Модель методической службы МБУДО «ДПШ»
Описание модели методической службы
Теоретические исследования проблемы влияния факторов, побуждающих педагогов к повышению уровня профессиональной компетентности, свидетельствуют о выделении групп педагогов по основанию их образовательных потребностей (группы мотивированных и стимулированных педагогов, смешанная группа, состоящая из педагогов, мотивированных лишь по отдельным причинам).
Первая группа педагогов имеет устойчивые образовательные мотивы, вторая — повышает профессиональную компетентность под влиянием внешних факторов (приказ администрации, по требованию нормативных документов, необходимости повысить квалификационную категорию, статус, заработную плату и т. д.). Для третьей группы педагогов характерно, что наряду с определенными мотивами они требуют стимулирования образовательных потребностей.
На основе диагностики и анализа профессиональных потребностей, мотивов, установок, уровня профессиональной компетентности отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом в соответствии с целями и задачами МБУДО «ДПШ», направлениями ее развития осуществляется разработка стратегии деятельности учреждения по управлению профессиональным развитием педагогического коллектива.
Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности можно классифицировать по разным основаниям:
— по целям деятельности: исследовательские, проектно-программные, аналитические, практические и комплексные;
— по соотношению теоретической и практической составляющих содержания деятельности: теоретические, практические, смешанные;
— по инициативе создания: формальные и неформальные;
— по количеству участников, вовлекаемых в деятельность: массовые, коллективные, групповые, парные;
— по продолжительности осуществления: постоянно действующие, временные, разовые;
— по источнику финансирования: самофинансируемые, внешнего финансирования (бюджетные, внебюджетные), смешанного финансирования;
— по характеру управления: управляемые, самоуправляемые, смешанного управления;
— по характеру региона, из которого привлекаются педагоги к участию в совместной деятельности: учрежденческие, районные, областные, международные.
Согласно функциям образования, состоящим в воспроизводстве культуры и образцов деятельности и развитии человека, групп людей, коллективов в процессе образовательной деятельности, все формы повышения квалификации можно разделить на группы, обеспечивающие формирование и стимулирование специальной компетентности (предметно-ориентированные), и развивающие (личностно-ориентированные) формы совместной деятельности. Первые призваны обеспечить условия для формирования и стимулирования повышения уровня специальной профессиональной компетентности, вторые — создание условий для становления и развития инновационной, полифункциональной компетентности педагогов.
Группа мотивированных педагогов, способных к творчеству и реализующих себя в нем, повышает уровень своей профессиональной компетентности через различные формы самообразования (разработка методической темы, стажировка, персональное или коллективное научное исследование, дистанционное обучение и т. д.).
Эффективность подобных форм для немотивированных, неспособных к продуктивной деятельности, с недостаточным уровнем аналитических способностей и общеучебных умений и навыков педагогов — низкая. И соответственно, их самообразование возможно при использовании управленчески обоснованных методов как прямого, так и опосредованного стимулирования.
Рассмотрим формы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных систем, наиболее распространенные и значимые, содействующие формированию профессионально-компетентного педагога, способного исследовать результаты своего труда.
Основной формой научно-теоретической подготовки педагогов является проблемный теоретический семинар. На этих семинарах рассматриваются вопросы внедрения психолого-педагогической теории в учебную деятельность, заслушиваются выступления участников семинара, происходит обмен мнениями по проблемам современной педагогической науки и передового педагогического опыта, а также путей внедрения педагогических идей в практику. Семинар используется как для повышения квалификации коллектива, так и в проблемных группах.
Стимулом на пути к самообразованию, росту профессионального мастерства педагога являются теоретические конференции , на которых обсуждается научная литература по проблемам деятельности учреждения дополнительного образования. С учетом специфики работы педагога, уровня его творчества подбирается необходимая литература и распределяется между членами коллектива. Как правило, организаторами теоретической конференции являются заместитель директора по учебно-воспитательной работе, или заместитель директора по воспитательной работе, или заместитель по научно-методической работе и обязательно педагог-психолог.
