В системе физического воспитания плавание представлено как вид массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений.
В разделе плавания мы рассматриваем многолетнюю подготовку , на примере юных пловцов брассистов в возрасте 11 – 17 лет , как не маловажный фактор в достижении результатов. В процессе учебно-воспитательной работы тренерами – преподавателями применяются различные методы и приемы подготовки. Эти методы являются основой учебно-тренировочного процесса. Уровень развития специальной подготовленности во многом зависит от индивидуальных особенностей и степени физической подготовки спортсмена. Высокий уровень специальной подготовленности не может быть полностью реализован без эффективного уровня тренировочного процесса. Высокие показатели спортсменов и плотные результаты на мировом уровне, обусловливаются высочайшей скоростно-силовой подготовкой.
2
«МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ
БРАССИСТОВ В ВОЗРАСТЕ 11 – 17 ЛЕТ»3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………..3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР………………………............................4
1.1 Этапы многолетней подготовки………………………….............................4
1.2 Построение многолетней подготовки пловцов брассистов…...……..…....5
1.3 Варианты построения многолетней подготовки в спортивном
плавании........................................................................................................ 10
1.4 Возрастная динамика тренировочных нагрузок юных пловцов…...……12
1.5 Силовая подготовка пловцов брассистов………………………………....16
1.6 Заключение…………………………………………………………...……..19
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ..20
2.1 Задачи исследования………………………………….………………..…..20
2.2 Методы исследования………………………………...………………..…..20
2.3 Организация исследования………………………………………..……….22
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………...……..……....24
3.1 Показатели физического развития у пловцов брассистов 1117 лет....…24
3.2 Динамика показателей специальносиловой подготовленности на суше и в
воде пловцов брассистов 1117 лет…………….………………………..…..25
3.3 Динамика основных параметров техники плавания у пловцов брассистов
11 17 лет……………………………………………………………….…..…...29
3.4 Зависимость между скоростью плавания на 50 метров, показателями
техники плавания и силовой подготовленностью…………….……….…….30
ВЫВОДЫ………………………………………………………………...……..31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….…………..…....334
ВВЕДЕНИЕ
Плавание – один из наиболее популярных, массовых и бурно
развивающихся видов спорта.
В системе физического воспитания плавание представлено как вид
массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений.
В разделе плавания мы рассматриваем многолетнюю подготовку , на примере
юных пловцов брассистов в возрасте 11 – 17 лет , как не маловажный фактор
в достижении результатов. В процессе учебновоспитательной работы
тренерами – преподавателями применяются различные методы и приемы
подготовки. Эти методы являются основой учебнотренировочного процесса.
Уровень развития специальной подготовленности во многом зависит от
индивидуальных особенностей и степени физической подготовки спортсмена.
Высокий уровень специальной подготовленности не может быть полностью
реализован без эффективного уровня тренировочного процесса. Высокие
показатели спортсменов и плотные результаты на мировом уровне,
обусловливаются высочайшей скоростносиловой подготовкой.
Актуальность работы – заключается в том , многолетняя подготовка
является одним из главных факторов подготовки пловца.
Цель работы – рассмотреть многолетнюю подготовку , на примере юных
пловцов брассистов в возрасте 11 – 17 лет.
Объект исследования – случит процесс формирования специальной
подготовленности пловцов брассистов 11 – 17 лет на этапах многолетней
подготовки.
Предмет исследования – служит возрастная динамика показателей
физического развития , специальной силовой подготовленности в воде и
основных параметров техники плавания брассом.5
Гипотеза исследования – многолетняя подготовка является одним из
основных факторов подготовки юных пловцов.6
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Этапы многолетней подготовки пловцов
На подготовку пловца международного класса затрачивается от 6 – 7
лет до 10 – 12 лет. На уровне высших достижений пловцы национальных
сборных команд в среднем выступают около 6 – 8 лет. Многолетний процесс
спортивной тренировки можно условно разделить на пять этапов: 1) этап
начальной подготовки; 2) этап предварительной базовой подготовки; 3) этап
специализированной базовой подготовки; 4) этап максимальной реализации
индивидуальных возможностей (высшего спортивного мастерства); 5) этап
сохранения достижений (4).
Задачами этапа начальной подготовки являются укрепление здоровья
детей, достижение разносторонней физической подготовленности, устранение
недостатков в уровне физического развития, обучение технике спортивных
способов плавания,
а также специально
подтоговительным упражнениям. Основные задачи этапа предварительной
стартов и поворотов,
базовой подготовки – совершенствование разносторонней физической
подготовленности, создание разностороннего функционального потенциала,
предполагающего освоение разнообразных двигательных навыков. Главной
задачей этапа специализированной базовой подготовки является создание
предпосылок для напряженной тренировки на последующем этапе.
Совершенствуется техника вспомогательных и специальноподготовительных
упражнений, определяется будущая спортивная специализация (29).
Основная задача этапа максимальная реализации индивидуальных
возможностей достижение наивысших спортивных результатов. Максимума
достигают суммарные величины объема и интенсивности тренировочной
нагрузки, значительно увеличивается доля средств специальной подготовки ,
резко возрастает соревновательная практика. Тренировка на этапе7
сохранения достижений характеризуется сугубо индивидуальным подходом.
Большой тренировочный опыт подготовки конкретного пловца помогает
всесторонне изучить его индивидуальные сильные и слабые стороны
подготовленности, выявить наиболее эффективные методы и средства
подготовки, варианты тренировочной нагрузки. Следует учесть, что ранее
применявшимися вариантами планирования тренировочного процесса, не
удается не только добиться прогресса, но и удержать спортивные результаты
на прежнем уровне. Поэтому на этом этапе, как никогда ранее, следует
стремиться к изменению средств и методов тренировки, применению
комплексов упражнений, не использовавшихся ранее, новых тренажерных
устройств, неспецифических средств, стимулирующих работоспособность и
эффективность выполнение двигательных действий (4, 35).
1.2 Построение многолетней подготовки пловцов брассистов.
Рост спортивных достижений в плавании в большей мере определяется
постоянным совершенствованием многолетней системы подготовки пловцов.
Структура многолетней тренировки обусловливается многими
факторами, возраст начала занятий плаванием и возраст начала
специальной тренировки;
Количество лет регулярной тренировки, необходимое для достижения
наивысших результатов;
Оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно
раскрываются способности пловцов и достигаются наивысшие
результаты;
Индивидуальные особенности пловцов и темпы роста спортивного
мастерства (35).
