Технологическая карта урока «Ориентирование на местности» (5 класс).
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география
5 кл
13.10.2018
Технологическая карта урока по географии на тему: «Ориентирование на местности», для 5 класса.
Приводятся все этапы урока: цель, задачи, содержание, формы, понятия, планируемые результаты обучения.
Приводится пример повторения ранее изученного материала.
Развернутый план подачи нового материала.
Физминутка.
Закрепление в виде практической работы.
Рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание.
6 ТКУ Ориентирование на местности. Практическая работа № 5.doc
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».
Класс: 5.
Тип урока: Урок актуализации знаний и умений, урокпрактикум.
Цель урока: Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами.
Задачи урока: 1. Рассмотреть способы ориентирования.
2. Познакомить с алгоритмом ориентирования с использованием компаса.
3. Раскрыть особенности взаимного расположения сторон горизонта.
4. Сформировать представления о компасе как измерительном приборе.
5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Образовательные ресурсы: учебник География: Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. Домогацких Е.М.,
Введенский Э.Л., Плешаков А.А., глобус, атласы, физическая карта полушарий, фильм из серии Ералаш «Классный поход», презентация «Компас»,
демонстрационная компьютерная техника.
Краткое содержание урока: 1. Определение понятия «ориентирование».
2. Стороны горизонта: разнообразие, взаимное расположение.
3. Основы работы с компасом по определению сторон горизонта.
4. Практическая работа.
Методы обучения: наглядный, частичнопоисковый, практический, контроля.
Формы обучения: индивидуальные, фронтальные, практическая работа.
Основные понятия: Ориентирование, основные стороны горизонта, румб, страны света, компас.
Межпредметные связи: география, физика, астрономия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные
научатся
давать
определение понятию:
ориентирование, основные стороны
горизонта, румб, страны света,
компас;
оценивать
и анализировать
работы.делая выводы о назначении
компаса;
выявлять и знать объясняя, что
такое сторона горизонта и какие
они бывают;
знать
компасом.
алгоритм работы с
Метапредметные УУД
Познавательные. Делать выводы об отличиях географической карты от
глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы
его особенности. Установить значимость изучаемой темы для человека в его
повседневной жизни.
Регулятивные. Приобретение практических навыков работы с
источниками географических знаний. Умение работать с измерительными
приборами.
Коммуникативные.
учебные
взаимодействия в группе, распределять роли, выбирать формы презентации
результата
Самостоятельно организовывать
Личностные УУД
понимание
осознание
значения
ориентирования для повседневной жизни
и деятельности человека;
сформированность умение управлять
своей познавательной деятельностью;
осознавать
российскую географическую науку.
чувство гордости за Этап урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
создание
Организационный
Мотивация к
1.
момент.
учебной деятельности
Цель:
положительного
эмоционального фона на
уроке.
2. Формулировка темы
урока, постановка цели.
Цель:
организовать
формулировку темы урока
детьми;
организовать постановку
цели урока
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение ранее
изученного материала.
Включает
серии
«Классный поход».
фильм из
Ералаш
Улыбаются,
задумываются.
Добрый день!
Посмеялись, улыбнулись.
Надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока с вами такое не случится.
Организует
формулировку темы
урока
детьми.
Организует постановку
цели урока.
С помощью учителя
формулируют тему урока.
С помощью учителя ставят
цель. Записывают тему в
тетрадь.
Организует повторение
по теме «Глобус и
карта».
Выполняют задания по
теме «Глобус и карта».
Сегодня на уроке мы с вами с помощью простого прибора научимся
ориентироваться в пространстве.
Значит, цель нашего урока – познакомиться с компасом и как по нему
ориентироваться.
1. Письменный опрос по рабочей тетради.
Приложение 1
Тест. с. 13 – 14.
1. Моделью земного шара является
а) географическая карта б) аэрофотоснимок в) глобус
г) топографическая карта
2. В чём достоинства глобуса по сравнению с географической
картой?
а) глобус изображает поверхность Земли более подробно
б) глобус даёт представление о форме и истинном облике поверхности
Земли
в) глобус удобен при транспортировке
г) глобус даёт представление о значениях радиусов Земли
3. Географическая карта — чертёж. Это означает, что она
а) может быть нарисована любым человеком
б) создаётся с использованием определённых правил
в) понятна любому человеку
г) даёт представление о реальном виде объектов
4. Зелёным цветом на физической карте изображаются
а) леса б) растительность в) луга г) низменные равнины 5. В отличие от аэрофотоснимков космические изображения
а) более подробны
б) позволяют охватить огромные участки земной поверхности
в) являются истинным изображением территории
г) могут быть выполнены любым человеком
6. Из предложенного списка выберите слова и термины, имеющие
отношение к аэрофотоснимкам. Ответ запишите в виде последова
тельности букв в алфавитном порядке.
а) физическая карта б) вертикально вниз в) самолёт
г) горизонтально д) фотография е) подводная лодка.
