Практическая значимость заключается в том, что выявленные периоды интенсивного роста отдельных показателей физической подготовленности могут быть использованы в тренировочном процессе синхронисток. Следовательно, обучение технике гребков и позиций синхронного плавания, с параллельным освоением техники спортивных способов плавания, может явиться перспективным, в плане дальнейшей оптимизации процесса технической подготовки в синхронном плавании. Это определило необходимость проведения настоящего исследования[38].
«МНОГОЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕСТИ
СИНХРОНИСТОК 913 ЛЕТ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………..………………………………..3
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР………………………………....
Глава 1.
…………..5
1.1. Общая характеристика синхронного плавания …………………………...5
1.2. Основы техники в синхронном плавании…………………...……………..9
1.3. Виды спортивной подготовки в синхронном плавании ……...…………12
1.4. Воспитание основных качеств в синхронном плавании...……...............14
Глава
МЕТОДЫ И ОРГАНИЦАЗИИ
ЗАДАЧИ,
2.
ИССЛЕДОВАНИЯ……...30
2.1. Задачи исследования……………………………………………………….30
2.2. Методы исследования……………………………………………..............30
2.3. Организация исследований………………………………………..............32
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………
33
3.1. Динамика силовой подготовленности синхронисток в возрасте с 9 до 13
лет…...………………………………………………………………….………..33
3.2. Динамика силовой подготовленности синхронисток в возрасте с 9 до 13
лет ………………………………………………………………………............35
3.3. Динамика плавательной подготовленности синхронисток в возрасте с 92
до 13 лет ………………………………………………………………………...35
ВЫВОДЫ………………....................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
38
23
34
Введение
Актуальность работы заключается в том, что синхронное плавание
является одним из основных видов водного спорта. Соревнования по
синхронному плаванию включены в программу Олимпийских игр,
чемпионатов мира и континентов, разыгрываются медали среди солистов,
дуэтов, групп на чемпионатах и первенствах. Выдающиеся результаты в
синхронном плавании закладываются еще в детских спортивных школах.
Научная новизна работы определяется, что в синхронном плавании
практически нет лонгитидуальных исследований изза большой сложности
сбора материала, на основе которых можно выявить сенситивные периоды
физической подготовленности синхронисток.
Практическая значимость заключается в том, что выявленные
периоды интенсивного роста отдельных показателей физической
подготовленности могут быть использованы в тренировочном процессе
синхронисток. Следовательно, обучение технике гребков и позиций
синхронного плавания, с параллельным освоением техники спортивных
способов плавания, может явиться перспективным, в плане дальнейшей
оптимизации процесса технической подготовки в синхронном плавании. Это
определило необходимость проведения настоящего исследования[38].
Цель исследования изучить динамику показателей физической и
плавательной подготовленности синхронисток с 9 до 13 лет.
Объект исследования физическая подготовленность спортсменок
синхронисток.
Предмет исследования – динамика показателей физической и
плавательной подготовленности гибкости синхронисток с 9 до 13 лет.
Гипотеза исследования. В динамике физической и плавательной
подготовленности синхронисток с 9 до 13 лет имеются сенситивные
45
изменения.
Научная новизна. Впервые проведены лонгитидуальные исследования
динамики физической и плавательной подготовленности синхронисток с 9 до
13 лет.
Практическая значимость. Выявленные сенситивные изменения
плавательной и физической подготовленности, можно использовать в
тренировочном процессе для оптимизации подготовки синхронисток с 9 до
13 лет.[22, 38].
56
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1.Общая характеристика синхронного плавания
Синхронное плавание – один из основных видов водного спорта.
Соревнования по синхронному плаванию включены в регламент
Олимпийских игр, чемпионатов мира и континентов.
По составу участников синхронное плавание – женский вид спорта
(участие в некоторых соревнованиях мужчин не отменяет указанную
характеристику вида).
По характерному признаку синхронное плавание – художественный
вид спорта. То есть вид спорта, изначально нацеленный на внимание
зрительного зала, на создание спортивных зрелищных выступлений.
По условиям проведения соревнований синхронное плавание –
вариативное многоборье.
Основная модель состязания – розыгрыш комплектов медалей среди
солистов, дуэтов, групп на чемпионатах и первенствах и борьба за Кубок,
присуждаемый команде за лучшую сумму результатах во всех видах
выступлений на кубковых соревнованиях.
Кроме произвольных программ в ряде соревнований спортсмены
выступают в обязательной программе («школе»).
Долгое время постоянной была практика построения соревнований по
модели: обязательная + произвольная программа; с середины 1990х годов
возникла и стала осуществляться тенденция замены «школы» техническими
«короткими» произвольными программами и перевод соревнований на
модель: техническая (короткая) + произвольная (длинная) программы.
Обязательная программа («школа») сохраняется в состязании детей и
юниоров. [30,42].
На клубных и региональных соревнованиях полнота представительства
67
произвольных программ (соло, дуэт, группа) не обязательна. В регламент
Олимпийских игр вариативно включаются только отдельные виды программ.
Национальные чемпионаты и первенства, чемпионаты и первенства Европы и
мира, кубковые соревнования проводятся по полной программе. [24,30,26].
Главная отличительная черта оценки спортивных результатов в
синхронном плавании, как и в других художественных видах спорта,
субъективное судейство.
Шкала оценки, используемая при судействе обязательной, технической
и произвольной программ, десятибалльная, с градацией в одну десятую
балла.
В основных документах о соревнованиях (Правилах и Положениях)
указываются стандарты синхронного плавания. К ним относятся параметры
бассейнов для соревнований, форма одежды спортсменов и судей,
хронометраж композиций, техническое требование к произвольным
программам. Эти стандарты обязательны к исполнению.
К числу вариативных стандартов относятся, например, зажимы для
носа, разрешенные правилами, но не предписываемые ими для обязательного
использования спортсменами.
Стандарты, к каковым относятся и модели состязаний, являются
силовыми линиями, организующими вид, сообщающими ему высокую степень
устойчивости. Наиболее значительные изменения вида связаны с поиском
новых стандартов. Характерные примеры изменения стандартов в
синхронном плавании – отказ от обязательной программы («школы») как
обязательной составляющей всех соревнований по синхронному плаванию до
1995 года и практикуемые с 2001 года комбинированные программы. [30,26].
Зона риска вида и, соответственно, главная проблема обеспечения
безопасности соревнующихся, в синхронном плавании, связанные с работой
спортсменоксинхронисток на задержке дыхания.
78
Длительная задержка дыхания для спортсменов в синхронном
плавании не является самоцелью, но она неизбежна, так как связана с самим
характером двигательной практики в этом виде спорта. В «школе» задержка
дыхания связана с медленным исполнением обязательных фигур (в том числе
и многосоставных). В произвольной программе задержка дыхания связана
ещё и с динамичным использований каскадов фигур и двигательных мелодий,
без которых недостижимы красота и зрелищность композиционных
построений. То и другое требует от исполнителей периодического
погружения корпуса и головы под воду. [26].
Практика синхронного плавания уникальна. Она включает владение
спортсменками широким арсеналом средств освоения водного пространства:
умение исполнять все виды горизонтальных передвижений в воде (на груди,
на спине, на левом и правом боку), продвигаясь во всех положениях вперед
как головой, так и стопами; умение использовать все виды вертикальных
перемещений – в прямом (вверх головой) и обратной (в низ головой)
вертикалях – и, наконец, умение соединять различные виды передвижений и
перемещений в связки, каскады, двигательную мелодию (композицию).
С точки зрения двигательной практики синхронное плавание –
многофункциональный вид спорта. Спортсменки высших спортивных
разрядов быстро плавают, по мимо навыков скоростного плавания имеют
подготовку в области подводного плавания (ныряния в длину и глубину),
водного поло, прыжков в воду и в различных областях практики:
хореографии, художественной гимнастики, акробатики, аэробики.
