МНЕМОТЕХНИКА – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
На сегодняшний день развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На со- временном этапе поиск новых форм и методов обучения детей умению связно и последовательно строить свои высказывания - один из актуальных вопросов педагогики. Составление описательного рассказа, для которого ребёнку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последованность изложения, а также удержать её в памяти, вызывает немало затруднений у детей. Чтобы облегчить детям данный вид рассказыва- ния использую мнемотехнику.
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозна- чают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохра- нение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рас- сказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят пересказывать тексты, не владеют при- ёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Проблемы в речи детей:
- высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности;
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо вспомнить об особен-
ностях развития памяти у дошкольников. У детей дошкольного образа наиболее развита образная память, по- этому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства, в том числе мнемотаблицы. В первую очередь у детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается в основном, механически, непроизвольно. Ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучи- вать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педаго- гическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться про- извольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать ин- формацию. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют детям лучше запомнить необхо- димый материал.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с про- стейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
1 Этап
Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явле- нием, в котором зашифровано одно слово (например, «дерево», «стоять» или «снег»).
2 Этап
Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно со- ставить фразу или предложение.
3 Этап
Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.
Количество мнемоквадратов зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно ис- пользовать таблицы из 8-16 квадратов.
Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче кон- центрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображе- ния были знакомы и понятны малышу.
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой следующие задачи:
• Улучшать память, внимательность, воображение, фантазия.
• Развивать речь, увеличивать словарный запас.
• Расширять представления об окружающем мире
• Формировать наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
• Способствовать умению выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
• Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
• Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроиз- водить их.
• Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
• Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само- стоятельности, инициативности, ответственности.
• Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:
- при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок;
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.
Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.