Мини-проект к году экологии на тему "Первоцветы"

  • Документация
  • doc
  • 15.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мини-проект включает 7 дней, где дети подробно изучают первоцветы. В проекте описаны первоцветы, произрастающие на территории Хакасии, можно названия заменить на первоцветы, растущие на Вашей территории. В проект входит спортивные и дидактические игры, чтение художественной литературы, познавательное и художественно-эстетическое развитие, работа с родителями. Будет интересен для воспитателей старшего дошкольного возраста.Проект расписан по дням недели в формате Оффис
Иконка файла материала мини-проект.doc

 

Тема мини-проекта: «Год экологии.Первоцветы»

Основание для выбора тем: В ходе образовательной деятельности было замечено, что не все дошкольники знают о многообразии природы в Хакасии. Это обусловлено занятостью родителей, не все дошкольники имеют возможность посетить парки, музеи,  заповедники Хакасии.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством реализации краткосрочного проекта «Год экологии. Первоцветы Хакасии»

Задачи:

-создать условия для закрепления представлений о сезонных изменениях в природе.

-создать условия для формирования  представления о красоте и многообразии природы Хакасии.

-создать условия для закрепления знаний о названиях, внешнем виде, месте обитания первоцветов в Хакасии.

-создать условия для развития познавательной и речевой активности;

-обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, свободного  выбора партнера, материалов;

-способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-воспитывать патриотические чувства к своей малой родине, любовь к природе.

Актуальность: Актуальность темы заключается в создании условий для формирования у детей познавательной активности (обогащение знаниями о природе родного края), готовности самостоятельно познавать окружающий мир, взаимодействовать с окружающей средой.

Ожидаемые результаты:

-развитие познавательной активности;

-развитие речевой активности (устной и связной речи),

-развитие коммуникативных и социальных навыков, умений работать в команде, в паре, умений работать с социумом;

- закрепление знаний о названиях, внешнем виде, месте обитания первоцветов в Хакасии.

-развитие творческих способностей.

Продукт:

-выставка творческих работ «Первоцветы в природе»

-конкурс чтецов (стихотворения о природе)

-выпуск листовок «Не рвите, первоцветы!»

-оформление фотоальбома совместно с родителями «Первоцветы Хакасии»

 

Время в режиме дня

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

 

 

Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми

Групповая,

подгрупповая

(«проработка» темы недели в различных видах деятельности)

Индивидуальная

Образов. деятельность в режимных моментах

Утро:

В центре активности «Выставка книг» дети знакомятся с  произведениями хакасских писателей (хакасские народные сказки, стихотворения)

Раскраски, цветные карандаши.

Самостоятельная деятельность в центрах развития.

Введение в тему через рассматривание «Красная Книга Хакасии»

Проблема: Как вы думаете, почему в Красной Книге Хакасии так много цветущих растений? Как мы можем помочь сохранить их для других людей.

Решение: составление плана действий: узнаем новое, почитаем книги, посмотрим презентации, сходим на экскурсию в краеведческий музей, организуем выставку работ, выпустим листовки «Охраняем первоцветы Хакасии»

Д\и «Один-много» Цель: Создание условий для развития навыка употреблять имена существительные в ед-мн.числе.

Разучивание тематической утренней гимнастики «Прогулка по лесу»

 

Знакомство родителей с темой проекта. Подбор художественной литературы  для чтения дома и оформления книжной выставки.

НОД

Познавательное развитие.Знакомство с миром природы.

Тема: «Первоцветы Хакасии»

Цель: Создание условий для формирования представления о названиях, внешнем виде, отличительных признаках первоцветов.

Проблема: «Хорошо ли мы знаем цветы, которые первыми распускаются весной в нашей республике?»

Решение:Просмотр презентации «Первоцветы Хакасии», обсуждение отличительных признаков первоцветов, пантомима «Почувствуй себя….(название цветка)

Художественно-эстетическое развитие. Музыка.

Тема: «Весна идет-весне дорогу»

Цель:Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей через музыкальную деятельность.

Проблема: «Как можно музыкой показать пробуждение природы, цветов»

Решение: Рассматривание сюжетных картинок, прослушивание музыкальных произведений С. Соснина, Вивальди,
Чайковского.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Тема: «Первоцветы в природе»

Цель: Создание условий для развития творческих способностей ребёнка, умений работать в паре, в коллективе.

Проблема: «Как показать красоту первоцветов»

Решение:Дети рассуждают, при помощи каких материалов можно изобразить первоцветы: красками, карандашами, мелками, пластилином

День:

Рассматривание дидактических альбомов по теме «Растения и цветы Хакасии»

 

 

Д\и «Назови  новые слова»

Цель: создание условий для речевой активности детей (дети называют,  какие новые слова они услышали за день»

Напоминание: убираем за собой рабочее место.

