сан-гигиен. навыков |
|
|||
Прогулка-экскурсия:
|
Посещение выставки «Мгновения из жизни заповедника»Д\и «Клуб вопросов»(задай вопрос гиду) |
|||||||
Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя) |
П/и «Желтый, красный, зеленый»(ПДД), «Соберись по звонку» |
|||||||
Упражнения на развитие физических качеств |
Построение в 2 колонны, прохождени по экологической тропе. |
|||||||
работа п/д сном |
Чтение и обсуждение художественной литературы: С.Я. Маршак «Чернеет лес теплом разбуженный, весенней сыростью объят» |
|||||||
Вечер: |
Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях, журналах. Мозаика,пазлы,конструктор,кубики,куклы, машинки, посудка, лего. Трафареты, штриховки, карандаши,бумага С/р игры |
Д\и «Назови приметы весны» Цель:закрепление знаний о сезонных изменениях в природе. |
Напоминание:Аккуратно обращаемся с книгами! |
Гимнастика после сна. Напоминание:убираем на места свои игрушки. |
Пополнение предметными картинками дидактических альбомов «Первоцветы Хакасии» |
|||
Прогулка: |
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом. |
|||||||
День недели |
Время в режиме дня |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми |
||||
Групповая, подгрупповая («проработка» темы недели в различных видах деятельности) |
Индивидуальная |
Образов. деятельность в режимных моментах |
||||||
С Р Е Д А |
Утро: |
Рассматривание репродукций из «Красной Книги Хакасии», гербариев. Блоки Дьенеша, паззлы, машинки, куклы, кубики, лото, конструктор. С\р игры. Самостоятельная игровая деятельность в центрах активности. |
Прослушивание аудиозаписей Вивальди «Времена года» Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки..» |
Д\и «Загадай загадку» Ц: Создание условий для закрепления навыков сочинять загадку о растении, опираясь на характерные признаки. |
Утренняя гимнастика.
Беседа: «Моем руки перед едой!» |
Подбор стихотворения для заучивания про первоцвет. |
||
НОД |
Познавательное развитие. ФЭМП Тема: «Геометрические фигуры» Цель:Создание условий для закрепления знаний по теме «Геометрические фигуры», устный счет от 1-10. Проблема: При помощи каких геометрических фигур мы можем изобразить цветок: ветреница, медуница и т.д. Решение: Повторение признаков геометрических фигур, устный счет, выкладывание на столе моделей цветка из плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера. |
|||||||
Художественно-эстетическое развитие. Музыка Тема: «Герб Абакана» Цель: создание условий для знакомства с государственными символами города Абакана, знакомство с названием «ветреница», «жарки» Проблема: Как вы думаете, почему на гербе города Абакана расположен цветок? Как вы думаете, что это за цветок? Решение: вспомнить, узнать у взрослых о названии цветка, рассмотреть герб Абакана, найти ответ, почему он находится на гербе? прослушать аудиозаписи хакасских композиторов о тайге, о степи, о городе Абакан. |
||||||||
День: |
Раскраски, карандаши. |
Зрительная гимнастика «Где растет цветок?»
|
|
Ситуативный разговор «Не рвите цветы!» |
|
|||
Прогулка: Наблюдение |
Наблюдение за ветвями деревьев и кустарников. Рассматривание почек на ветвях. Что изменилось? |
|||||||
Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя) |
П/и «Подбрось и поймай», «Коршун и птички» |
|||||||
Упражнения на развитие физических качеств |
Ходьба с высоким подниманием бедра. |
|||||||
Организация развивающей среды (оборудование, предоставляемое детям для самостоятельной трудовой, игровой и др.деят) |
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом. |
|||||||
работа п/д сн |
Чтение и обсуждение художественной литературы: В. Майнашев «Жарки» |
|||||||
Вечер: |
С/р игры. Шашки, шахматы, лото,домино, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Куклы,пазлы,машинки, посудка,лото,мозаика. Пластилин,доски,стеки; Художественная литература, дидактические альбомы. Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития.
|
Знакомство с растительным орнаментом: русский и хакасский орнамент. Проблема: на какие растении я похож орнамент? |
Д\и «Назови, где живёт?» Цель: создание условий для закрепления знаний о месте произрастания и проживания растений и животных Хакасии. |
Гимнастика после сна.Хождение по массажным дорожкам. Беседа:Осторожно! Ядовитые растения! |
Сбор фотографий для оформления альбома «Берегите первоцветы!» |
|||
Прогулка: |
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом. |
|||||||
День недели |
Время в режиме дня |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми |
||||
Групповая, подгрупповая («проработка» темы недели в различных видах деятельности) |
Индивидуальная |
Образов. деятельность в режимных моментах |
||||||
Ч |
Утро: |
Кубики, машинки, куклы, лего, паззлы, мозаика, посудка. Конструктор, домино, лото, предметные картинки и сюжетные картинки, дидактические альбомы. С-р игры, энциклопедии, произведения художественной литературы. Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития |
Знакомство с растением – медуница. (рассматривание растения, обсуждение: почему так называется?, чтение стихотворения «Медуница»Г.Ладонщиков. Конкурс чтецов(стихотворения о природе, первых цветах) |
Д\и «Посчитай цветы на поляне» (Камила, Саша) Цель: создание условий для закрепления навыков устного счета. |
Утренняя гимнастика «Прогулка по лесу» Дежурство по столовой. |
Сбор фотографий для оформления альбома «Берегите первоцветы!» |
||
НОД |
Познавательное развитие.Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Проращивание семени» Цель:Создание условий для расширения представления о строении растения, о частях и их значении в жизни растения. Проблема: Как появляются растения? Решение: рассматривание комнатных растений, укорененных побегов, опыты с укоренением побега,опыты с проращиванием растения из семени. |
|||||||
Худ-эстетическое развитие.Лепка/Аппликация Тема: «Правила поведения в заповеднике» Цель:Создание условий для развития творческих способностей детей, умений создавать единую композицию. Проблема: Где растут охраняемые Красной Книгой растения? Как объяснить Вите, который не был в заповеднике, как вести себя в этом месте? Решение: Выбрать материалы и создать знаки о правилах поведения в заповеднике. |
||||||||
Физическое развитие. Физическая культура. Тема: «В лесу» Цель: создание условий для закрепления представления о многообразии животного и растительного мира Хакасии. Проблема: Как объяснить туристу, какие разные животные и растения живут в Хакасии? Решение: Просмотр презентации, обзор видов животных с помощью спортивных упражнений, растений с помощью пантомимы. |
||||||||
День: |
|
Знакомство с хакасскими загадками.