Все это помогает каждому педагогу объективно оценить роль педагогической науки и практики, соотнести качественные результаты своей деятельности с научными выводами, глубже осмыслить свою профессиональную деятельность.
С целью популяризации передового педагогического опыта проводятся научно–практические конференции. Это синтез науки и практики, способ проверки эффективности реализации прогностической модели деятельности педагогов. Материалы научно–практических конференций становятся достоянием всех учреждений районной образовательной системы и каждого педагога.
Проблемой внедрения науки в практику занимаются районные, областные методические семинары–практикумы. На таких семинарах можно получить определенные теоретические знания, узнать пути выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта, научиться оценивать его эффективность. Эти семинары обычно бывают краткосрочными (1-3 дня). Ограничивается и круг участвующих в них специалистов.
Пропаганде и внедрению науки и передового опыта в практику работы учреждения служат педагогические советы, методические совещания, где педагоги знакомятся с новинками психолого-педагогической теории, анализируют опыт работы, демонстрируют систему открытых занятий по определенной тематике, организуют выставку творческих работ учащихся.
Курсовая подготовка и повышение квалификации педагогических кадров на базе учреждений предусматривает обучение целого педагогического коллектива по одному из перспективных направлений развития образования в соответствии с потребностями и проблемами дополнительного образования. Данная форма обладает высокой эффективностью, поскольку обеспечивает быстрое внедрение науки в практику, согласование индивидуальных целей деятельности, способствует формированию коллективной профессиональной компетентности.
Профессиональное объединение педагогов — самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа педагогов, психологов, администрации, возможно, и каких-то приглашенных специалистов, определенным образом оформленная или неоформленная, призванная решать те или иные задачи учреждения и самих членов объединения. Профессиональные объединения педагогов создаются не только для повышения профессиональной компетентности, но и для разработки программ развития учреждения, для подготовки программ исследовательской деятельности педагогов, реализации программ экспериментальной деятельности и т. п.
М.М. Поташник подчеркивает: «Все профессиональные объединения педагогов — это формы их совместной деятельности, это организационные формы включения учителей в принятие управленческих решений, в управлении школой» [60, с. 14].
Методические объединения. Как традиционно существующий вид педагогического сообщества одной направленности имеет следующее содержание деятельности:
— разработка и обсуждение приемов, методов, методик, технологий обучения учащихся по тем или иным темам;
— обзор новинок литературы, публикуемых в предметом журнале;
— обсуждение проблем преемственности обучения;
— открытые занятия;
— работа педагогов по самообразованию.
Школа профессионального мастерства. В любом педагогическом коллективе выделяются три группы педагогов: творчески работающие — первая группа; работающие добросовестно и ориентированные на творчество, но испытывающие определенные затруднения в достижении первого уровня — вторая группа; молодые специалисты — третья группа.
Первая группа посещает «Школу высшего педагогического мастерства», содержание деятельности которой заключается в:
— реализации научно-исследовательского подхода к обучению, воспитанию и развитию учащегося;
— освоении новых для педагогов областей научных знаний (педология, аксиология, акмеология и др.);
— создании нового содержания образования и соответствующих ему технологий обучения, новых способов диагностики развития личностных качеств ребенка, пособий и т. п.
Вторая группа посещает «Школу совершенствования педагогического мастерства». Содержание деятельности в ней выражается формулой: анализ педагогических затруднений: постановка проблемы, самообразование, моделирование, создание собственного опыта, анализ, прогнозирование, доведение опыта до совершенства.
Третья группа педагогов посещает «Школу становления молодого педагога», содержание деятельности которой включает:
— изучение технологии современного занятия;
— овладение методами диагностики обучения, обучаемости и учета реальных учебных возможностей учащихся;
— обоснование оптимального сочетания методов обучения, способов дифференциации, индивидуализации и т. д.
Школа передового опыта организуется в двух вариантах: многочисленная и индивидуального наставничества.