 

Прогулка:

Наблюдение

Наблюдение за солнцем: Цель: Создание условий для закрепления знаний о сезонных изменениях в природе(солнце чаще светит, ярче, жарче)

Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя)

П/и «Пастух и волки», «Хозан-орых»-заячья тропа (народные игры)

Упражнения на развитие физических качеств

Бросок мяча в корзину

Организация развивающей среды (оборудование, предоставляемое детям)

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

работа п/д сн

Чтение и обсуждение художественной литературы: И.Токмакова «Усни -трава»

Вечер:

Куклы, кубики, машинки, конструктор «Лего»,мозаика,лото, паззлы, домино

Самостоятельная игровая деятельность в центрах активности. Бумага, восковые мелки

С/р игры.Книги на «Книжной выставке»

Штриховка по образцу.

Прослушивание хакасских  композиторов (

Г.Челбораков)

Гимнастика после сна. Хождение по массажным дорожкам (Цель: профилактика плоскостопия)

Приглашение родителей на прогулку-экскурсию в Хакасский национальный краеведческий музей

Прогулка:

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом

 

 

 

 

 

 

 

День недели

Время в режиме дня

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми

Групповая,

подгрупповая

(«проработка» темы недели в различных видах деятельности)

Индивидуальная

Образов. деятельность в режимных моментах

 

 

В
Т
О
Р
Н
И
К

Утро:

Раскраски,карандаши, машинки,настольные игры,  мозаика,пазлы.

Рассматривание иллюстраций к книге «Легенды и мифы Хакасии»

Дидактический альбом «Природа Хакасии»

 

Знакомство с легендой об происхождении названия первоцвета Хакасии –адонис весенний (горицвет)

Подготовка к прогулке-экскурсии в Республиканский национальный краеведческий музей им. Л. Кызласова

Проблема: Где можно узнать новое о природе, о заповедниках Хакасии.

Решение: посещение музея.

 

Д/и « Скажи, какой?» Цель: создание условий для формирования навыка употреблять в речи слова-признаки.

Утренняя гимнастика «Прогулка по лесу»

Организация прогулки- экскурсии в Республиканский национальный краеведческий музей им. Л. Кызласова на выставку «Мгновения из жизни заповедника»

НОД

Речевое развитие. Развитие речи.

Тема: Составление описательного рассказа на предметной картинке «Мой первоцвет»

Цель: Создание условий  для закрепления навыка описывать растение, его отличительные признаки.

Проблема:Турист не знает, какие первоцветы зацвели весной в Хакасии.

Решение: путешествие по карте заповедников Хакасии, просмотр презентации с первоцветами, рассматривание предметных картинок, описание первоцветов, оформление видеописьма туристу.

Физическое развитие. Физическая культура.

Тема: «В заповеднике весной»

Цель: Создание условий  формирования представления о правилах поведения в заповеднике, для развития физических качеств: выносливости , быстроты.

Проблема: Как нам попасть в заповедник и посмотреть первоцветы.

Решение :путешествие по карте заповедников Хакасии, прохождение трассы по заповеднику, релаксация под национальную музыку «Цветы спят-просыпаются»

День:

 

Беседа: правила поведения в общественном месте.

 

 

Привитие сан-гигиен. навыков

 

Прогулка-экскурсия:

 

Посещение выставки «Мгновения из жизни заповедника»Д\и «Клуб вопросов»(задай вопрос гиду)

Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя)

П/и «Желтый, красный, зеленый»(ПДД), «Соберись по звонку»

Упражнения на развитие физических качеств

Построение в 2 колонны, прохождени по экологической тропе.

работа п/д сном

Чтение и обсуждение художественной литературы: С.Я. Маршак «Чернеет лес теплом разбуженный, весенней сыростью объят»

Вечер:

Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях, журналах.

Мозаика,пазлы,конструктор,кубики,куклы, машинки, посудка, лего.

Трафареты, штриховки, карандаши,бумага

С/р игры

Д\и «Назови приметы весны»

Цель:закрепление знаний о сезонных изменениях в природе.

Напоминание:Аккуратно обращаемся с книгами!

Гимнастика после сна.

Напоминание:убираем на места свои игрушки.

Пополнение предметными картинками дидактических альбомов «Первоцветы Хакасии»

Прогулка:

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели

Время в режиме дня

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми

Групповая,

подгрупповая

(«проработка» темы недели в различных видах деятельности)

Индивидуальная

Образов. деятельность в режимных моментах

 

 

 

 

С

Р

Е

Д

А

Утро:

Рассматривание репродукций из «Красной Книги Хакасии», гербариев.

