Миофункциональная коррекция в работе логопеда

  • Памятки
  • docx
  • 20.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Что такое миофунциональные нарушения, их причины и коррекция
Иконка файла материала Миофункциональная коррекция в работе логопеда.docx

Воспитание чистой речи, четкой дикции в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Правильное произношение звуков может быть сформировано лишь только в том случае, если у ребенка достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, если развито речевое дыхание, если дошкольник умеет ощущать и чувствовать движения органов артикуляции.

В большинстве случаев речевые нарушения, так или иначе, связаны с врождёнными или приобретёнными дефектами органов речи. Чаще всего отклонения в развитии артикуляционного аппарата проявляются именно в период сформированного молочного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки.

Миофукциональные нарушения – это нарушения функций глотания, жевания, дыхания, речи на фоне нарушений периферического речевого аппарата. Проблема миофункциональных нарушений у детей глубоко изучена такими авторами, как Е. Ф. Архипова, Н.Ю. Григоренко, С.А.Цыбульский, А.И.Мельникова, В.П.Григорьева, Я. В. Костина, В. М. Чапала, Е. А. Сатыго, Ю. А. Тисовская. В своих исследованиях авторы выделяют несколько основных подходов к решению проблемы миофункциональных нарушений в логопедии.
Одним из подходов является внедрение в логопедическую практику комплекса упражнений миофункциональной гимнастики. Комплекс представляет собой набор специальных упражнений для мышц лица и языка, которые помогают сформировать навык для установки правильного положения языка, улучшения дыхания и глотания.

Признаками миофункциональных нарушений являются нарушение дыхания (вместо носового - ротовое), глотания (вместо соматического - инфантильное), жевания, что может привести к снижению или повышению тонуса жевательных и мимических мышц. Преждевременное удаление молочных зубов, привычка сосать палец, неправильный прикус, все эти аномалии развития зубочелюстной системы тесно связаны с нарушением артикуляции и звукопроизношения. При оценке состояния ребенка логопеду необходимо обязательно обратить внимание на позицию языка в покое. Правильное положение языка в покое - когда кончик находится у альвеол (бугорки за верхними резцами), а весь язык соприкасается с твердым небом. Если язык находится внизу или принимает межзубное положение, то это может привести не только к нарушению произношения звуков, но и к нарушению осанки.

К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка, относятся:

·                     длительное сосание пустышки;

·                     сосание большого пальца, языка, различных предметов;

·                     прикусывание губ, щек;

·                     инфантильное глотание;

·                     прокладывание языка между зубами;

·                     ротовое дыхание;

·                     бруксизм;

·                     подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна.

Коррекция миофункциональных нарушений включает использование упражнений по следующим направлениям:

1. Артикуляционные упражнения с элементами миогимнастики.

2. Упражнения для нормализации процесса дыхания.

3. Упражнения для нормализации процесса глотания.

4. Упражнения для нормализации функции смыкания губ и тренировки круговой мышцы рта.

5. Упражнения, стимулирующие рост нижней челюсти.

6. Упражнения для сдерживания роста нижней челюсти при прогении.

7. Упражнения для коррекции перекрестного прикуса.

Упражнения следует выбирать с учетом возраста ребенка, они должны быть не слишком трудными, понятными, желательно пре вращать их в увлекательную игру