Среди факторов, обуславливающих эффективность многолетней подготовки
пловцов и результативность их выступлений – средства и методы тренировки,8
динамика тренировочных нагрузок,
применение дополнительных
эргогенических средств (тренажеры, восстановительные и стимулирующие
работоспособность средства) (5, 15, 35).
Современная система подготовки пловцов высокого класса
характеризуется исключительно высокими нагрузками. Использование
индивидуального адекватного максимума тренировочных и соревновательных
нагрузок является одним из важнейших принципов спортивной тренировки (5,
4, 37).
Эффективность многолетней подготовки во многом определяет
процесс подведения пловцов к максимальным тренировочным и
соревновательным нагрузкам (5).
Подводить спортсменов к параметрам тренировочной работы,
характерным для этапа максимальной реализации индивидуальных
возможностей, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет (2, 35, 40,
26).
К сожалению, это правило зачастую игнорируется на практике.
Стремление многих тренеров любыми путями добиться высоких результатов
у юных спортсменов в угоду решению частных задач (выполнение
квалификационных нормативов, победы в юношеских соревнования и т.п.)
приводит к игнорированию основных принципов многолетней подготовки.
Это приводит к тому, что пловцы, начиная с 11 – 13 лет, постоянно,
нередко по нескольку раз в году, выступают в соревнованиях, к которым
организовывается специальная подготовка. Такой путь ошибочен, поскольку
предполагает наиболее мощное воздействие тренировочных средств и
методов на юный организм (9, 33).
Система планирования многолетней подготовки пловцов требует
четкого определения продолжительности различных этапов подготовки,
состава и соотношения средств и методов, направленности тренировочного9
процесса, динамики тренировочных и соревновательных нагрузок со строгим
учетом предрасположенности спортсменов к выступлению на дистанциях
различной длины и в разных способах плавания, а так же учета
закономерностей достижения вершин спортивного мастерства пловцов
различного пола и возраста (42).
Рациональное построение многолетней подготовки пловцов во многом
обусловлено целесообразным соотношением различных видов их подготовки
и динамикой нагрузок. На этапе начальной подготовки основное место
занимает общая и вспомогательная подготовка. Этап предварительной
базовой подготовки характеризуется большим объемом общей подготовки,
которая составляет 80 – 90% всего объема тренировочной работы. На этапе
специализированной базовой подготовки существенно возрастает доля
специальной (до 40 %) и уменьшается доля общей подготовки (до 60 %). На
этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей изменяется
соотношение между общей и вспомогательной подготовкой, с одной стороны,
и специальной, с другой, в сторону преобладания последней, доля которой
достигает 60% и более от общего объема тренировочной нагрузки. На
заключительном этапе – сохранения достижений – не происходит
существенного изменения соотношения видов подготовки: остается очень
высокой доля специальной подготовки (60 – 70 %) и до минимума (40 30 %)
сводится доля общей подготовки (29). Индивидуально адекватное для
конкретного пловца соотношение основных видов подготовки может быть
несколько иным, что обусловлено его специализацией и особенностями
спортсмена (6).
Огромное значение в процессе многолетней подготовки имеет динамика
повышения нагрузок. Чаще всего имеет место планомерный рост нагрузок от
этапа к этапу с определенной стабилизацией на четвертом этапе многолетней
подготовки (26).10
Увеличение тренировочных нагрузок обычно осуществляется
одновременно по трем направлениям в общем объеме плавания: объем
плавания в аэробной зоне энергетического обеспечения мышечной
выполняемых в анаэробной
деятельности;
объема упражнений,
гликолитической и анаэробной алактатной зонах энергетического
обеспечения мышечной деятельности (29).
Путь повышения тренировочных нагрузок могут быть различными:
параллельное увеличение объема и интенсивности, увеличение доли
интенсивной работы в общем объеме плавания, преимущественное
нагрузок при
возрастание отдельных параметров тренировочных
стабилизации или даже уменьшении других. Обычно первые три этапа
многолетней подготовки характеризуются преимущественным увеличением
общего объема тренировочной работы, который к окончанию третьего этапа
обычно достигает 70 – 80% от максимальных величин, характерных для
следующего этапа. В дальнейшем при более медленном возрастании общего
объема тренировочной работы возрастает доля интенсивной работы. При
этом ежегодное увеличение объема работы обычно колеблется в пределах 15
– 30%, а увеличение парциального объема интенсивной работы в ее общем
объеме может достигать 10 – 15% (35).
В первом периоде женщины добивались первых больших успехов
обычно в возрасте 14 – 15 лет после 6 – 7 лет подготовки. Вторая часть
многолетней подготовки была очень непродолжительной – около трех лет, а
зона наивысших достижений, в которой устанавливались мировые рекорды и
одерживались победы в крупнейших соревнованиях, как правило,
ограничивалось двумя – тремя, а иногда и годом. Во втором периоде первая
часть многолетней подготовки в среднем стала на два года положительнее.
Первые успехи приходили, когда спортсменкам было 16 – 17 лет, а зона
наивысших достижений сместилась в возрастной диапазон 20 – 23 лет. В11
прежние годы среди претенденток на установление мировых рекордов или
побед на Играх Олимпиад спортсменок такого возраста практически не было.
Существенно увеличилась и продолжительность выступлений женщин –
спортсменок после достижения ими результатов мирового уровня. В первом
периоде она в среднем не превышала 4 лет, а во втором достигал 9 лет.