Собственная двигательная специфика вида, присущая только
синхронному плаванию, заключается в умении работать в воде в обратной
вертикали (вниз головой) с удержанием строго статичных поз, с
выдерживанием вертикальной оси при исполнении вращений, погружений и
всплытий и с соблюдением вертикальной плоскости при вычерчивании в
89
пространстве корпусом и частями тела траекторий геометрических фигур.
[25, 26, 28, 30].
В вертикальной плоскости различаются перемещения двух видов. К
одному виду вертикальных перемещений относятся движения, исполняемые
вверх головой и осуществляемые преимущественно за счет работы ног –
стойки, ходьба в «экбите», выпрыгивания. К другому – стойки, погружения
(уходы под воду), винты и вращения (стойки и погружения с
одновременными медленными или быстрыми вращениями корпуса вокруг
вертикальной оси) и выталкивания (взрывные подъемы изпод воды),
выполняемые вверх стопами и вниз головой за счет работы рук, не имеющие
аналогов в других водных видах спорта.
Вариативные сочетания характерных движений, передвижений и
перемещений, перестроений групп – кинетические (двигательные) мелодии –
исполняемы под музыку в воде, именуются композициями и составляют
соответственную часть содержания синхронного плавания, по крайней мере
ту его часть, что адресована не только судьям, но и зрителям. [2, 30].
Композиции, лимитируемые стандартами синхронного плавания,
называются произвольными.
Композиции синхронного плавания, свободные от установленных
стандартов, называются показательными.
Произвольные композиции – двуадресны: предназначены для судей
(оценки в баллах) и зрителей. Показательные композиции в баллах не
оцениваются и адресуются в первую очередь зрителям. Что, однако, не
исключает задачу демонстрации (анонсирования) спортсменами и тренерами
своих возможностей и перед судьями.
Показательные выступления, завершая соревнования, как правило,
умножают их праздничность и зрелищность. [26].
Возможность постановки той или иной композиции для солистки,
910
дуэта, группы в конечном счете определяется общем уровнем водно
пластичной подготовки спортсменов, достигаемой прежде всего за счет
овладения ими «школой».
Реально соотношения художественности спортивных программ и
уровня воднопластического мастерства спортсменов определяет
драматургию синхронного плавания как спорта.
Первым шагом к пониманию драматургии синхронного плавания
является знакомство с его историей. [13, 30, 26].
1.2. Основы техники в синхронном плавании
Общие понятия.
Под техникой спортивных движений принято понимать наиболее
эффективные и рациональные способы выполнения двигательных действий.
Основу техники составляют кинематические и динамические характеристики
движений, необходимые для решения двигательной задачи.
Спортивная техника как система движений имеет определенную
структуру.
Кинематическую структуру техники составляют пространственные,
временные и пространственновременные характеристики. Кинематические
характеристики отражают геометрию движения во времени.
Динамическую структуру движений составляют силовые и
Динамическая структура отражает
инерционные характеристики.
взаимодействие внешних и внутренних сил, действующих на тело
спортсмена.
На основе анализа кинематических и динамических характеристик
можно выделить основные особенности рациональной техники, определить
оптимальные пути ее построения. [26, 17].
Содержание техники синхронного плавания составляют гребковые
движения, обеспечивающие устойчивость тела в воде в статических позициях
1011
и при его пространственных перемещениях.
Статика плавания.
Водная среда, в которой осуществляется спортивная деятельность в
синхронном плавании, придает специфический характер движениям
спортсмена.
Вода как жидкость обладает такими свойствами, как плотность,
вязкость, текучесть, наличие гидростатического давления.
По законам физики на тело, погруженное в жидкость, действуют две
силы:
сила тяжести, приложенная к общему центру тяжести тела и
направленная вертикально вниз,
выталкивающая сила, приложенная к центру объема тела и
направленная вертикально вверх.
Выталкивающая сила есть равнодействующая сил гидростатического
давления, действующих на всю поверхность тела, погруженного в воду.
Величина выталкивающей силы равна весу вытесненной телом воды (закон
Архимеда). Тело, погруженное в воду, будет плавать на поверхности воды,
если выталкивающая сила будет превышать величину силы тяжести, или в
толще воды, если обе силы будут равны.
Так как удельный вес равен 1 г/см3, то удельный вес вещества,
погруженного в воду, показывает, во сколько раз оно тяжелее или легче
воды.
Тело человека состоит из разных тканей – костной, мышечной,
соединительной, жировой, тканей внутренних органов и жидкостей –
различающихся по удельному весу. Наиболее удельные веса у костной и
мышечной ткани, наименьший – у жировой.
Удельный вес спортсменок синхронисток не изучен, но известно, что
индивидуальные особенности телосложения обуславливают и
1112
индивидуальные различия по удельному весу и плавучести. С возрастом
удельный вес может меняться (в связи с окостенением ростовых зон, с
увеличением мышечной или жировой массы, изменением функциональных
нагрузок на организм и пр.). Умеренное увеличение объема тела за счет
легкой жировой ткани может компенсировать отрицательное влияние костей
на плавучесть.
Плавучесть спортсменки можно определить с помощью задания –
принять в воде неподвижное вертикальное положение с поднятыми вверх
руками. Чем выше при этом руки спортсменки будут выходить из воды, тем
лучше ее плавучесть. [33, 26, 42].
Кроме плавучести большое значение в синхронном плавании имеет
равновесие тела в воде в позиции лежа на спине.
В воде в положении лежа, сила тяжести спортсменок практически
уравновешивается выталкивающей силой. Они находятся в состоянии так
называемой гидростатической невесомости. При выполнении фигур
синхронного плавания и произвольных программ спортсменкам приходится
поднимать над водой различные части тела – ноги, руки, туловище и голову,
выполнять выпрыгивания и выталкивания. В эти моменты плавучесть тела
снижается. Вес частей тела, выходящих из воды, а, следовательно, и величина
топящей силы может достигать величин от 57 до 1520 кг. Эту
дополнительную силу тяжести нужно компенсировать, увеличивая мощь и
частоту гребковых движений.
При движении тела человека в воде возникают силы
направленные противоположно
гидродинамического сопротивления,
направлению движения тела и снижающие его скорость. На преодоление
этого сопротивления расходуется определенное количество энергии
движущегося тела.
гидродинамического сопротивления
препятствующих движению тела в воде, в то же время обуславливают
Силы
1213
возникновение продвигающих и поддерживающих сил при выполнении
гребковых движений руками и ногами.
При плавании (и в синхронном плавании) мы имеем дело с двумя
видами сопротивления – сопротивлением трения и сопротивлением среды. [4,
23, 26, 36].
1.3. Виды спортивной подготовки в синхронном
Виды спортивной подготовки в синхронном плавании.
К основным видам подготовки в синхронном плавании относятся:
физическая, техническая, психологическая, теоретическая и морально
волевая.
Физическая подготовка.
Физическая подготовка в синхронном плавании подразделяется на
общую и специальную.
Общая физическая подготовка способствует повышению общей
работоспособности спортсмена и создает предпосылки для развития
необходимых физических качеств и способностей у синхронисток.
В качестве средства ОФП в синхронном плавании могут
использоваться все виды спортивного плавания, общеразвивающие
упражнения с собственным весом и отягощениями, кроссовый бег,
спортивные игры, элементы гимнастики, акробатики, хореографии.
Специальная физическая подготовка направлена на развитие
двигательных навыков и умений, необходимых для результативной работы в
синхронном плавании. К этому виду подготовки относятся специально
подготовительные упражнения на суше, включающие элементы других видов
спорта, по характеру наиболее близких к синхронному плаванию (стойки,
шпагаты, кувырки, перевороты и т.д.) и имитационные упражнения техники
1314
гребковых движений, основных позиций, фигур и элементов фигур
синхронного плавания и произвольных композиций. Занятия в воде включают
в себя: модифицированные способы плавания, ныряния в длину и глубину,
специальные передвижения и комбинированные упражнения из фигур
синхронного плавания, прыжки в воду и элементы акробатики в воде,
исполнение частей произвольных композиций синхронного плавания. [4, 17,
26, 30].
