Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 5 классе на тему Мир человеческих чувств
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева
Содержание:
Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С. Рахманинова).
Роль фортепианного сопровождения в романсе.в материале представлены - вопросы и задания по теме
Дополнительный материал к уроку музыки на тему –
Мир человеческих чувств
Материал для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и
В. Алеева в 5 классе
Содержание:
Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на
примере романса «Ночь печальна» С. Рахманинова).
Роль фортепианного сопровождения в романсе.
Музыкальный материал:
С. Рахманинов, стихи И. Бунина. «Ночь печальна» (слушание).
Характеристика видов деятельности:
Самостоятельно определять характерные свойства камерновокальной
музыки.
Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к
музыкальным произведениям при их восприятии.
Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к
изучаемой музыке.
Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдалённый вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идёт к сердцу…
С. Рахманинов
Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству
также ярко проявило себя в романсах русских композиторов. Редко можно
встретить романс, в котором не нашли бы своего выражения человеческие
переживания, раздумья, стремления.
Начало ХХ века – время, в которое жил и творил Сергей Васильевич
Рахманинов, было переломным в России. Столкновение нового со старым вовсех сферах жизни, в том числе и в искусстве, связано с событиями Первой
мировой войны, революционным движением. Многие композиторы, поэты,
художники отказывались от традиций классического искусства, искали новые
выразительные средства, созвучные идеям преобразования общества.
С. Рахманинова упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того,
что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону,
сквозь который я слышу окружающий меня мир». Он верил, что это не
«фальшивый тон» и что рано или поздно его услышат. Так и случилось. С.
Рахманинов искренне и очень взволнованно говорил своей музыкой о том, что
на душе. А на душе бывало и светло, и мрачно… как в жизни.
Он чувствовал красоту, величие и правду стихов русских поэтов,
подсказанных родной природой:
Чудный день! – Пройдут века –
Также будут в вечном строе
Течь и искриться река
И поля дышать на зное…
Ф. Тютчев
Великая заслуга С. Рахманинова в его напевной мелодии, рождённой сильным
чувством. О мелодике С. Рахманинова говорят, что она стелется, как тропа в
полях, не придуманная, не навязываемая. Подсказана ли она поэзией, навеяна
ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими пальцами Рахманинова
пианиста, в ней всегда чувствуются плавное дыхание и естественный рисунок.
Романсы С. Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо», «Островок» создают
ясные, спокойные образы, полные душевности. Они написаны как будто
прозрачными акварельными красками.
Романс Рахманинова «Ночь печальна» произведение, редкое по глубине
нежного чувства, по тонкости музыкального воплощения.
Уже в первых строках стихотворения И. Бунина звучит мотив, ставший
традиционным (традиционный – сохранившийся от старины; привычный) для
русского искусства, мотив единства природы и человеческой души. Но в
сравнении с «Жаворонком» М. Глинки он значительно усложнился. В нём
показано не просто лирическое (лирический – основывающийся на нежном
чувстве) чувство, а длинная цепь образов.Далеко, в глухой степи широкой
Огонёк мерцает одинокий.
Одиночество сердца подобно огоньку, единственной живой точке посреди
глухого неодушевлённого пейзажа.
В сердце много грусти и любви.
Эта строка неожиданно вносит щемящетёплое чувство. Мы лучше начинаем
понимать героя, его живую печаль, обращённую в безмолвие ночной степи. И
музыка – до сих пор мерно звучащая, окрашенная грустным настроением,
вдруг светлеет, наполняется новым дыханием.
Порыв к другому человеку, желание излить сердце вторгаются в спокойное
течение музыки.
Но кому и как расскажешь ты,
Что зовёт тебя, чем сердце полно?
Вопрос, заключённый в этих строках, так и остаётся безответным. Степь по
прежнему пуста, вокруг ни души. Одиночество человека сливается с
печалью ночи. Порыв сменяется прежним мерным звучанием, и повторение
первоначальной строки «Ночь печальна» у солиста звучит как тихое
смирение.
Однако на этой последней фразе музыка не обрывается. Её поток
подхватывает эту последнюю интонацию, и затем, уже до самого конца, она
звучит одна, без человеческого голоса, как бы договаривая то, что
невозможно выразить словами. Не об этом ли писал А. Фет «Что не
выскажешь словами, звуком на душу навей...»?
В романсе «Ночь печальна» мы видим, какой одушевлённой становится
природа, когда она близка чувствам человека. «Ночь печальна» не оттого ли
она печальна, что печален человек, созерцающий её? А если бы он был весел,
такой ли безмолвной и глухой показалась ему степь?
Удивительная чуткость и проникновенность музыки, образная насыщенность,
достигнутые композитором при очень экономном использовании
выразительных средств, делают этот романс одним из шедевров вокального
творчества Рахманинова.
Вопросы и задания:Как в романсе С. Рахманинова «Ночь печальна» передано состояние близости
природы и души человека?
Подумайте, чем отличается степь в русской народной песне «Ах ты, степь
широкая…» от степи в романсе «Ночь печальна».
Почему так велика в романсе роль фортепианного сопровождения? Постройте
свой ответ на примере романсов «Жаворонок» и «Ночь печальна».
В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите стихотворение, на которое
вы сочинили бы романс, если бы были композитором.
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/mirchelovecheskihchuvstv0