Однако наиболее ярко возрастные различия спортсменок прежних лет и
добившихся успехов в последние годы проявляются при сравнении возраста,
в котором устанавливались мировые рекорды. Например, если взять период с
1966 по 1980 г. (15 лет), богатый мировыми рекордами (15 – на дистанции
100м , 13 – на 200м брассом), и сопоставить его с аналогичным по времени
периодом (1995 – 2009 гг.), в течение которого на этих же дистанциях было
установлено 23 мировых рекорда, то обнаружится интересная картина:
средний возраст рекордсменок мира 1966 – 1980 гг. составлял 16 лет 3 мес., а
периода с 1995 по 2009г. – 22 года и 4 мес., т. е. возраст, в котором женщины,
специализирующиеся в брассе, оказались способны к наивысшим
достижениям, увеличился более чем на 6 лет. Действительно, подавляющие
большинство мировых рекордов 1966 – 1980 гг. было установлено группой 15
– 16 летних спортсменок, в основном из СССР, ГДР и США. Совсем иная
картина наблюдается в последние годы: Пенелопа Хайнс четыре мировых
рекорда установила в 25 лет, Аманда Берд два рекорда – в 22 – 23 года,
Лейзель Джонс три рекорда – в 20 – 21 год, Ребекка Сони и Аннамай Пирси
установили рекорды в 21 и 22 года соответственно. Аналогичная ситуация и в
мужском плавании. С 1956 по 1985 г. карьера большинства пловцов,
специализировавшихся в брассе, как правило, завершалась в возрасте 21 – 23
лет. Например, знаменитый Честер Ястремски – один из наиболее ярких
учеников Джеймса Каунсилмена – в 1961г. будучи в 20 – летнем возрасте ,
установил 8 мировых рекордов (100м – 5, 200м – 3). Однако достигнутый
уровень мастерства удержать ему не удалось. Он завершил карьеру в 23 года12
на Играх Олимпиады в 1964г. в Токио, где с трудом завоевал бронзовую
медаль на дистанции 200м. Иан О’Брайн побил рекорд Ямстремски на 200 м
и выиграл золотую медаль на Играх XVIII Олимпиады в 17 лет. После этого
его результаты снизились , и в 19 лет он покинул спорт. Выдающийся
спортсмен современности – Косуке Китадзима, 1982 г. рождения. Постоянно
соревнуясь с Хансеном, он также установил 5 мировых рекордов (100м – 2,
200м – 3), завоевал четыре золотые медали на Олимпийских Играх в 2004 и
2008гг., медали различного достоинства (включая 3 золотые) на чемпионатах
мира 2001 – 2007гг., в 2010г., добился успехов ряде крупных международных
соревнований. На чемпионате мира 2011г., когда ему было уже 29 лет, был
удостоен серебряной медали. Обладателем нового мирового рекорда на
дистанции 100м, установленного в 2009г., стал 26летний пловец из
Австралии Брентон Рикард, выигравший чемпионат мира. Обладателем
нового мирового рекорда на этой же дистанции стал еще один пловец из
Австралии 24летний Кристиан Спренгер. Таким образом, карьера
современных пловцов высшего класса, специализирующихся в плавании
брасом, значительно более продолжительна по сравнению с их
предшественниками. Если продолжительность спортивной карьеры женщин в
первый период за редким исключением ограничивалась 10 годами, то сегодня
она составляет 17 лет, а для мужчин – 15 – 16 лет и 19 – 20 лет
соответственно. Несколько увеличилась продолжительность первой части
многолетней подготовки, которая в настоящие время составляет у женщин 8
– 9 лет, у мужчин – 9 – 11 лет. Существенно возросла продолжительность
второй части, особенно у женщин, которые только начинают добиваться
наивысших результатов в возрасте, в котором подавляющие большинство их
предшественниц уже ушли из спорта. Резко сместилась в сторону большего
возраста и расширилась зона наивысших результатов: у женщин она
составляет около 3 лет, у мужчин 6 лет (2, 9, 32, 30).13
1.3 Варианты построения многолетней подготовки в спортивном
плавании.
Темпы формирования долговременной адаптации, наиболее полно
проявляющиеся в динамике спортивных результатов, существенно
различаются у мужчин и женщин, а так же у спортсменов,
специализирующихся на дистанциях различной протяженности. Возраст, в
котором сильнейшие пловцы достигают своих высших результатов, как у
мужчин, так и у женщин, находится в широком диапазоне от 16ти до 25ти
лет. В плавании путь к высшим достижениям у мужчин составляет в среднем
около 10ти лет, у женщин 7 8 лет. Такая продолжительность подготовки
характерна для большинства выдающихся пловцов мира. Однако возможны
существенные колебания, обусловленные, прежде всего, индивидуальными
особенностями спортсмена, закономерностями становления высшего
мастерства на дистанциях различной протяженности, и реализуемой
динамикой нагрузок в системе многолетней подготовки. Изучение биографий
большинства пловцов, добившихся успехов на Играх Олимпиад и на
чемпионатах мира последних трех десятилетий, позволяет выделить три
основных варианта динамики становления высшего спортивного мастерства
(37).
Первый из этих вариантов предполагает достижение наивысших
результатов в оптимальных возрастных зонах для их достижения. В таком
случае у женщины, специализирующиеся на дистанциях 50, 100, 200м, обычно
достигают наивысших в своей карьере результатов в возрасте 20 – 24 лет
после 10 – 14летней подготовки. Спортсменки, специализирующиеся на
дистанциях 400 и 800м, проходят этот путь примерно на два года быстрее и
достигают вершин мастерства в возрасте 18 – 22 года. Мужчинам для
достижения наивысших результатов требуется примерно на год больше.14
Такая продолжительность становления высшего мастерства характерна
примерно для 80% сильнейших спортсменов мира (30).
Второй вариант предполагает достижение максимальных результатов
мужчинами – стайерами в 17 – 19 лет, а спринтерами – в 18 – 20 лет после 7 –
9летней подготовки, женщинами – спринтерами – в 15 – 17 лет, а стайерами
– в 15 – 16 лет после 6 – 8летней подготовки. Ему присуща “скачкообразная“
динамика мастерства, что, обычно, обусловлено не столько характером
подготовки, сколько индивидуальными особенностями пловца: ускоренным
биологическим созреванием и лабильностью функциональных систем
обеспечивающей быструю и эффективную адаптацию.
организма,
Стремительное восхождение к вершинам мастерства характерно примерно
для 7 – 10 % сильнейших пловцов мира (30).
Третий вариант характеризуется замедленным темпом достижения
рекордных для конкретного пловца спортивных результатов. При реализации
этого варианта как мужчины, так и женщины достигают вершин мастерства на
2 – 3 года, а иногда на 4 – 5 лет позднее по сравнению с представителями
первого варианта. Замедленный темп становления мастерства обусловлен не
столько поздним началом занятий плаванием и характером многолетней
подготовки, сколько индивидуальными особенностями спортсменов – их
поздним биологическим развитием,
замедленным протеканием
адаптационных процессов в их организме. Замедленное
мастерства характерно примерно для 10 % сильнейших пловцов мира (30).
становление
1.4. Возрастная динамика тренировочных нагрузок юных пловцов.
Большая часть многолетней спортивной подготовки в плавании
приходится на пубертатный период развития организма, или период полового
созревания. Данный период охватывает возрастной диапазон от 8 – 9 лет до
16 – 17 лет. К окончанию пубертатного периода организм достигает полной15
половой и физической зрелости. Пубертатный протекает по фазам,
характеризующимся различными темпами роста и созревания отдельных
функциональных систем организма ( нервной, костно – мышечной, сердечно –
сосудистой, дыхательной и другими). В возрастной физиологии пубертатный
период приятно разделить на три фазы: препубертатную, собственно
пубертатную, и постпубертатную (4).