КЛЮЧ
1
В
Б В Д
3
Б
5
Б
6
2
Б
ШКАЛА ОЦЕНОК
оценка
5
4
3
2
колво правильных ответов
4
Г
8
7 – 6
5 – 4
3 и менее
Приложение 2
Тематический практикум. с. 14 – 15.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Глобус и карта.
Глобус — уменьшенное изображение земного шара. На глобусе хорошо
видно, как расположены материки, океаны, моря; их размеры. На глобусе
получается наиболее правильное изображение земной поверхности без
какихлибо искажений.
Но у глобусов есть крупный недостаток: изображение на них сильно
уменьшено. Для того чтобы получить на глобусе более подробное
изображение, он должен иметь огромные размеры — десятки метров!
Пользоваться таким глобусом, конечно, невозможно.
На обычных же глобусах, применяющихся в школах, нельзя изобразить
мелкие подробности в очертаниях материков, в строении речной сети,
горных хребтов и т.п. Многие государства (например, Дания, Бельгия,
Португалия) изображаются такими малыми фигурами, что на них едва
хватает места для одного кружка — условного знака столицы.
Поэтому создаются географические карты, на которых изображается не весь земной шар, а только часть земной поверхности, но зато с большей
подробностью. При этом изображение с поверхности шара можно
перенести на плоский лист. Однако поверхность шара нельзя развернуть,
разостлать на плоскости без складок и разрывов. При составлении карты
приходится допускать некоторые неточности. Поэтому на карте
возникают искажения направлений, расстояний и площадей, неодинаковых
в разных частях карты. Путём сложных математических расчётов и
построений эти искажения стараются свести к минимуму.
КЛЮЧ
1. Почему нельзя сделать глобус таким же подробным, как и карта?
Изображение на глобусе сильно уменьшено. Для того чтобы получить
на глобусе более подробное изображение, он должен иметь огромные
размеры — десятки метров.
2. В чём причина имеющихся на картах искажений?
Поверхность шара нельзя развернуть, разостлать на плоскости без
складок и разрывов. При составлении карты приходится допускать
некоторые неточности. Поэтому на карте возникают искажения
направлений, расстояний и площадей, неодинаковых в разных частях
карты.
3. Можно ли сделать карту полностью лишённой искажений?
Путём сложных математических расчётов и построений эти
искажения стараются свести к минимуму.
4. Как вы думаете, какие страны (кроме названных в приведённом
выше тексте) тоже сложно показать на глобусе?
Приложение 3
Картографический практикум. с. 16.
Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечислен
ных географических объектов. 1 — Бенгальский залив 2 — острова Новая Зеландия
3 — Австралия 4 — река Конго
5 — Чёрное море 6 — полуостров Индостан
Устный опрос.
1. Чем отличается глобус от географической карты?
2. Почему на географической карте отражено больше разной информа
ции, чем на глобусе?
3. Почему на карте появляются искажения изображения земной по
верхности?
Можно ли ориентироваться без компаса?
Изучение нового
новых
3.
(«открытие
знаний»)
Проблемный вопрос
3.1. Определение понятия
«ориентирование».
Цель:
«ориентирование».
дать определение
Предлагает зачитать из
учебника определение
«ориентирование».
Записывают в тетрадь
определение
«ориентирование».
В переводе с латыни «ориенс» означает «восток».
Ориентирование — это определение своего местоположения от
носительно сторон горизонта. 3.2. Стороны горизонта:
разнообразие,
взаимное
расположение.
Цель: научить определять
стороны горизонта.
Организует
формирование умений
определять стороны
горизонта.
Выстраивают и записывают
в тетрадь схему сторон
горизонта.
Основные стороны горизонта — это север (С), юг (Ю), восток (В) и
запад (3).
Первым направлением, которое человек научился определять, был
восток.
Где встаёт солнце — там и восток. Противоположное востоку направле
ние — запад. Если встать лицом на восток, то слева будет север, а справа
— юг.
Солнце встает на востоке, поэтому именно восточное направление и дало
название процессу определения местоположения объекта.
Стороны горизонта подругому называют странами света, или
румбами.
Кроме четырёх основных румбов,
четыре
промежуточных: северовосток (СВ), северозапад (СЗ), юговосток
(ЮВ) и югозапад (ЮЗ).
Есть ещё восемь промежуточных румбов.
Направление между северным и северовосточным называют северо
северовосточным (ССВ), а между северовосточным и восточным —
востокосеверовосточным (ВСВ) и т.д.
выделяют и
3.3. Основы работы с
компасом по определению
Организует беседу с
учащимися.
Показ
Вступают в диалог с
учителем и друг с другом,
Компас — это прибор, с помощью которого можно ориентироваться.
Одним из величайших открытий человечества является изобретение сторон горизонта.
Цель:
познакомить с
правилами работы с
компасом.
презентации «Компас» записывают
правила
работы с компасом.
компаса. Он произвел настоящий переворот в истории мореплавания.
Компас стал первым навигационным прибором, который позволил
отважным морякам оставить морские берега и выйти в открытое море.
