Мнемотехника как средство связной речи
Оценка 4.9

Мнемотехника как средство связной речи

Оценка 4.9
doc
02.09.2020
Мнемотехника как средство связной речи
СтатьяМнемотехника как средство развития связной речи.doc

Мнемотехника как средство развития связной речи

у детей дошкольного возраста

 

Пузикова Марина Владимировна

 

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь,  как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине . Одним из основных направлений  работы является  познавательное и речевое развитие, проблемы которого особенно актуальны.

Воспитатели, учителя-логопеды часто отмечают, что у многих детей дошкольного возраста существуют проблемы речевого развития. Наиболее типичны:

1. Речь многих детей носит ситуативный характер. Выражено неумение правильно построить предложение, однословные ответы.

2. Лексически бедная, недостаточный словарный запас.

3. Плохая дикция. Употребление в речи облегченных слов. Речь невнятная.

4. Отсутствие культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

Связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного развития.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

  При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

•        развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

•        перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

•        развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

•        модель должна отображать обобщённый образ предмета;

•        раскрывать существенное в объекте;

•        замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Данная технология имеет:

1.                Теоретическую основу – базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.

2.                Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию;

3.                Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Отличительные особенности технологии:

•        имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;

•        приемы запоминания индивидуализированы;

•        широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание.

Цель технологии

Формирование умений у детей дошкольного возраста управлять поступающей информацией, изображать услышанное, читать рисунки.

Ведущая идея технологии: целенаправленное воспитание словесной памяти у детей с недостатками речевого развития путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.

Перспективность технологии: возможность использования технологии родителями, воспитателями ДОУ, логопедами, психологами.

 В основе технологии лежат следующие принципы:

1.                Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.

2.                Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.

3.                Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.

4.                Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Положительные побочные эффекты от занятий мнемотехникой следующие: 1)мощное развитие визуального мышления; 2)выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации); 3)формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование дидактических игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников даёт свои положительные результаты:

Речь детей улучшается .

Увеличивается круг знаний об окружающем мире.

Появляется желание составлять предложения. Дети учатся правильно оформлять свою мысль в виде предложений.

Учатся составлять рассказы из пяти и более предложений. С удовольствием составляют рассказы, пересказывают тексты, придумывают интересные истории, загадки.

Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.

Словарный запас детей из пассивного (в основном) превращается в активный и обогащается до уровня необходимого ребенку в школе.

Дети допускают меньше грамматических ошибок, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Ребята активнее  работают на занятиях. Улучшается концентрация внимания, наблюдательность, память, усидчивость; повышается творческое воображение, логическое и образное мышление.

Речевая активность повышается, они с желанием общабтся с товарищами и взрослыми. Дети чувствуют себя более уверенно, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Вывод: мнемотехника является очень эффективным методом, который может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Она помогает достичь высоких результатов в развитии связной речи детей.

Обучение детей – это увлекательное, но трудоёмкое занятие. Проведение занятий с использованием приёмов мнемотехники требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче ему будет строить отношения в современном мире. 


Скачано с www.znanio.ru

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Мнемотехника как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Мнемотехника многофункциональна

Мнемотехника многофункциональна

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с…

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2020