Мини-УМК "Группы слов по значению. Омонимы"
Оценка 4.9

Мини-УМК "Группы слов по значению. Омонимы"

Оценка 4.9
Домашнее обучение +2
ppt
русский язык
5 кл
10.01.2017
Мини-УМК "Группы слов по значению. Омонимы"
Конспекты уроков для пятиклассников
Публикация является частью публикации:
презентация_омонимы.ppt

Группы слов по значению: омонимы

Группы слов по значению: омонимы

Группы слов по значению: омонимы.

Ознакомление со словарем омонимов (практикум)

УРОК 41

Надпись: ЗАДАНИЕ 2 – устно и письменно – слайд 2-3 
Пользуясь толковым словарем, запиши данные на слайде 2 слова в две колонки – однозначные и многозначные. Проверь себя по слайду 3. Ответь на вопросы:
-	Каким правилом ты пользовался, чтобы правильно написать данные слова?
-	Почему возникли проблемы в написании последнего слова?
-	Что нужно сделать, чтобы правильно написать это слово?
-	Подумай, почему слово исчезло со слайда, не распределившись ни в одну из колонок.
Надпись: ЗАДАНИЕ 1 – устно – слайд 1
Вспомни, какие слова мы называем многозначными. Рассмотри слайд 1 в презентации. На нем представлена словарная статья для многозначного слова.
Обрати внимание!!!
1.	Все значения многозначного слова толкуются в одной словарной статье.
2.	Толкования разных значений пронумерованы.
3.	Для каждого из значений приводятся примеры употребления.
4.	Приведен пример устойчивого словосочетания с этим словом.
5.	Даны морфологические характеристики слова.

Надпись: ЗАДАНИЕ 3 – устно и письменно – слайд 4 
Пользуясь толковым словарем, определи лексическое значение слова ЛУК.
Составь и запиши предложения, используя слово ЛУК в его различных значениях.
-	Является ли слово ЛУК многозначным?
-	Почему?

ВЫВОД:

Существуют слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но не имеют ничего общего в лексическом значении. Такие слова называются ОМОНИМАМИ. Омонимы принадлежат к одной части речи.

Надпись: ЗАДАНИЕ 4 – устно – слайд 5 
Сформулируй тему сегодняшнего урока.

http://kackest.com/wp-content/uploads/2012/03/vopros.jpg

ПРОБЛЕМА!!!!!

Чем различаются многозначные слова и омонимы?

Надпись: ЗАДАНИЕ 5 – устно и письменно – слайд 6 
Определите, омонимом или многозначным словом является ли слово КИСТЬ. Объясни свое мнение. Составь и запиши словосочетания с каждым из значений.

ВЫВОД: У омонимов нет ничего общего в лексическом значении

ВЫВОД: У омонимов нет ничего общего в лексическом значении

ВЫВОД:

У омонимов нет ничего общего в лексическом значении.

Надпись: ЗАДАНИЕ 6 – письменно
Из упражнения 337 выпиши омонимичные пары словосочетаний. 
-	Все ли словосочетания нужно выписывать? 
-	Почему?

Надпись: ЗАДАНИЕ 7 – письменно – слайд 7 
Из стихотворения на слайде 7 выпиши словосочетания со словами, которые пишутся и звучат одинаково. 
Обозначь главное и зависимое слово, определи, к каким частям речи относятся выписанные слова.

ВЫВОД:

1.      Прилагательное косой не является омонимом к другим словам, т.к. относится к другой части речи.

2.      Иногда омонимически совпадают слова разных частей речи.

Надпись: ЗАДАНИЕ 8 – устно – слайд 8 
Проверь себя по анимации слайда 8
-	Все ли выписанные слова являются омонимами?
-	Почему?

Надпись: ЗАПОМНИ!!! 
Омо́нимы (др.-греч. ὁμός – одинаковый + ὄνομα – имя) – разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова.

Виды омонимов (омонимы и омонимичные слова):
1.	Лексические омонимы – слова одной части речи, совпадающие во всех формах: коса, косу, косами.
2.	Омоформы (одинаковые формы) – слова, совпадающие в какой-то одной форме: вылечу – вылечить, вылететь; три – трёх, тереть; стекла – стеклом, стекать.
3.	Омографы (одинаково пишущиеся) – слова, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному: гвóздики – гвоздúки, мýка – мукá; дýхи и духú.
4.	Омофоны (одинаково звучащие) – слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся: съезд – съест [сйэст], предать – придать, [пр'идат']; порог – порок – парок.