Блоки Дьенеша, паззлы, машинки, куклы, кубики, лото, конструктор.

С\р игры.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах активности.

Прослушивание аудиозаписей Вивальди «Времена года»

Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки..»

Д\и «Загадай загадку»

Ц: Создание условий для закрепления навыков сочинять загадку о растении, опираясь на характерные признаки.

Утренняя гимнастика.

 

Беседа: «Моем руки перед едой!»

Подбор стихотворения для заучивания про первоцвет.

НОД

Познавательное развитие. ФЭМП

Тема: «Геометрические фигуры»

Цель:Создание условий для закрепления знаний по теме «Геометрические фигуры», устный счет от 1-10.

Проблема: При помощи каких геометрических фигур мы можем изобразить цветок: ветреница, медуница  и т.д.

Решение: Повторение признаков геометрических фигур, устный счет, выкладывание на столе моделей цветка из плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера.

Художественно-эстетическое развитие. Музыка

Тема: «Герб Абакана»

Цель: создание условий для знакомства с государственными символами города Абакана, знакомство с названием «ветреница», «жарки»

Проблема: Как вы думаете, почему на гербе города Абакана расположен цветок? Как вы думаете, что это за цветок?

Решение: вспомнить, узнать у взрослых о названии цветка, рассмотреть герб Абакана, найти ответ, почему он находится на гербе? прослушать аудиозаписи хакасских композиторов о тайге, о степи, о городе Абакан.

День:

Раскраски, карандаши.

Зрительная гимнастика «Где растет цветок?»

 

 

Ситуативный разговор «Не рвите цветы!»

 

Прогулка:

Наблюдение

Наблюдение за ветвями деревьев и кустарников. Рассматривание почек на ветвях. Что изменилось?

Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя)

П/и «Подбрось и поймай», «Коршун и птички»

Упражнения на развитие физических качеств

Ходьба с высоким подниманием бедра.

Организация развивающей среды (оборудование, предоставляемое детям для самостоятельной трудовой, игровой и др.деят)

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

работа п/д сн

Чтение и обсуждение  художественной литературы: В. Майнашев «Жарки»

Вечер:

С/р игры. Шашки, шахматы, лото,домино, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.

Куклы,пазлы,машинки, посудка,лото,мозаика.

Пластилин,доски,стеки; Художественная литература, дидактические альбомы.

Самостоятельная игровая деятельность в  центрах развития.

 

Знакомство с растительным орнаментом: русский и хакасский орнамент.

Проблема: на какие растении я похож орнамент?

Д\и «Назови, где живёт?» Цель: создание условий для закрепления знаний о месте произрастания и проживания растений и животных Хакасии.

Гимнастика после сна.Хождение по массажным дорожкам.

Беседа:Осторожно! Ядовитые растения!

Сбор фотографий для оформления альбома «Берегите первоцветы!»

Прогулка:

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели

Время в режиме дня

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми

Групповая,

подгрупповая

(«проработка» темы недели в различных видах деятельности)

Индивидуальная

Образов. деятельность в режимных моментах

 

 

Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г

Утро:

Кубики, машинки, куклы, лего, паззлы, мозаика, посудка. Конструктор, домино, лото, предметные картинки и сюжетные картинки, дидактические альбомы.

С-р игры, энциклопедии, произведения художественной литературы. Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития

Знакомство с растением – медуница.

(рассматривание растения, обсуждение: почему так называется?, чтение стихотворения «Медуница»Г.Ладонщиков.

Конкурс чтецов(стихотворения о природе, первых цветах)

Д\и «Посчитай цветы на поляне»

(Камила, Саша) Цель: создание условий для закрепления навыков устного счета.

Утренняя гимнастика «Прогулка по лесу»

Дежурство по столовой.

Сбор фотографий для оформления альбома «Берегите первоцветы!»

НОД

Познавательное развитие.Познавательно-исследовательская деятельность

Тема: «Проращивание семени»

Цель:Создание условий для расширения представления о строении растения, о частях и их значении в жизни растения.

Проблема: Как появляются растения?

Решение: рассматривание комнатных растений, укорененных побегов, опыты с укоренением побега,опыты с проращиванием растения из семени.

Худ-эстетическое развитие.Лепка/Аппликация

Тема: «Правила поведения в заповеднике»

Цель:Создание условий для развития творческих способностей детей, умений  создавать единую композицию.

Проблема: Где растут охраняемые Красной Книгой растения? Как объяснить Вите, который не был в заповеднике, как вести себя в этом месте?

Решение: Выбрать материалы и создать знаки о правилах поведения в заповеднике.

Физическое развитие. Физическая культура.

