Цели.
1.Узнать, как живут слепые и слабовидящие люди.
2. Понять с какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни.
Задачи.
1. Как незрячие ориентируются в пространстве?
2. Какими способностями обладают, что заменяет им зрение?
3. Как читают, пишут?
4. Кто помогает слепым детям освоиться в повседневной жизни?
5. Главные помощники слепых людей?
Мы живём в мире ярких красок:
Разноцветная радуга после дождя цветение белоснежной яблони, жёлтые мимозы на 8марта, золотая осень в лесу.
Но среди нас живут люди, которые не видят, ни лиц близких людей, ни красоты нашей природы – люди, живущие в темноте.
По данным всемирной организации здравоохранения на сегодняшний день в мире насчитывается сорок миллионов слепых людей и сто тридцать миллионов слабовидящих. Каждые пять секунд на нашей планете слепнет один взрослый человек, каждую минуту один ребёнок.
Я живу в районе, где проживает много людей с ограниченной возможностью, а именно слепые и слабовидящие люди. Мне часто приходилось наблюдать, как непросто незрячим переходить дорогу, спускаться по лестнице. С трудом они выбирают нужный товар в магазине. Я решила узнать, как ощущает себя человек, лишенный зрения? Как незрячие ориентируются в большом мире вещей, как читают, пишут? Как незрячие люди узнают своих родных, друзей, если они их никогда не видели? Как живут слепые люди? Какими способностями они обладают, которых нет у зрячих. Что помогает этим людям, облегчает их непростую жизнь? Вопросы, вопросы, попробую найти ответы.
Основная часть.
Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы о незрячих людях, я пришла в Тверскую специализированную библиотеку для слепых им. М.И. Суворова. Здесь работают увлечённые, неравнодушные люди. Ольга Николаевна- тифлопедагог, занимается со слепыми детьми и их родителями уже 20лет. В библиотеке создан Детский Центр развития “Солнышко.”
1. Как незрячие ориентируются в большом мире вещей?
Руки для незрячих-настоящие помощники, они заменяют им зрение. Слепые люди обладают чувствительной тактильностью- познают мир на ощупь. Мир на кончиках пальцев. Прежде чем что-то сделать, мы осматриваем предмет, определяем его признаки на глаз. Человеку, лишённому зрения нужно потрогать, ощупать, чтобы понять, что он держит в руке.
Одеваю на глаза плотную повязку, свет не пропускает. Темнота. Первые впечатления:
1. Как сориентироваться в незнакомом месте.2. Без помощи не справлюсь.
Мир незрячих мне открывает тифлопедагог Ольга Николаевна. В кабинете много обучающего пособия: книги, игрушки, стенды, народные инструменты. Ольга Николаевна объясняет, как проходят занятия со слабовидящими и слепыми детьми. Через игру, ребёнок познаёт мир вещей в котором живёт. В библиотеке собраны специальные, тактильные (осязательные) книги для незрячих детей. Детские книги с объёмными иллюстрациями, из различных материалов: фланели, хлопка, искусственного меха. Некоторые объекты в книгах могут издавать звуки, шуршать, звенеть. Читая такие книжки (ощупывая предметы пальчиками), слепой ребёнок знакомится со сказками, предметами быта, животным миром. Главная цель тактильных книг- помощь незрячему в обследовании и восприятии окружающего мира, расширять кругозор. Ребёнок с ограниченными возможностями по зрению осваивает трёхмерное пространство и объём, различает форму и величину предмета.
Дом или квартира, где ты живёшь, всё привычно и знакомо. Закрывая глаза повязкой попадаешь совсем в другой, незнакомый мир. Педагог с помощью наглядных пособий, стендов объясняет, как справится с различными ситуациями в повседневной жизни.
Стенды позволяют незрячим ориентироваться в большом мире вещей: как открыть замок, как пользоваться розетками, бытовыми приборами.
2. Как пишут и читают незрячие люди?
4января 1809года родился Луи Брайль, человек благодаря, которому слепые люди всего мира могут читать и писать.
В возрасте 16лет слепой юноша стал автором азбуки для незрячих людей. Он создал алфавит из комбинации шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три штуки. Незрячий человек может читать, водя кончиками пальцев по рельефным точкам.
Чтобы разобраться в азбуке Брайля и написании букв грифелем, снимаю повязку с глаз. Мне помогает сотрудник библиотеки Татьяна Анатольевна. Комбинация точек- одна буква.
На печатной машинке для набора текста по Брайлю нет привычной клавиатуры, только шесть клавиш и пробел.
В библиотеке для слепых создан фонд более 7000 книг, напечатанных с помощью азбуки Брайля.
Для облегчения работы со слепыми людьми в специализированной библиотеке есть современное оборудование.
Компьютер c самой популярной в мире программой экранного доступа JAWS for Windows, которая озвучивает информацию, помогает в ней разобраться, рекомендует последовательность действий.