Техническая подготовка.
Техническая подготовка в синхронном плавании включает в себя
освоение основных элементов обязательной и произвольной программ.
Объем и разносторонность технических элементов в синхронном плавании
характеризуется количеством и степенью фигур, специальных передвижений,
винтовых и вращательных движений, выпрыгиваний, выталкиваний,
овладение работой с партнерами и т.д.
На всех этапах спортивной тренировки занимающиеся изучают новые
фигуры и соединения, шлифуют ранее разученное, постепенно их усложняют,
овладевают целостностью и динамичностью движений, учатся чувству ритма,
восприятию музыкальных произведений, приобретают музыкальность и
артистичность, характерность и индивидуальность. [26].
Психологическая подготовка.
В процессе спортивной тренировки важное место отводится
формированию способностей регуляции и саморегуляции психических
процессов и состояний, выработки устойчивой мотивации. Выбор средств и
методов психологической подготовки зависит от индивидуальных
особенностей спортсменов, знаний и умений тренера.
Моральноволевая подготовка спортсменов нацелена прежде всего на
умение аккумулировать полученные в ходе тренировки опыт и знание в
соревновательной практике. Она связана также с поведением спортсмена в
1415
команде, с его отношением к непосредственно к партнерам, другим членам
команды, тренерам и воспитателям, чувствами ответственности и
коллективизма,
внутренней дисциплиной. Волевую спортсменку в
синхронном плавании характеризуют умением преодолевать физические и
психологические трудности, неблагоприятные эмоциональные состояния,
усталость, стрессовые ситуации, возникающие в ходе тренировочного
процесса и во время соревнований. [26, 37].
Теоретическая подготовка.
Эффективной формой подготовки спортсменов в синхронном
плавании является теоретическая подготовка. Специальные знания о
строениях и функциях организма человека, физиологических механизмах
двигательных действий, общих закономерностях спортивной тренировки
позволяют спортсменам активно участвовать в учебнотренировочном
процессе и добиваться высоких результатов в избранном виде спорта.
Синхронное плавание относится к разряду художественных видов
спорта, поэтому знакомство с методикой работы в художественной и
спортивной гимнастике, фигурном катании на коньках, акробатике и
хореографии, просмотр соревнований, обсуждение видеоматериалов
является необходимой и целесообразной формой занятий, повышающих
теоретические и практические знания.
Компетентность в области хореографии, овладение лексикой танца
способствует росту общей культуры и процессу художественного
творчества, а также эстетическому воспитанию занимающихся синхронным
плаванием.
Вариативность средств, методов и форм спортивной тренировки
строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей спортсменов.
Медицинский контроль является обязательным условием осуществления
тренировочного процесса спортсменоксинхронисток.
Понимание
1516
значимости всех этих профессиональных аспектов спортивной тренировки и
их взаимозависимости является необходимым условием теоретической
подготовки.
Планирование спортивной тренировки в синхронном плавании должно
предусматривать учет всех вышеперечисленных видов подготовки и их
правил в воспитании спортсменов. [14, 26, 29, 42].
1.4. Развитие основных качеств в синхронном плавании
Развитие силы.
Мышечная сила проявляется во всех упражнениях синхронного
плавания – обязательных и произвольных, и уровень ее развития определяет
спортивный результат.
В синхронном плавании, как и в других видах спорта, принято
различать ряд разновидностей проявления силовых качеств: в динамическом
и статическом режимах.
В обязательных и произвольных программах нет ни одного
упражнения, в котором присутствовал бы полностью либо статический, либо
динамический компонент. Большинство упражнений выполняется в
движении. Однако даже в них предусматривается элемент статики –
фиксация позиций, позы, высоты. По характеру усилий в динамическом
режиме различают три вида силы: взрывную, быструю и медленную. [26].
Взрывная сила характерна для произвольных композиций –
стремительные выпрыгивания или выталкивания, технические элементы
типа: «ракеташпагат», «барракуда», «вихрь» и др.
Быстрая сила в синхронном плавании это различные винты, повороты
в различных позициях, скоростные спецпередвижения, отдельные темповые
фигуры.
Медленная сила требуется практически во всех обязательных фигурах
и отдельных элементах произвольной программы, построенных на медленных
1617
выходах из воды и переходах из позиции в позицию и о осуществляемых за
счет силы.
Некоторые тренеры к силовым качествам спортсмена относят и
силовую выносливость – способность сопротивляться утомлению при
длительной силовой работе.
Сила мышцы определяется ее физиологическими параметрами:
величиной физиологического поперечника и нервной регуляцией.
что количество мышечных волокон генетически
Предполагается,
предопределено и не может изменяться, однако, при систематических
упражнениях мышечное волокно гипертрофируется, и мышцы становятся
сильнее.
Существует несколько способов создания силовых напряжений:
кратковременное максимальное усилие
повторное усилие непредельного сопротивления «до отказа»
повторное усилие непредельного сопротивления с максимальной
скоростью
повторное усилие непредельного сопротивления с непредельным
числом повторений
изометрические напряжения.
При подборе силовых упражнений, необходимо знать: степень участия
мышечных групп в том или ином упражнении, какие мышцы несут основную
нагрузку, уровень силовой подготовленности этих мышц.
Основное руководство по тренировке с отягощениями:
1. Перед каждой силовой тренировочной программой необходимо
сделать хорошую разминку. Рекомендуется исполнять основные упражнения
на входе.
2. Подбирать упражнения так, чтобы в совокупности были
задействованы все мышечные группы.
1718
3. При подъеме веса стремиться использовать всю степень свободы в
суставе.
4. Силовую программу следует дополнять упражнениями на
растягивание мышц.
5. В исполнении тех упражнений, где есть опасность травмы, прибегать
к помощи партнера.
Фундаментом развития силы в синхронном плавании должна стать
разносторонняя двигательная деятельность, выстраиваемая с учетом
специфики женского организма и возрастных особенностей.
В синхронном плавании особую нагрузку несут мышцы спины
(широчайшая мышца спины), область груди (большая грудная и косые мышцы
живота) и бедер (сгибатели, приводящие и отводящие мышцы), участвуя в
поддержании отдельных позиций («вертикаль», «горизонтальный угол»,
«прогнувшись») и переходов из позиции в позицию.
Четырехглавая и полусухожильная мышцы верхней части нижних
конечностей особо важны при плавании в «эгбите»,выпрыгиваниях головой
вверх. Мышцы плеча (двуглавая трехглавая и дельтовидная), предплечья и
кисти (пронаторы и супинаторы) участвуют в исполнении специальных
гребков синхронного плавания в позиции «вертикаль» и при передвижениях в
горизонтальной плоскости.
Для совершенствования силовых возможностей синхронисток в зале
(на суше) применяются общеизвестные упражнения силовой направленности
(гантелями, штангой, поясами утяжелителями), на тренажерных установках.
Наиболее распространенные из них приводятся ниже.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:
движение руками – маховые, скрестные, вращательные – с постепенно
увеличивающейся амплитудой.
сгибания и разгибания рук в упоре лежа (отжимания от пола), то же в
18упоре лежа сзади (с опорой на скамейку).
19
подтягивания на перекладине или на гимнастической стенке.
Упражнения с партнером: попеременные нажимы на руки партнера,
обхваты и освобождения плеч.
Упражнения с отягощениями:
отведения, вращения, растягивание плеча в работе с гантелями,
подъем гантелей на прямых руках перед собой, через стороны вверх,
то же лежа,
имитация опорного гребка с гантелями,
жим штанги над головой и изза головы, то же сидя и лежа,
сгибания и разгибания, приведения и отведения рук на тренажерных
установках,
силовые упражнения с утяжелителем на руках.
Описанные упражнения можно выполнять с отягощениями,
фиксируемыми на талии или голеностопах, или в сочетании одного с другим.
Развитие координационных способностей (ловкости).
Ловкость характеризуется способностью человека в короткий срок
осваивать новые движения, решать сложные двигательные задачи в
изменяющихся условиях.
