Модель методической службы МБУДО «ДПШ»
Оценка 4.9

Модель методической службы МБУДО «ДПШ»

Оценка 4.9
docx
27.03.2020
Модель методической службы МБУДО «ДПШ»
6.docx

Модель методической службы МБУДО «ДПШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                            

 

 


Описание модели методической службы

Теоретические исследования проблемы влияния факторов, побуждающих педагогов к повышению уровня профессиональной компетентности, свидетельствуют о выделении групп педагогов по основанию их образовательных потребностей (группы мотивированных и стимулированных педагогов, смешанная группа, состоящая из педагогов, мотивированных лишь по отдельным причинам).

Первая группа педагогов имеет устойчивые образовательные мотивы, вторая — повышает профессиональную компетентность под влиянием внешних факторов (приказ администрации, по требованию нормативных документов, необходимости повысить квалификационную категорию, статус, заработную плату и т. д.). Для третьей группы педагогов характерно, что наряду с определенными мотивами они требуют стимулирования образовательных потребностей.

На основе диагностики и анализа профессиональных потребностей, мотивов, установок, уровня профессиональной компетентности отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом в соответствии с целями и задачами МБУДО «ДПШ», направлениями ее развития осуществляется разработка стратегии деятельности учреждения по управлению профессиональным развитием педагогического коллектива.

Формы совместной деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности можно классифицировать по разным основаниям:

— по целям деятельности: исследовательские, проектно-программные, аналитические, практические и комплексные;

— по соотношению теоретической и практической составляющих содержания деятельности: теоретические, практические, смешанные;

— по инициативе создания: формальные и неформальные;

— по количеству участников, вовлекаемых в деятельность: массовые, коллективные, групповые, парные;

— по продолжительности осуществления: постоянно действующие, временные, разовые;

— по источнику финансирования: самофинансируемые, внешнего финансирования (бюджетные, внебюджетные), смешанного финансирования;

— по характеру управления: управляемые, самоуправляемые, смешанного управления;

— по характеру региона, из которого привлекаются педагоги к участию в совместной деятельности: учрежденческие, районные, областные, международные.

Согласно функциям образования, состоящим в воспроизводстве культуры и образцов деятельности и развитии человека, групп людей, коллективов в процессе образовательной деятельности, все формы повышения квалификации можно разделить на группы, обеспечивающие формирование и стимулирование специальной компетентности (предметно-ориентированные), и развивающие (личностно-ориентированные) формы совместной деятельности. Первые призваны обеспечить условия для формирования и стимулирования повышения уровня специальной профессиональной компетентности, вторые — создание условий для становления и развития инновационной, полифункциональной компетентности педагогов.

Группа мотивированных педагогов, способных к творчеству и реализующих себя в нем, повышает уровень своей профессиональной компетентности через различные формы самообразования (разработка методической темы, стажировка, персональное или коллективное научное исследование, дистанционное обучение и т. д.).

Эффективность подобных форм для немотивированных, неспособных к продуктивной деятельности, с недостаточным уровнем аналитических способностей и общеучебных умений и навыков педагогов — низкая. И соответственно, их самообразование возможно при использовании управленчески обоснованных методов как прямого, так и опосредованного стимулирования.

Рассмотрим формы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных систем, наиболее распространенные и значимые, содействующие формированию профессионально-компетентного педагога, способного исследовать результаты своего труда.

Основной формой научно-теоретической подготовки педагогов является проблемный теоретический семинар. На этих семинарах рассматриваются вопросы внедрения психолого-педагогической теории в учебную деятельность, заслушиваются выступления участников семинара, происходит обмен мнениями по проблемам современной педагогической науки и передового педагогического опыта, а также путей внедрения педагогических идей в практику. Семинар используется как для повышения квалификации коллектива, так и в проблемных группах.