Для увеличения шрифта есть электронная лупа.
Распознаватель цвета-
указывает о выбранной цветовой гамме. Есть голосовая поддержка.
Тактильный стенд о музыкальных инструментах. Незрячие могут найти интересную информацию, о нужном инструменте, услышать его звучание. На рельефном рисунке понять, как выглядит инструмент.
Здесь можно узнать все о созвездиях, открыть для себя космические просторы, а помогает нам в этом, тактильная карта звездного неба. Выбери любую звезду, нажми на кнопку и получишь полную информацию.
Дети очень любят сказки и волшебников, про них здесь тоже не забыли. Задумай животное, ответь на вопросы Старика Хотабыча и Джин прочтёт твои мысли. На рельефном рисунке пальчиками ребёнок найдёт изображение задуманного животного.
3. Как незрячие ориентируются в пространстве? Какие есть помощники в непростой жизни слепых и слабовидящих людей?
Тверская область стала одной из первых регионов по реализации федерального закона: «Доступная среда».
1.На многих перекрёстках нашего города установлены звуковые светофоры.
2.Поставлены знаки- переход слепых людей.
3. На переходах и остановках, в аптеках и больницах в больших супермаркетах положена тактильная плитка.
4.Автобусы оснащены речевой информацией.
5. На авто и железнодорожных вокзалах работает сервис- сопровождение маломобильных граждан.
6. Белая трость.
Белая трость- это инструмент, глаза для незрячего. Звук от удара тростью позволяет ему ощутить окружающее пространство: дома, деревья, столбы, припаркованные машины. Каждый день и каждый час в своей жизни слепые испытывают немалые трудности, о которых, мы зрячие, даже и не подозреваем. В 1992году Всемирный Союз слепых утвердил 15октября – День Белой трости. Этот день создан для того, чтобы мир зрячих обратил внимание на людей с потерей зрения, на их проблемы. Они такие же люди, как и мы… Вот только их глазами стала белая трость-опора во тьме.
7. Собаки-поводыри.
Собака-друг человека, а для слепого-незаменимый помощник. Эти удивительные собаки заменяют незрячим глаза.
.
Кинологи отбирают самых умных, ласковых, внимательных щенков. Начинают обучать умениям, необходимым для собаки- поводыря: терпению, выносливости, дружелюбию, способности принимать решение в непростых ситуациях. Основная задача собак-поводырей сообщать хозяину о сложностях на его пути. Животное останавливается, предупреждая о препятствии (большие камни, лужи, лестницы, начало дороги), продолжают движение только после команды хозяина. Собаки-поводыри везде сопровождают незрячего, помогают найти верный путь. Некоторые собаки могут помнить десятки маршрутов.
Вывод.
В ходе эксперимента я и ученики нашего лицея поняли и сделали выводы: «Нужно беречь зрение!»
Примерно 90% информации мы воспринимаем через зрение. Зрение- одно из наиболее ценных качеств, данных нам природой. Вы зададите мне вопрос, почему я решила выбрать такую сложную тему? Рядом с нами живёт немало людей, которые очень плохо видят, или не видят совсем. Зрячим людям трудно представить себе жизнь незрячего человека. Те сложности, с которыми слепые сталкиваются ежедневно в быту. Когда зрячий человек завязывает себе глаза, чтобы понять, как жить в постоянной темноте, оказывается, что он самостоятельно почти ничего не может. Да, современные технологии помогают незрячим людям в повседневной их нелёгкой жизни. Но не одно супер-устройство не заменит людям зрение. Зрение нужно беречь, чтобы видеть улыбающиеся лица родителей, лица друзей. Любоваться рассветами и закатами. Путешествовать и видеть мир своими глазами. Я хочу пожелать Вам: НЕ БЫТЬ СЛЕПЫМИ К ЧУЖОЙ БЕДЕ!
Спасибо за внимание.
В нашем лицее на 120 учащихся, задумайтесь, 15человек с нарушением зрения.
Чтобы понять, как дети справляются с трудной задачей: с закрытыми глазами определить предмет, в лицее я решила провести эксперимент. В моём 4 классе в исследовании участвовало 8 человек. Перед учениками лежали тактильные книжки для самых маленьких. Одноклассники завязывали глаза. Ребята с трудом, ощупывая предметы, называя правильный ответ.
В двух вторых классах участниками эксперимента были 30человек.
Я рассказала детям об азбуке Брайля, о тактильных книгах. Дети с интересом
слушали, задавали вопросы. В тактильных книгах, закрывая глаза, они пытались
определить предметы. .
Библиографический список
Интернет ресурсы.
1. Официальный сайт Общероссийского общества слепых.
https:// www.vos.or.ru/
2. Реабилитация детей с нарушением зрения.
htps:// studopedia.ru.
3. Тифлопедагог-это важная прфессия.
https://www.kakprosto.ru.
4. Всё о здоровье глаз.
https://www.ochkov.net.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.