Надпись: ЗАДАНИЕ 9 – устно – слайд 9 
Познакомься с разновидностями омонимов по слайду 9.

Надпись: ЗАДАНИЕ 10 – письменно – слайд 10 
Найди в тексте на слайде 10 одинаковые слова (в минимальном контексте – словосочетании или сочетании слов). Выпиши их, определи, являются ли они многозначными словами, омонимами или омонимичными словами.

ИТОГИ УРОКА: - Знания о каком языковом явлении вы расширили и углубили на сегодняшнем уроке? -

ИТОГИ УРОКА: - Знания о каком языковом явлении вы расширили и углубили на сегодняшнем уроке? -

Надпись: ЗАДАНИЕ 12 – устно – слайд 12 
Познакомься со структурой словарной статьи для омонимов на слайде 11.
-	Можно ли только по внешнему виду словарной статьи отличить многозначное слово от омонима?
Обрати внимание!!!
1.	Омонимы толкуются в разных словарных статьях.
2.	Словарные статьи для омонимов не нумеруются (1, 2, 3, …), а индексируются (1, 2, 3, …) 
Надпись: ЗАДАНИЕ 11 – устно – слайд 11 
Проверь себя по слайду 11

Надпись: ЗАДАНИЕ 13 – письменно – слайд 13 
Игра «Третий – лишний») на слайде 12.
Подчеркни лишнее слово в каждом ряду. Подпиши сверху его группу по значению (многозначное, омоформа, омограф, омофон). Составь словарную статью для одного из омонимов.

Надпись: ЗАДАНИЕ 14 – письменно – слайд 14 
Проверь себя по слайду 14.

ИТОГИ УРОКА:

-        Знания о каком языковом явлении вы расширили и углубили на сегодняшнем уроке?

-        Продолжите предложение: «Омонимы – это…»

-        В чем их отличие от многозначных слов?

Надпись: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – письменно – слайд 15 
1.	Устно (для всех):
Используя материал §30 (с.130 – 133) и материалы слайда 9, подготовить монологическое высказывание об омонимах.
2.	Письменно (упражнение на выбор): 
Выполнить упр. 341   
или
упр. 344.
3.	Творческое задание (по желанию):
Сочинить лингвистическую сказку об омонимах и многозначных словах.
4.	Опережающее задание:
Выяснить лексическое значение слов простой, мир, глава, туш (тушь), определить, являются ли они омонимами, омонимичными словами или многозначными словами.

ШПАРГАЛКА (раздел «Лексика»)

Лексическое значение слова – смысл слова.

Прямое значение – главный смысл слова.

Переносное значение – добавочный смысл слова, в основе которого лежит перенос значения по сходству или смежности: мягкий хлеб – мягкий характер.

Однозначное слово – слово, имеющее только одно значение.

Многозначное слово – слово, имеющее несколько значений.

ГРУППЫ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ Синонимы – слова одной части речи с близким лексическим значением: метель, вьюга, пурга, буран, метелица

ГРУППЫ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ Синонимы – слова одной части речи с близким лексическим значением: метель, вьюга, пурга, буран, метелица

ГРУППЫ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ

Синонимы – слова одной части речи с близким лексическим значением: метель, вьюга, пурга, буран, метелица.

Антонимы – слова одной части речи с противоположным лексическим значением: свет – тьма, добро – зло.

Омонимы – слова, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению: лук, коса.

Омоформы – слова, различные по значению, но совпадающие по звучанию и написанию в одной из грамматических форм: русская печь – печь пироги, лечу людей – лечу на самолете.

Омографы – слова, различные по значению и звучанию, но совпадающие по написанию: замóк – зáмок.

Омофоны – слова, различные по значению и написанию, но совпадающие по звучанию: лесть – лезть [л'эс'т']

Смотри дальше


УРОК 42 ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ

УРОК 42 ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ

УРОК 42

ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ

Теорминимум

http://3.bp.blogspot.com/-9AaxgAqivCI/TzQxm91zFEI/AAAAAAAACUA/hH_lP_qmwXw/s200/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA1.pngОсновной единицей изучения в лексикологии является …

Слово обладает двумя основными значениями – …

Лексическое значение слова – это …

Грамматическое значение слова – это …

Лексическое значение слова изучает наука …

Грамматическое значение слова изучает наука …

Сколько лексических значений может быть у слова?