Стимулом на пути к самообразованию, росту профессионального мастерства педагога являются теоретические конференции , на которых обсуждается научная литература по проблемам деятельности учреждения дополнительного образования. С учетом специфики работы педагога, уровня его творчества подбирается необходимая литература и распределяется между членами коллектива. Как правило, организаторами теоретической конференции являются заместитель директора по учебно-воспитательной работе, или заместитель директора по воспитательной работе, или заместитель по научно-методической работе и обязательно педагог-психолог.

Все это помогает каждому педагогу объективно оценить роль педагогической науки и практики, соотнести качественные результаты своей деятельности с научными выводами, глубже осмыслить свою профессиональную деятельность.

С целью популяризации передового педагогического опыта проводятся научно–практические конференции. Это синтез науки и практики, способ проверки эффективности реализации прогностической модели деятельности педагогов. Материалы научно–практических конференций становятся достоянием всех учреждений районной образовательной системы и каждого педагога.

Проблемой внедрения науки в практику занимаются районные, областные методические семинары–практикумы. На таких семинарах можно получить определенные теоретические знания, узнать пути выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта, научиться оценивать его эффективность. Эти семинары обычно бывают краткосрочными (1-3 дня). Ограничивается и круг участвующих в них специалистов.

Пропаганде и внедрению науки и передового опыта в практику работы учреждения служат педагогические советы, методические совещания, где педагоги знакомятся с новинками психолого-педагогической теории, анализируют опыт работы, демонстрируют систему открытых занятий по определенной тематике, организуют выставку творческих работ учащихся.

Курсовая подготовка и повышение квалификации педагогических кадров на базе учреждений предусматривает обучение целого педагогического коллектива по одному из перспективных направлений развития образования в соответствии с потребностями и проблемами дополнительного образования. Данная форма обладает высокой эффективностью, поскольку обеспечивает быстрое внедрение науки в практику, согласование индивидуальных целей деятельности, способствует формированию коллективной профессиональной компетентности.

Профессиональное объединение педагогов  — самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа педагогов, психологов, администрации, возможно, и каких-то приглашенных специалистов, определенным образом оформленная или неоформленная, призванная решать те или иные задачи учреждения и самих членов объединения. Профессиональные объединения педагогов создаются не только для повышения профессиональной компетентности, но и для разработки программ развития учреждения, для подготовки программ исследовательской деятельности педагогов, реализации программ экспериментальной деятельности и т. п.

М.М. Поташник подчеркивает: «Все профессиональные объединения педагогов — это формы их совместной деятельности, это организационные формы включения учителей в принятие управленческих решений, в управлении школой» [60, с. 14].

Методические объединения. Как традиционно существующий вид педагогического сообщества одной направленности имеет следующее содержание деятельности:

— разработка и обсуждение приемов, методов, методик, технологий обучения учащихся по тем или иным темам;

— обзор новинок литературы, публикуемых в предметом журнале;

— обсуждение проблем преемственности обучения;

— открытые занятия;

— работа педагогов по самообразованию.

Школа профессионального мастерства. В любом педагогическом коллективе выделяются три группы педагогов: творчески работающие — первая группа; работающие добросовестно и ориентированные на творчество, но испытывающие определенные затруднения в достижении первого уровня — вторая группа; молодые специалисты — третья группа.

Первая группа посещает «Школу высшего педагогического мастерства», содержание деятельности которой заключается в:

— реализации научно-исследовательского подхода к обучению, воспитанию и развитию учащегося;

— освоении новых для педагогов областей научных знаний (педология, аксиология, акмеология и др.);

— создании нового содержания образования и соответствующих ему технологий обучения, новых способов диагностики развития личностных качеств ребенка, пособий и т. п.

Вторая группа посещает «Школу совершенствования педагогического мастерства». Содержание деятельности в ней выражается формулой: анализ педагогических затруднений: постановка проблемы, самообразование, моделирование, создание собственного опыта, анализ, прогнозирование, доведение опыта до совершенства.