Уровень развития ловкости зависит от накопленных запасов
двигательных навыков и умений. Ловкость – качество в определенной
степени врожденное, однако, в процессе систематической тренировки
поддающееся развитию и совершенствованию.
Спортсменки синхронного плавания, у которых с детства в
достаточной степени сформирована двигательная функция, быстро
осваивают сложные по координации элементов синхронного плавания –
фигуры «связки», винтовые и вращательные движения, хореографические
«па» и акробатические элементы – и могут выполнять их с наименьшей
1920
затратой энергии. Ловкие синхронистки наиболее эффективно овладевают
правильной техникой, контролируют свое тело в водном пространстве.
Измерителями ловкости считают координационную сложность задания,
точность его исполнения, время, затрачиваемое на овладение нужным
уровнем точности.
Основная задача начальной тренировки в синхронном плавании,
направленная на развитие ловкости, заключается в подборе и разучивании
разносторонних элементов и движений для дальнейшего их объединения в
сложные двигательные действия:
поддержки,
калейдоскопные построения на воде. Параллельно решаются задачи
каскады фигур,
повышения общей двигательной культуры (правильной осанки, красивой
походки, владение жестами).
На этапах углубленной спортивной тренировки совершенствуется
координационная сложность движений, пространственное ориентирование
под водой, геометрическая точность движений, способность к двигательному
освоению новых заданий, возможность рационального расслабления,
вестибулярная устойчивость и др.
Наиболее распространенные средства воспитания ловкости:
спортивные и подвижные игры, акробатика, гимнастика (спортивная и
художественная), хореографические упражнения, прыжки в воду и прыжки
на батуте, комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), построенные на
элементах новизны, точности и внимания. [4, 17, 26].
При выполнении общеразвивающих и специальных упражнений
необходимо использовать различные исходные положения, изменение
скорости и ритма, распределение усилий во времени и пространстве,
зеркальное и ассиметричное выполнение, обеспечение максимальной
амплитуды, изменение пространственных границ и другие параметры этих
упражнений.
2021
Например:
зеркальное выполнение упражнений одновременно с педагогом
(упражнения на равновесие, хореографический экзерсис, элементы
гимнастики, акробатики, аквааэробики),
выполнение отдельных фигур в разные стороны: влево, вправо
(каталинный и контркаталинный повороты, «альбатрос», винты, вращения),
выполнение отдельных фигур с разных ног – левой, правой («угол
вверх попеременно», «подводный кран», «фламинго»)
ассиметричная работа рук при переходах из позиции в позицию
(продолжательный винт, выход прогнувшись, «аврора поворот»)
изменение темпа и ритма (темноритмической структуры) исполнение
фигур и произвольных композиций («аврора», вращение на 3600, «барракуда
вихрь», отдельные части произвольной программы).
Для совершенствования координационных способностей синхронисток
используются: исполнение фигур без внешних пространственных ориентиров
(с закрытыми глазами, на середине глубокой части бассейна, с использований
изменений в костюмах и головных уборах).
Воспитанию ловкости способствуют индивидуальные упражнения с
гимнастическими предметами (мяч, обруч, скакалка), используемыми как на
суше, так и воде.
Специальное внимание уделяется воспитанию ловкости в
коллективных действиях, в числе которых: акробатические пирамиды,
поддержки в воде и на суше, калейдоскопные перестроения в воде,
синхронные маршировки, проплывы под водой и на поверхности воды,
групповые входы в воду, «сухая тренировка».
Способность к ощущению, восприятию и оценке собственных действий
особенно важна при составлении и выполнении произвольных композиций,
основанных на синхронности движений спортсменов.
2122
Для оценки координационных способностей спортсменок
синхронисток используются разнообразные двигательные тесты, которые
позволяют получить объективную информацию о физическом и
координационном состоянии, занимающихся в определенный период времени
и использовать различные средства и методы для дальнейшего
совершенствования организма на основе его гармоничного развития. [26].
Развитие быстроты.
Под быстротой понимается способность человека выполнять
двигательные действия в минимальный отрезок времени.
Выделяют три основных формы проявления быстроты: скорость
одиночного движения, латентное (внутреннее) время реакции, темп
движения.
Физиологической основой скоростных способностей является
подвижность нервных процессов и способность мышечных волокон
максимально быстро сокращаться и переходить от фазы возбуждения к фазе
торможения и обратно.
В синхронном плавании все разновидности быстроты во
взаимосочетании друг с другом. В произвольных композициях способность
быстро выполнять движения максимальной скорости перемещения по
поверхности воды бассейна и обеспечение высокого темпа двигательных
действий.
Скоростные способности спортсменок – синхронисток позволяют
успешно справляться с базовыми фигурами обязательной программы, в
которых присутствуют элементы – выталкивание «барракуда», барракуда,
оборот назад», «барракуда с ногой, согнутой в колене» и др.). Умение
выполнять подобные движения, сохраняя точность вертикальной позиции,
координированностть и взрывной темп, характеризуют техническое
мастерство и уровень проявления скоростных качеств.
2223
Быстрота реакции (латентное время) реагирования на стартовый
сигнал или на ритмический акцент ( музыкальную долю) во время исполнения
групповых композиций является основой достижения синхронности в
коллективных действиях спортсменом.
При воспитании быстроты у спортсменов рекомендуется применять
разносторонние комплексы специальных скоростных упражнений в зале и
воде. В зале используются: резкие движения руками и ногами по команде,
выпрыгивания из низкого приседа, бег на короткие дистанции по сигналу,
гимнастические прыжки, игры на внимание, броски мяча из различных
исходных положений, исполнение произвольных композиций на суше. В воде
основное внимание уделяется скоростным передвижениям со сменой темпа и
направлений, выпрыгивания, выталкивания, выбрасывания спортсменок из
воды партнерами, фляки, сальто, специальные упражнения на резкость и
синхронность.
Примерные упражнения в воде для развития быстроты в различных ее
проявлениях:
проплывание 25м стандартным гребком с подъемом ноги вверх на
каждый пятый счет из восьми.
проплывание 25м «каноэ» с исполнением маха ногой назад «в кольцо»
с максимальной скоростью на каждый пятый счет из восьми.
проплывание 12,5м с исполнением дорожки ногами с максимальной
частотой смены позиций из исходного положения «фламинго».
проплывание 12,5м в позиции «угол вверх» с исполнением с
максимальной скоростью вращений голенью вертикальной ноги внутрь/
наружу.
проплывание 25м на спине с маховым подъемом ноги к одноименному
плечу (до касания воды) на каждый пятый счет из восьми (то же другой
ногой).
2324
проплывание 25м в группировке с резким выбросом ног в поперечный
(прямой) шпагат на каждый пятый счет из восьми.
исполнение на месте фигуры «ракета шпагат» с максимальной
скоростью.
исполнение на месте упражнения «ракета шпагат» с максимальной
скоростью со сменой ног в верхней точке («сдвоенный шпагат»).
исполнение резких выталкиваний из воды в различных позициях.
исполнение резких выталкиваний из воды в различных позициях с
последующим вращением.
выполнение упражнений по команде для совершенствования
быстроты реакции.
Высокий темп движений не должен искажать технику исполнения
упражнений синхронного плавания. При увеличении темпа необходимо
избегать координационной напряженности. Произвольное (управляемое)
расслабление мышц и контроль за их состоянием необходимо для
достижения высоких скоростных качеств.
Достижение синхронности исполнения композиций в парных и
групповых выступлениях является главным результатом работы над
развитием физического качества быстроты у спортсменок и требует
длительных и целенаправленных совместных тренировок.
Тестирования силовой выносливости. [15, 26, 29, 33].
Развитие выносливости.
Кислородтранспортные возможности организма зависят прежде всего
от объема крови и от содержания в ней гемоглобина. Тренировка
выносливости ведет к значительному увеличению циркулирующей крови, а,
следовательно, сердце перекачивает по сосудам больше крови, и тем самым
обеспечивается высокая объемная скорость кровотока через легкие, где
кислород захватывается из альвеолярного воздуха и проходит через
2425
работающие мышцы.
