МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ– АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА»
Оценка 4.9

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ– АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
МХК
4 кл—5 кл
02.12.2021
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ– АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА»
Данная методическая разработка может являться дополнительным пособием для учителей 4-5 классов, где в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур. Для старшеклассников занятия по теме «Мировые религии – архитектура и искусство в культуре народов Южного Урала» помогут актуализировать знания, полученные ранее.
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Ермолина В.В., педагог дополнительного образования,1 категория

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Истоки» г. Челябинска»

 

 

Разработка занятия детского объединения

по краеведческому направлению

 

«МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ– АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА»

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2020.

 

Пояснительная записка

Принимаясь за исследование, автор опирается на свой практический опыт как педагога дополнительного образования в области туристско-краеведческой направленности. Каждый год на занятия в систему дополнительного образования приходят дети, которые несут в себе часть той или иной культуры, а также вероисповедания. По разным данным в только в Челябинске проживают народы более 120 национальностей. Многолетний опыт работы выявил пробел в знаниях детей среднего и старшего школьного возрастов относительно связи религии, архитектуры и искусства. Авторы ставят перед собой цель познакомить детей с мировыми религиями через призму архитектурных объектов и предметов религиозного быта народов Южного Урала.

Данная методическая разработка может являться дополнительным пособием для учителей 4-5 классов, где в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур. Для старшеклассников занятия по теме «Мировые религии – архитектура и искусство в культуре народов Южного Урала» помогут актуализировать знания, полученные ранее.

Каждое занятие содержит в себе 3 блока:

1.     Теоретическая часть – рассказ о религии

2.     Практическая часть – рисование, вышивка, валяние

3.     Экскурсия

Во время экскурсий в храм, мечеть и синагогу дети знакомятся со старинными зданиями, описания которых присутствует в теоретической части (именно поэтому авторы не делают акцент на фотоматериалах)

 В данном пособии не рассматривается буддизм, т.к на территории Челябинска и Челябинской области эта религия мало представлена по сравнению с другими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок№1

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема занятия: «Архитектура и искусство в православии»

Возраст учащихся: 10-18 лет (4-11 класс)

Количество учащихся: 10-12 человек

Время занятия: 90 минут (блок№1 и 2). Экскурсия проходит отдельно

Цель занятия: Познакомить учащихся с православной культурой и искусством посредством изучения церковной архитектуры

Задачи:

1. Познавательные: познакомить с культурой и религией народов Южного Урала. 

2. Развивающие: актуализировать имеющиеся знания, вызвать интерес учащихся к изучению культурного наследия Южного Урала, развить художественно-творческие способности

3.Воспитательные: воспитывать чувство толерантности, уважение к вере и культуре граждан России

Тип занятия:

- закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

- применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Методы обучения: наглядно-словесный, практический

Способы обучения: репродуктивный

Материалы и оборудование для педагога: ноутбук или проектор с экраном (иллюстрации с изображением церквей выполненных в разном стиле), распечатки.

Материалы и оборудование для учащихся: бумага или альбом для рисования, линер или гелевая ручка, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или фломастеры, папка с зажимом и раскладной стул.

План занятия:

1.Организационный. Приветствие, проверка готовности учеников к работе

2.Введение. Знакомство с предстоящей работой

3.Объяснение и изучение материала:

- рассказ об основе православия;

- показ наглядных материалов

4.Перерыв

5.Практическая деятельность: рисование

6.Подведение итогов.

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

Часть занятия

Содержание

Время

1.Организационная часть

Знакомство с детьми. Установление эмоционального контакта с детьми.

5 минут

2.Введение.

Знакомство с предстоящей работой

5 минут

3.Объяснение и изучение материала

Рассказ об истории христианства

20 минут

Показ наглядных материалов

4. Перерыв

Проветривание помещения

5 минут

5. Практическая деятельность

Выход на пленэр или рисование в помещении

45 минут

6. Подведение итогов

Краткий анализ  занятия. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Прощание.

10 минут

 

Содержание этапов занятия:

1.     Организационный:

- Приветствие;

- Проверка явки и готовности к работе:

- Настрой на работу

 

2.     Введение: знакомство с темой занятия и предстоящей практической работой

3.     Объяснение и изучение материала:   

Край, в котором мы живем, называется Южный Урал. На территории Южного Урала находятся два федеральных округа Российской Федерации — Приволжский и Уральский, а также Субъекты Российской Федерации — Башкортостан, Оренбургская и Челябинская области[1]. И на Южном Урале проживает большое количество людей исповедующих разные религии. Что такое религия? (Ответы детей). Религия — это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия
говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей вера в Бога становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру. Истоки русской культуры — в православной религии. Например, слово «спасибо» —это сокращённое пожелание: «Спаси, Бог!». Каждый раз, когда человек произносит слово «спасибо», он, порой сам этого не понимая, обращается к Богу[2]. Кстати, в Австрии люди приветствуют друг друга фразой «Грюс Гот» — в дословном переводе означает – «Да здравствует Всевышний». Это обращение связано с отношением к религии – австрийцы — истинные католики.

Начнем мы с Христианства. Суть христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе (сыне Божием), сошедшем с неба на землю и принявшем страдания и смерть во искупление людей от первородного греха.

Христианство зародилось на востоке Римской империи (территория современного Израиля) в 1 веке н.э. Основателем считается Иисус Христос. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий мира – ее исповедуют более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географической распространенности, то есть почти в каждой стране мира есть хоть одна христианская община. В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления: православие, католицизм, протестантизм. Мы остановимся на православии, как наиболее распространенном направлении в нашем регионе.

Православие одно из основных и старейших направлений в христианстве широко распространенного на территории современной России, для которого характерно: вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа.

Основные идеи христианства:

- Бог создал мир – так звучит основное положение христианства. Произошло это в 5 508 году до н.э.

- В человеке есть искра Божья-душа. Она вечная и после смерти не умирает. Первым созданным Богом людям душа была дарована чистой и незамутненной. Но когда Ева съела яблоко с дерева познания и угостила им Адама, возник первородный грех.