Третья группа педагогов посещает «Школу становления молодого педагога», содержание деятельности которой включает:

—  изучение технологии современного занятия;

— овладение методами диагностики обучения, обучаемости и учета реальных учебных возможностей учащихся;

— обоснование оптимального сочетания методов обучения, способов дифференциации, индивидуализации и т. д.

Школа передового опыта организуется в двух вариантах: многочисленная и индивидуального наставничества.

В первом случае опытный педагог проводит занятия с коллегами по возможным вариантам проведения занятий по какой-то теме, разделу или курсу. Занятия могут проводиться в виде бесед, семинаров, открытых занятий.

Во втором случае опытный педагог дает занятия для молодых специалистов с целью демонстрации образцов педагогической деятельности.

Педагогическая студия выступает как разновидность школы передового опыта — школы одного учителя, в которой рассматриваются:

— «сценарии» занятий;

— комментированный показ интересных методических приемов;

— передача достижений своего профессионального опыта и т. п.

В студии царит творческая атмосфера, безбоязненно излагаются и апробируются самые парадоксальные идеи.

Мастер-класс — форма передачи собственного педагогического опыта путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Творческие микрогруппы основываются на единстве интереса к какой-либо проблеме, например, психологической совместимости. Содержание деятельности заключается во взаимообучении педагогов, внедрении методик, технологий, реализации новых учебных программ, разработке планов занятий, дидактического материала и т. д.

Временные творческие коллективы – создаются в случае необходимости срочного решения какой-то проблемы или задачи. К примеру: требуется срочно разработать сценарии праздников «Новогодние посиделки», «День здоровья» и т. п. Методом «мозгового штурма» обсуждаются ситуации, формируется цель, пакет предложений, идей.

Лаборатории создаются с целью внедрения педагогической теории в практику. Педагоги занимаются лонгитюдными исследованиями, 
т. е. кропотливой научно-исследовательской работой, результатом которой является исследовательский и практический опыт. Деятельность в таких лабораториях приводит к рождению нового типа специалистов, педагогов–исследователей.

Консалтинговый центр — профессиональное объединение опытных педагогов, управленцев, ученых, основной деятельностью которых является консультирование педагогов, руководителей образовательных систем по различным вопросам образования.

Образовательные возможности перечисленных форм повышения квалификации обусловлены рядом причин, в первую очередь, это содержание, методы, реализуемые через них, уровень профессиональной компетентности андрогога (педагог в системе образования взрослых), в качестве которого в учреждении выступает наиболее квалифицированный сотрудник. Возможно приглашение педагогов вузов.

В рамках функционирующей системы потребность в коллективной профессиональной компетентности удовлетворяется в процессе совместного решения педагогических задач, совместного управления развитием учреждения через систему методической, научно-методической, инновационной деятельности. Совместная «производственная» деятельность становится образовательно-производственной, развивающей формой деятельности. Коллективные формы деятельности по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности в условиях учреждения обладают рядом преимуществ перед индивидуальными. Они состоят: в обеспечении обратной связи с реальной педагогической практикой; в адресности и оперативности; в увеличении продолжительности процесса повышения квалификации; в возможности освоения универсальных способов деятельности посредством соединения в систему научно-методической, методической, педагогической и управленческой деятельности; в возможности сотрудничества и согласования индивидуальных целей с социальными в совместной деятельности; в создании условий для развития деятельности отдельных педагогов, учреждения, педагогического коллектива.

Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Впрактике  МБУДО «ДПШ» сложились  следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете,  методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи; Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию; Число, месяц, год проведения консультации; Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию; отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию; роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития УДО.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в МБУДО «ДПШ», это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в учреждении. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Обобщение педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в учреждении.

Обобщение опыта – это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.

