Воспитание чистой речи, четкой дикции в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь только в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, если развито речевое дыхание, если дошкольник умеет ощущать и чувствовать движения органов артикуляции.
В большинстве случаев речевые нарушения, так или иначе, связаны с врождёнными или приобретёнными дефектами органов речи. Чаще всего отклонения в развитии артикуляционного аппарата проявляются именно в период сформированного молочного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки.
Миофукциональные
нарушения – это нарушения функций глотания, жевания, дыхания, речи на фоне
нарушений периферического речевого аппарата. Проблема миофункциональных
нарушений у детей глубоко изучена такими авторами, как Е. Ф. Архипова, Н.Ю.
Григоренко, С.А.Цыбульский, А.И.Мельникова, В.П.Григорьева, Я. В. Костина, В.
М. Чапала, Е. А. Сатыго, Ю. А. Тисовская. В своих исследованиях авторы выделяют
несколько основных подходов к решению проблемы миофункциональных нарушений в
логопедии.
Одним из подходов является внедрение в логопедическую практику комплекса
упражнений миофункциональной гимнастики. Комплекс представляет собой набор
специальных упражнений для мышц лица и языка, которые помогают сформировать
навык для установки правильного положения языка, улучшения дыхания и глотания.
Признаками миофункциональных нарушений являются нарушение дыхания (вместо носового - ротовое), глотания (вместо соматического - инфантильное), жевания, что может привести к снижению или повышению тонуса жевательных и мимических мышц. Преждевременное удаление молочных зубов, привычка сосать палец, неправильный прикус, все эти аномалии развития зубочелюстной системы тесно связаны с нарушением артикуляции и звукопроизношения. При оценке состояния ребенка логопеду необходимо обязательно обратить внимание на позицию языка в покое. Правильное положение языка в покое - когда кончик находится у альвеол (бугорки за верхними резцами), а весь язык соприкасается с твердым небом. Если язык находится внизу или принимает межзубное положение, то это может привести не только к нарушению произношения звуков, но и к нарушению осанки.
К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка, относятся:
· длительное сосание пустышки;
· сосание большого пальца, языка, различных предметов;
· прикусывание губ, щек;
· инфантильное глотание;
· прокладывание языка между зубами;
· ротовое дыхание;
· бруксизм;
· подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна.
Коррекция миофункциональных нарушений включает использование упражнений по следующим направлениям:
1. Артикуляционные упражнения с элементами миогимнастики.
2. Упражнения для нормализации процесса дыхания.
3. Упражнения для нормализации процесса глотания.
4. Упражнения для нормализации функции смыкания губ и тренировки круговой мышцы рта.
5. Упражнения, стимулирующие рост нижней челюсти.
6. Упражнения для сдерживания роста нижней челюсти при прогении.
7. Упражнения для коррекции перекрестного прикуса.
Упражнения следует выбирать с учетом возраста ребенка, они должны быть не слишком трудными, понятными, желательно пре вращать их в увлекательную игру
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.