- Первородный грех, лежащий на всех людях, после жизни Адама и Евы был искуплен смертью Христа. Человек ведет греховную жизнь, нарушая 7 заповедей Божьих (гордыня, чревоугодие, почитание ближних и т.д.) Для искупления грехов необходимо вести праведную жизнь  не нарушать Божьи законы, каяться в содеянном и молиться за искупление души.

- Если человек ведет неправедную жизнь, то после смерти он попадет в ад.

- Бог -  милостив. Он прощает все сотворенные грехи, если человек искренне раскаялся в содеянном.

- Мир ждет Страшный Суд, когда на землю придет Сын человеческий и будет судить мертвых и живых, отделяя грешных и праведных. И наступит коней мира.

Основные праздники в православном христианстве:

Пасха, Воскресение Христово. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта в память о Воскресении Христовом, которое является центром всего христианского вероучения. Во всех православных храмах праздник Пасхи отмечается ночными богослужениями и торжественным крестным ходом.

Рождество Христово. Празднуется 7 января. Рождество во плоти Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа — второй, наряду с Пасхой, — Праздник, который предваряется многодневным (40 дней) постом. Что такое пост? Ответы детей. В Православии пост — это целенаправленное, осознанное воздержание от еды, питания животного происхождения с целью духовного и телесного очищения. Как и Пасху, Церковь отмечает Рождество торжественным ночным богослужением. Это самый главный после Воскресения Христова праздник в православии.

Крещение Господне. Празднуется 19 января. В этот день Церковь вспоминает и празднует крещение Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан Предтечей Иоанном Крестителем.

         Это конечно не полный перечень праздников и важных дат в церковном календаре, мы остановились на самых основных.

Появление христианства в Челябинске (Южном Урале)

Вплоть до 1799 г. часть территории Оренбургского края, включая Челябинск, относилась к ведению  Тобольской  духовной консистории. В Тобольск, старинную столицу Сибири, была направлена просьба  -  разрешить строительство в Челябинске церкви во имя Святого Николая Чудотворца.

« Построена оная Челябинская крепость при реке Миясе, жителей поселено немалое число, а церкви не имеет»,- писал в послании  поручик Иван  Кузнецов. Митрополит  Тобольский  и  Сибирский Антоний 9 июня 1737 г. выслал благословенную грамоту.

Строительство первой церкви заняло около двух лет. Первая челябинская церковь располагалась там, где сейчас пересекаются улицы Труда и  Цвиллинга, была небольшой в размере,  деревянной,  с  «восьмиугольной» колокольней.

В 1743г., когда Челябинская крепость была объявлена центром  Исетской   провинции, Никольская церковь  стала  главным ее храмом, но по своим размерам она не могла соответствовать своему новому «сану»,  поэтому  было принято решение о строительстве каменного  Христорождественского  собора  и закрытии Никольской церкви.

Собор строили с 1748 по 1766 г., однако после завершения работ Никольскую церковь попросили перенести  в Заречье жившие на левом берегу Миасса казаки. Просьбу  удовлетворили. Перенесенная на новое место церковь была освящена 8 декабря 1768 г. и стала называться Троицкой.

С появление в 1768 г. в заречье церкви город был  поделен на два прихода: Христорождественский   и Свято-Троицкий. Прихожане и служители бога были как бы приписаны к той или иной церкви.

В духовном ведомстве возникла и первая Челябинская школа. Духовное сословие в большей степени,  чем какое-либо  другое, принуждалось государством к получению образования. Указы об этом следовали один за другим, при этом поповичей (детей священнослужителей) разрешалось забирать в школу независимо от желания их или нежелания родителей, сопротивляющихся дозволялось «убеждать» даже угрозой смертной казни.

В 1779 г. была учреждена так называемая русская школа для обучения славяно-российской грамматике, пению по нотам, письму и арифметике. В ней предполагалось  учить детей  священников, диаконов и церковнослужителей в возрасте от 7 до 15 лет.

В Челябинской области насчитывается достаточно много действующих церквей. Вот пример еще одной старинной церкви, Храм Вознесения Господня с.Айлино Саткинского р-на. Каменная церковь в честь Вознесения Господня построена усердием прихожан и других благотворителей в 1869 — 75 г.г. и освящена 31 марта 1875 г. С 29 марта 1887 г. при церкви существовало попечительство. В конце XIX века приход состоял из села и 4-х деревень с 3161 д. обоего пола (1550 мужчин и 1611 женщин). Церковь закрыта в середине 1930-х гг. 20 века. В годы Великой Отечественной войны в здании находился склад сельско-хозяйственной продукции, затем — сельский клуб, с 1950-х гг. до 1987 — Айлинский районный дом культуры.

В настоящее время здание церкви восстановлено и освящено митрополитом Челябинским и Златоустовским Иовом. (Демонстрация материала).

Теперь мы уходим на перерыв, после которого приступаем к практической работе.

4.Перерыв. Во время перерыва все выходят из кабинета, помещение проветривается.

Блок№2

5.Практическая деятельность: В зависимости от периода практическая работа выглядит следующим образом: при теплой погоде дети с педагогами отправляются в парк, рисовать с натуры церковь. В холодное время – рисунок церкви происходит в помещении.

Что собой представляет православный храм с точки зрения искусства? Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным чувствам верующих образ невидимого, небесного, божественного.

По православному канону храм по плану может быть:

• в форме «Корабля» (прямоугольник), символизирующего мысль, что мир есть «житейское море», полное бурь, а Церковь – корабль, на котором можно безопасно переплыть бурное море, достигнуть мирной пристани – царствия небесного;

• крестообразной формы, символизирующей крест Христов, через который верующие получили спасение;

• в форме круга, символизируя вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца, есть символ вечности;

• в форме «звезды» (восьмиугольника), выражающей мысль, что Церковь подобно Вифлеемской звезде указывает путь верующим ко спасению; • возможны комбинации вышеназванных форм.

Русь приняла от Византии сложившуюся православную религию, в которой уже были разнообразные типы храмов. Отсутствие на Руси традиции каменного строительства не позволило взять за основу сложную столичную систему купольной византийской базилики. Образцом для русских храмов стал четырёх- и шестистолпный крестово-купольный тип провинциального византийского храма. (Демонстрация материалов). Первые церкви Руси имели сложную многонефную композицию крестово-купольного храма. В дальнейшем на Руси эта композиция постепенно видоизменялась в сторону упрощения. Изменились и общие пропорции: распластанный храм собирается в компактный объем, церковь как бы растет вверх.