Тема: «В лесу»

Цель: создание условий для закрепления представления о многообразии животного и растительного мира Хакасии.

Проблема: Как объяснить туристу, какие разные животные и растения живут в Хакасии?

Решение: Просмотр презентации, обзор видов животных с помощью спортивных упражнений, растений с помощью пантомимы.

День:

 

Знакомство с хакасскими загадками.

 

 

Напоминание: Убираем свое рабочее место.

 

Прогулка:

Наблюдение

Наблюдение за травой  Д/и «Скажи,какое?»Ц:Создание условия для закрепления умений употреблять в речи слова-признаки.

Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя)

П\и «Хитрая лиса», «Волк и зайцы»

Упражнения на развитие физических качеств

Прыжки в длину

Организация развивающей среды

Самостоятельная игровая деятельность  с выносным материалом.Трудовые поручения: сбор камешков.

работа п. сном

Чтение и обсуждение  худ.литературы:Л. Искакова «Сон-трава».Знакомство с растением прострел, рассказывание легенды о сон-траве.

Вечер:

С /р игры. Шашки, шахматы, лото,домино, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.Куклы,пазлы,машинки, посудка,лото,мозаика.

Пластилин,доски,стеки; Художественная литература, дидактические альбомы.

Самостоятельная игровая деятельность в  центрах развития.

Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки»

Нарисуй по образцу (Даша, Лера)

Аккуратно складываем книги на книжной вставке.

 

Прогулка:

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

День недели

Время в режиме дня

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми

Групповая,

подгрупповая

(«проработка» темы недели в различных видах деятельности)

Индивидуальная

Образов. деятельность в режимных моментах

 

 

П
Я
Т
Н
И
Ц
А

Утро:

Уход и полив комнатных растений.

Куклы, кроватки, посудка кубики, лего, машинки, конструкторы,  лото, домино, паззлы. Произведения художественной литературы и иллюстрации к ним.

Штриховки, карандаши, раскраски.

Самостоятельная игровая деятельность в центрах активности.

Рассматривание фотографий по теме «Первоцветы», «Красная Книга Хакасии»

Проблема: как нам собрать весь материал и фотографии родителей в единую композицию

Решение:Оформление фотоальбома «Первоцветы Хакасии» из фотографий, которые дети сделали совместно с родителями.

 Д/и «Кто-что» Ц: Создание условий для формирования умений определять живые и неживые предметы.

Утренняя гимнастика «Прогулка по лесу»

Дежурство по столовой.

Помощь в распространении  листовок «Не рвите, первоцветы!»

 

НОД

Познавательное развитие. Конструктивно-модельная деятельность.

Тема: «Не рвите первоцветы!»                

Цель: Создание условия для формирования умений конструировать из подручных материалов листовки.

Проблема: Как нам рассказать жителям нашего микрорайона, чтобы они не рвали цветы.

Решение: выпуск листовок «Не рвите первоцветы!» и распространение их около подъездов жилых домов, родителям на место их  работы.

Речевое развитие.Развитие речи.

Тема: Конкурс чтецов «О первых цветах»

Цель: Создание условий для развития навыков выразительно рассказывать стихотворение наизусть.

Проблема:Как можно познакомить своих друзей со стихотворением про первоцвет, который дети выучили дома с родителями?

Решение: устроить Конкурс чтецов (стихотворения были выучены дома)

Физическое развитие.Физическая культура. Прогулка.

День:

 

 

 

Гимнастика для глаз « Где растет деревце?»

 

Ситуативный разговор: на улице грязно- не мараем одежду!

 

Прогулка:

Наблюдение

Наблюдение за деревьями.Цель: Создание условий для формирования знаний о сезонных изменениях в природе( какая на ощупь? По цвету? Чем различается кора разных деревьев?)

Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя)

П/и « Кот и мыши», «Попади в цель»

Упражнения на развитие физических качеств

Прыжки в длину.

Организация развивающей среды (оборудовании)

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

работа п/д сн.

Беседа о пользе сна.

Вечер:

С\р игры. Мозаика, паззлы, куклы, машинки, конструктор, лото, мозаика, домино.

Раскраски, кисти, краски. Книги и книжные иллюстрации в книжном  центре. Самостоятельная  игровая деятельность в центрах развития.

 

Д\и «Шкатулка со сказками» Цель: создание условий для закрепления знаний о главных героях русских и хакасских сказок

Гимнастика после сна. Хождение по массажным дорожкам

Помощь детям в распространении листовок

Прогулка:

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом

 

Список литературы:

1.Национально-региональный компонент в детском саду. Методическое пособие- Абакан: методический кабинет ГУО,2007.

2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. П\р Н.Е Вераксы. М. Мозаика-Синтез,2013