Множественное число имен существительных
Оценка 4.6

Множественное число имен существительных

Оценка 4.6
docx
28.07.2024
Множественное число имен существительных
Конспект урока по русскому языку _Множественное число имен существительных_ (5 класс).docx

Конспект урока по теме « Множественное число имён существительных» в 5 классе (ФГОС).

Тема урока: «Множественное число имен существительных».

Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия

Цели урока:

Обучающие:

·         познакомить учащихся с особенностями образования множественного числа существительных;

·         освоение правописания окончаний имен существительных множественного числа.

Развивающие:

·         развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;

·         развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

·         воспитывать положительное отношение к процессу познания;

интерес к родному языку.

Оборудование:

Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

 

Ход урока

 

Вступительное слово учителя. (2 слайд)

Сегодня у нас необычный  урок: нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Надеюсь, что сегодняшняя встреча подарит всем нам радость.

Актуализация знаний

-                 Ребята, какую тему мы изучаем уже в течение нескольких уроков,?

- Что мы знаем об имени существительном?

- А сейчас, вспомнив правило «Правописание окончаний –Е и –И в именах существительных единственного числа», как определить окончание существительных? У каждого варианта – 10 слов.

1вариант 2 вариант

В секци… о жизн…

вдоль дороги...… об ине…

о соседк... к зате…

до кошк.… о тёт…

У Мари… на здани…

В Латви… на дуб…

О случа…  в Молдави…

В кладовк…  в постельк…

В больниц… петь от радост…

О помощ… о топол…

- Закончили? Молодцы. Меняемся тетрадями и проверяем по слайду.

Актуализация знаний – определение темы урока

- Посмотрите, пожалуйста, на эту фразу и подумайте, как сказать правильно:

У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб.

- Что же здесь перепутано?

Молодцы! Так что же мы сегодня будем изучать на уроке?

Верно, сущ.мн.ч. и их окончания.

Запишите число, классная работа и тему урока.

Множественное число имён существительных.

(Проговариваю цель урока)

Цель нашего урока: Ознакомиться с особенностями  правописания и употребления форм множественного числа имен существительных

Слово учителя.

- В речи мы часто употребляем существительные во множественном числе. Но не всегда это делаем правильно. Нужно запомнить грамматические формы некоторых существительных. Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.

Проблема: Как определить окончания у имен существительных множественного числа?

 Решение проблемы.

Ребята, есть определённые особенности в образовании мн. числа.

1)      Сейчас – первый кирпичик. Смотрим на слайд.

Ребёнок – дети, человек – люди.

Во мн.числе может меняться даже вся основа слова. Это первая особенность при образовании мн.числа. Закладываем основание нашего дома.

Чтобы увидеть вторую особенность, давайте вспомним правило «Правописание е-и в безударных падежных окончаниях существительных». Скажите, при изменении по падежам в ед.ч. обязательно учитывается ЧТО?……..СКЛОНЕНИЕ.

А во мн.числе.? Давайте проверим.

Работа с учебником.

- Откройте с. 73 вашего учебника. Давайте выразительно прочитаем литературное произведение.

 - Здесь выделены слова. Определите падеж и склонение 3 существительных:

На ветвях (3 скл, П.п)

На дорожках (1скл, П.п)

В облаках (2 скл, П.п)

И что же мы скажем о склонении? Играет оно роль во множ.числе?

2)      Вывод: При изменении сущ. по падежам во мн.числе склонение не учитывается! Второй кирпичик нашего дома.

3)      О третьей особенности сделайте выводы, выполнив задания упр. 552.

Под какой картинкой вы подпишете листы, под какой – листья; под какой – зубы, под какой – зубья; под какой – корни, под какой – коренья. Составьте и запишите словосочетания с этими существительными.

Коренья — корнеплоды, содержащие эфирные масла, придающие аромат, цвет и вкус блюдам (репчатый лук, морковь, петрушка, сельдерей). Суп с кореньями

Вывод: при образовании мн.числа надо иногда учитывать лексическое значение слова. Кирпичик!

 Физкультминутка

Утром бабочки проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

Раз-росой они умылись,

Два-изящно покружились,

Три-нагнулись и присели,

На четыре-улетели.

 Давайте внимательно изучим таблицу на стр. 74 нашего учебника.

- Как различить окончания мужского рода?

По произношению: - `а ( - `я) под ударением

Выполним упр.№550

- Что нужно ещё учитывать при образовании форм множ.числа?

Вывод: при образовании слов во мн.числе нужно обязательно учитывать ударение и окончание.   Посмотрите, пожалуйста, на слайд очень внимательно. В чём разница между словами с точки зрения русского языка?

Верно, у одних слов нулевое окончание, у других – ОВ.

Не все твёрдо знают окончания некоторых имен  существительных в род.падеже мн. ч. Как, например, правильно: пара чулок-чулков или пара носок-носков?

Итак, познакомимся с особенностями образования род.пад. мн. ч. у некоторых   имен существительных.

- Обратимся за помощью к учебнику, стр. 75, упр. 554.

- Понаблюдайте, когда окончание нулевое, а когда -ов, -ев?  -Заполним памятку № 2.

Памятка № 2

Родительный падеж множественного числа

Нулевое окончание

Окончания –ов, -ев

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

 

 

Предполагаемые письменные  ответы учеников:

Нулевое окончание:

1.         парные предметы – сапог, чулок (но: носков);

2.         средний род – яблок, мест;

3.         названия лиц по нац. признаку с сновой на -н, -р – болгар, армян;

4.                                 войсковые наименования военная служба– солдат

Окончание -ов, -ев:

  1. плоды – помидоров;
  2. названия некоторых профессий – инженеров;
  3. единицы измерения – граммов, ярдов.

 

 Найди четвертое лишнее, объясните;

Пара ботинок,сапог, чулок, носок;

Много мест,дел,консерв,макарон;

Килограмм апельсинов, яблоков,абрикосов,помидоров;

Группа инженеров,партизанов, офицеров, тренеров;

Песни грузинов, цыганов, таджиков, татаров.

 Рефлексия.

Ну что, наш урок подошёл к концу.

Узнали ли вы на уроке что-то новое? Трудно вам было?

Если вы всё запомнили и поняли, если вам понравилось на сегодняшнем уроке, то посадите красные цветочки у нашего дома, кто в чём-то сомневается – жёлтые, ну а кому было очень трудно – синие. Только обязательно подпишите в серединке своё имя.

Клеят цветочки

  Д/З

Образовать от данных слов множественное число И.п. и множественное число Р.п. Поставить ударение во всех формах.

Лектор, инженер, шофёр, бухгалтер, инспектор, слесарь, токарь, конюх, договор, возраст, крем, суп, госпиталь,  директор, профессор, доктор, веер, тетерев, окорок, якорь, катер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока по теме « Множественное число имён существительных» в 5 классе (ФГОС)

Конспект урока по теме « Множественное число имён существительных» в 5 классе (ФГОС)

О случа… в Молдави… В кладовк… в постельк…

О случа… в Молдави… В кладовк… в постельк…

В облаках (2 скл, П.п) И что же мы скажем о склонении?

В облаках (2 скл, П.п) И что же мы скажем о склонении?

Нулевое окончание Окончания –ов, -ев 1) 1) 2) 2) 3) 3) 4)

Нулевое окончание Окончания –ов, -ев 1) 1) 2) 2) 3) 3) 4)

Множественное число имен существительных

Множественное число имен существительных

Множественное число имен существительных

Множественное число имен существительных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2024