Мир природы для детей раннего возраста
Оценка 4.9

Мир природы для детей раннего возраста

Оценка 4.9
docx
23.05.2024
Мир природы для детей раннего возраста
мир природы.docx

Начинать ознакомление с миром природы подрастающего поколения необходимо начиная с раннего возраста, поскольку основы элементарных знаний о мире природы уже доступны пониманию маленького ребенка, а бережное отношение к нему начинает формироваться на подсознательном уровне с самого начала контактов ребенка с объектами окружающей действительности. Но чтобы бережное отношение к природе было сформировано должным образом, начиная с раннего возраста, необходим грамотный подход к данному процессу, что ставит перед воспитателем детского сада необходимость изучения и реализации условий по формированию интереса к миру природы у детей раннего возраста.

Под экологическим воспитанием дошкольников следует понимать целенаправленный процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, в рамках которого педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия науки экологии.

Основным содержанием экологически ориентированного воспитания детей раннего возраста является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В период раннего детства на формирование экологических представлений и бережного отношения к природе непосредственное влияние оказывают семья и детский сад: их воспитательное воздействие длительно и эффективно этот период жизни ребенка, который отличается особой восприимчивостью к внешним воздействиям. Особенностью детей раннего возраста является потребность в активном познании, осмыслении происходящего вокруг. Познавательная активность детей в этом возрасте способствует развитию интеллекта и формированию нравственных качеств. Поэтому так важно уже с 2-3-х летнего возраста развивать кругозор, наполнять образовательную деятельность доступными пониманию детей знаниями, что зарождает у них потребность исследовать окружающую природу, бережно относиться к ней, уметь восхищаться её красотой.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ объекта, предметных действий с ним. Слова должны следовать за действием: именно таким образом экологическая ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в формирование интереса к миру природы у младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное исследование объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно безопасно предоставить детям в руки, может предлагаться им для обследования. В процессе изучения таких предметов воспитатель задействует, как можно больше разных органов чувств: к примеру, дети берут в руки натуральные овощи и фрукты, разглядывают их со всех сторон, гладят, сжимают, трясут, пробуют, слушают, какие звуки они могут издавать - скрипят или шуршат, нюхают, роняют, и т.п., то есть обследуют их всеми доступными сенсорными способами. Каждое такое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять те или иные действия, следуя за ним. Тем самым достигается одновременно две цели: формируется интерес к познанию живой природы и развивается речь ребенка.

Одновременно можно закрепить уже имеющиеся у детей знания об основных цветах – «это круглое  красное яблоко», «это желтая репка», «это зеленый огурец». Опора на уже имеющиеся знания позволяет формировать комплексные знания о предметах окружающего мира.

Существенную роль в познании младшими дошкольниками объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель демонстрирует при помощи своих рук форму, размер, высоту или длину этих объектов: он «рисует» в воздухе маленький круглый помидор или яблоко, большой круглый арбуз или кочан капусты, продолговатую дыню или огурец, треугольную морковь и т.п. Затем он просит детей руками показать то же самое – при этом движения  и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено произнесенным словом.

Специфической чертой ознакомления  с миром природы детей раннего возраста является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, непосредственное общение с природными объектами, т.е. растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, с последующим осмыслением увиденного в процессе индивидуального и группового обсуждения.

Опосредованное познание природы (через чтение  книг с иллюстрациями, просмотр слайдов, мультфильмов, картин, посредством беседы и т.д.), безусловно, не лишено познавательного значения, однако оно второстепенно в сравнении с непосредственным восприятием природных объектов. Его задачей является расширение и дополнение тех непосредственно полученных впечатлений, которые дети восприняли при непосредственном контакте с объектами природы.

Детям раннего возраста в силу достигнутого развития уже доступно наблюдение за природными объектами и явлениями. в процессе, которого происходит развитие мыслительной деятельности.

Развитие разных форм восприятия и наблюдения связано с содержанием. Таким образом, с одной стороны, результат наблюдения как процесса является источником знаний, с другой – оно само по себе требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений. Осмысленное восприятие объектов зарождается в очень раннем возрасте. Однако малый социальный опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему вычленять самостоятельно существенные стороны объектов. Восприятие находится «в плену» моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, которые создаются прежде всего от быстро меняющихся, движущихся объектов и явлений, являются результатом непроизвольных наблюдений детей. С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение представляет собой познавательную деятельность, которая самостоятельно организуется самим наблюдателем. Однако, для этого необходима более или менее обширная система знаний. Соответственно, педагогический процесс, который направлен на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также на усиление осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому, которое сформируется ближе к школьному возрасту.

Таким образом, очевидна значимость для формирования интереса к природе у детей раннего возраста создания зоны природы: рядом с ребенком с раннего возраста должны быть непосредственные объекты природы, которые находятся в  обычных, нормальных с экологической точки зрения условиях, которые он может непосредственно наблюдать.

 Изучение возрастных особенностей детей раннего возраста позволяет говорить о возможности целенаправленного педагогического воздействия на формирование у них элементарных представлений о мире природы, которые касаются внешнего вида, свойств и качеств непосредственно окружающих ребёнка объектов природы, и воспитание на этой основе бережного и гуманного отношения к природе и ближайшему окружению.