Препубертатная фаза развития организма ребенка характеризуется
ускоренным ростом тела в длину и интенсивными изменениями вегетативных
систем организма при недостаточной активности половых желез. Собственно
пубертатный период характеризуется нарастанием активности половых желез
и совершенствованием деятельности всех функциональных систем организма.
Постпубертатный фаза развития характеризуется завершением естественного
прироста мышечной массы, роста тела в длину и низкими темпами прироста
физических качеств (4).
Наиболее важной особенностью развития организма в пубертатном
периоде является гетерохронность созревания различных функциональных
систем организма. В разных фазах пубертатного периода отдельные
двигательные способности, показатели соматического и функционального
развития увеличиваются неравномерно и независимо друг от друга. По этому
для рационального построения многолетней подготовки очень важно
учитывать периоды, когда направленная физическая тренировка оказывает
наибольшее влияние на развитие отдельных компонентов работоспособности
(2, 6, 4).
Имеет место существенное различие в способности спортсменов
различного возраста и пола эффективно выполнять работу аэробной или
анаэробной преимущественной направленности (2, 4).
Подростки 13 – 14 лет в наибольшей мере предрасположены к работе
аэробной направленности, так как скоростносиловые упражнения,16
выполнение которых обеспечивается преимущественно анаэробными
источниками энергии, даются им с большим трудом. С возрастом повышается
способность успешно тренировочные нагрузки, требующие проявление
максимальной силы, выносливости при работе анаэробного характера, при
максимальной реализации скоростносиловых качеств (4, 5).
Способность эффективно выполнять упражнения в анаэробной зоне
энергообеспечения мышечной деятельности наблюдается у мужчин в возрасте
18 – 21 год, а у женщин – в 16 – 17 лет. Специальные скоростносиловые
возможности у мужчин в наибольшей мере могут быть реализованы в возрасте
18 – 22 лет, у женщин – в возрасте 16 – 20 лет (4).
Включение в подготовку юных спортсменов упражнений силовой
направленности в большом объеме нецелесообразно , так как она предъявляет
к их организму непосильные требования, а кости, связки и нервная система
еще к ней не готовы, и это может стать причиной травм, перегрузок опорно
двигательного аппарата и нервной системы. Учет возрастных особенностей
формирования организма должен стать одним из основных факторов,
определяющих место и соотношение работы различной преимущественной
направленности в процессе многолетней подготовки пловцов. Направленность
тренировочного процесса на ее различных этапах, величина нагрузок, состав
средств, методов и т.д. должны планироваться с учетом гетерохронности
возрастного развития различных органов и систем (4, 5).
Развитие суставов в основном завершается к 18 – 20 годам. Рост костей
заканчивается к 23 – 25 годам. К 18 – 20 годам прекращается рост мышечной
массы, достигающей 40 – 45% общей массы тела. Функциональная и
структурная дифференцировка отдельных мышечных групп завершается к 23
– 24 годам (15).
Для различных двигательных качеств существует различные
наиболее
оптимальные возрастные периоды развития.
Например,17
благоприятный возраст для воспитания скоростных способностей и гибкости
– 10 – 13 лет, для воспитания аэробных возможностей – в 13 – 15 лет, для
воспитания силовых и скоростносиловых способностей – 18 – 20 лет. Одни
качества и способности достигают около предельных величин быстрее,
другие – медленнее. У женщин в большинстве случаев отмечаются более
высокие темпы прироста по сравнению с мужчинами: по отношению к
различным качествам и способностям, отмечаются периоды более
интенсивного развития (сенситивные периоды) и периоды менее интенсивного
развития (4).
Обычно рекомендуется использовать средства интенсивного
педагогического воздействия, направленные на совершенствование различных
качеств и способностей, в сенситивные периоды, то есть в периоды, наиболее
благоприятные для их воспитания. В этом случае отмечается наибольшая
эффективность применяемых тренировочных упражнений для физического
совершенствования спортсменов.
Однако процесс физического
совершенствования на различных этапах многолетней подготовки пловцов
должен быть органически увязан со становлением технической, тактической,
психической подготовленности,
предусматривать совершенствование
различных сторон подготовленности и отдельных компонентов спортивного
мастерства (4, 5).
При планировании соотношения физических нагрузок разной
направленности в процессе многолетней подготовки пловцов необходимо
учитывать возрастные особенности прироста длины тела, рук, ног,
поперечных размеров тела. Резкое увеличение указанных параметров обычно
нарушает сложившиеся в результате предшествовавшей подготовки
взаимоотношения двигательной и вегетативных функций,
требует
существенной коррекции спортивной техники. Особенно сложным в этом18
отношении является возраст 11 – 13 лет у девочек и 14 – 16 лет у мальчиков,
характерный небольшим приростом длины тела, рук, и ног (4, 5).
В эти периоды юных спортсменов является содержание оптимальной
динамики развития физических качеств и функциональных возможностей
организма, и формирование специфической структуры спортивных
способностей к возрасту высших достижений (4).
В плавании демонстрация наивысших спортивных результатов
приходится на возраст, характеризующийся полной биологической зрелостью
организма. Однако успешность выступлений у взрослых пловцов в
значительной мере определяется эффективной методикой спортивного
отбора, правильным определением стратегии многолетней спортивной
подготовки, рациональным подбором средств и методов тренировки и
оптимальной дозировкой нагрузок на отдельных этапах многолетней
подготовки (4).
1.5. Силовая подготовка пловцов брассистов.
Силовая подготовленность пловца – одна из важнейших сторон его
спортивной работоспособности, так как повышение скорости плавания
обусловлено не только ростом производительности вегетативных систем, но и
повышением мощности мышечного сокращения. Высокий уровень силовой
подготовленности оказывает положительное влияние на процессы адаптации
к высоким функциональным нагрузкам, на длительность удержания
спортивной формы и обеспечивает высокие темпы прироста спортивного
результата у пловцов (4, 35).