Непреложным элементом православных церквей со времен Византии является купол. Он дает чувство безопасности, выражает заступничество, направляемое Божьей милостью, а сферичность его линий – единение всех христиан в Церкви. Форма купола бывает разной в зависимости от местных традиций и времени постройки, начиная от полусферы (характерной для византийских, греческих и сербских церквей), древнерусского шлема и луковичной главы. Последний тип купола, будучи принят в большинстве российских церквей, символизирует образ пламенной молитвы, горение свечи.

Глав может быть:

• одна – в честь одной главы Церкви – Господа Иисуса Христа;

• три (одинаковой высоты) – в честь Святой Троицы;

• пять (одна центральная – выше, а остальные четыре нижние равны

между собой) – в честь Христа и четырех евангелистов;

• семь (равных) – в честь семи таинств и семи вселенских соборов;

• девять (три высокие, три средние и три низкие) – в честь ангелов,

соответственно числу ангельских ступеней;

• тринадцать (одна высокая и двенадцать низких равных) – в честь Иисуса Христа и двенадцати апостолов[3]

Теперь давайте посмотрим на церковь, которая перед нами обсудим ее особенности и приступим к рисованию.

 

6.Подведение итогов

Завершая наше занятие, давайте устроим выставку работ, все дружно посмотрим, какие коврики получились. Просмотр зарисовок, обсуждение, фотографирование полученных работ.

 

 

Блок№3

Экскурсия (в пример приводится посещение Свято-Троицкого храма. На практике, экскурсия может быть в любую церковь в пределах Челябинской области)

История постройки и облагораживания Свято-Троицкого храма начинается еще в восемнадцатом веке. Однако после сноса и новой постройки и реставрации он является действующим и сегодня.

Ранее Свято-Троицкий исход именовался Никольской церковью и был выстроен из дерева. В этот период он находился на пересечении Большой и Сибирской улиц. Однако позднее, в 1768 году, церковь была перенесена, а рядом со старым местоположением воздвигли Христорожденственский собор. Уже к 1799 году паства Свято-Троицкой церкви насчитывала около пяти тысяч прихожан.

Решение о возведении нового челябинского храма на месте святой церкви было принято в 1909 году и уже к 1914 году новая постройка была освящена и полноценно действовала до 1919 года. Она отличается псевдорусским стилем, отличной акустикой для пения хора, наличием росписей в «Васнецовском» стиле, богатым кедровым иконостасом. Художественные работы, наблюдаемые сегодня, выполнены Н. Ф. Костюком. С 1929 года храм был закрыт. В нем размещался челябинский краеведческий музей до 1987-1990 года. 

В 1988 году завершились работы по реставрации Свято-Троицкого храма. Сегодня здание фактически потерялось на фоне других построек на улице Кирова в Челябинске, однако оно по-прежнему представляет собой крупное православное сооружение и притягивает прихожан не только в дни службы и седмицы великого поста, но также и ради молитвы. В настоящее время церковь является самым высоким святым храмом города.

Сегодняшней целью Свято-Троицкого храма является осуществление просветительской деятельности, воспитание личности человека, его духовное просветление. Здесь проводят венчания, обряды крещения, молебны, отпевания и панихиды. Также в храме святой троицы располагается воскресная школа. На богослужениях можно услышать пение хора, основанного в 1990 году. В нем состоят солисты православных коллективов города. Каждое воскресенье недели хор исполняет множество духовных произведений Рахманинова, Чеснокова, Бортнянского и других композиторов.

В 1881 году, благодаря настоятелю, храм получил святые мощи апостола Андрея Первозванного и великомученика Пантелеймона, привезенные им из Афонского монастыря. Также в храме располагаются и хранятся части мощей святой Матроны Московской, великомученика Трифона и Серафима Саровского, а также многочисленные святые образы и иконы. В числе вернувшихся после реставрации святынь числится и чудотворная икона Знамения Божией Матери. Все святыни Свято-Троицкого храма Челябинска осторожно хранятся и по сей день и считаются не только святыми, но и целительными. В 1911 году образ Богоматери чудесным образом исцелил дочь челябинского купца, а в 2002 году – молодую женщину, пролежавшую в тяжелой и продолжительной коме[4].

 

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Блок №1

Тема занятия: «Архитектура и искусство в исламе»

Возраст учащихся: 10-18 лет (4-11 класс)

Количество учащихся: 10-12 человек

Время занятия: 90 минут (блок №1 и 2). Экскурсия проходит отдельно

Цель занятия: Познакомить учащихся с  культурой и искусством ислама

Задачи:

1. Познавательные: познакомить с культурой и религией народов Южного Урала посредством изучения орнамента

2. Развивающие: актуализировать имеющиеся знания, вызвать интерес учащихся к изучению культурного наследия Южного Урала, развить художественно-творческие способности

3.Воспитательные: воспитывать чувство толерантности, уважение к вере и культуре граждан России

Тип занятия:

- закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

- применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Методы обучения: наглядно-словесный, практический

Способы обучения: репродуктивный

Материалы и оборудование для педагога: ноутбук или проектор с экраном (иллюстрации с изображением мечетей), изображения башкирской вышивки, распечатки орнаментов

Материалы и оборудование для учащихся: хлопчатобумажная ткань с переведенным рисунком, вставленная в пяльцы. Нитки типа «Ирис» и мулине, игла, ножницы, крючок для вязания 1-1,2мм

План занятия:

1.Организационный. Приветствие, проверка готовности учеников к работе

2.Введение. Знакомство с предстоящей работой

3.Объяснение и изучение материала:

- рассказ об основе ислама;

- показ наглядных материалов

4.Перерыв

5.Практическая деятельность: создание наклейки

6.Подведение итогов.

Ход занятия

Часть занятия

Содержание

Время

1.Организационная часть

Знакомство с детьми. Установление эмоционального контакта с детьми.

5 минут

2.Введение.

