Технологическая карта
5 кл. география 11.02.2020г. Акбалин Ю.А.
Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Тема урока_ «Мировой океан и его части»
Тип урока_ изучение и первичное закрепление
Задачи урока :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы,
проливы,
Формировать способы деятельности учащихся:
показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и
наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о
соотношении площадей океанов;
Раскрыть идею единства и целостности Мирового
океана;
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и
формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать
занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной
форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом
учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки
сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё
предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы,
прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и
сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять
инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению
здорового образа жизни, развивать
сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности
к восприятию чувств других людей.
Основные понятия : океан, море, залив, пролив, течения.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент Цель: |
Приветственное слово учителя:
- Здравствуйте ребята!!! |
Приветствуют учителя, |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний
Постановка учебной цели.
|
- Дети когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний ). Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю) Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали о океанах) Почему некоторые народы называют морскими? (жили по берегам морей и океанов) Приведите примеры морских народов? (финикийцы, викинги) Какие океаны были известны морским народам? (Атлантический и Индийский) В средние века этот океан называли Южное море? (Тихий) Какое современное название носит Ледовитое
море? (Северный Ледовитый океан)Вспомните, что такое
гидросфера?
Что является основной частью гидросферы? |
Диалог с
учителем.
|
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Физкульт-ка
|
-Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все
глазки и послушайте мелодию. ( звуки шума моря и крик чаек). (слайд 1 )
-Открываем
глазки, скажите, что же вы представили под эту музыку? (Море, океан) Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2) Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: (слайд 3) 1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры. 2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга?? 3. Из каких частей состоит Мировой океан? 4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться. 5. Почему вода в океане солёная. Ответить на главный вопрос:
Имеет ли границы Мировой океан? Общая площадь поверхности Земли составляет 510 миллионов квадратных километров, ¾
планеты - это вода361 млн. км.2
-Сколько же приходится на сушу? (149 млн.
км. 2) -Во
сколько раз воды больше чем суши? (2.4) Посмотрите на карту океанов это ваш помощник! (моря, заливы, проливы). -А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте
загадку. -Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю
Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали,
что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни
конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога
Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По
своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре
Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских
нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников. -Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части. -Сколько океанов на планете? (4, 5) Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану., результаты занести в таблицу. (слайд5) -Молодцы! Все с заданием справились. Поработаем с картой в атласе стр. 14-15. – Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски.
Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный? -Ребята, а что такое «Реки без берегов», затрудняетесь, тогда обратитесь к тексту учебника стр.99 и прочтите отрывок из произведения» Дети капитана Гранта». ( Это течения) - А мы продолжаем путешествие, а что бы понять, куда мы поплывём дальше. Отгадайте следующую загадку Шириною широко, -Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать
определение понятию море. Море- часть океана , отделённая от него
островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами
воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного
мира. -Отметили это море в контурных картах -Ребята, какие ещё вы моря знаете, покажите их на карте. Встаньте пожалуйста. А над морем чайки кружат, Мы теперь плывем по морю Поглядите: чайки важно Сядьте, дети на песок, -Наше путешествие продолжается. - Куда же мы движемся
дальше? Найдите на карте проливы. Определите, что они разделяют и что соединяют? Что вы можете рассказать о нём? Нанесите на карту. (слайд17, 18) 1группа- Гибралтарский пролив 2 группа- пролив Дрейка 3 группа- Беренгов пролив 4 группа- Магелланов пролив |
Слушают музыку.
Записывают в тетрадь
Работают с картой атласа. Получение информации из текста учебника и
дополнительной (информации раздаёт учитель.)
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
отгадывают загадку
мнение и аргументируют его.
Работают с текстом учебника
.
(машут руками)
(плавательные движения руками) (ходьба на месте)
Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь
Показывает по карте.
Работа в контурных.
Работа погруппам
Работа в контурных.
Отвечают на вопросы. |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).
Коммуникативные
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез.
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
4. Этап информации о домашнем задании
|
П.19.
вопр стр.102, Отметить на контурной карте по 5 объектов Мирового океана. |
Записывают д/з. |
|
5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации
|
Цифровой диктант, на «на слух» -ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0).(слайд9) 2-й по величине океан- Индийский Тихий океан –самый неспокойный и грозный Самый маленький океан- Южный Марианский желоб расположен в Тихом океане Саргассово море-это море без берегов Самый солёный Тихий океан Узкое водное пространство.ограниченное берегами островов , материков - это залив Самый широкий в мире пролив-Дрейка Реки в океане - это течения Причина образования волн - ветер Обменялись тетрадями и проверили друг друга. 0101100111 |
Воспринимают информацию. |
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.
Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез.
|
6.Этап подведения итогов |
Выставление оценок за урок |
|
|
7.Этап рефлексии |
сегодня
я узнал…(слайд 10) |
Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.
|
Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.