В основе деятельности эксперта (педагога, методиста) заложено, прежде всего, осмысление, обоснование, анализ и обобщенное систематизированное описание педагогического опыта. При выборе педагогического опыта и его дальнейшего изучения эксперту необходимо обоснование обстоятельств, свидетельствующих о наличии такого опыта (длительное изучение реальной практической деятельности педагога, программно-методических материалов программ воспитательной деятельности, свидетельствующих о высокой и устойчивой результативности образовательно-воспитательного процесса в учреждении или детском творческом объединении на протяжении ряда лет).

Важным этапом в ходе изучения педагогического опыта является постановка четкого целеполагания дальнейшего обобщения. Эксперт должен сделать прогноз и аргументацию ценностей предстоящего обобщения. Обобщить – это вывести и сформулировать основные идеи, на которых базируется конкретный педагогический опыт. Не менее важно обосновать актуальность, продуктивность и перспективность выявленных идей, раскрыть условия, при которых возможна их реализация. Эксперт должен стремиться к выявлению объективных закономерностей творческого использования и развития конкретного педагогического опыта.

Процедурную сторону обобщения педагогического опыта составляют конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата.

Основным методом первичного изучения опыта является самодиагностика педагогом своей профессиональной деятельности (результативность образовательной программы, результативность воспитательной деятельности, профессиональная компетентность и т.д.). Эксперт должен ознакомиться с индивидуально-авторской или экспериментальной образовательной программой педагога, представляющей собой оригинальную методическую разработку, в которой дается обоснование новизны, актуальности новых концептуальных положений по одной из образовательных направленностей (художественная, социально-педагогическая, техническая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная).

Методы изучения педагогического опыта: посещение занятий по предварительному согласованию с педагогом; анализ посещенного занятия по предложенной схеме; анкетирование; выявление нового; беседа-опрос; наблюдение; тестирование; анализ продуктов творческой педагогической деятельности.

Обобщение передового опыта начинается с его описания на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов. Далее проводится классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила. Более высокий уровень анализа предполагает установление причинно-следственных связей, механизма взаимодействия различных сторон учебного процесса, уяснение внутренних закономерностей достижения успеха в обучении и воспитании. От описания опыта необходимо переходить к его анализу, выявлению типичного в деятельности педагога-новатора.

Критерии выбора педагогического опыта для обобщения:

-       результативность педагогической работы педагога (высокие и устойчивые результаты в образовательной и воспитательной деятельности на протяжении ряда лет);

-       актуальность и социальная значимость педагогической деятельности (в достижении цели и решении образовательно-воспитательных задач, в содержании педагогической, методической и управленческой деятельности);

-       учет здоровьесберегающих систем в образовательном процессе;

-       научные основы педагогического опыта (научные концепции, теории, положения, методики, в развитии которых проводился педагогический эксперимент, нарабатывался педагогический опыт);

-       новизна педагогического опыта (новое содержание, формы, педагогические технологии).

-       успешное применение известных научных методик и положительного педагогического опыта.

-       рационализация отдельных сторон педагогического, методического, управленческого труда;

-       воспроизводство с элементами модификации положительного педагогического опыта в новых педагогических условиях.

В целом положительный педагогический опыт должен соответствовать синергетическим критериям открытости (не содержит однозначной аксиоматичности), дополнительности (ориентирован на возможность быть дополненным субъективными смыслами воспитанников), субъектности (ориентирован на актуализацию внутренней, творческой активности детей, а не только педагога), диалогичности (содержит основания для возникновения диалога).