Знакомство с предстоящей работой

5 минут

3.Объяснение и изучение материала

Рассказ об истории Ислама

20 минут

Показ наглядных материалов

4. Перерыв

Проветривание помещения

5 минут

5. Практическая деятельность

Краткий инструктаж по ТБ. Изучение орнаментов, вышивка

45 минут

6. Подведение итогов

Краткий анализ  занятия. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Прощание.

10 минут

 

3.Объяснение и изучение материала:

В наше время около 30% жителей УФО являются мусульманами исповедающими Ислам. Они живут в индустриальных городах и в мусульманских селах, возраст которых насчитывает около 400 лет, — прежде всего, это татары, башкиры и казахи. К коренным мусульманам прибавляются новые — мигранты из других стран. Это таджики, узбеки, азербайджанцы и представители других народов.

Название Ислам происходит от арабского «ал-ислам», что означает предание себя Богу, покорность. Синонимом ал-ислам является арабское муслим (отсюда мусульманин, мусульмане). Другое значение этого слова – «предание себя Богу» (покорность Богу).  Религия родилась в среде арабских племён Аравийского полуострова.

Основателем Ислама является житель Мекки – Мухаммед. Он утверждал, что нет других богов, кроме Аллаха, а себя называл «посланником Бога» - его пророком. Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, названный в его честь – Медина. Год переселения (хиджра) – стал начальной датой мусульманского летоисчисления.

Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы Ислама изложены в Коране. Коран – священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Так как по воле Аллаха, последнее писание содержит арабскую речь, этот язык является особенным у мусульман. Только Коран на арабском языке является истинным Писанием, перевод на любой язык мира таковым не является. Коран записан рифмованной прозой и состоит из 114 сур (глав), расположенных в порядке убывания. Каждая сура начинается с формулы Басмала… – «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Каждая сура делится на айаты (стихи). Всего в Коране по различным вариантам счета от 6204 до 6236 айатов.

Основные догматы Ислама – поклонение единому Богу Аллаху и почитание Мухаммеда пророком. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Шариат – свод религиозных и правовых норм, составленных на основе Корана. Содержит нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.

Шариат предусматривает 4 вида прав:

•        Права Бога, которые должен уважать каждый

•        Права личности

•        Права окружающих людей

•        Прав всех творений Божьих

Пять столпов ислама:

Шахада – свидетельство о том, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммед его раб и посланник.

Салят – Совершение ежедневной пятикратной молитвы.

Закят – выплата очистительного пожертвования.

Сыям – пост в течение месяца Рамадан.

Хадж – паломничество в Мекку, если человек в состоянии его совершить.

Исламская культура насчитывает десятки различных религиозных праздников, которые имеют большое значение для мусульманского народа, но некоторые из них становятся не просто праздничными днями, а важнейшими событиями в году.

Основные праздники Ислама:

Курбан-байрам – великий праздник мусульман, считается главной ежегодной традицией, в дословном переводе означает «праздник жертвы», проводится через 10 дней после Ураза-байрама.

Ураза-байрам. Мусульманский календарь – хиджра – построен на лунном цикле и сильно отличается от действующего григорианского. А потому начало и конец Ураза-байрама каждый год приходятся на разные числа (1 день лунного месяца Шавваля). В 2019 году приходится на 15 июня.  Относится к основным праздникам ислама. Мусульманам предписано в это день отдыхать. Длится праздник три дня, подводит итог месячному посту в месяц Рамадан.

Лейлят аль-кадр – отмечается в ночь двадцать седьмого числа в месяце Рамадане. По поверьям, в эту ночь, пророк Мухаммед получил в дар от Аллаха священное писание мусульман – Коран. В эту ночь мусульмане проводят богослужение, молитву принято читать, будучи в мечетях. Потому как по поверьям в эту ночь Аллах решает судьбу каждого мусульманина с учётом его желаний, которые он высказывает Аллаху в молитвах.

Ашура – праздник, посвящённый дню памяти внука пророка Мухаммеда. Мавлюд – праздник, ознаменовавший день рождения пророка Мухаммеда.

Праздником для мусульман также считается каждая пятница. Работать в пятницу считается греховным, поэтому благочестивые верующие проводят её в мечетях за молитвой.

Ислам в Челябинске (Южном Урале)

Сегодня Уральский Федеральный округ занимает третье место в России после Северного Кавказа и Поволжья по количеству мечетей — более 100 зданий, которые почти ровно разделены между Свердловской, Челябинской и Тюменской областями.

Ислам – религия, в которой запрещается скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты. Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. В основе его лежат символы и знаки.

В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Гирих (перс.) – узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании. Ислими (перс.) – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Наибольшее распространение он получил в одежде, книгах, внутренней отделке мечетей, посуде. Большей частью эти стили используются отдельно, но могут и соединяться. Демонстрация материалов.

В Исламе священной книгой является Коран. Следовательно, именно он всегда наиболее украшался, в том числе и разнообразными орнаментами. Следует заметить, что в основном оформлялся футляр книги и ее первые две страницы.

Отдельно хочется отметить орнамент ковров. Ковры, покрывала, коврики для молитв – все это обычно украшено богатыми орнаментальными узорами.

Так в чем же смысл орнаментов ковра? Ковры и покрывала в основном использовали растительные орнаменты, когда на основном однотонном фоне шел пестрый узор из цветов и листьев, причем богатство цвета (иногда до 500–700 оттенков) вполне сочеталось с богатством рисунка и нисколько не контрастировало с ним. Следует заметить, что обычно эти узоры символизируют красоту мира.

Также одним из направлений в орнаментальном искусстве является орнамент одежды. В основном представлен в виде вышивки различных стилей и направлений. И в большинстве случаев это женская одежда. Недаром женщина у всех народов – это олицетворение всего самого прекрасного в мире. Демонстрация материалов.

Вышивка по башкирски называется «сигеу» или «кайыу». Это пожалуй, самая распространенная форма декоративного творчества башкир. Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и религиозных ритуалах.

