Мир человеческих чувств

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему Мир человеческих чувств Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева Содержание: Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С. Рахманинова). Роль фортепианного сопровождения в романсе.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный   материал к уроку музыки на тему –                                         Мир человеческих чувств       Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и  В. Алеева  в  5   классе  Содержание: Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на  примере романса «Ночь печальна» С. Рахманинова). Роль фортепианного сопровождения в романсе. Музыкальный материал: С. Рахманинов, стихи И. Бунина. «Ночь печальна» (слушание). Характеристика видов деятельности: Самостоятельно определять характерные свойства камерно­вокальной  музыки. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к  музыкальным произведениям при их восприятии. Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к  изучаемой музыке. Что такое музыка?! Это тихая лунная ночь; Это шелест живых листьев; Это отдалённый вечерний звон; Это то, что родится от сердца и идёт к сердцу… С. Рахманинов Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству  также ярко проявило себя в романсах русских композиторов. Редко можно  встретить романс, в котором не нашли бы своего выражения человеческие  переживания, раздумья, стремления. Начало ХХ века – время, в которое жил и творил Сергей Васильевич  Рахманинов, было переломным в России. Столкновение нового со старым вовсех сферах жизни, в том числе и в искусстве, связано с событиями Первой  мировой войны, революционным движением. Многие композиторы, поэты,  художники отказывались от традиций классического искусства, искали новые  выразительные средства, созвучные идеям преобразования общества. С. Рахманинова упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того,  что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону,  сквозь который я слышу окружающий меня мир». Он верил, что это не  «фальшивый тон» и что рано или поздно его услышат. Так и случилось. С.  Рахманинов искренне и очень взволнованно говорил своей музыкой о том, что  на душе. А на душе бывало и светло, и мрачно… как в жизни. Он чувствовал красоту, величие и правду стихов русских поэтов,  подсказанных родной природой: Чудный день! – Пройдут века – Также будут в вечном строе Течь и искриться река И поля дышать на зное… Ф. Тютчев Великая заслуга С. Рахманинова в его напевной мелодии, рождённой сильным  чувством. О мелодике С. Рахманинова говорят, что она стелется, как тропа в  полях, не придуманная, не навязываемая. Подсказана ли она поэзией, навеяна  ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими пальцами Рахманинова­ пианиста, в ней всегда чувствуются плавное дыхание и естественный рисунок. Романсы С. Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо», «Островок» создают  ясные, спокойные образы, полные душевности. Они написаны как будто  прозрачными акварельными красками. Романс Рахманинова «Ночь печальна» ­ произведение, редкое по глубине  нежного чувства, по тонкости музыкального воплощения. Уже в первых строках стихотворения И. Бунина звучит мотив, ставший  традиционным (традиционный – сохранившийся от старины; привычный) для  русского искусства, мотив единства природы и человеческой души. Но в  сравнении с «Жаворонком» М. Глинки он значительно усложнился. В нём  показано не просто лирическое (лирический – основывающийся на нежном  чувстве) чувство, а длинная цепь образов.Далеко, в глухой степи широкой Огонёк мерцает одинокий. Одиночество сердца подобно огоньку, единственной живой точке посреди  глухого неодушевлённого пейзажа. В сердце много грусти и любви. Эта строка неожиданно вносит щемяще­тёплое чувство. Мы лучше начинаем  понимать героя, его живую печаль, обращённую в безмолвие ночной степи. И  музыка – до сих пор мерно звучащая, окрашенная грустным настроением,  вдруг светлеет, наполняется новым дыханием. Порыв к другому человеку, желание излить сердце вторгаются в спокойное  течение музыки. Но кому и как расскажешь ты, Что зовёт тебя, чем сердце полно? Вопрос, заключённый в этих строках, так и остаётся безответным. Степь по­ прежнему пуста, вокруг ­ ни души. Одиночество человека сливается с  печалью ночи. Порыв сменяется прежним мерным звучанием, и повторение  первоначальной строки «Ночь печальна» у солиста звучит как тихое  смирение. Однако на этой последней фразе музыка не обрывается. Её поток  подхватывает эту последнюю интонацию, и затем, уже до самого конца, она  звучит одна, без человеческого голоса, как бы договаривая то, что  невозможно выразить словами. Не об этом ли писал А. Фет ­ «Что не  выскажешь словами, звуком на душу навей...»? В романсе «Ночь печальна» мы видим, какой одушевлённой становится  природа, когда она близка чувствам человека. «Ночь печальна» ­ не оттого ли  она печальна, что печален человек, созерцающий её? А если бы он был весел,  такой ли безмолвной и глухой показалась ему степь? Удивительная чуткость и проникновенность музыки, образная насыщенность,  достигнутые композитором при очень экономном использовании  выразительных средств, делают этот романс одним из шедевров вокального  творчества Рахманинова. Вопросы и задания:Как в романсе С. Рахманинова «Ночь печальна» передано состояние близости  природы и души человека? Подумайте, чем отличается степь в русской народной песне «Ах ты, степь  широкая…» от степи в романсе «Ночь печальна». Почему так велика в романсе роль фортепианного сопровождения? Постройте свой ответ на примере романсов «Жаворонок» и «Ночь печальна». В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите стихотворение, на которое  вы сочинили бы романс, если бы были композитором. Источник  http://www.music­fantasy.ru/materials/mir­chelovecheskih­chuvstv­0