Уже в III веке до н. э. в Китае был изобретен прибор, указывающий
стороны света. Древний компас имел вид ложки с тонким черенком и
шарообразной выпуклой частью, сама ложка была изготовлена из
магнетита.
Хорошо отполированная выпуклая часть ложки
устанавливалась на медную или деревянную пластину, которая была
также тщательно отполирована. Черенок ложки свободно висел над
пластиной, а сама ложка свободно вращалась вокруг оси установленного
выпуклого основания. На пластине были обозначены страны света в виде
циклических знаков Зодиака. Роль магнитной стрелки выполнял черенок
ложки. Если черенок привести во вращательное движение, а затем
немного подождать, то остановившаяся стрелка (ее роль играет черенок
ложки) будет указывать точно на юг. Это был самый первый древний
компас, названный сынань — «ведающий югом» и описанный китайским
философом Хэнь Фэйцзы. Конечно, такой компас был далек от
совершенства, имел много недостатков: магнетит был непрочен и плохо
поддавался обработке, а трение между поверхностью доски и выпуклой
частью ложки приводило к небольшим отклонениям от направления на
юг.
ии
аи
Колесн ца, ук зывающая на юг
— первый навигационный прибор,
работающий по принципу обратной связи. На колеснице была
смонтирована фигурка человека, которая, независимо от направления
движения самой колесницы, указывала вытянутой рукой на юг. В этом
устройстве не использовался магнитный компас.
Колесница, указывающая на юг, считается одним из самых сложных механизмов, созданных древней китайской цивилизацией, она
использовалась на протяжении всего средневекового периода. По легенде
она была изобретена около 2600 г. до н. э. в Китае Жёлтым
Императором Хуанди, но первая реальная историческая версия была
создана Ма Цзюнем (200–265 г.) для правителя Минди царства
Вэй Эпохи Троецарствия. Колесница — это двухколёсное транспортное
средство, на котором установлена фигурка человека, соединенная с
колёсами с помощью дифференциальных передач.
Благодаря
тщательному подбору размеров колёс, направляющих устройств
и передаточных чисел, фигурка на верху колесницы постоянно смотрит в
одном направлении, тем самым действуя в качестве немагнитного
компаса транспортного средства.
Правила пользования компасом.
1. Установите компас на горизонтальной поверхности (сильный наклон
может помешать движению стрелки).
2. Подождите, пока стрелка остановится, её синий конец (или остриё)
будет указывать на север.
3. Медленно, стараясь не потревожить стрелку, вращайте компас, пока
синий конец (или остриё) стрелки не будет указывать на букву «С» (или
«N») на шкале.
Лучшими картографами прошлого были голландцы. С давних пор
существует традиция называть румбы поголландски: север — норд
(noord), юг — зюйд (zuiden), восток — ост (ost), запад — вест (west).
Именно поэтому на некоторых компасах северное направление помечено
буквой N, а южное — S. 4. Физминутка.
Цель:
помочь учащимся
расслабиться физически
после
длительного
сидения,
способствуют
повышению
работоспособности,
помогают
усталость и сонливость.
5.
Закрепление
полученных результатов.
Цель:
Определение с
помощью компаса сторон
горизонта.
преодолеть
6.
Рефлексия учебной
деятельности на уроке.
зафиксировать
Цель:
содержание
урока;
Организует
физминутку.
Выполняют не сложные
мысленные и физические
упражнения.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – успокоиться и сесть.
Организует проведение
практической работы.
Выполняют
практической работы.
задания
Практическая работа № 5.
Первоначально на плане указывается направление на север, которое
определяется путем совмещения показаний компаса и изображения.
Выбирается точка наблюдения (Фонтан). Относительно данной точки
определяется положение объектов по сторонам горизонта. Результаты
работы оформляются в виде таблицы.
Приложение 1
севере
Объекты, расположенные на
юге
западе
1.
1.
2.
2.
3.
3.
северовостоке
северозападе
1.
1.
2.
2.
3.
3.
ШКАЛА ОЦЕНОК
1.
2.
3.
1.
2.
3.
югозападе
востоке
1.
2.
3.
юговостоке
1.
2.
3.
оценка
5
4
3
2
колво правильных ответов
24 – 22
21 – 17
16 – 11
10 и менее
Организует
фиксирование
Отвечают на вопросы
учителя.
Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
красный – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось организовать рефлексию и
самооценку учащимися
собственной
учебной
деятельности.
7. Домашнее задание.
содержания урока.
желтый – я работал хорошо, мне коечто не понятно, не получилось
зеленый – я работал отлично, мне всё понятно
Организует запись в
дневник.
Записывают в дневник.
§ 6
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности» (5 класс).
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности» (5 класс).
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности» (5 класс).
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности» (5 класс).
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности» (5 класс).
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности» (5 класс).
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности» (5 класс).
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности» (5 класс).
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности» (5 класс).
Технологическая карта урока «Ориентирование на местности» (5 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.