Повышение «производительности» сердца возможно при увеличении
сердечного выброса крови за счет систолического объема, повышение
экономичности работы сердца – капиляризации тренируемых мышц и
перераспределения кровотока между работающими (активными) и
неработающими (неактивными) органами и тканями.
Выносливость спортсмена зависит и от физиологических особенностей
его мышечного аппарата, определяемых структурными и биофизическими
свойствами мышечных волокон. Спортсменки, у которых преобладают
«медленные» мышечные волокна, относительно лучше приспособлены к
повторной работе преимущественно с анаэробным типом энергопродукции.
Развитие общей выносливости осуществляется многообразным
комплексом физических упражнений. В синхронном плавании используются:
кроссовый бег, комплексы ОРУ (общеразвивающих упражнений), спортивное
плавание, подвижные и спортивные игры, работа на тренажерных установках.
равномерный,
Применяются методы спортивной тренировки:
переменный, повторный, интервальный и их взаимосочетания. В синхронном
плавании они находят применение при выполнении комплексов ОФП,
плавательной нагрузки, в выполнении плавательных упражнений с
элементами синхронного плавания и при работе над произвольными
программами.
Используя эти методы, следует знать, что интенсивность задания
должна быть такой, что бы в конце его выполнения частота сердечных
сокращений (ЧСС) была 150170 уд./мин.
Для развития общей выносливости на суше рекомендуется выполнять
темповые упражнения общей физической направленности:
темповые сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу или на
скамейке, в упоре на параллельных брусьях или подтягивания на
2526
перекладине
темповые подъемы туловища из положения лежа на высокой
гимнастической скамейке (или на гимнастическом коне) при фиксации ног,
темповые подъемы ног в висе на гимнастической стенке до
горизонтали или до касания согнутыми или прямыми ногами перекладины,
темповые выпрыгивания вверх из низкого приседа.
Для развития общей выносливости в воде рекомендуется:
спортивное плавание (дистанционные проплывы от 800 до 3000м при
ЧСС 150170 уд./мин или повторное проплывание коротких отрезков с
небольшими интервалами отдыха)
игра в водное поло
Спортивное плавание с отягощениями,
Переменное плавание СС включением заданий проплывания отрезков с
элементами синхронного плавания и водного поло (от400 до 800 м).
Общая выносливость предопределяет уровень развития специальной
выносливости, характеризующийся способностью проявлять мышечные
усилия в специализированных упражнениях. В синхронном плавании под
специальной выносливостью следует понимать способность эффективно, в
высоком темпе выполнять сложные целостные двигательные действия,
характерные для вида спорта. Это комплексы двигательных действий на
длительной задержке дыхания, по характеру и специфике близкие к
соревновательным (выпрыгивания, выталкивания, скоростные передвижения
по поверхности виды, винты, вращения и т.д.).
Биологическую основу специальной выносливости составляют
анаэробные возможности. В то же время анаэробная работа является только
одной из составляющих специальной выносливости.
Характерным для синхронного плавания является то, что значительная
часть физической нагрузки осуществляется в условиях гипоксии и
2627
возникающий, в этом случае, кислородный долг возмещается после
окончания работы или в кратковременных паузах между выполняемыми
упражнениями.
При исполнении соревновательных программ синхронного плавания
использование многократных и длительных задержек дыхания обуславливает
высокий уровень развития гликолиза и скорости развертывания
гликолистических механизмов у большинства спортсменок высокой
квалификации.
Развитие специальной выносливости осуществляется за счет
узкоспециализированных упражнений на суше и в воде путем целевого
воздействия и при широкой вариативности применяемых средств и методов
спортивной тренировки.
На суше используются: имитация гребковых движений, отдельных
позиций или переходов из позиции в позицию (с применением резиновых
амортизаторов или легких отягощений – гантели, пояса и пр.).
Для развития специальной выносливости на суше особое место
отводится исполнениям произвольной композиции под счет или под
музыкальное сопровождение («сухая тренировка»). Чаще всего такие задания
выполняются в высоком темпе, с максимальным натяжением (включением)
мышц туловища, ног, рук, шеи, головы. Упражнения могут выполняться с
дыханием или на произвольной задержке дыхания (как при исполнении
программы в воде).
В тренировке специальной выносливости в воде применяются
различные передвижения на скорость, задания в парах, повторные переходы
из позиции в позицию на задержке дыхания, многократные винты и вращения,
специальные комплексы упражнений,
составленные из элементов
синхронного плавания в сочетании с элементами спортивного плавания и
ныряния, многократные выполнения соревновательных композиций (по
2728
частям и полностью).
Для развития специальной выносливости рекомендуется использовать
в тренировке следующие примерные спецкомплексы. Вариативность
предложенных заданий регламентируется возрастом и мастерством
спортсменок.
1й спецкомплекс. Проплывание 100 м. без остановки со сменой
упражнений:
25 м – ныряние (с обязательной предподготовкой и страховкой),
25 м – плавание на ногах «дельфином»,
25 м – проплывание в позиции «угол вверх»,
25 м – «кикпулькик» (два толчка ногами брассом, три гребка руками
кролем с поднятой головой). [6, 22, 26, 43].
Развитие гибкости.
Под гибкостью понимается способность человека выполнять движения
с большой амплитудой.
В синхронном плавании развитие гибкости уделяется особое внимание.
Хорошо развитая гибкость синхронисток способствует овладению
рациональной техникой обязательных и произвольных упражнений
синхронного плавания, достижению выразительности и непринужденности в
исполнении произвольных композиций и общему совершенствованию
исполнительского мастерства.
Наиболее благоприятным возрастом для развития гибкости у
синхронисток является период от5 до 9 лет.
Гибкость зависит от эластичности связок, сухожилий и мышц. Для
воспитания гибкости применяют упражнения с большой амплитудой
движений. Они делятся на активные и пассивные. В активных движениях
подвижность в суставах достигается за счет собственных мышечных усилий.
В пассивных движениях используются внешние силы – сопротивление среды,
2829
отягощения, усилия партнера.
В качестве активных упражнений для спортсменок рекомендуется:
маховые движения с постоянно увеличивающейся амплитудой, пружинистые
сгибания и разгибания, статические упражнения на максимальной амплитуде
и ряд простых упражнений типа наклонов, поворотов, вращений для
включения различных суставов и мышечных групп.
Пассивным упражнениям в синхронном плавании уделяется должное
внимание. Упражнения с партнером, помогающим увеличить амплитуду
движения, как правило, выполняется до появления значительных болевых
ощущений. Практика показывает, что они необходимы, но требуется
осторожность в действиях во избегании травм. Не рекомендуется
использовать болевое растягивание мышц спины, так как это может привести
к смещению позвоночных дисков или спровоцировать искривление
позвоночника.
Удержание статического положения определенный период времени
дает возможность мышцам и соединительным тканям сохранять наибольшую
длину. Чтобы уменьшить мышечную боль, необходимо удержать статически
заданную позицию 2030 сек., сделать небольшую паузу, после чего,
несколько раз повторить. Обязательное условие выполнения подобных
заданий: предварительно хорошо разогреть мышцы, участвующие в
упражнении.
использование сопротивления,
Перспективным в группе пассивных упражнений, является
создаваемого действиями партнера,
поскольку они могут быть наиболее вариативными. Возможно также
использование разнообразных отягощений на суше и в воде при условии
соблюдения техники безопасности.
В числе наиболее распространенных упражнений, используемых в
тренировочном процессе синхронистки, применяют:
круговые и маховые движения руками с максимальной амплитудой,
2930
выкруты рук с гимнастической палкой впередназад с постепенным
уменьшением расстояния хвата рук,
пассивные растягивания плеч,
наклоны, повороты и вращения туловища: гимнастический мост,
наклон вперед до касания головой колен (стоя и сидя), статическое
удержание «складки» в положении стоя и сидя с хватом рук за голеностоп,
прогибы в пояснице, лежа на полу и стоя у гимнастической стенки, в
висе на гимнастической стенке, волны, взмахи, прыжки.