В первом случае опытный педагог проводит занятия с коллегами по возможным вариантам проведения занятий по какой-то теме, разделу или курсу. Занятия могут проводиться в виде бесед, семинаров, открытых занятий.
Во втором случае опытный педагог дает занятия для молодых специалистов с целью демонстрации образцов педагогической деятельности.
Педагогическая студия выступает как разновидность школы передового опыта — школы одного учителя, в которой рассматриваются:
— «сценарии» занятий;
— комментированный показ интересных методических приемов;
— передача достижений своего профессионального опыта и т. п.
В студии царит творческая атмосфера, безбоязненно излагаются и апробируются самые парадоксальные идеи.
Мастер-класс — форма передачи собственного педагогического опыта путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Творческие микрогруппы основываются на единстве интереса к какой-либо проблеме, например, психологической совместимости. Содержание деятельности заключается во взаимообучении педагогов, внедрении методик, технологий, реализации новых учебных программ, разработке планов занятий, дидактического материала и т. д.
Временные творческие коллективы – создаются в случае необходимости срочного решения какой-то проблемы или задачи. К примеру: требуется срочно разработать сценарии праздников «Новогодние посиделки», «День здоровья» и т. п. Методом «мозгового штурма» обсуждаются ситуации, формируется цель, пакет предложений, идей.
Лаборатории создаются
с целью внедрения педагогической теории в практику. Педагоги занимаются
лонгитюдными исследованиями,
т. е. кропотливой научно-исследовательской работой, результатом которой
является исследовательский и практический опыт. Деятельность в таких
лабораториях приводит к рождению нового типа специалистов,
педагогов–исследователей.
Консалтинговый центр — профессиональное объединение опытных педагогов, управленцев, ученых, основной деятельностью которых является консультирование педагогов, руководителей образовательных систем по различным вопросам образования.
Образовательные возможности перечисленных форм повышения квалификации обусловлены рядом причин, в первую очередь, это содержание, методы, реализуемые через них, уровень профессиональной компетентности андрогога (педагог в системе образования взрослых), в качестве которого в учреждении выступает наиболее квалифицированный сотрудник. Возможно приглашение педагогов вузов.
В рамках функционирующей системы потребность в коллективной профессиональной компетентности удовлетворяется в процессе совместного решения педагогических задач, совместного управления развитием учреждения через систему методической, научно-методической, инновационной деятельности. Совместная «производственная» деятельность становится образовательно-производственной, развивающей формой деятельности. Коллективные формы деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности в условиях учреждения обладают рядом преимуществ перед индивидуальными. Они состоят: в обеспечении обратной связи с реальной педагогической практикой; в адресности и оперативности; в увеличении продолжительности процесса повышения квалификации; в возможности освоения универсальных способов деятельности посредством соединения в систему научно-методической, методической, педагогической и управленческой деятельности; в возможности сотрудничества и согласования индивидуальных целей с социальными в совместной деятельности; в создании условий для развития деятельности отдельных педагогов, учреждения, педагогического коллектива.
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.
Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.
Впрактике МБУДО «ДПШ» сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.
Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития УДО.
Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в МБУДО «ДПШ», это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в учреждении. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.
Обобщение педагогического опыта
Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в учреждении.
Обобщение опыта – это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.
В основе деятельности эксперта (педагога, методиста) заложено, прежде всего, осмысление, обоснование, анализ и обобщенное систематизированное описание педагогического опыта. При выборе педагогического опыта и его дальнейшего изучения эксперту необходимо обоснование обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого опыта (длительное изучение реальной практической деятельности педагога, программно-методических материалов программ воспитательной деятельности, свидетельствующих о высокой и устойчивой результативности образовательно-воспитательного процесса в учреждении или детском творческом объединении на протяжении ряда лет).