Выработка осознанного отношения у детей  раннего возраста к природе является создание системы конкретных знаний, которая отражает наиболее значимые  закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения, которые происходят в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми  подтверждена практикой и доказана многочисленными отечественными исследованиями, которые осуществлялись как специалистами в области дошкольной педагогики, так и возрастной психологии.

Среди разнообразных методов и форм по формированию интереса к миру природы у детей раннего возраста можно выделить:

- создание развивающей экологической среды в ДОО является важным условием;

- создание ареала экологической среды в детском саду, то есть доступного детям выделенного места, где располагаются конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно содержатся в учреждении, находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень существенно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада досконально знали экологические особенности каждого такого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и может развиваться;

- также необходимо создание "экологически ориентированного пространства" на участке ДОУ, закрепленном за группой, которое создает развивающую среду и благоприятный микроклимат, который достигается озеленением территории.

Среди методов основное место отводится наблюдению,  чувственному познанию природных объектов посредством различных форм восприятия – через зрение, слух, тактильные, кинестетические, обонятельные ощущения и др.

Говоря о наблюдении за растениями, следует отметить, что в рамках экологического воспитания могут проводиться интересные опыты с участием детей всех возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Уже в первой младшей группе можно поместить две одинаковые луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них налить воды. Дети пронаблюдают разное состояние луковиц, причем со временем разница между ними будет заметно возрастать: в банке с водой лук начнет прорастать (у него появляются корни и зелень); в банке без воды луковица останется практически неизменной.

Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Этому может значительно способствовать игровая деятельность. Как уже было отмечено выше, в жизни детей игра является ведущей деятельностью. Игра эмоционально наполнена: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Поэтому основной момент, который призван объединить два аспекта экологически ориентированной педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "экологического" содержания.

Второй значимый момент игры  связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологически ориентированного воспитания детей является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, когда дети организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), можно с большой долей вероятности утверждать, что полученные ими представления о природный объектах и явлениях оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у детей бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, заметно лучше, чем те знания, воздействие которых опосредовано через убеждение и затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Игра и ознакомление с природой в некотором смысле  противоположны: во время игры ребенок максимально раскован: он ведет себя неформально, может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают довольно много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Действительно, нельзя делать  больно живому существу, нельзя посмотреть, что у него внутри. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам, т.е. подводить к сюжетной игре.

И, наконец, еще одной существенной формой  формирования интереса к миру природы являются экологические праздники и досуги. Их психолого-педагогический смысл состоит в создании у детей и их родителей положительного эмоционального отклика на их «природное», «природоохранное» содержание. Эмоции рождают позитивное психологическое отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить систематически, регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5-2 месяца). В сценариях такого рода мероприятий, как правило, используется материал, который детям хорошо знаком.

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, к примеру, сбору урожая и красоте русской осени, снежной скульптуре зимой, весеннему возрождению природы - «веснянки», летом могут проводиться праздники, посвященные воде и солнцу («Троица»), цветам, праздники оздоровительного характера.

Подытоживая сказанное, можно отметить, что формирование интереса к миру природы у детей раннего возраста может проводиться в различных формах, и его эффективность целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, правильного эмоционального настроя, а также от систематической работы с детьми.

Планируемым результатом  в формировании интереса к природе является развитие у детей способности наблюдать и изучать природные явления, вычленять механизм происходящего процесса, словесно описывать результаты наблюдения. Данная способность в перспективе будет способствовать умению анализировать условия исследовательских задач и планировать их решение; учиться постановке проблем, выбору методики решения, применять полученные знания при решении задачи; анализировать полученные результаты, учиться  участвовать в дискуссии, выдвигать гипотезы, делать выводы, т.е. обучаться всем тем компетентностям, которые необходимы при обучении в условиях школы.


 

Начинать ознакомление с миром природы подрастающего поколения необходимо начиная с раннего возраста, поскольку основы элементарных знаний о мире природы уже доступны пониманию маленького ребенка, а…

Начинать ознакомление с миром природы подрастающего поколения необходимо начиная с раннего возраста, поскольку основы элементарных знаний о мире природы уже доступны пониманию маленького ребенка, а…

Тем самым достигается одновременно две цели: формируется интерес к познанию живой природы и развивается речь ребенка

Тем самым достигается одновременно две цели: формируется интерес к познанию живой природы и развивается речь ребенка

Таким образом, очевидна значимость для формирования интереса к природе у детей раннего возраста создания зоны природы: рядом с ребенком с раннего возраста должны быть непосредственные…

Таким образом, очевидна значимость для формирования интереса к природе у детей раннего возраста создания зоны природы: рядом с ребенком с раннего возраста должны быть непосредственные…

Говоря о наблюдении за растениями, следует отметить, что в рамках экологического воспитания могут проводиться интересные опыты с участием детей всех возрастных групп при выращивании зелени…

Говоря о наблюдении за растениями, следует отметить, что в рамках экологического воспитания могут проводиться интересные опыты с участием детей всех возрастных групп при выращивании зелени…

Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают довольно много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка

Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают довольно много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2024