Под силой подразумевают способность человека преодолевать внешнее
сопротивление или противостоять ему за счет напряжения собственных
мышц. Проявление силы можно условно разделить на следующие виды
собственно силовые способности,
силовых способностей:
1)19
характеризующиеся максимальной статической силой, которую в состоянии
развить человек; 2) взрывная сила или способность проявить максимальные
усилия в наименьшее время; 3) скоростносиловые способности,
определяемые как способность выполнять кратковременную динамическую
работу длительностью до 30 секунд против значительного сопротивления с
высокой скоростью мышечного сокращения на фоне алактатногоанаэробного
энергообеспечения; 4) силовая выносливость или силовой компонент
специальной выносливости, определяемый как способность организма
противостоять утомлению при работе субмаксимальной мощности
длительностью до 3 – 4 минут, выполняемой за счет преимущественно
анаэробного гликолитического энергообеспечения; 5) динамическая сила,
характеризующаяся временем выполнения отягощенного движения,
величиной и формой импульса силы (4).
Уровень проявления силовых способностей определяется рядом
биологических,
К
биологическим факторам относятся: сократительные способности различных
психологических и биомеханических факторов.
мышц; характер иннервации мышечных волокон; синхронность работы
мотонейронов, рекрутируемых в работу одновременно; уровень секреции
таких гормонов, как адреналин, норадреналин, соматотропин, гормоны
половых желез; мощность, емкость и эффективность метаболических
процессов при выполнении динамической силовой работы (4).
Адаптация скелетных мышц человека и систематическим силовым
нагрузкам проявляется на регуляторном, структурном и метаболическом
уровнях. Метаболический эффект адаптации к силовой работе выражается в
увеличении энергетического потенциала мышечных волокон, в избирательном
повышении запасов гликогена, количества и размеров митохондрий, в
активности ферментов гликолиза или биологического окисления в мышечных
волокнах различного типа. Гипертрофия мышечных волокон в процессе20
силовой тренировки не только приводит к увеличению мышечной силы, но и
является важной предпосылкой для последующего развития выносливости,
так как больший объем мышечной ткани способен вместить большее
количество митохондрий и энергетических субстратов (4).
Силовая подготовка юных пловцов строится с учетом возрастных
индивидуальных
закономерностей развития силовых способностей,
особенностей и специфических требований спортивного плавания. В младших
возрастных группах наиболее высокими темпами развивается общая
динамическая выносливость, по этому силовая подготовка в этот период
носит характер разносторонней общей подготовки, направленной на
укрепление двигательного аппарата и воспитание умения проявить усилия в
разнообразных двигательных заданиях в комплексе с такими двигательными
способностями, как быстрота, гибкость, выносливость (4).
В препубертатный период применяются упражнения на специальных
тренажерах с малыми отягощениями, целью которых является обучение
правильной технике специальных силовых упражнений. В воде специальная
силовая подготовка проводится в комплексе с технической подготовкой и
направлена на постановку шага гребков. Ко времени вступления юных
спортсменов в пубертатную фазу развития силовая подготовка приобретает
разносторонний целенаправленный характер. Это выражается в увеличении
объема упражнений, направленных на развитие силы и силовой выносливости
тех мышечных групп, которые являются ведущими в спортивном плавании.
На пубертатный период приходится создаются естественные интенсивное
увеличение мышечной массы, тем самым благоприятные условия для роста
силовых способностей, пиковые приросты которых отмечаются через 1 – 2
года после пика прироста массы тела. Основные средства силовой подготовки
в пубертатный период – специальные гимнастические упражнения с
отягощениями и сопротивлениями; упражнения с использованием пружинно –21
рычажных, блочных и фрикционных тренажеров. Силовая подготовка в воде
включает плавание в координации и по элементам с дополнительными
сопротивлениями и отягощениями в режимах интервального и повторного
методов (4).
Методика силовой тренировки в постпубертатный период (девушки 15
– 16 лет, юноши 16 – 17 лет) мало отличаются от методики тренировки
взрослых пловцов. Различия касаются в основном суммарного объема
подготовки, который составляет примерно 80 – 85 % от объема силовой
подготовки взрослых пловцов. Используется большой объем упражнений на
развитие локальной силы мышц, увеличивается доля упражнений с
максимальными отягощениями.
В воде применяются упражнения,
способствующие улучшению реализации силового потенциала в гребковых
движениях ( плавание в гидроканале, плавание с удержанием груза на блоке,
плавание на упругой привязи) (4).
1.6. Заключение
В процессе многолетней подготовки должна быть обеспечена такая
организация тренировочного процесса, которая позволила бы увеличивать
тренировочные нагрузки от одного этапа к другому или от одного
макроцикла к другому. Лишь в этом случае можно добиться планомерного
роста физических и технических способностей спортсмена, повышения
функциональных возможностей его организма.
Однако следует учесть, что не все выдающиеся спортсмены достигают
вершин в спорте, применяя предельные или близкие к ним нагрузки.
Практика подготовки многих чемпионов и рекордсменов мира, олимпийских
игр свидетельствует о том, что своих результатов они достигли при
значительно меньших нагрузках.
Обусловлено это,
рациональным использованием природных задатков,
как правило,
значительным22
сокращением объема работы той направленности, которая у конкретного
спортсмена не могла привести к ощутимому приросту функциональных
возможностей.23
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – изучить многолетнюю подготовку пловцов брассистов
11 – 17 лет.
2.1. Задачи исследования
Определить показатели физического развития у пловцов брассистов 11
1.
17 лет .
Изучить динамику показателей специальной силовой подготовленности
2.
в воде у пловцов брассистов 11 – 17 лет.
Изучить динамику основных параметров техники у пловцов брассистов
3.
11 – 17 лет.
Определить зависимость между скоростью плавания на 50 метров,
4.
показателями техники плавания и силовой подготовленностью.
2.2. Методы исследования
2.2.1. Анализ литературных источников
При изучении состояния вопроса было обработано 35 литературных
источников из центральной научно – отраслевой библиотеки РГУФКСМиТ.
2.2.2. Педагогические контрольные тесты
Педагогические контрольные испытания проводились с целью определения
величин скорости, темпы и длины «шага» при плавание брассом на дистанции
50 метров.
2.2.3. Антропометрические измерения
Для оценки физического развития юных пловцов проводилось измерение
массы тела и длины тела. Вес тела определялся на специальных медицинских
весах . Рост измерялся с помощью стандартного медицинского ростомера.24
2.2.4. Динамометрия
Определение силы мышц верхнего плечевого пояса на суше и в воде
производилось нами при помощи методики динамометрии.
