Конспект урока по теме « Множественное число имён существительных» в 5 классе (ФГОС).
Тема урока: «Множественное число имен существительных».
Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия
Цели урока:
Обучающие:
· познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных;
· освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.
Развивающие:
· развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
· развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные:
· воспитывать положительное отношение к процессу познания;
интерес к родному языку.
Оборудование:
Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Сегодня у нас необычный урок: нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Надеюсь, что сегодняшняя встреча подарит всем нам радость.
Актуализация знаний
- Ребята, какую тему мы изучаем уже в течение нескольких уроков,?
- Что мы знаем об имени существительном?
- А сейчас, вспомнив правило «Правописание окончаний –Е и –И в именах существительных единственного числа», как определить окончание существительных? У каждого варианта – 10 слов.
1вариант 2 вариант
В секци… о жизн…
вдоль дороги...… об ине…
о соседк... к зате…
до кошк.… о тёт…
У Мари… на здани…
В Латви… на дуб…
О случа… в Молдави…
В кладовк… в постельк…
В больниц… петь от радост…
О помощ… о топол…
- Закончили? Молодцы. Меняемся тетрадями и проверяем по слайду.
Актуализация знаний – определение темы урока
- Посмотрите, пожалуйста, на эту фразу и подумайте, как сказать правильно:
У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб.
- Что же здесь перепутано?
Молодцы! Так что же мы сегодня будем изучать на уроке?
Верно, сущ.мн.ч. и их окончания.
Запишите число, классная работа и тему урока.
Множественное число имён существительных.
(Проговариваю цель урока)
Цель нашего урока: Ознакомиться с особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных
Слово учителя.
- В речи мы часто употребляем существительные во множественном числе. Но не всегда это делаем правильно. Нужно запомнить грамматические формы некоторых существительных. Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.
Проблема: Как определить окончания у имен существительных множественного числа?
Решение проблемы.
Ребята, есть определённые особенности в образовании мн. числа.
1) Сейчас – первый кирпичик. Смотрим на слайд.
Ребёнок – дети, человек – люди.
Во мн.числе может меняться даже вся основа слова. Это первая особенность при образовании мн.числа. Закладываем основание нашего дома.
Чтобы увидеть вторую особенность, давайте вспомним правило «Правописание е-и в безударных падежных окончаниях существительных». Скажите, при изменении по падежам в ед.ч. обязательно учитывается ЧТО?……..СКЛОНЕНИЕ.
А во мн.числе.? Давайте проверим.
Работа с учебником.
- Откройте с. 73 вашего учебника. Давайте выразительно прочитаем литературное произведение.
- Здесь выделены слова. Определите падеж и склонение 3 существительных:
На ветвях (3 скл, П.п)
На дорожках (1скл, П.п)
В облаках (2 скл, П.п)
И что же мы скажем о склонении? Играет оно роль во множ.числе?
2) Вывод: При изменении сущ. по падежам во мн.числе склонение не учитывается! Второй кирпичик нашего дома.
3) О третьей особенности сделайте выводы, выполнив задания упр. 552.
Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой – листья; под какой – зубы, под какой – зубья; под какой – корни, под какой – коренья. Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.
Коренья — корнеплоды, содержащие эфирные масла, придающие аромат, цвет и вкус блюдам (репчатый лук, морковь, петрушка, сельдерей). Суп с кореньями
Вывод: при образовании мн.числа надо иногда учитывать лексическое значение слова. Кирпичик!
Физкультминутка
Утром бабочки проснулись,
Потянулись, улыбнулись,
Раз-росой они умылись,
Два-изящно покружились,
Три-нагнулись и присели,
На четыре-улетели.
Давайте внимательно изучим таблицу на стр. 74 нашего учебника.
- Как различить окончания мужского рода?
По произношению: - `а ( - `я) под ударением
Выполним упр.№550
- Что нужно ещё учитывать при образовании форм множ.числа?
Вывод: при образовании слов во мн.числе нужно обязательно учитывать ударение и окончание. Посмотрите, пожалуйста, на слайд очень внимательно. В чём разница между словами с точки зрения русского языка?
Верно, у одних слов нулевое окончание, у других – ОВ.
Не все твёрдо знают окончания некоторых имен существительных в род.падеже мн. ч. Как, например, правильно: пара чулок-чулков или пара носок-носков?
Итак, познакомимся с особенностями образования род.пад. мн. ч. у некоторых имен существительных.
- Обратимся за помощью к учебнику, стр. 75, упр. 554.
- Понаблюдайте, когда окончание нулевое, а когда -ов, -ев? -Заполним памятку № 2.
Памятка № 2 |
|
Родительный падеж множественного числа |
|
Нулевое окончание |
Окончания –ов, -ев |
1) |
1) |
2) |
2) |
3) |
3) |
4) |
|
Предполагаемые письменные ответы учеников:
Нулевое окончание:
1. парные предметы – сапог, чулок (но: носков);
2. средний род – яблок, мест;
3. названия лиц по нац. признаку с сновой на -н, -р – болгар, армян;
4. войсковые наименования военная служба– солдат
Окончание -ов, -ев:
Найди четвертое лишнее, объясните;
Пара ботинок,сапог, чулок, носок;
Много мест,дел,консерв,макарон;
Килограмм апельсинов, яблоков,абрикосов,помидоров;
Группа инженеров,партизанов, офицеров, тренеров;
Песни грузинов, цыганов, таджиков, татаров.
Рефлексия.
Ну что, наш урок подошёл к концу.
Узнали ли вы на уроке что-то новое? Трудно вам было?
Если вы всё запомнили и поняли, если вам понравилось на сегодняшнем уроке, то посадите красные цветочки у нашего дома, кто в чём-то сомневается – жёлтые, ну а кому было очень трудно – синие. Только обязательно подпишите в серединке своё имя.
Клеят цветочки
Д/З
Образовать от данных слов множественное число И.п. и множественное число Р.п. Поставить ударение во всех формах.
Лектор, инженер, шофёр, бухгалтер, инспектор, слесарь, токарь, конюх, договор, возраст, крем, суп, госпиталь, директор, профессор, доктор, веер, тетерев, окорок, якорь, катер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.