 

4.Перерыв. Во время перерыва все выходят из кабинета, помещение проветривается

5. Практическая деятельность: детям раздаются пяльца, в которые заправлена ткань с нанесенным рисунком. Дети самостоятельно выбирают цвета. Посмотрите на образец платья. Как много на нем вышивки. Вся вышивка выполнена так называемым тамбурным швом - его еще называют петельный шов. Сначала нужно сделать первый прокол и вывести иголку влево. Нитку тянем на себя и зажимаем ее большим пальцем в 3-5 миллиметрах от того места, где иголка была вынута из ткани. Далее иголку втыкаем туда, откуда она была вынута, а выводить начинаем в месте зажима нитки. Только делать это нужно осторожно, чтобы не уколоть палец. Можно воспользоваться наперстком. Убираем палец и наблюдаем происходящую картину. Нитка вокруг иголки должна образовать полукольцо. До конца вытягиваем иголку. Нитка образовала дугу – это первый стежок шва. Если все выполнено правильно, он напоминает каплю. Повторяем: натягиваем нить, зажимаем ее, вкалываем на месте выхода и выводим там, где находится палец. Прошиваем второй, третий, четвертый стежок и так далее по контуру рисунка.

6.Подведение итогов.

Завершая наше занятие, давайте вспомним, что  такое «сигеу» и «кайыу»? (Ответы детей). Почему у кукол-оберегов не рисуют лица? (Ответы детей). А что такое килим? (Ответы детей). Просмотр работ, обсуждение, фотографирование. Уборка рабочего места.

Блок№3

Экскурсия (в пример приводится посещение Ак-Мечети. На практике, экскурсия может быть в любую мечеть в пределах Челябинской области)

Мусульманская община в городе Челябинске, по сравнению с другими городами Оренбургской губернии сформировалась довольно поздно. Располагались дома мусульманского сообщества компактно, в основном, на ул. Азиатской (ныне ул. Елькина). Демонстрация фото домов.

В 1873 году в город приехал Салимов Мухамаджаким Мухаметзарифович. Он открыл мектеб (мусульманская начальная школа) еще до строительства мечети. И она сразу стала центром для всей мусульманской общины. Салимов пользовался большим авторитетом среди мусульман Челябинска.

В 1884 году мусульманская община Челябинска обратилась к городским властям о разрешении строительства Соборной мечети с образованием самостоятельного прихода. Купец З.Г. Галеев пожертвовал собственный участок на ул. Азиатской, там, где и сейчас стоит Ак-Мечеть Челябинска. Ак-Мечеть обозначает белая мечеть, но сейчас она не белая, голубовато- зеленая или изумрудно - зеленоватая. Все зависит от того как она в данный момент освещена солнцем. Строительство мечети началось в 1899 году.  До завершения строительства мусульмане совершали молебны во временной деревянной мечети. Первый имам Челябинской мечети М.М. Салимов занимался не только духовной деятельностью, но и вел торговлю в собственной лавке. Поблизости от мечети был возведен комплекс из 3-х зданий для мектебе (начальная школа при мечети), а позже в одном из них разместится медресе (средняя школа). Попечителем Соборной мечети был избран З.Г Галеев. Для этого он пожертвовал свой магазин на ул. Сибирской (сейчас ул. Труда), ежегодный доход составлял 1200 руб. Находился он между пассажем Якушевых (картинная галерея) и магазином Ахматова. Рядом с мечетью находится  жилой дом М.М. Салихова.  Именно в нем была открыта изба-читальня в 1908 году. Основателем читальни стали сын Салимова, Шакир и его помощники Гафур Суюндуков и Хисмутдин Аюпов. Она сразу же стала религиозно- культурным центром для мусульманского населения. Сейчас очень трудно представить какое значение имела библиотека в начале века, когда другого источника информации не было вовсе.

После революции мечеть объявили собственностью государства и отдали в аренду приходу. Мусульманская община попыталась выстроить приемлемые отношения с новой властью. Были организованы различные комитеты для помощи голодающим, для содержания собственных образовательных учреждений и т.д. В 1928 году И. Исмагилов сложил с себя полномочия муллы, а община самораспустилась.

В годы войны в мечети было хранилище краеведческого музея и татаро-башкирской библиотеки. В 1942 году было принято решение вернуть мечеть верующим. Решение-то приняли, но не выполнили. В 1950-60 гг. верующие вновь обратились к властям с вопросом о возвращении мечети, но и это прошение было проигнорировано. До 1980 года здание использовалось для хозяйственных нужд. В результате был утрачен купол и часть минарета. Внешний облик мечети был восстановлен тогда, когда мечеть передали краеведческому музею. В 1988 году здание было передано верующим. Сейчас красивое бирюзово-голубоватое здание мечети выгодно выделяется на северной части ул. Елькина. Одноэтажное здание с большими арочными окнами и пристроенным четырехъярусным минаретом с острым шпилем.

 

 

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Блок №1

Тема занятия: «Архитектура и искусство в иудаизме»

Возраст учащихся: 10-18 лет (4-11класс)

Количество учащихся: 10-12 человек

Время занятия: 90 минут (блок №1 и 2). Экскурсия проходит отдельно

Цель занятия: Познакомить учащихся с культурой и искусством иудаизма

Задачи:

1. Познавательные: познакомить с культурой и религией народов Южного Урала. 

2. Развивающие: актуализировать имеющиеся знания, вызвать интерес учащихся к изучению культурного наследия Южного Урала, развить художественно-творческие способности

3.Воспитательные: воспитывать чувство толерантности, уважение к вере и культуре граждан России

Тип занятия:

- закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

- применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Методы обучения: наглядно-словесный, практический

Способы обучения: репродуктивный

Материалы и оборудование для педагога: ноутбук или проектор с экраном

Материалы и оборудование для учащихся: шерсть для валяния (красный, бордовый, коричневые оттенки), губка, игла для валяния, круглая основа, красные («гранатовые») бусины, бисер, нитки, ножницы, игла.

План занятия:

1.Организационный. Приветствие, проверка готовности учеников к работе

2.Введение. Знакомство с предстоящей работой

3.Объяснение и изучение материала:

- рассказ об истории иудаизма;

- показ наглядных материалов

4.Перерыв

5.Практическая деятельность: создание элемента декора в виде граната.

6.Подведение итогов.

Ход занятия

Часть занятия

Содержание

Время

1.Организационная часть

Знакомство с детьми. Установление эмоционального контакта с детьми.

5 минут

2.Введение.