Для измерения на суше максимальной силы мышц, участвующих в
гребке, мы использовали широко применяемую процедуру, предложенную
Х.Мертенсоном в 1969 году. При тестировании спортсмен ложится на
специальную скамейку, имеющую угол наклона 8 градусов. Руки, согнутые в
локтевых суставах до угла 120 градусов, опущены вниз, плечи
перпендикулярны продольной оси тела. Кисти рук устанавливаются на
специальных лопаточках, которые соединены с динамометром (динамометр
марки ДРП – 100, цена деления 0,1кг) посредством жесткого капронового
шнура. Величина максимальной статической силы тяги на суше определялась
по результатам трех попыток с достаточным отдыхом для полного
восстановления. В момент проведения испытания строго контролировалось
положение локтевых суставов обоих рук. В случае «опускания» локтя
результаты тестирования не насчитывались , процедура повторялась снова.
Для определения величин показателей специальной силовой
подготовленности в воде производилось измерение максимальной силы тяги
при плавании на привязи с растягиванием резинового амортизатора.
Тестирование выполнялось при плавании с работой одними руками , одними
ногами и в полной координации. При этом соблюдались следующие условия:
Высота крепления динамометра составляла 50 сантиметров над
уровнем воды;
Для устранения динамического удара в момент натяжения троса,
соединяющего ремень на поясе спортсмена с динамометром, применялся
демпфер из резинового шнура длиной 4 метра, и жесткостью 150 н/м;25
Все измерения проводились при помощи одного и того же
резинового демпфера.
2.2.5. Методы математической статистики
Полученные первичные данные подвергались математической
обработке , включающей в себя расчет следующих стандартных параметров:
Средней величины ( хср):
Средняя арифметическая ( Хср )
Хср = х1 + х2 + … + хn /n , хi – варианта, ni – число вариант (i = 1,2,3 … n)
σ – стандартное отклонение , σ = √ σ2
± 1σ = 68,3% , ± 2 σ = 95,5% , ± 3 σ = 99, 7 %
Среднего квадратического отклонения (
Sx = σ / √n ошибка средней, нормированное отклонение t = Xср / Sx , t –
критерий Стьюдента.
Коэффициент корреляции r = Σ ( Хi – Xср )(Yi – Yср) / nσ x σ y
Ошибка коэффициента корреляции – Sr = l – r2 / √ n
):σ
Вычисления проводились на компьютере с помощью программы “ Exсel“ .
2.3. Организация исследования
Исследования проводились на протяжении 2013 – 2014гг. на базе
бассейна «Измайлово» (50м). В качестве испытуемых выступали спортсмены
СДЮШОР « СКИФы ».
В исследовании приняли участие 20 девочек и 25 мальчиков в возрасте
от 11 до 17 лет, имеющих квалификацию от 2 разряда до мастера спорта.
После 600 – 800м разминки испытуемым предлагалось проплыть 3х50м
брассом с нарастающей скоростью с помощью движений ног, рук и в полной
координации. После проплывания дистанции фиксировалось время и26
количество гребковых движений. Далее рассчитывались значения скорости,
темпа и длины «шага» по следующим формулам:
V = s/t,
где V – скорость плавания (м/с), s – длина тестируемого отрезка (50 м),
t – время проплывания тестируемого отрезка (сек.)
T = n/t x 60,
где Т – темп плавания ( цикл/мин),
n – количество гребковых движений, выполненных на тестируемом отрезке.
где L – длина « шага » при проплывании тестируемого отрезка (м).
L = s/n,
Далее проводилось измерение силы тяги на суше и в воде, после чего
расчитывались показатели КИСВ и КК, с целью получения наиболее полной
информации о состоянии специальной силовой подготовленности:
КИСВ = (Fкоорд /Fсуша ) х100%,
где КИСВ – коэффицент использования силовых возможностей (%), Fкоорд.
– сила тяги, развиваемая при плавании в полной координации, Fсуша – сила
тяги, развиваемая на суше.
Чем больше значение КИСВ приближается к 100%, тем лучше
использование силы при работе в воде.
КК = Fкоорд / (Fн/р + F н/н)) х 100%,
где КК – коэффицент координации, Fкоорд сила тяги, развиваемая при
плавании в полной координации, Fн/р – величина силы тяги при плавании на
руках, Fн/н – сила тяги при плавании на ногах.
Полученные данные обобщались в рабочей таблице, на основание
которой проводилась статистическая обработка данных в программе
«Exсel».27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
3.1 Показатели физического развития у пловцов брассистов 1117 лет
Рис.1 Возрастные изменения длины тела у юношей и девушек
Исследования показывают, что у девушек резкое изменение длины тела
происходит в возрасте с 12 до 14 лет, а в 15 лет длина тела увеличивается
плавно. У юношей с 12 – 14 лет не значительное увеличение длины тела и в
15 лет происходит стремительный рост.
Рис.2 Возрастные изменения массы тела у юношей и девушек28
На рисунке 2 показаны возрастные изменения массы тела у юношей и
девушек. У юношей с 13 до 14 идет не большое изменение массы тела а в 15
лет масса тела значительно возрастает, что не сказать о девушках. У девушек
с 12 до 14 лет сильное изменение весовых показателей далее показатели
остаются практически не измены.
3.2 Динамика показателей специальносиловой подготовленности на
суше и в воде пловцов брассистов 1117 лет
Рис. 3 Возрастная динамика силы тяги в основной части гребка руками на
суше в зависимости от возраста и пола.
Рис. 4 Возрастная динамика силы тяги в основной части гребка ногами на
суше в зависимости от возраста и пола.29
На рисунке 3 показана возрастная динамика силы тяги в основной
части гребка руками на суше в зависимости от возраста и пола. Результаты
показывают, что у девушек и юношей в возрасте с 13 до 14 лет сила резко
возрастает, дальше идет не большой прирост силы.
Рис. 5 Возрастная динамика силы тяги в воде на привязи при плавании с
помощью движений руками у пловцов брассистов разного пола
На рисунке 4 показана возрастная динамика силы тяги в основной
части гребка ногами на суше, что показывает у юношей с 13 лет идет плавный
прирост силы ног. У девушек с 13 лет идет резкий прирост силы , затем в 14
лет сила ног изменяется не сильно.
На рисунке 5 показаны результаты возрастной динамики силы тяги в
воде на привязи при плавании с помощью движений руками. У девушек и
юношей с 13 до 14 лет сильно возрастает сила рук, затем у юношей сила
продолжает плавно возрастать, а у девушек практически остается не
изменой.
На рисунке 6 показана возрастная динамика силы тяги в воде на
привязи при плавании с помощью движений ногами. У юношей с 13 до 15 лет
идет не значительный прирост силы, а с 15 лет резко возрастает, у девушек с
12 и до 17 сила ног развивается плавно и равномерно.30
На рисунке 7 показана возрастная динамика силы тяги в воде на
привязи при плавании в полной координации. С 13 до 14 лет, что у юношей,
что у девушек идет быстрое и сильное возрастание силы, далее у юношей
сила продолжает медленно возрастать, а у девушек остается такой же и даже
немного снижается.
