Множественное число имен существительных

  • docx
  • 28.07.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по русскому языку _Множественное число имен существительных_ (5 класс).docx

Конспект урока по теме « Множественное число имён существительных» в 5 классе (ФГОС).

Тема урока: «Множественное число имен существительных».

Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия

Цели урока:

Обучающие:

·         познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных;

·         освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.

Развивающие:

·         развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;

·         развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

·         воспитывать положительное отношение к процессу познания;

интерес к родному языку.

Оборудование:

Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

 

Ход урока

 

Вступительное слово учителя. (2 слайд)

Сегодня у нас необычный  урок: нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Надеюсь, что сегодняшняя встреча подарит всем нам радость.

Актуализация знаний

-                 Ребята, какую тему мы изучаем уже в течение нескольких уроков,?

- Что мы знаем об имени существительном?

- А сейчас, вспомнив правило «Правописание окончаний –Е и –И в именах существительных единственного числа», как определить окончание существительных? У каждого варианта – 10 слов.

1вариант 2 вариант

В секци… о жизн…

вдоль дороги...… об ине…

о соседк... к зате…

до кошк.… о тёт…

У Мари… на здани…

В Латви… на дуб…

О случа…  в Молдави…

В кладовк…  в постельк…

В больниц… петь от радост…

О помощ… о топол…

- Закончили? Молодцы. Меняемся тетрадями и проверяем по слайду.

Актуализация знаний – определение темы урока

- Посмотрите, пожалуйста, на эту фразу и подумайте, как сказать правильно:

У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб.

- Что же здесь перепутано?

Молодцы! Так что же мы сегодня будем изучать на уроке?

Верно, сущ.мн.ч. и их окончания.

Запишите число, классная работа и тему урока.

Множественное число имён существительных.

(Проговариваю цель урока)

Цель нашего урока: Ознакомиться с особенностями  правописания и употребления форм множественного числа имен существительных

Слово учителя.

- В речи мы часто употребляем существительные во множественном числе. Но не всегда это делаем правильно. Нужно запомнить грамматические формы некоторых существительных. Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.

Проблема: Как определить окончания у имен существительных множественного числа?

 Решение проблемы.

Ребята, есть определённые особенности в образовании мн. числа.

1)      Сейчас – первый кирпичик. Смотрим на слайд.

Ребёнок – дети, человек – люди.

Во мн.числе может меняться даже вся основа слова. Это первая особенность при образовании мн.числа. Закладываем основание нашего дома.

Чтобы увидеть вторую особенность, давайте вспомним правило «Правописание е-и в безударных падежных окончаниях существительных». Скажите, при изменении по падежам в ед.ч. обязательно учитывается ЧТО?……..СКЛОНЕНИЕ.

А во мн.числе.? Давайте проверим.

Работа с учебником.

- Откройте с. 73 вашего учебника. Давайте выразительно прочитаем литературное произведение.

 - Здесь выделены слова. Определите падеж и склонение 3 существительных:

На ветвях (3 скл, П.п)

На дорожках (1скл, П.п)

В облаках (2 скл, П.п)

И что же мы скажем о склонении? Играет оно роль во множ.числе?

2)      Вывод: При изменении сущ. по падежам во мн.числе склонение не учитывается! Второй кирпичик нашего дома.

3)      О третьей особенности сделайте выводы, выполнив задания упр. 552.

Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой – листья; под какой – зубы, под какой – зубья; под какой – корни, под какой – коренья. Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.

Коренья — корнеплоды, содержащие эфирные масла, придающие аромат, цвет и вкус блюдам (репчатый лук, морковь, петрушка, сельдерей). Суп с кореньями

Вывод: при образовании мн.числа надо иногда учитывать лексическое значение слова. Кирпичик!

 Физкультминутка

Утром бабочки проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

Раз-росой они умылись,

Два-изящно покружились,

Три-нагнулись и присели,

На четыре-улетели.

 Давайте внимательно изучим таблицу на стр. 74 нашего учебника.

- Как различить окончания мужского рода?

По произношению: - `а ( - `я) под ударением

Выполним упр.№550

- Что нужно ещё учитывать при образовании форм множ.числа?

Вывод: при образовании слов во мн.числе нужно обязательно учитывать ударение и окончание.   Посмотрите, пожалуйста, на слайд очень внимательно. В чём разница между словами с точки зрения русского языка?

Верно, у одних слов нулевое окончание, у других – ОВ.

Не все твёрдо знают окончания некоторых имен  существительных в род.падеже мн. ч. Как, например, правильно: пара чулок-чулков или пара носок-носков?

Итак, познакомимся с особенностями образования род.пад. мн. ч. у некоторых   имен существительных.

- Обратимся за помощью к учебнику, стр. 75, упр. 554.

- Понаблюдайте, когда окончание нулевое, а когда -ов, -ев?  -Заполним памятку № 2.

Памятка № 2

Родительный падеж множественного числа

Нулевое окончание

Окончания –ов, -ев

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

 

 

Предполагаемые письменные  ответы учеников:

Нулевое окончание:

1.         парные предметы – сапог, чулок (но: носков);

2.         средний род – яблок, мест;

3.         названия лиц по нац. признаку с сновой на -н, -р – болгар, армян;

4.                                 войсковые наименования военная служба– солдат

Окончание -ов, -ев:

  1. плоды – помидоров;
  2. названия некоторых профессий – инженеров;
  3. единицы измерения – граммов, ярдов.

 

 Найди четвертое лишнее, объясните;

Пара ботинок,сапог, чулок, носок;

Много мест,дел,консерв,макарон;

Килограмм апельсинов, яблоков,абрикосов,помидоров;

Группа инженеров,партизанов, офицеров, тренеров;

Песни грузинов, цыганов, таджиков, татаров.

 Рефлексия.

Ну что, наш урок подошёл к концу.

Узнали ли вы на уроке что-то новое? Трудно вам было?

Если вы всё запомнили и поняли, если вам понравилось на сегодняшнем уроке, то посадите красные цветочки у нашего дома, кто в чём-то сомневается – жёлтые, ну а кому было очень трудно – синие. Только обязательно подпишите в серединке своё имя.

Клеят цветочки

  Д/З

Образовать от данных слов множественное число И.п. и множественное число Р.п. Поставить ударение во всех формах.

Лектор, инженер, шофёр, бухгалтер, инспектор, слесарь, токарь, конюх, договор, возраст, крем, суп, госпиталь,  директор, профессор, доктор, веер, тетерев, окорок, якорь, катер.