|
|
Напоминание: Убираем свое рабочее место. |
|
|||
Прогулка: Наблюдение |
Наблюдение за травой Д/и «Скажи,какое?»Ц:Создание условия для закрепления умений употреблять в речи слова-признаки. |
|||||||
Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя) |
П\и «Хитрая лиса», «Волк и зайцы» |
|||||||
Упражнения на развитие физических качеств |
Прыжки в длину |
|||||||
Организация развивающей среды |
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.Трудовые поручения: сбор камешков. |
|||||||
работа п. сном |
Чтение и обсуждение худ.литературы:Л. Искакова «Сон-трава».Знакомство с растением прострел, рассказывание легенды о сон-траве. |
|||||||
Вечер: |
С /р игры. Шашки, шахматы, лото,домино, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.Куклы,пазлы,машинки, посудка,лото,мозаика. Пластилин,доски,стеки; Художественная литература, дидактические альбомы. Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития. |
Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки» |
Нарисуй по образцу (Даша, Лера) |
Аккуратно складываем книги на книжной вставке. |
|
|||
Прогулка: |
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом. |
|||||||
День недели |
Время в режиме дня |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми |
||||
Групповая, подгрупповая («проработка» темы недели в различных видах деятельности) |
Индивидуальная |
Образов. деятельность в режимных моментах |
||||||
П |
Утро: |
Уход и полив комнатных растений. Куклы, кроватки, посудка кубики, лего, машинки, конструкторы, лото, домино, паззлы. Произведения художественной литературы и иллюстрации к ним. Штриховки, карандаши, раскраски. Самостоятельная игровая деятельность в центрах активности. |
Рассматривание фотографий по теме «Первоцветы», «Красная Книга Хакасии» Проблема: как нам собрать весь материал и фотографии родителей в единую композицию Решение:Оформление фотоальбома «Первоцветы Хакасии» из фотографий, которые дети сделали совместно с родителями. |
Д/и «Кто-что» Ц: Создание условий для формирования умений определять живые и неживые предметы. |
Утренняя гимнастика «Прогулка по лесу» Дежурство по столовой. |
Помощь в распространении листовок «Не рвите, первоцветы!»
|
||
НОД |
Познавательное развитие. Конструктивно-модельная деятельность. Тема: «Не рвите первоцветы!» Цель: Создание условия для формирования умений конструировать из подручных материалов листовки. Проблема: Как нам рассказать жителям нашего микрорайона, чтобы они не рвали цветы. Решение: выпуск листовок «Не рвите первоцветы!» и распространение их около подъездов жилых домов, родителям на место их работы. |
|||||||
Речевое развитие.Развитие речи. Тема: Конкурс чтецов «О первых цветах» Цель: Создание условий для развития навыков выразительно рассказывать стихотворение наизусть. Проблема:Как можно познакомить своих друзей со стихотворением про первоцвет, который дети выучили дома с родителями? Решение: устроить Конкурс чтецов (стихотворения были выучены дома) |
||||||||
Физическое развитие.Физическая культура. Прогулка. |
||||||||
День: |
|
Гимнастика для глаз « Где растет деревце?» |
|
Ситуативный разговор: на улице грязно- не мараем одежду! |
|
|||
Прогулка: Наблюдение |
Наблюдение за деревьями.Цель: Создание условий для формирования знаний о сезонных изменениях в природе( какая на ощупь? По цвету? Чем различается кора разных деревьев?) |
|||||||
Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя) |
П/и « Кот и мыши», «Попади в цель» |
|||||||
Упражнения на развитие физических качеств |
Прыжки в длину. |
|||||||
Организация развивающей среды (оборудовании) |
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом. |
|||||||
работа п/д сн. |
Беседа о пользе сна. |
|||||||
Вечер: |
С\р игры. Мозаика, паззлы, куклы, машинки, конструктор, лото, мозаика, домино. Раскраски, кисти, краски. Книги и книжные иллюстрации в книжном центре. Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития. |
|
Д\и «Шкатулка со сказками» Цель: создание условий для закрепления знаний о главных героях русских и хакасских сказок |
Гимнастика после сна. Хождение по массажным дорожкам |
Помощь детям в распространении листовок |
|||
Прогулка: |
Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом |
|||||||
Список литературы:
1.Национально-региональный компонент в детском саду. Методическое пособие- Абакан: методический кабинет ГУО,2007.
2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. П\р Н.Е Вераксы. М. Мозаика-Синтез,2013
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.