Рис. 6 Возрастная динамика силы тяги в воде на привязи при плавании с
помощью движений ногами у пловцов брассистов разного пола
Рис. 7 Возрастная динамика силы тяги в воде на привязи при плавании в
полной координации у пловцов брассистов разного пола.
На рисунке 8 показаны изменения КИСВ при плавании на руках. У
юношей с 12 до 13 лет идет сильное снижение силовых возможностей, с 13 и
до 16 лет КИСВ плавно начинает возрастать, а с 16 лет резко возрастает. У
девушек с 12 до 13 лет тоже идет снижение силовых возможностей, а с 13 лет
плавно начинает возрастать.31
На рисунке 9 показаны изменения КИСВ при плавании на ногах. С 12
до 15 лет силовые возможности у юношей особо не изменяются, а в 15 лет
происходит скачок КИСВ. У девушек с 12 до 14 лет КИСВ снижается а с 16
лет опять возрастает.
Рис. 8 Изменение КИСВ в зависимости от возраста и пола пловцов
брассистов при плавании на руках.
Рис. 9 Изменение КИСВ в зависимости от возраста и пола пловцов
брассистов при плавании на ногах.
На рисунке 10 показаны изменения КИСВ при плавании в полной
координации. У юношей с 12 до 16 лет силовые возможности плавно
возрастают, а с 16 лет показатели резко возрастают. У девушек показатели
КИСВ начинают возрастать с 13 до 15 лет, далее КИСВ снижается.32
На рисунке 11 показана возрастная динамика изменения темпа и шага.
Изменение темпа при максимальной скорости плавания у девушек с 13 до 14
лет снижается, далее происходит удержание темпа при увеличении длины
шага. У юношей резкое снижение темпа с 13 до 15 лет при этом длина шага
увеличивается и с 15 лет до 17 идет резкий прирост темпа
максимальной длине шага, что говорит о приросте силовых возможностей.
при
Рис. 10 Изменение КИСВ в зависимости от возраста и пола пловцов
брассистов при плавании в полной координации.
3.3 Динамика основных параметров техники плавания у пловцов
брассистов 11 17 лет
Рис. 11 Возрастная динамика изменения темпа и шага у пловцов брассистов в
зависимости от пола33
Как показывает коэффициент корреляции наибольшая зависимость
между показателями при максимальной скорости плавания у девушек
наблюдается высокая зависимость между ростовесовыми показателями и
параметрами техники плавания. У девушек и юношей наблюдается высокая
зависимость шага от показателей специальносиловых возможностей. Также
у юношей и девушек зависимость скорости на 50 м отрезке от длины шага.
3.4 Зависимость между скоростью плавания на 50 метров, показателями
техники плавания и силовой подготовленностью.
Как показывает коэффициенты корреляции (табл.1), наибольшая
зависимость между показателями при максимальной скорости плавания у
девушек наблюдается высокая зависимость между ростовесовыми
показателями и параметрами техники плавания. У девушек и юношей
наблюдается высокая зависимость шага от показателей специальносиловых
возможностей. Также у юношей и девушек выявлена высокая зависимость
скорости на 50 м от длины шага (табл.1).
Таблица 1
Коэффициенты корреляции у пловцов – брассистов 1117 лет между длиной
и массой тела, скоростью плавания и основными показателями техники
плавания
Показатели
Длина тела Сила тяги руками на суше
Сила тяги руками на суше Сила тяги в воде в координации
Сила тяги ногами суше Сила тяги в воде в координации
Сила тяги в координации Шаг (в координации)
Шаг (в координации) Скорость 50м
Коэффициен
т корреляции
0,799
0,798
0,749
0,694
0,841
Масса тела Сила тяги руками на суше
Сила тяги руками на суше Сила тяги руками в воде
Сила тяги руками в воде Шаг (руки)
Шаг (руки) Скорость 50м
Масса тела Шаг (ноги)
Сила тяги ногами а суше Шаг (ноги)
Шаг (ноги) Скорость 50м
0,789
0,846
0,886
0,746
0,781
0,886
0,769343536
ВЫВОДЫ
1) Стремительный рост массы и длины тела происходит у девушек в
период с 12 до 14 лет, у юношей с 14 до 17 лет.
2) Максимальное увеличение длины шага у девушек и юношей
происходит в 14 лет и зависит от силы тяги в воде.
3) Изменение темпа при максимальной скорости плавания у девушек с 13
до 14 лет снижается, с 14 до 17 лет происходит удержание темпа
плавания при увеличении длины шага. У юношей резкое снижение
темпа с 13 до 15 лет, при этом длина шага увеличивается, и с 15 лет до
17 идет резкий прирост темпа плавания при максимальной длине шага,
что говорит о приросте силовых возможностей.
4) У девушек прирост длины шага в 17 лет обусловлен
усовершенствованием техники плавания и не зависит от силы тяги на
суше и в воде, а у юношей в период с 14 до 17 лет происходит сильное
замедление роста длины шага при плавании брассом в быстром режиме
и прирост длины шага в спокойном режиме плавания.
5) Получены наиболее значимые коэффициенты корреляции между
скоростью плавания и основными показателями техники плавания и
силовой подготовленностью.
Сила тяги руками на суше – сила тяги в воде в координации
0,798
Сила тяга ногами на суше – сила тяги в воде в координации
0,749
Сила тяги в координации – шаг (в координации) 0,694
Шаг (в координации) – скорость 50м 0,841
Сила тяги руками на суше – сила тяги руками в воде 0,84637
Сила тяги руками в воде – шаг (руки) 0,886
Шаг (руки ) – скорость 50м 0,746
Сила тяги ногами на суше – шаг (ноги) 0,886
Шаг (ноги) – скорость 50м
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абсалямова Т.С.;Тимакова Т.С.:Научное обеспечение подготовки пловцов:
Педагогические и медикобиологические исследования под ред. Т.М.
Абсалямова, Т.С. Тимаковой.М.: Физкультура и спорт, 1983,191 с., ил.
2.Булгакова Н.Ж. :Отбор и подготовка юных пловцов.М.:Физкультура и
спорт, 1986.191
3.Булгакова Н.Ж.: Отбор и подготовка юных пловцов. М.:Физкультура и
спорт, 1986. 191с., ил.
