Тема: Многообразие млекопитающих
Цели урока:
Образовательная:
Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся о строении, и жизнедеятельности млекопитающих, об их основных отрядах; значении в природе и жизни человека.
Развивающая:
Продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха, способствовать воспитанию культуры общения. Развить способность сравнивать и анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умение работать в группе.
Воспитательная:
Воспитать бережное отношение к природе, охране и защите животных.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, презентации Млекопитающие, Отряды млекопитающих, таблицы «Строение млекопитающих», оценочное табло
Методическое обеспечение урока: урок – игра, беседа, работа в группах.В игре участвуют 3 группы. Продолжительность игры 40–45 мин. Команда-победительница определяется по сумме баллов. Игру проводит ведущий. Научные консультанты (2–3 человека: учителя-предметники, классный руководитель, сильные ученики) определяют правильность ответа. Баллы подсчитывает судейская бригада (2–3 человека). Игра включает 4 гейма: «Счастливый случай», «Ты – мне, я – тебе», «Черный ящик», «Дальше, дальше, дальше». Класс делится на 2 группы.
Ход урока:
1. Организационный этап
1. Приветствие.
2. Готовность к уроку.
3. Психологический настрой.
«Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке и прежде, чем начать посмотрите внимательно на доску и ответьте на вопрос: О чём говорит желтый свет светофора?
Правильно, а готовы ли вы к уроку? Учащиеся проверяют тетради, папки, книги, дневники. Молодцы, тогда нам горит зеленый свет, оповещающий о разрешении начала урока.
Давайте настроимся на положительную волну и проведем его интересно и плодотворно. Тема урока: «Многообразие млекопитающих»
На предыдущем уроке мы с вами закончили изучение этого интересного раздела и соответственно сегодня всё обобщим, систематизируем, подведём итоги и проверим уровень остаточных знаний.
Сегодня нас с вами ожидает много интересных заданий и вопросов. Итак, приступим первый этап:
1. Этап Презентация команды. (Название команды, девиз.)
2. Этап Разминка. «Дальше, дальше, дальше…»
(Командам задаются вопросы, в случае, если команда затрудняется ответить право ответа переходит к другой команде)
n Самый крупный хищник.
n Каких зубов нет у грызунов?
n Самое скоростное млекопитающее.
n Безволосое ластоногое животное с длинными клыками.
n Вымершее млекопитающее из отряда Хоботных.
n Способ ориентации летучих мышей в пространстве.
n Сколько шейных позвонков у жирафа?
n Самое крупное млекопитающее.
n Самый многочисленный отряд млекопитающих.
n «Чудо-юдо рыба-кит». Что неверно в этой фразе с точки зрения биологии?
n Самый большой грызун в мире
n Молодые оленьи рога.
n Самое крупное наземное млекопитающее
3.Этап «Редактор».
Каждая команда должна отредактировать текст, (исправить неправильные утверждения) который готовится для знаменитой передачи «В мире животных». В этом тексте описываются особенности строения млекопитающих, их общая характеристика.
-Млекопитающие низкоорганизованный класс беспозвоночных животных.
-Кожа тонкая, почти лишенная желез.
-Сердце трёхкамерное, 2 круга кровообращения.
-Имеется диафрагма.
-Органы выделения – мальпигиевы сосуды. Мочевой пузырь – редуцирован.
-Органы дыхания жабры.
-Холоднокровные животные.
-Живородящие.
4. Этап «Шифровка». Команды выступают в роли контрразведки, которой удалось перехватить одно из секретных сообщений. Ученикам предлагается узнать, какую информацию зашифровали разведчики (то есть необходимо расшифровать как можно больше отрядов млекопитающих.
Травоядная корова хоботом и ластами грызет насекомых, а хищная, рукокрылая лошадь помогает обезьяне собирать яйца в сумку.
5.Этап «Найди меня…….»
На интерактивной доске или на планшетах пролистываются фотографии животных разных отрядов, учащиеся должны выбрать из предложенных рисунков животных отряда млекопитающие, определить их класс и записать в тетрадь
6.Этап «Заморочки из бочки».
(Капитаны команд вытягивают по одному вопросу и один вопрос общий для двух команд. (в случае, если команда затрудняется ответить право ответа переходит к другой команде)
7. Этап «Чёрный ящик».
Командам предлагается определить, что спрятано в черном ящике. На обдумывание – 1 мин.
Многие века короткое название этого животного звучало, как сигнал тревоги. Его называли бирюк, серый помещик, бич всего живого. С ним связаны мрачные народные поверья, его именем названы многие ядовитые растения. О ком идёт речь?
Фотография какого животного спрятана в чёрном ящике?
8. Этап «Тестирование»
Каждый участник команды работает индивидуально в тетрадях, ответы сверяет по перфокарте в конце.
1.Первозвери:
а) кенгуру б) крыса в) утконос г) ехидна
2. Ёж относится к отряду:
а) рукокрылые в) грызуны
б) насекомоядные г) зайцеобразные
3. Сумчатые животные:
а) ехидна б) коала в) утконос г) кенгуру
4. Летучие мыши относятся к отряду:
а) грызуны в) рукокрылые
б) насекомоядные г) хищники
5. К грызунам не относится:
а) хомяк б) заяц в) мышь г) суслик
6. К семейству куньих относится:
а) лисица б) енот в) соболь г) шакал
9. Этап «Кто больше…» Команды приводят аргументы (по принципу: Кто больше…) о пользе и значении животных в природе и жизни человека.
10. Подведение итогов. Команда-победительница определяется по сумме баллов.
11. Рефлексия. Составить общий синквейн на тему «Млекопитающие»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.