Знакомство с предстоящей работой

10 минут

3.Объяснение и изучение материала

Рассказ об истории иудаизма

20 минут

Показ наглядных материалов

4. Перерыв

Проветривание помещения

5 минут

5. Практическая деятельность

Краткий инструктаж по технике безопасности, валяние

40 минут

6. Подведение итогов

Краткий анализ  занятия. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Прощание.

10 минут

 

3.Объяснение и изучение материала:

Иудаизм – религиозная система, возникшая на территории Палестины на рубеже II — I тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, который был самым многочисленным среди всех 12 еврейских племен («двенадцать колен израилевых»), а в конце XI века до н.э. стал господствующим племенем, поскольку в этот момент во главе сформировавшегося Израильско-иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид.

Иудаизм называют национальной религией евреев. Царь Давид построил Первый храм и перенес в город Иерусалим (сейчас территория современного Израиля) Ковчег завета, установил тем самым связь между израильскими племенами и их религиозным единством.

В 586г. до н.э. Иудея была захвачена вавилонским царем Навуходоносором. Храм был разрушен, а евреи уведены в плен. Во время вавилонского плена иудаизм становится идейной основой борьбы евреев за освобождение. Возглавил это движение Моисей.

Согласно библейскому повествованию. Бог Яхве через пророка Моисея предложил народу Израиля союз – «завет». Этот завет содержит два ключевых положения. Первое – евреи обязаны признать, что бог Яхве – это не просто один из богов, это единственный бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе – еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока остается ему верным. Эти два положения являются центральными в религиозно-культовой системе иудаизма.

Священные тексты иудаизма

Вероучение иудаизма изложено в ряде канонических текстов: Священном писании (Танах), и священном Предании (Талмуд).

Танах — сокращение, обозначающее все три группы книг, составляющих еврейскую Библию: Тора, Навиим (Пророки) и Ктувим (Писания).

Наибольший интерес при рассмотрении вероучения и культа иудаизма представляет содержание того завета, который дал Бог на горе Синае пророку  Моисею («Исход», «Второзаконие»). Этот завет представляет из себя 10 заповедей– религиозно-культовых и нравственно-правовых норм, вот несколько из них:

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняйся им и не служи им;

5. Почитай отца твоего и мать твою;

6. Не убивай;

8. Не кради;

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;

Как вы думаете, эти заповеди актуальны в нашем, современном мире? Ответы детей

Получив Тору, евреи получили 613 заповедей. 248 из них являются утверждениями (то, что нужно делать) и 365 — запретами (запрещенные действия). В современном мире практически никто не соблюдает все заповеди, потому что сотни из них связаны с жертвоприношениями животных.

Иудаизм считает каждого не еврея, который им следует вышеуказанным правила, праведным человеком, которому обеспечено место в грядущем мире (раю). В иудейской канонической традиции, как и в мусульманской, что интересно, большинство праздников отмечаются с вечера – до вечера.

Ортодоксальные иудеи живут по своему календарю, и сейчас 5778 год. Совершенно отличное от западной традиции летоисчисление корнями уходит в далекую древность, когда Иисус христианством был принят Сыном Божьим и именно его дата рождения была избрана отправной точкой нашей эры, (сейчас 2019 год от Рождества Христова).

Основные праздники в иудаизме:

Пурим - праздник, который отмечается в честь чудесного спасения евреев в Персидском царстве.

Песах - Еврейская Пасха – главный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. По еврейскому календарю приходится он на 15-й день месяца нисана и празднуется целую неделю.

Шавуот - Через 50 дней после Песаха евреи получили Тору на горе Синай – этот день получил название Шавуот (праздник дарования Торы). Евреи дали обещание следовать Торе во что бы то ни стало, во все времена и в любом месте. Со дня получения Великой Книги и по настоящее время жизнь еврейского народа основывается на вере в Бога и преданность Его заветам.

Йом Киппур - Самый главный праздник в иудаизме – день покаяния и молитвы. Йом Киппур – день поста, отпущения грехов и окончание Десяти дней покаяния. Перед Судным Днем следует вспомнить все, что произошло в прошлом году, проанализировать свои поступки и произошедшие события, вспомнить о своих грехах не только перед Богом, но и перед другими людьми.

Шаббат - Последний день в неделе по еврейскому календарю – суббота, а не воскресенье, как мы привыкли. В Шаббат Великая Книга предполагает воздержание от работы. В Торе написано, что Бог сотворил землю, светила, растения, животных и первых людей за шесть дней, седьмой день он отдыхал. В память об этом религиозный еврей не совершает действия, направленные на разрушение или сотворение чего-либо. Все обряды и богослужение в субботу предназначены, чтобы уловить это ощущение «святости времени».   Начинается праздник с ужина в кругу семьи с зажженными свечами и вкусной едой. А следующие после ужина 24 часа даны для общения с Богом.

Появление иудаизма в Челябинске (Южном Урале)

Появление еврейского населения в Челябинске относится к 40-м годам ХIX в. Первыми «иудеями» были николаевские солдаты действительной 25-летней службы, выпускники кантонистских школ Оренбурга и Троицка. По окончании службы они часто оставались в городе, обзаводились семьями, таким образом, во второй половине XIX в. большую часть еврейского населения города составляли отставные солдаты и унтер-офицеры. Они сохранили родной язык и строго соблюдали традицию, законы Торы.

         С пуском Великой Сибирской железнодорожной магистрали стало быстро увеличиваться население города, в т.ч. возросла и доля иудеев. В 1894 г. насчитывалось – 104 чел. иудейского вероисповедания - 0.6% населения Челябинска, а уже в 1901 г. – 686 чел. (3 %). Это были торговцы, ремесленники, специалисты в области медицины, т.к. только этим категориям населения разрешалось жить вне определенных правительством Российской империи «черт оседлости», находящихся в основном на западе России. Они селились на улицах Мастерской (ул. Пушкина), Никольской (ул. Советская), Степной (ул. Коммуны) и Исетской (ул. К. Маркса). В город съехалось много деловых людей, которые занимались сбором и продажей зерна, чайной торговлей, открывали аптеки, магазины и мастерские (слесарные, мебельные, шляпные, готового платья и др.).