Параметрами оценки и обобщения могут служить такие показатели, как:

-       концептуальность мышления, проявленная в построении и преобразовании содержания материала;

-       разработка вариативных сценариев одного и того же занятия;

-       соблюдение условий обеспечения взаимодействия в педагогической деятельности: признание прав обучающегося на собственную точку зрения и ее защиту; умения слушать и слышать воспитанника; готовность взглянуть на предмет изучения с позиций обучающегося; способность к сочувствию и сопереживанию;

-       умения создавать условия для проявления ценностно-эмоционального и ценностно-смыслового отношения обучающегося к изучаемому материалу, представленные в умениях педагога востребовать эти отношения в процессе занятий;

-       умения востребовать "обыденные" пояснения детьми собственных, допрофессиональных и интуитивных пониманий смысла представляемых педагогом действий, приемов, способов творческой деятельности;

-       умение обращаться к источникам существования парадокса (представление материала, как феномена, со свойствами нелинейности, проблемности, открытости, бесконечности и т.д.);

-       умения резонансно воздействовать на протекание учебного процесса, направлять его на возникающее целое, владение средствами максимального расширения творческого поиска, активного допущения нестандартных действий и идей, способами инициирования процессов самодостраивания субъектов обучения;

-       открытость и диалогичность личности педагога, способность к сочувствию и сопереживанию и т.д.

Формы представления положительного педагогического опыта: сборники; учебно-методические пособия; тематические выставки; статьи; видеофильмы; кинофильмы; картотеки.


 

Модель методической службы МБУДО «ДПШ»

Модель методической службы МБУДО «ДПШ»

Описание модели методической службы

Описание модели методической службы

Согласно функциям образования, состоящим в воспроизводстве культуры и образцов деятельности и развитии человека, групп людей, коллективов в процессе образовательной деятельности, все формы повышения квалификации можно…

Согласно функциям образования, состоящим в воспроизводстве культуры и образцов деятельности и развитии человека, групп людей, коллективов в процессе образовательной деятельности, все формы повышения квалификации можно…

Рассмотрим формы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных систем, наиболее распространенные и значимые, содействующие формированию профессионально-компетентного педагога, способного исследовать результаты своего труда

Рассмотрим формы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных систем, наиболее распространенные и значимые, содействующие формированию профессионально-компетентного педагога, способного исследовать результаты своего труда

Материалы научно–практических конференций становятся достоянием всех учреждений районной образовательной системы и каждого педагога

Материалы научно–практических конференций становятся достоянием всех учреждений районной образовательной системы и каждого педагога

М.М. Поташник подчеркивает: «Все профессиональные объединения педагогов — это формы их совместной деятельности, это организационные формы включения учителей в принятие управленческих решений, в управлении школой»…

М.М. Поташник подчеркивает: «Все профессиональные объединения педагогов — это формы их совместной деятельности, это организационные формы включения учителей в принятие управленческих решений, в управлении школой»…

Вторая группа посещает «Школу совершенствования педагогического мастерства»

Вторая группа посещает «Школу совершенствования педагогического мастерства»

Творческие микрогруппы основываются на единстве интереса к какой-либо проблеме, например, психологической совместимости

Творческие микрогруппы основываются на единстве интереса к какой-либо проблеме, например, психологической совместимости

Совместная «производственная» деятельность становится образовательно-производственной, развивающей формой деятельности

Совместная «производственная» деятельность становится образовательно-производственной, развивающей формой деятельности

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел

Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение…

Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение…

Процедурную сторону обобщения педагогического опыта составляют конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата

Процедурную сторону обобщения педагогического опыта составляют конкретные приемы, методики, способы обработки и описания полученного результата

Критерии выбора педагогического опыта для обобщения: - результативность педагогической работы педагога (высокие и устойчивые результаты в образовательной и воспитательной деятельности на протяжении ряда лет); -…

Критерии выбора педагогического опыта для обобщения: - результативность педагогической работы педагога (высокие и устойчивые результаты в образовательной и воспитательной деятельности на протяжении ряда лет); -…

Формы представления положительного педагогического опыта: сборники; учебно-методические пособия; тематические выставки; статьи; видеофильмы; кинофильмы; картотеки

Формы представления положительного педагогического опыта: сборники; учебно-методические пособия; тематические выставки; статьи; видеофильмы; кинофильмы; картотеки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2020