Важным этапом в ходе изучения педагогического опыта является постановка четкого целеполагания дальнейшего обобщения. Эксперт должен сделать прогноз и аргументацию ценностей предстоящего обобщения. Обобщить – это вывести и сформулировать основные идеи, на которых базируется конкретный педагогический опыт. Не менее важно обосновать актуальность, продуктивность и перспективность выявленных идей, раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Эксперт должен стремиться к выявлению объективных закономерностей творческого использования и развития конкретного педагогического опыта.
Процедурную сторону обобщения педагогического опыта составляют конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата.
Основным методом первичного изучения опыта является самодиагностика педагогом своей профессиональной деятельности (результативность образовательной программы, результативность воспитательной деятельности, профессиональная компетентность и т.д.). Эксперт должен ознакомиться с индивидуально-авторской или экспериментальной образовательной программой педагога, представляющей собой оригинальную методическую разработку, в которой дается обоснование новизны, актуальности новых концептуальных положений по одной из образовательных направленностей (художественная, социально-педагогическая, техническая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная).
Методы изучения педагогического опыта: посещение занятий по предварительному согласованию с педагогом; анализ посещенного занятия по предложенной схеме; анкетирование; выявление нового; беседа-опрос; наблюдение; тестирование; анализ продуктов творческой педагогической деятельности.
Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводится классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, уяснение внутренних закономерностей достижения успеха в обучении и воспитании. От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности педагога-новатора.
Критерии выбора педагогического опыта для обобщения:
- результативность педагогической работы педагога (высокие и устойчивые результаты в образовательной и воспитательной деятельности на протяжении ряда лет);
- актуальность и социальная значимость педагогической деятельности (в достижении цели и решении образовательно-воспитательных задач, в содержании педагогической, методической и управленческой деятельности);
- учет здоровьесберегающих систем в образовательном процессе;
- научные основы педагогического опыта (научные концепции, теории, положения, методики, в развитии которых проводился педагогический эксперимент, нарабатывался педагогический опыт);
- новизна педагогического опыта (новое содержание, формы, педагогические технологии).
- успешное применение известных научных методик и положительного педагогического опыта.
- рационализация отдельных сторон педагогического, методического, управленческого труда;
- воспроизводство с элементами модификации положительного педагогического опыта в новых педагогических условиях.
В целом положительный педагогический опыт должен соответствовать синергетическим критериям открытости (не содержит однозначной аксиоматичности), дополнительности (ориентирован на возможность быть дополненным субъективными смыслами воспитанников), субъектности (ориентирован на актуализацию внутренней, творческой активности детей, а не только педагога), диалогичности (содержит основания для возникновения диалога).
Параметрами оценки и обобщения могут служить такие показатели, как:
- концептуальность мышления, проявленная в построении и преобразовании содержания материала;
- разработка вариативных сценариев одного и того же занятия;
- соблюдение условий обеспечения взаимодействия в педагогической деятельности: признание прав обучающегося на собственную точку зрения и ее защиту; умения слушать и слышать воспитанника; готовность взглянуть на предмет изучения с позиций обучающегося; способность к сочувствию и сопереживанию;
- умения создавать условия для проявления ценностно-эмоционального и ценностно-смыслового отношения обучающегося к изучаемому материалу, представленные в умениях педагога востребовать эти отношения в процессе занятий;
- умения востребовать "обыденные" пояснения детьми собственных, допрофессиональных и интуитивных пониманий смысла представляемых педагогом действий, приемов, способов творческой деятельности;
- умение обращаться к источникам существования парадокса (представление материала, как феномена, со свойствами нелинейности, проблемности, открытости, бесконечности и т.д.);
- умения резонансно воздействовать на протекание учебного процесса, направлять его на возникающее целое, владение средствами максимального расширения творческого поиска, активного допущения нестандартных действий и идей, способами инициирования процессов самодостраивания субъектов обучения;
- открытость и диалогичность личности педагога, способность к сочувствию и сопереживанию и т.д.
Формы представления положительного педагогического опыта: сборники; учебно-методические пособия; тематические выставки; статьи; видеофильмы; кинофильмы; картотеки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.