маховые движения прямыми и согнутыми ногами, стоя у опоры и
лежа на полу,
выпады и пружинистые приседания,
Гимнастические шпагаты: на полу, на наклонной скамейке, с упором на
гимнастическую стенку, статическое удержание одной ноги: впередвверх, в
сторонувверх, назадвверх,
вращения голеностопных суставов, подъемы и опускания на
голеностопах.
При выполнении упражнений следует избегать сильных рывков и
перенапряжений – мышцы должны чувствовать себя свободными, только в
таком случае активизируется растягивающий эффект.
Дыхание
произвольное, без задержки. Маховые движения выполняются в скоростном
режиме, для спортсменок высокой квалификации возможна работа с легкими
отягощениями.
В синхронном плавании все тело – от мизинца руки до пальцев ног –
должно быть гибким, однако особое внимание спортсменки и тренер уделяют
растягиванию тазобедренного сустава и поясничного отдела. [13, 26, 40].
3031
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. задачи исследования
Целью настоящего исследования являлось изучение динамики
подготовленности синхронисток с 9 до 13 лет.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие
задачи:
1. Определить динамику силовой подготовленности синхронисток с 9
до 13 лет.
2. Определить динамику гибкости синхронисток с 9 до 13 лет.
3.Определить динамику плавательной подготовленности синхронисток
с 9 до 13 лет.
2.2. Методы исследования
Для решения задач настоящего исследования были использованы
следующие методы:
1.
2.
3.
Анализ научно методической литературы
Антропометрия
Контрольные тестирования
Методы математической статистики
4.
Анализ научно методической литературы.
Осуществлялся с целью выявления и обоснования рассматриваемых в
работе вопросов.
При изучении литературы применялся метод реферирования,
позволяющий отбирать и систематизировать научные взгляды, методические
положения, которые находят свое отражение в решении задач
аттестационной работы.
3132
В ходе работы было проанализировано 42 источник на русском языке и
1 интернет ресурс.
Антропометрия.
Длинна тела спортсменок измерялась в сантиметрах, с помощью
предварительно установленного на стене ростометра. Масса тела измерялась
в килограммах с помощью напольных весов. Индекс массы тела определялся
по формуле: масса тела (кг)/длинна тела (м)2.
Контрольное тестирование.
Тестирование силовой выносливости:
Силовая выносливость определялась тестом на подтягивание.
Спортсменки выполняли максимальное количество подтягиваний на
шведской стенке в неограниченном времени.
Тестирование скоростносиловых качеств:
Скоростносиловая подготовленность определялась тестом «прыжки
со скакалкой». Спортсменки выполняли максимальное количество прыжков
через скакалку за 30сек.
Тестирование взрывной силы:
Взрывная сила определялась тестом «выпрыгивание». Спортсменки
выполняли максимально количество выпрыгиваний в неограниченном
времени.
Тестирование гибкости.
Гибкость определялась тестом «правыйлевый шпагаты», «мостик».
Спортсменки принимали положение –левогоправого шпагата с
перерастяжки, высотой 50см, замерялось количество сантиметров от нижней
части бедра передней ноги до пола. Так же проводился тест «мостик».
Спортсменки выполняли положение мостика, с максимальным прогибом в
спине, обращая внимания, чтобы обе руки были на одинаковом расстоянии от
ног. Замерялось количество сантиметров от кисти руки до пятки той же
3233
ноги.
Тестирования плавательная подготовленности:
Плавательная подготовленность определялось по времени
проплывания дистанции. Спортсменки проплывали 100 метров комплексным
плаванием.
Тестирования специальной плавательной подготовленности.
Специальная плавательная подготовленность определялась по времени
проплывания дистанции 100 метров специальным комплексом (25м. балетная
нога, 25м. экбите боком, 25м. пропеллер, 25м. кроль на задержке дыхания).
Так же для тестирования специальной плавательной подготовленности
проводился тест «Обратная вертикаль». Синхронистки выполняли
максимальное количество опорных гребков в положении обратной вертикали
Педагогический эксперимент.
Отсутствие значимых изменений показателей гибкости, предполагает
более ранний отбор по показателям гибкости у синхронисток (до 9 лет).
Методы математической статистики.
Определение средних значений и стандартных отклонений,
определение статистически значимых изменений.
2.3. Организация исследования
На 1 этапе работы было проведено изучение и анализ 42 литературного
источника и 1 интернет ресурса по проблеме исследования.
На 2 этапе, с 2011 по 2014 год фиксировались данные спортивной
подготовленности спортсменок синхронисток спортивной школы СДЮШОР
2 с 2007 по 2009 год.
Тестирования проводились в бассейне «Медведково».
На 3 этапе, для получения обобщенных характеристик спортивных
достижений физической подготовки спортсменок, были использованы
33методы математической статистики.
34
3435
Глава 3. Результаты исследования
3.1. Динамика силовой подготовленности синхронисток в возрасте с 9 до
13 лет.
В табл.1 приведены средние значения и стандартные отклонения
длины, массы тела и индекса массы тела у спортсменок синхронисток с 9 до
13 лет.
Среднее значение и стандартное отклонение длины, массы тела и индекса
массы у спортсменок синхронисток с 9 до 13 лет (N=29)
Таблица 1
Тест
Длина тела
9лет
(п=7)
138,0±7,
1
10лет
(п=7)
11лет
(п=7)
145,0±8,4
147,0±11,2
12лет
(п=5)
155,0±11,
2
13лет
(п=3)
160,1±9
Масса тела
27,7±5,2
29,9±6,2
32,8±8,3
37,4±7,2
45,1±5,5
Индекс массы
тела
14,7±6,4
13,8±7,2
15,7±9,8
16,6±9,9
17,5±6,4
Как видно из приведенных в табл.1 данных, что длина тела у
спортсменок возрастает с 138,0 см в возрасте 9 лет до 160,1 см в возрасте 13
лет. Аналогично увеличивается и масса тела с 27,7 кг в возрасте 9 лет до 45,1
кг в возрасте 13 лет, с некоторой стабилизацией с 912 лет и резким
увеличением показателей с 1213 лет, что полностью соответствует
сенситивным периодам. Индекс массы тела у спортсменок возрастает со 14,7
в возрасте 9 лет до 17,5 см в возрасте 13 лет. Для наглядности данные
таблицы 1 приведены на рисунке 1.
Выявленные изменения следует учитывать в процессе подготовки
синхронисток.
3536
Рис. 1. Данные длины, массы и индекса массы тела синхронисток с 913 лет.
Таблица 2
Среднее значение и стандартное отклонение показателей силовой
подготовленности у спортсменок синхронисток в возрасте 913 лет (N=2).
Тест
1. Силовая
выносливость
(Подтягивание в висе)
2. Скоростносиловая
подготовленность
(Прыжки со скакалкой)
3. Взрывная сила
(Выпрыгивание)
9лет3
(п=7)
10лет
(п=7)
11лет
(п=7)
12лет
(п=5)
13лет
(п=3)
4,9±3,1
4,9±3,0
5,4±2,9
6,1±2,9
7,3±2,9
71,7±19,5
76,0±26,2
77,6±28,1
81,5±21,7
92,0±24,3
25,1±2,8
25,0±2,9
26,1±4,3
26,3±2,3
26,6±2,7
Количество подтягиваний у спортсменок стабильно с 9 до 10 лет.
Наблюдается большой прирост показателей с 5,4 до 7,3 в возрасте 13 лет.
Количество прыжков со скакалкой увеличивается с 12 до 13 лет. В
возрасте 911 лет наблюдается относительная стабилизация показателей.
Количество выпрыгиваний у спортсменок незначительно возрастает, но
данные изменения не являются статистически значимыми.
3637
Рис. 2. Показатели упражнений ОФП в возрасте с 9 до 13 лет.