         Центром жизни еврейской общины по традиции стала синагога (синагога – на иврите «бейт-кнесет» - дом собраний). В конце 60-х годов XIX в. общиной приобретается первое здание для "еврейского молитвенного дома", куда были приглашены первые раввины Челябинска – духовный раввин – реб. Бер Хейн, казенный – Абрам Яцовский.

          В 80-е годы XIX в. построено деревянное здание синагоги на северной окраине города (сейчас на этом месте здание Администрации Калининского р-на).

         В 1903 г. на собранные среди еврейского населения деньги начато строительство каменного здания синагоги. Строительство шло медленно, поскольку община была небогатой, и только в1905 г. синагога начала деятельность в новом здании (ныне ул. Пушкина, 6-Б).

20 мая 1907 г. начинается строительство еврейской школы по ул. Азиатской, 7 (ныне ул. Елькина). Наряду с религиозными предметами в школе преподавали и общеобразовательные на родном языке. Кроме того, в городе работало несколько хедеров – начальных религиозных школ, в которых преподавали Тору и основы Талмуда с заучиванием молитв. Обычно они находились в квартире учителя – меламеда. За длинным столом собирались 6 – 8 учеников – мальчиков с 5 лет и прилежно учились, т.к. многовековая традиция требовала, чтобы все дети мужского пола, независимо от уровня благосостояния семьи, получили начальное образование.

 

4.Перерыв. Во время перерыва все выходят из кабинета, помещение проветривается

5. Практическая деятельность: краткий инструктаж по технике безопасности. Сегодня мы сделаем небольшой элемент декора интерьера или сувенир другу – гранат. У многих народов мира гранат символизирует полноту жизни, силу, плодородие. В иудейской молитве присутствуют такие поэтические слова: «Пусть мои добрые поступки будут многочисленны, как семена граната». Упоминание о гранате в Торе звучит так: «…число семечек граната равно 613, что соответствует количеству Заповедей (мицвот)». Именно поэтому, на еврейский новый год, а в иудаизме Новый год отмечается осенью и в 2019-м это будет время с вечера 30 сентября до вечера 1 октября, на столе всегда присутствует гранат.

Сегодня мы, используя технику валяния создадим этот волшебный фрукт. Для начала берем шерсть и разделяем ее на кусочки с помощью рук в разных направлениях. Путем наложения смешиваем цвета. Затем, берем кусочки шерсти с помощью иглы приваливаем на основу. Когда основу перестанет быть видно, переходим к валянию плодоножки. Готовую плодоножку приваливаем к нашему шарику.

По окончании процесса валяния, декорируем гранат бусинами и бисером. При желании, можно в гранат продеть веревочку, тогда получится елочное украшение, на новый год, который мы празднуем когда? Ответы детей.

6.Подведение итогов.

Завершая наше занятие, давайте посмотрим, что у нас получилось. Просмотр работ, обсуждение, фотографирование. Уборка рабочего места.

Блок №3

           Экскурсия в синагогу. В данном случае посещение единственной синагоги в г. Челябинске.

С началом первой мировой войны синагога становится центром помощи беженцам, поток которых был очень велик - в 1916 г. из 6302 беженцев, прибывших в город, 683 были евреями. Семьи беженцев размещаются в здании синагоги. Постоянно проводятся так называемые «кружечные» сборы для оказания помощи пострадавшим от военных действий, причем собранные деньги распределялись не только среди евреев, но и сдавались в Государственный банк. Еврейская община берет шефство над семьями защитников Отечества. При синагоге было открыто «бюро труда», которое помогало беженцам получить работу.

          В 1915 г. образуется Комитет помощи беженцам при обществе пособия бедным евреям; создается санитарная дружина из еврейской молодежи для приема раненых фронтовиков из санитарных поездов и перевозки их в местные госпитали.

         В годы первой пятилетки под лозунгом «Борьба с религией – борьба за социализм» началась новая антирелигиозная кампания с изъятием культовых зданий. 18 января 1929 г. решением Президиума городского Совета синагога закрывается, а в 1930 г. в здании синагоги был открыт клуб «Челябтракторостроя», который действовал до осени 1933 г.; затем помещение стало концертным залом филармонии.

                 После закрытия синагоги религиозная жизнь общины фактически оказалась под запретом. В некоторых частных домах по субботам и праздникам собирались люди для молитвы.

          С началом Великой Отечественной войны в Челябинск прибыло много эвакуированных, особенно большая группа людей религиозных, продолжавших соблюдать традицию, прибыла с Харьковским заводом. В 1943 г. они купили небольшой старый дом для молений на ул. Коммуны. В 1946 г. общиной был куплен двухкомнатный дом на улице Кирова для проведения религиозных обрядов, затем на улице Калинина, позднее снималась квартира. Стараниями в основном пожилых людей национальные традиции сохранялись в семьях: соблюдалась суббота, традиционные еврейские праздники, хранилась пасхальная посуда, молитвенники, особенности еврейской кухни.

22 марта 1991 г. здание синагоги возвращают верующим.  В 1995 году Фонд Ор-Авнер «Хабад Любавич» направил в Челябинск двух молодых раввинов Йоси Леви и Шолома Гольдшмит. Сразу после приезда они открыли при синагоге Воскресную школу, где дети могли изучать язык, традиции и культуру.

     Председатель Российского Фонда культуры академик Д. С. Лихачев поддержал инициативу восстановления синагоги и подарил Челябинскому Фонду культуры уникальный подсвечник – серебряную Ханукию - изготовленную в художественных мастерских Ленинграда по старинным эскизам. Сегодня подаренная Ханукия украшает синагогу.

В 1999 году   Решением Законодательного Собрания Челябинской области здание синагоги объявлено памятником архитектуры Челябинской области (Постановление № 457 от 28.01.1999 г.).

26 октября 2000 года состоялось одно из крупнейших событий в жизни евреев Урала – в Челябинске торжественно открылась восстановленная в первозданном виде синагога. Она стала первым официально открытым после революции иудейским храмом в огромном Урало-Сибирском регионе.

