МНЕМОТЕХНИКА – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 5

МНЕМОТЕХНИКА – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценка 5
docx
15.10.2021
МНЕМОТЕХНИКА – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.docx

МНЕМОТЕХНИКА – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

На сегодняшний день развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На со- временном этапе поиск новых форм и методов обучения детей умению связно и последовательно строить свои высказывания - один из актуальных вопросов педагогики. Составление описательного рассказа, для которого ребёнку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последованность изложения, а также удержать её в памяти, вызывает немало затруднений у детей. Чтобы облегчить детям данный вид рассказыва- ния использую мнемотехнику.

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозна- чают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохра- нение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рас- сказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят пересказывать тексты, не владеют при- ёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

-        высказывания короткие;

-        состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

-        отличаются непоследовательностью;

-        содержат низкий уровень информативности;

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо вспомнить об особен-

ностях развития памяти у дошкольников. У детей дошкольного образа наиболее развита образная память, по- этому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства, в том числе мнемотаблицы. В первую очередь у детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается в основном, механически, непроизвольно. Ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучи- вать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педаго- гическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться про- извольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать ин- формацию. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют детям лучше запомнить необхо- димый материал.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с про- стейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

1       Этап

Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явле- нием, в котором зашифровано одно слово (например, «дерево», «стоять» или «снег»).

2       Этап

Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно со- ставить фразу или предложение.

 

3       Этап

Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.

Количество мнемоквадратов зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно ис- пользовать таблицы из 8-16 квадратов.

Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче кон- центрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображе- ния были знакомы и понятны малышу.

 

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель должен поставить перед собой следующие задачи:

•        Улучшать память, внимательность, воображение, фантазия.

•        Развивать речь, увеличивать словарный запас.

•        Расширять представления об окружающем мире

•        Формировать наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.

•        Способствовать умению выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.

•        Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.

•        Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроиз- водить их.

•        Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.

•        Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само- стоятельности, инициативности, ответственности.

•        Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

-        при заучивании стихов, потешек, скороговорок;

-        при пересказах художественной литературы;

-        при обучении составлению рассказов;

-        при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

 

-        у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

-        появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-        появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

-        словарный запас выходит на более высокий уровень;

-        дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

 

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.


 

МНЕМОТЕХНИКА – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

МНЕМОТЕХНИКА – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

При этом информация запоминается в основном, механически, непроизвольно

При этом информация запоминается в основном, механически, непроизвольно

Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга

Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021