3.2. Динамика гибкости синхронисток в возрасте с 9 до 13 лет
Таблица 3
Среднее значение и стандартное отклонение показателей гибкости у
спортсменок синхронисток в возрасте 913 лет (N=29)
Тест
9лет3
(п=7)
10лет
(п=7)
11лет
(п=7)
12лет
(п=5)
13лет
(п=3)
Правый шпагат (см.)
7,6±6,5
Левый шпагат (см.)
14,8±14,
1
6,6±6,1
5,3±2,7
14,0±9,7 13,5±14,
9
4,6±2,0
3,4±2,9
13,0±9,9 11,2±12,7
Мостик (см.)
11,5±8,2
11,1±9,8 11,0±3,1
7,6±7,0
7,0±8,2
Средние значения и стандартные отклонения показателей правого
шпагата лучше левого, что связано с ведущей ногой у спортсменок.
Показатели правого шпагата улучшаются почти в два раза, а левого шпагата
почти не меняются. Показатели мостика с возрастом практически мало
меняются.
Рис. 3. Средние значения и стандартные отклонения показателей правого
шпагата лучше левого, что связано с ведущей ногой у спортсменок.
Показатели правого шпагата улучшаются почти в два раза, а левого
шпагата почти не меняются. Показатели мостика с возрастом практически
мало меняются.
3.3. Многолетняя динамика плавательной подготовленности.
3738
Среднее значение и стандартное отклонение показателей плавательной
подготовленности у спортсменок синхронисток в возрасте 913 лет (N=29).
Таблица 4
Тест
100м. комплекс
100м. спец. комплекс (25м.
балетная, 25м. экбите, 25м.
пропеллер, 25м. кроль на
задержке дыхания )
9лет3
(п=7)
91,1±6,5
10лет
(п=7)
89,5±6,1
11лет
(п=7)
88,9±2,7
12лет
(п=5)
86,8±2,0
13лет
(п=3)
85,4±2,9
152,4±9,1
151,3±9,7
147,2±9,9
142,3±9,9
138,4±9,7
Вертикаль (колво гребков)
10,1±9,3
14,3±9,2
18,7±8,9
19,4±9,9
24,4±8,9
Время проплывания 100 м. комплексным плаванием улучшается с 11
до 13лет. Время проплывания 100м специальным комплексным плаванием
также улучшается, особенно в возрасте 1112 лет. Количество гребков в
позиции обратной вертикали увеличивается более чем в два раза, но в
возрасте 1112 лет видел не большой прирост.
4.
Рис.
подготовленности синхронисток с 9 до 13 лет.
Изменения плавательной и специальной плавательной
3839
Выводы
1. У синхронисток в периоде с 9 до 13 лет морфологические показатели –
длина, масса и индекс массы тела имеют положительную динамику.
Некоторая стабилизация наблюдается в длине тела в возрасте 1011
лет, а в массе и индексе массы тела в 910 лет, что необходимо
учитывать тренеру.
2. Показатели правого шпагата улучшаются почти в два раза, а левого
шпагата почти не меняются. Это связано с тем, что шпагат ведущей
ноги более подвержен изменениям.
3. Отсутствие значимых изменений показателей гибкости, предполагает
более ранний отбор по показателям гибкости у синхронисток (до 9
лет).
4. Результаты в комплексном плавании 100м и специальном комплексном
плавании начинаются увеличиваться с 11 летнего возраста.
5. Количество гребков в обратной вертикали увеличивается с 9 до 13 лет,
что отражается и на качестве выполнения фигур в синхронном
плавании.
6. Выявленные
физической
подготовленности у синхронисток 913 лет следует учитывать в
периоды интенсивного роста
процессе подготовки спортсменок.
3940
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)
Аверина М.В. Проблематика гендерных трансформаций в
современном спорте / М.В. Аверина // Теория и практика физ. культуры.
2011. N 9. С. 2528.
2)
Адаптация к физическим нагрузкам и ее медикобиологические
характеристики у спортсменов циклических видов спорта / Хмелева С.Н.,
Буреева А.А., Давыдов В.Ю., Васильев Н.Д. // Теория и практика физ.
культуры. 1997. N 4. С. 1921.
3)
Актуальные проблемы совершенствования системы подготовки
спортивных резервов: Теорет. и метод. аспекты: Тез. докл. XIY Всерос.
науч.практ. конф., Великие Луки, 1114 октября 1994 г. / ВНИИФК. М.,
1994. 177 с.
4)
Алфимов Н. О количественной оценке резервов физиологических
систем в спортивнопрофессиональной деятельности / Алфимов Н.,
Морозько П., Апенков А. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии,
перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. М., 1998. Т. 1. С. 7879.
5)
Анализ техники синхронного плавания: учеб. пособие для
студентов и преподавателей интов физ. культуры / Гос. центр. ордена
Ленина инт физ. культуры. М., 1981. 61 с.
6)
Белоусова И.В.
Структура многолетнего планирования
подготовки спортсменок в ДЮСШ по синхронному плаванию / Белоусова
И.В. // Совершенствование подготовки спортсменов и развития массовой
физической культуры:
4041
7)
Белоусова И.В. Тренировка вестибулярного анализатора в
синхронном плавании / Белоусова И.В. // Тренажеры для вестибулярной
тренировки и методы объективного педагогического контроля: Сборник
научных трудов ГДОИФК. Л., 1988. С. 4651.
8)
Бугаенко М. Оптимизация тренировочного процесса в
синхронном плавании с учетом специфических биологических ритмов
женщин: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бугаенко Марта; Киев.гос.инт
физич.культуры. Киев, 1987. 23 с.
9)
Гринева Ю.Н. Нарушения опорнодвигательного аппарата у
спортсменок, специализирующихся в синхронном плавании / Гринева Ю.Н.,
Максимова М.Н. // Научнообразовательный форум молодых ученых "Наука
о физической культуре и спорте шаг в 21 век. Инновационные технологии и
перспективы развития спортивной науки", 918 дек. 2004 г.: тез. докл. /
Федер. агентство по физ. культуре, спорту и туризму [и др.]. М., 2005. С.
5759.
10) Единая всероссийская спортивная классификация: Синхронное
плавание // Спорт в школе. 1999. N 3940. С. 3.
11)
Золотов В.Н. Эффективность инновационной программы по
синхронному плаванию "Фламинго" в процесс физического воспитания детей
старшего дошкольного возраста / В.Н. Золотов, З.М. Кузнецова // Теория и
практика физ. культуры. 2009. N 4. С. 9192.
12) Карташов И.П. Техническая трудность произвольных программ
синхронного плавания / Карташов И.П., Моисеева О.А. // Научно
методическое обеспечение системы подготовки высококвалифицированных
спортсменов и спортивных резервов: Материалы Всесоюз. науч.практ. конф.
(1922 июня 1990 г.). М., 1990. Ч. 1. С. 190191.
13) Кривец Е.В. Срочные реакции мозгового кровообращения на
задержку дыхания у спортсменок, занимающихся синхронным плаванием =
4142
Uurgent reactions of a cerebral circulation to a breath holding at sportswomen,
engaged by synchronized swimming / Кривец Е.В. // Физическое воспитание
студентов творческих специальностей / ХХПИ. Харьков, 2001. N 1. С. 3
6.
HTTP://lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2001N1/p36.htm
14) Леонтьева О. Несинхронное плавание : Ольга Брусникина и
Мария Киселева / Ольга Леонтьева // Спорт в школе. 2011. N 17. С. 10
12.
15) Максимова М.Н. Взаимосвязь музыки и движения в
произвольных композициях синхронного плавания / Максимова М.Н. //
Олимпийский бюллетень / РГАФК. ЦОА. М., 1997. N 3. С. 113118.
16) Максимова М.Н. Водноспортивные зрелища и праздники на
воде / Максимова М.Н., Максимова Г.В. // 1 Научнометодическая
конференция по проблемам организации и проведения спортивно
художественных представлений и подготовке специалистов этого
направления в системе физкультурного образования: Тезисы / РГАФК. М.,
1996. С. 1318.
