Урок
9
Тема: МНОГО. ОДИН. ЦИФРА 1
Педагогические цели: создать условия для ознакомления с числом 1 и его графической записью – цифрой 1, развития логического мышления, привития интереса к предмету, аккуратность; учить соотносить число и цифру, сравнивать «один» и «много».
Планируемые результаты (предметные): знать названия и последовательность чисел от 1 до 20; уметь соотносить число 1 и цифру 1, сравнивать группы предметов с помощью слов «много» и «один»; читать, записывать число и цифру 1.
Сценарий урока
I. Беседа о правилах подготовки рабочего места.
Личностные УУД: делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с понятиями «много» и «один».
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную доску, фланелеграф) группу предметов таким образом, чтобы один из них был отличен от других.
Например: 9 кругов синих, 1 – зелёный;
5 кубиков больших, 1 маленький и т. д.
– Что заметили? (Синих кругов – много, зелёный – один.)
Если учащиеся начнут считать предметы, которых много, учитель должен задать наводящий вопрос, чтобы подвести учеников к ключевому слову «много», например:
– Что можно сказать о числе синих кругов по сравнению с зелёными?
– Если бы мы не могли сосчитать все синие круги, что бы сказали об их количестве? И т. д.
– О каких предметах в нашем классе можно сказать, что их много? (Столы, стулья, цветы, мальчики, девочки и т. д.)
– Про какой предмет можно сказать, что он только один? (Доска, дверь, компьютер и т. д.)
2. Формирование умения различать понятия «много», «один».
Работа с учебником (с. 22).
По сюжетной картинке учащиеся составляют рассказ, используя понятия «много», «один».
– Каких предметов нарисовано много? Какой предмет – один?
Данную работу можно провести в виде игры «Кто самый внимательный?».
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.
Самостоятельная работа учащихся.
Ученики выполняют задания в рабочей тетради.
– Слева нарисуйте много жёлтых треугольников, справа – один красный квадрат.
– Вверху нарисуйте много зелёных кругов, внизу – один голубой треугольник.
– Нарисуйте одно яблоко и много цветов. И т. д.
Дети могут и сами предложить аналогичные задания.
Взаимопроверка.
Регулятивные УУД: уметь осознавать необходимость осуществления контроля по результату (ретроспективный), контроля результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
3. Упражнение в умении сравнивать предметы и группы предметов.
Работа в тетради (задание 1, с. 9).
– Какие фигуры изображены на рисунке? Чего больше? Почему так считаете?
– Обоснуйте ваше мнение.
Учащиеся соединяют стрелочками пары: круг – квадрат.
– На сколько квадратов больше, чем кругов?
– Раскрасьте «лишний» квадрат.
III. Знакомство с цифрой 1. Подготовка к письму и письмо цифры 1.
1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 1.
– Вы закрасили 1 квадратик, показав тем самым, что квадратов на 1 больше, чем кругов.
– А можно ли как-то по-другому записать то, что остался 1 квадрат?
– Совершенно верно, число 1 можно записать с помощью цифры 1.
Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 1.
– На что похожа цифра 1?
– А вот С. Я. Маршак написал о единице так:
Вот один, иль единица
Очень тонкая, как спица.
2. Анализ образца.
Предметные УУД: уметь выделять элементы цифры 1; писать цифру 1.
– Из скольких элементов состоит цифра 1? Из каких?
– Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?
– Тогда посмотрите, как её буду писать я.
Учитель несколько раз прописывает на доске цифру 1, объясняя учащимся её правильное написание.
3. Письмо цифры 1.
Регулятивные УУД: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
– А теперь попробуйте написать цифру 1 сами.
Сначала учащиеся «прописывают» цифру в воздухе под счёт, затем обводят по точечным контурам (с. 9 тетради, задание 2), после чего пишут цифру самостоятельно.
IV. Работа над развитием внимания, логического мышления учащихся.
Работа с учебником (с. 23).
– Посмотрите на рисунок. О чём можно сказать «много»? О чём можно сказать «один» («одна», «одно»)?
Задание на развитие логического мышления (с. 23).
Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
– Кто с каким клубком играет? (Рыжий котенок играет с большим синим клубком, белый котенок – с маленьким синим, а серый котенок – с красным.) Как рассуждали?
V. Итог урока.
Регулятивные УУД: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в решение математического задания.
Вопросы: Чему научились на сегодняшнем уроке? Какое задание понравилось больше всего? Почему?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.