4.Булгакова Н.Ж.:Плавание: Учебник для институтов физической культуры
под ред. Н.Ж. Булгаковой. М.: Физкультура и спорт, 1979 г. 320 .
5.Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. Изд. 2е перераб. И
доп; М.: Физкультура и спорт,1976.140с.
6.Вайцеховский С.М. Книга тренера.М.:Физкультура и спорт, 1971.311
с.,ил.
7.Валентинов Б.В.:Плавание. Справочник; Авт. Текста Б.В. Валентинов.
М.Физкультура и спорт,1980.141с.
8.Гончар Иван: Теория и методика преподавания спортивнопедагогического
совершенствования.Ч. 3:Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений Украины, Беларуси, Молдовы и Российской федерации по
специальности «Физическое воспитание и спорт» Одесса: Друк, 2007.816с.,
ил.
9.Гордон С.М. Техника спортивного плавания._ М.: Физкультура и
спорт,1968.200 .38
10.Гончар Иван: Плавание. Методика преподавания. Учебное пособие.
Минск: Беларусь. Изд. Тово «Хата».336 с.
11.ЖелезнякЮ.Д.;МаксименкоП.Д.:Спортивнопедагогическое
совершенствование: специальность 2114 «Физическое воспитание»,М.,1985.
43с.
12.Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. Специальная физическая
подготовка пловца на суше и в воде.М. Физкультура и спорт.1986.с.182
187.
13.Инясевский К.А. Тренировка пловцов высокого класса.М.:Физкультура и
спорт. 1970.224 с.ил.
14.Каунсилмен Д.Е. Наука о плавании; пер. с англ.М.: Физкультура и спорт ,
1972.431 с., ил.
15.Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание; пер. с англ.М.: Физкультура и
спорт, 1982.208 с,. ил.
16.КолтановскийА.П.Общеразвивающие и специальные упражнения;М.:
Физкультура и спорт, 1979.314 с., ил.
17.Короп Ю.А., Кононенко Ю.А. Женское плавание: особенности и
перспективы.Киев: Здоровье, 1983.112 .
18.Колтановский А.П.:Общеразвивающие и специальные упражнения ; М.:
Физкультура и спорт, 1982.314
19. Лафмин Терри и Джон Делвз: Полное погружение. Как плавать лучше,
быстрее и легче. (пер. с англ. Е.Шелеховой и К.Бильдановой ); под. ред.
М.Буслаева. 2е изд. М.: Манн,Иванов и Фербер, 2012.208с.(Спортдрайв)
20.Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты/Л.П.
Матвеев,М,:Известия,2001.333с.
21.Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. Для
вузов физ. Культуры.изд.5е/Л.П. Матвеев.М.:Сов. Спорт,2010.340с.39
22.Никитский Б. и В. Васильев Обучение детей плаванию.М.: Физкультура и
спорт, 1973.240 с..
23.Набатникова М.Я.:Основы управления подготовкой юных пловцов ; М.:
Физкультура и спорт, 1982,280 с.
24.Нечунаев И.П. Плавание. Книгатренер. М.:Эксмо,2012.п37 272с.:ил.
(Книга тренер.)
25.Оноприенко Б.И. Биомеханика плавания.Киев:Здоровья,1981.192 с.
26.Платонов В.Н.: Спортивное плавание: Путь к успеху: в 2 кн. под общ.
ред. В.Н.Платонова.: изд. Советский спорт, 2012.480 с. Книга 1.
27.Платонов В.Н. Спортивное плавание. Киев: Рад. школа, 1983.192с.
28.Плавание. Методические материалы по курсовым и контрольным работам
для студентов ИФК.Киев, 1969.63с.
29. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. Киев: Здоровье,
1980.336с.
30.Платонов В.Н. Спортивное плавание: путь к успеху: в 2 кн./ под общей
ред. В.Н.Платонова, М.: Советский спорт,2012. Книга 2.
31.Платонов В.Н. Плавание: учебник для студентов и преподавателей вузов
физ. Воспитания и спорта, тренеров и спортсменов, науч. работников и
врачей/ под общ. Ред. В.Н. Платонова.К.: Олимп. Лит.,2000.496 с.
32.Платонов В.Н. Техническое совершенствование пловцов/В.Н. Платонов//
Плавание.К.:Олимп. Лит.,2000.2000.С.103115.
33.Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте.
Общая теория и ее практическое применение: учеб. для студентов вузов физ.
воспитания и спорта/В.Н. Платонов.К,:Олимп. Лит..,2004808 с.
34.Просад Н. Дети в спорте/ Н.Просад// СпПлавание: учебник для студентов
и преподавателей вузов физ. Воспитания и спорта, тренеров и спортсменов,
науч. работников и врачей/ под общ. Ред. В.Н. Платонова.К.: Олимп.
Лит.,2000.496 с.40
35.Платонов В.Н, Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса.
М.: Физкультура и спорт,1985,256 .
36.Парфенов В.А. Платонов В.Н. Тренировка квалифицированных пловцов.
М.: Физкультура и спорт, 1979.166 с., ил.
37.Платонов В.Н., Фесенко С.Л. Сильнейшие пловцы мира (методика
спортивной подготовки) М.: Физкультура и спорт, 1990 304 с..
38.Фирсов З.П.:Плавание: Справочник М.: Физкультура и спорт, 1976 г. 383
39.Фарвель В.С. Управление движениями в спорте.М.:Физкультура и
спорт,1980.64 с., ил.
40.Фирзов З.П. Плавание для всех. М.: Физкультура и спорт, 1983.64 с.,ил.
41.Фирсов З.П. Плавание для всех. М.:Физкультура и спорт,1983.64с., ил.
42.Хальянд Р., Тамп Т., Каал Р. Модели техники спортивных способов
плавания с методикой совершенствования и контроля.: Учебное материал.
Таллинн, 1984.98 с., ил;
43.Харре Д.:Учение о тренировке. Пер. с нем.М.:Физкультура и спорт,
1971.328 с., ил.
44.Штихерт К.Х. Спортивное плавание ;пер. с нем.М.: Физкультура и
спорт, 1973.152 .41
Исполнитель выпускной квалификационной работы:
Студентка 5 курса специализации «ТиМ плавание» Истомина В.А.
Научный руководитель
Доцент, к.п.н. Мехтелева Е.А.
Зав. кафедрой
Профессор, д.п.н. Попов О.И.
Дата защиты: «__» ___________2015г.
Оценка за работу __________________________________
Председатель Государственной аттестационной комиссии
__________________________________________________