В зависимости от количества значений слова называются …

Мы называем многозначными слова, которые…

Многозначные слова нужно отличать от …

Омонимы – это…

Надпись: ЗАДАНИЕ 2 – устно – слайд 17 
Выпиши из стихотворения на слайде 17 омонимы и другие омонимичные слова, распределив их на три группы: омонимы, омоформы, омофоны.
Надпись: ЗАДАНИЕ 1 – устно – слайд 16 
По слайду 16 проверь, правильно ли ты определил лексическое значение омонимов.

Надпись: ЗАДАНИЕ 3 – письменно – слайд 18 
Проверь себя по слайду 18.
-	Почему в наших записях не оказалось слова напротив?

Надпись: ЗАДАНИЕ 4 – устно и письменно – слайд 19 
Рассмотри иллюстрации на слайде 19. Исправь недочёты в предложениях, объясни, чем они вызваны.

    Отец наказал, и Сергей прекрасно выучил урок. Сегодня наши футболисты ушли с поля без голов.

Надпись: ЗАДАНИЕ 5 – устно и письменно – слайд 20 
Рассмотри иллюстрации на слайде 19. Исправь недочёты в предложениях, объясни, чем они вызваны. Если растеряешься, вспомни, что ты владеешь и украинским языком. Сделай выводы. Подчеркни члены предложения.

    Луна пошла над лесом. Встретимся после уроков за рогом школы.

ВЫВОД:

Существуют межъязыковые омонимы – слова, пишущиеся и звучащие одинаково в разных языках.

ОТДОХНИ И УЛЫБНИСЬ Посмотри презентацию «Межъязыковая омофония» – в ней приведены забавные примеры русско-польских омофонов

ОТДОХНИ И УЛЫБНИСЬ Посмотри презентацию «Межъязыковая омофония» – в ней приведены забавные примеры русско-польских омофонов

Смайл подмигивает

ОТДОХНИ И УЛЫБНИСЬ

Посмотри презентацию «Межъязыковая омофония» – в ней приведены забавные примеры русско-польских омофонов.

Надпись: ЗАДАНИЕ 6 –письменно 
Запиши предложение, раскрыв скобки:
Они пройдут (в)месте (за)сады.

Надпись: ЗАДАНИЕ 7 – устно и письменно – слайд 21 
Проверь себя по слайду 21.

Надпись: ЗАДАНИЕ 8 – письменно 
Подчеркни члены предложения в обоих предложениях.

Надпись: ЗАДАНИЕ 9 – устно и письменно – слайд 22 
Проверь себя по слайду 22.
-	На каком явлении построена эта игра слов?
-	Как она называется?

Надпись: ЗАПОМНИ!!! 
Каламбур – лингвистическая шутка, основанная на использовании многозначности слов или их омонимии.

Надпись: ЗАДАНИЕ 10 – устно – слайд 23 
Предложение, которое вы записали, сыграло роковую роль в судьбе героев рассказа Юрия Сотника «Важное донесение». Предлагаю вам его пересказ. Прочитайте и ответьте, почему проиграла команда рассказчика (слайд 20).

ИТОГИ УРОКА:

1.      Ответь на вопросы:

-        Знания о какой лексической группе мы совершенствовали на уроке?

-        Что нового вы узнали об омонимах, по сравнению с курсом начальной школы?

-        Какие слова называются подлинными (лексическими) омонимами?

-        Какие группы омонимичных слов выделяют лингвисты?

-        Чем они характеризуются?

-        Чем омонимы отличаются от многозначных слов?

-        Как называется лингвистическая шутка, основанная на явлениях омонимии и многозначности?

2.      Выполни задания упражнений 342 и 343 (устно).

Мини-УМК "Группы слов по значению. Омонимы"

Мини-УМК "Группы слов по значению. Омонимы"

Надпись: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – письменно – слайд 24 
1.	Устно (для всех)
Ответить на вопрос «Чего не хватило для победы героям рассказа Юрия Сотника "Важное донесение"?»
2.	Письменно (на выбор)
Подобрать примеры, иллюстрирующие явление омонимии в русском языке, составить предложения с омонимичными парами.
или
Выполнить упражнение 341.
3.	Творческое задание (по желанию)
Составить каламбур


Скачать файл