Список литературы и интернет-ресурсов:

1.     Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? М.: 2000

2.     Валеев Ф. Т., Томилов Н. А. Татары. История и культура. Новосибирск:, Наука; 2000

3.     Галигузов И. Ф. Народы Южного Урала: история и культура. Магнитогорск, 2000

4.     Зобов Ю. С. Русские на Южном Урале, их роль в заселении развитии края. Оренбург; ИПК «Южный Урал», 1994

5.     Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. М.; Дрофа, 2003

6.     Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М.; 1974

7.     Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.; -Л., 1955

8.     Шитова С. Н. Народное искусство: Войлоки, ковры и ткани у южных башкир. Уфа, 2006.

9.     Янгузин Р. З. Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа, 1989

10. Этнические взаимодействия на Южном Урале: Материалы VI Науч. Конф. / ред.

11. Ильин В. В., Кармин А. С., Носович Н. В. Религиоведение. – С П б.: Питер, 2008.

12. Мировые религии: история и современность: учеб. пособие / М. Ю. Зеленков . – Ростов н / Д.: Феникс, 2008

13. Религия. История и современность. / Под ред. Ш. М. Мунчаева. – М.׃Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

14. Религия в истории и культуре. / М. Г. Писманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко и др.; Под ред. М. Г. Писманика. – М.׃ Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

15. Религиоведение : Учеб. пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд., Издательство Н П О «Модэк», 2007.

16.  Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М., 2003.

17. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2004.

18. Энциклопедия для детей. Т.6. ч.1. Верования древности. Иудаизм. Буддизм. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М., 2002.

19.  Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.

20.  История религии: В 2т. /Под общ. ред. И.Н. Яблокова. – Т.1. – М., 2004.

21.  Малерб М. Религии человечества. – М. — СПб, 1997.

22. Лузин Л. Н. Планета Южный Урал: живая энциклопедия народов Челябинской области. – Челябинск: Авто Граф, 2012. – 408 с

23. Крживицкая Е. Э., Сергеев А.Ю., Аллахвердиева Н. Б., Художественная культура Урала: Книга для чтения в старших классах общеобразовательной школы. – Екатеринбург, Издательский дом «Сократ», 203 с

24. Народное искусство: сквозь века = Folk Art/М-во Культуры Чел. Обл., Обл. Центр нар. Творчества; сост. Е. И. Артюшкина, -Челябинск: Аркаим, 2007 – 164

25. Возняк, Е. Р. Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга: учеб. пособ. / Е. Р. Возняк, В. С. Горюнов, С. В. Семенцов; СПбГАСУ. – СПб., 2010. – 80 с.

26. Том 88 «Еврейский музей». ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», -2013

27. http://prayerssaints.ru

28. http://mitropolia74.ru

29.  http://islam.ru/content/kultura/31083

30. https://www.jewish74.ru

31. http://www.cdum.ru/rdum/mufti/d/3373/

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Южный_Урал

[2] Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений

[3] Возняк, Е. Р. Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга: учеб. пособ.

[4] https://pravednik.info/istoriya-i-opisanie-svyato-troickogo-xrama-v-gorode-chelyabinsk.html

Ермолина В.В., педагог дополнительного образования,1 категория

Ермолина В.В., педагог дополнительного образования,1 категория

Пояснительная записка Принимаясь за исследование, автор опирается на свой практический опыт как педагога дополнительного образования в области туристско-краеведческой направленности

Пояснительная записка Принимаясь за исследование, автор опирается на свой практический опыт как педагога дополнительного образования в области туристско-краеведческой направленности

Блок№1 УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ №1 Тема занятия: «Архитектура и искусство в православии»

Блок№1 УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ №1 Тема занятия: «Архитектура и искусство в православии»

Ход занятия Часть занятия

Ход занятия Часть занятия

Грюс Гот » — в дословном переводе означает – «Да здравствует

Грюс Гот » — в дословном переводе означает – «Да здравствует

Рождество Христово . Празднуется 7 января

Рождество Христово . Празднуется 7 января

В 1779 г. была учреждена так называемая русская школа для обучения славяно-российской грамматике, пению по нотам, письму и арифметике

В 1779 г. была учреждена так называемая русская школа для обучения славяно-российской грамматике, пению по нотам, письму и арифметике

Церковь подобно Вифлеемской звезде указывает путь верующим ко спасению; • возможны комбинации вышеназванных форм

Церковь подобно Вифлеемской звезде указывает путь верующим ко спасению; • возможны комбинации вышеназванных форм

Блок№3 Экскурсия (в пример приводится посещение

Блок№3 Экскурсия (в пример приводится посещение

Знамения Божией Матери. Все святыни

Знамения Божией Матери. Все святыни

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ 2 Блок №1 Тема занятия: «Архитектура и искусство в исламе»

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ 2 Блок №1 Тема занятия: «Архитектура и искусство в исламе»

Перерыв 5. Практическая деятельность: создание наклейки 6

Перерыв 5. Практическая деятельность: создание наклейки 6

Мухаммедом между 610 и 632 г.г

Мухаммедом между 610 и 632 г.г

Аллах решает судьбу каждого мусульманина с учётом его желаний, которые он высказывает

Аллах решает судьбу каждого мусульманина с учётом его желаний, которые он высказывает

И в большинстве случаев это женская одежда

И в большинстве случаев это женская одежда

Салимов пользовался большим авторитетом среди мусульман

Салимов пользовался большим авторитетом среди мусульман

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ 3 Блок №1 Тема занятия: «Архитектура и искусство в иудаизме»

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ 3 Блок №1 Тема занятия: «Архитектура и искусство в иудаизме»

Практическая деятельность: создание элемента декора в виде граната

Практическая деятельность: создание элемента декора в виде граната

Эти два положения являются центральными в религиозно-культовой системе иудаизма

Эти два положения являются центральными в религиозно-культовой системе иудаизма

Йом Киппур - Самый главный праздник в иудаизме – день покаяния и молитвы

Йом Киппур - Самый главный праздник в иудаизме – день покаяния и молитвы

Пушкина, 6-Б). 20 мая 1907 г

Пушкина, 6-Б). 20 мая 1907 г

Семьи беженцев размещаются в здании синагоги

Семьи беженцев размещаются в здании синагоги

Она стала первым официально открытым после революции иудейским храмом в огромном

Она стала первым официально открытым после революции иудейским храмом в огромном

Список литературы и интернет-ресурсов: 1

Список литературы и интернет-ресурсов: 1

Народное искусство: сквозь века =

Народное искусство: сквозь века =
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2021