17) Максимова М.Н. Комментарий специалиста = Specialist's
Comment / Максимова М.Н. // Теория и практика физ. культуры: тренер:
журнал в журнале.
30.
N 2.
С.
2002.
HTTP://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2002N2/p30.htm
18) Максимова М.Н.
Методика первоначального обучения
синхронному плаванию: метод. разраб. для студентов ГЦОЛИФКа
(специализация синхронное плавание) / М.Н. Максимова ; Гос. центр. ордена
Ленина инт физ. культуры. М., 1989. 43 с.
19) Максимова М.Н. Методы объективизации оценки содержания
упражнений синхронного плавания : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.04 / Максимова Мария Николаевна; ГЦОЛИФК. М., 1987. 23 с.
4243
20) Максимова М.Н. Методы объективизации оценки содержания
упражнений синхронного плавания : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 /
Максимова Мария Николаевна; ГЦОЛИФК. М., 1985. 224 с.
21) Максимова М.Н. Многолетняя спортивная тренировка в
синхронном плавании : Учеб. пособие для студентов РГУФКа: Рек. Эксперт.
метод. Советом РГУФКа / Максимова М.Н., Боголюбская М.С., Максимова
Г.В. М.: РГУФК, 2004. 58 с.
22) Максимова М.Н. Объективные методы оценки трудности
исполнения обязательных и произвольных упражнений в синхронном
плавании / Максимова М.Н. // Теория и практика физ. культуры. 1983. N
4. С. 811.
23) Максимова М.Н. Оценка соревновательной деятельности и поиск
выразительного движения в синхронном плавании / М.Н. Максимова //
Сборник трудов ученых РГУФКСиТ : материалы науч. конф. проф.
преподават. и науч. состава РГУФКСиТ (Москва, 28 февр.2 марта 2007 г.) /
Рос. гос. унт физ. культуры, спорта и туризма. М., 2009. С. 124129.
24) Максимова М.Н. Принципы и методы обучения в синхронном
плавании : метод. разраб. для студентов специализации тренер. фак.
ГЦОЛИФК / Максимова М.Н. ; Гос. центр. ордена Ленина инт физ.
культуры. М., 1987. 20 с.
25) Максимова М.Н. Развитие синхронного плавания как вида спорта
: лекция для студентов РГАФК / М.Н. Максимова, В.Н. Максимов ; Рос. гос.
акад. физ. культуры. М., 1998. 22 с.
26) Максимова М.Н. Теория и методика синхронного плавания :
учеб. для образоват. учреждений высш. проф. образования, осуществляющих
образоват. деятельность по направлению 034300.62 : рек. УМО вузов РФ по
образованию в обл. физ. культуры / М.Н. Максимова. М.: Сов. спорт, 2012.
304 с.: ил.
4344
27) Максимова М.Н. Техника исполнения основных фигур
синхронного плавания : Учеб. пособие для студентов интов физ. культуры /
М.Н. Максимова ; Гос. центр. ордена Ленина инт физ. культуры. М., 1980.
34 с.
28) Максимова М.Н.
Техника классификационных фигур
синхронного плавания : метод. разраб. для студентов и слушателей фак.
усовершенствования / Максимова М.Н.; ГЦОЛИФК. М., 1990. 68 с.
29) Максимова М.Н.
Факторы,
определяющие спортивные
достижения в синхронном плавании : метод. разраб. для студентов
ГЦОЛИФКа / М.Н. Максимова ; Гос. центр. ордена Ленина инт физ.
культуры. М., 1991. 42 с.
30) Максимова М.Н. Художественное плавание : лекция для
студентовзаоч. / М.Н. Максимова ; Гос. центр. ордена Ленина инт физ.
культуры. М., 1979. 20 с.
31) Материалы научнопракт. конференции. Челябинск, 1989. С.
2729.
32) Нехвядович А.И. Особенности проявления энергетических
функций организма синхронисток в условиях соревнований / Нехвядович
А.И., Лебедев Г.Л. // Проблемы спорта высших достижений и подготовки
спортивного резерва : Тез. докл. Респ. науч.практ. конф. Минск, 1994. С.
1314.
33) Официальный сайт федерации синхронного плавания России:
http://www.synchrorussia.ru
34) Парфенов В.А. Синхронное плавание / Парфенов Владимир
Александрович, Кононенко Юрий Александрович. Киев: Здоров'я, 1979.
103 с.: ил.
35) Пигида К.С. Структура самоконтроля при выполнении позиций в
синхронном плавании / Пигида К.С., Звягинцева Т.М., Воробьева Т.В. //
4445
Тенденции развития спорта высших достижений и стратегия подготовки
высококвалифицированных спортсменов в 19972000 гг. : материалы Всерос.
науч.практ. конф. М., 1997. С. 258267.
36) Плавание. Синхронное плавание : (Рекомендательный указатель
литературы) / Сост. Г. И. Шляхтенок. Минск: Б. и., 1984. 16 с.
37) Постановочная работа в различных видах спорта [Электронный
ресурс] : рабочая прогр. дисциплины (модуля) направление подгот. : профиль
подгот. "Худож.спортив. праздники" : квалификация (степень) выпускника
бакалавр : формы обучения оч. и заоч. : утв. и рек. Эксперт.метод. советом
гуманит. инта ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ 071400.62 / сост.: Кузьмичева
Е.В. [и др.] ; Мво спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Федер. гос.
бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. унт физ.
культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)". М., 2011
38) Синхронное плавание : пример. прогр. спортив. подгот. для
ДЮСШ, СДЮШОР : доп. Федер. агентством по физ. культуре и спорту /
[подгот. М.Н. Максимовой] ; Федер. агентство по физ. культуре и спорту.
М.: Сов. спорт, 2007. 190 с.: ил.
39) Теория и методика избранного вида спорта (плавание)
[Электронный ресурс] : рабочая прогр. дисциплины : направление подгот.
034300.62 : профиль подгот. "Спортив. подгот." : квалификация (степень)
выпускника бакалавр : формы обучения оч. и заоч. : утв. и рек. эксперт.
метод. советом ИСиФВ ФГБОУ ВПО "РГУФКСМиТ" / сост.: Н.Ж.
Булгакова [и др.] ; Мво спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Федер.
гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. унт
физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)". М., 2012
40) Теория и методика плавания [Электронный ресурс] : прогр.
дисциплины федер. компонента цикла СД ГОС по специальности 032101.65 :
утв. и рек. эксперт.метод. советом ИСиФВ ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ /
4546
сост.: Н.Ж. Булгакова [и др.] ; Мво спорта, туризма и молодеж. политики
РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования
"Рос. гос. унт физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)".
М., 2012
41) Теория и методика синхронного плавания [Электронный
ресурс] : пример. прогр. дисциплины федер. компонент цикла СД ГОС по
специальности 032101.65 : утв. и рек. эксперт.метод. советом
РГУФКСМиТ / сост. Максимова М.Н. ; Мво спорта, туризма и молодеж.
политики РФ, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф.
образования "Рос. гос. унт физ. культуры, спорта, молодежи и туризма
(ГЦОЛИФК)". М., 2011.
42) Хотин Н.И. Физическая подготовленность и контроль за ней в
синхронном плавании / Хотин Н.И. // Теория и практика физ. культуры.
1983. N 3. С. 1416.
43) Чудиновских А.В. Оздоровительная эффективность развивающей
деятельности старших дошкольников с использованием элементов
синхронного плавания / А.В. Чудиновских, Е.Ф. Жданкина // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. N 2. С. 2325.
4647
Исполнитель выпускной квалификационной работы:
Студентка 5 курса специализации «ТиМ плавание» Бондаренко
М.П.
Научный руководитель
Профессор, к.п.н. Морозов С.Н.
Зав. кафедрой
Профессор, д.п.н. Попов О.И.
Дата защиты: «__» ___________2015г.
Оценка за работу __________________________________
Председатель Государственной аттестационной комиссии
__________________________________________________
47