Модель реализации идей Болонского процесса на примере Швейцарии
Оценка 4.9

Модель реализации идей Болонского процесса на примере Швейцарии

Оценка 4.9
docx
04.03.2020
Модель реализации идей Болонского процесса на примере Швейцарии
Болонский процесс.docx

Александр Владимирович Салов

ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»

 

Модель реализации идей Болонского процесса на примере Швейцарии

Принятая в европейских странах Болонская декларация предполагает переход на новую модель образования, целью которой является создание единого образовательного пространства в 48 присоединившихся на сегодняшний день странах-участницах. Суть Болонского процесса позволяет студенту выбирать собственную образовательную траекторию, самостоятельно ее организовывать и оптимизировать, ориентируясь на конечный результат, обусловленный особенностями современного рынка труда.

Болонская декларация была подписана в 1999 году, ее поддержали 29 стран, среди которых была Швейцария, сразу приступившая к реформированию высшего образования и на сегодняшний день уже завершившая его. Это государство является федеративным, не входящим в состав Евросоюза. Таким образом, выбор Швейцарии – как страны, реализующей идеи Болонского процесса, обусловлен завершенностью образовательных реформ в ней, а также сходностью государственного устройства с нашей страной

В 2003 г. Швейцарской конференцией университетов были приняты директивные меры, способствовавшие последовательному и полному процессу реформирования, хотя ведущие ученые страны явно не поддерживали нововведения.

С осени 2005 г. подготовка по большинству специальностей в швейцарских вузах проходит в системе «бакалавриат – магистратура – докторантура», даже для студентов, изучающих медицину и юриспруденция. Большинство бакалаврских программ ограничиваются одной предметной областью, хотя есть и изучающие несколько наук, объединенных одной сферой интересов.

В швейцарских вузах действует европейская система кредитов (ECTS -European Credit Transfer System), в соответствии с которой студент за время обучения в бакалавриате в течение 6 семестров может получить 180 кредитов. На учебный год 1800 часов нагрузки, включающей посещение лекций, семинаров, сдачу экзаменов и подготовку к ним. Студент другого ВУЗа принимается на обучение только после выдачи ему разрешения уполномоченного по эквивалентам.

Образовательные программы в рамках новой модели имеют модульную структуру. Каждый модуль охватывает один или несколько курсов, объединенных одной образовательной целью, и завершается экзаменом. В течение первых 2 лет студент осваивает базовые предметы, также в это время производится проверка его профессиональной пригодности.

Образовательные программы проходят аккредитацию в специальных агентствах, которые проводят экспертизу этих программ. Такая внешняя экспертиза позволяет определять сопоставимость программ и их соответствие мировым образовательным стандартам, а также судить об уровне и качестве преподавания и содержании образования.

Согласно данным трехлетнего исследования с 2005 по 2008 гг. (Gute Noten. Der Bachelor kommt gut an// Die Zeit. 2008.22.11) более 85% выпускников бакалавриата гуманитарных, инженерных и экономических направлений сразу после получения диплома нашли работу по специальности. Они имеют большую степень удовлетворенности обучением по сравнению с обучавшимися в старой системе. В сфере естественных наук более 90% бакалавров сразу стремятся в магистратуру.

Кроме того, работодатели позитивно отзываются о солидном базовом образовании молодых людей, которое дает им возможность адаптироваться к работе на любом предприятии. В то же время они отмечают, что выпускникам не хватает практических навыков и опыта, когда речь идет о специфических рабочих процессах предприятия. Выпускникам-бакалаврам необходимо систематически участвовать в программах по повышению профессиональной квалификации, к чему предприятия сегодня еще недостаточно подготовлены, в том числе из-за отсутствия диалога между ними и вузами.  Чтобы вернуться на предприятия в более высоком статусе, 80% бакалавров поступают в магистратуру.

 Среди магистерских программ различают практикоориентированные  и нацеленные на научно-исследовательскую деятельность выпускников. Обучение в магистратуре длится 4 семестра, и предполагает получение 120 кредитов. Прием в магистратуру зависит от среднего выпускного балла (от 4 до 4,75).

В швейцарских вузах предлагаются программы «постдипломного обучения», относящиеся к сфере повышения квалификации. Если такая программа по уровню формируемых компетенций соответствует магистратуре, то выпускникам может присваиваться степень магистра (реализация непрерывности образования).

Согласно проведенным исследованиям, в процессе перехода на ступенчатую систему ВУЗы Швейцарии ощутили проблему «деакадемизации» и ограничения автономности. Новые структуры сузили возможности участников образовательного процесса, сделали студентов и преподавателей «рабами учебного плана и кредитов», потребовали унифицикации образовательных программ. Они способствовали развитию «школярства» среди студентов, требующих постоянной поддержки, а также дисквалификации преподавателей, заставляя их ежегодно предлагать одно и то же содержание занятий.

Таким образом, переход на новый тип обучения в Швейцарии имеет позитивные последствия, заключающиеся в удовлетворенности образованием молодежи (способствует сокращению времени обучения в ВУЗе, повышению самоорганизованности студентов и нацеленности на конечный результат) и работодателей, имеющих экономическую выгоду.

С другой стороны, требования рынка труда заставляют большинство выпускников ВУЗов Швейцарии возвращаться для повышения своей профессиональной компетентности, причем вкладывая материальные и временные ресурсы. Кроме того, отсутствие фундаментальности образования, взаимосвязи между дисциплинами значительно ухудшает его качество.

Список литературы

1.     Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 111 с.

2.     Гаврилова И.Н. Проблемы реформирования и образования в современной России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2012. – № 3 (23). – С. 6 – 16.

3.     Гречишникова Е.В. Закономерности и парадоксы реформы высшего образования в Европейских странах в рамках Болонского процесса  // Вестник Омского университета. – 2013. – № 1 (34). – С. 75 – 83.

4.     Наливайко Н.В., Паршиков В.И. Профессиональное образование в современном мире: концептуальное осмысление тенденций развития // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 1 . – С. 4 – 10.

5.     Суворов Н.А. Тенденции развития высшего образования в современном мире // Научный вестник МГТУ ТА. – 2012. – № 182 . – С. 103 – 108.


 

Александр Владимирович Салов

Александр Владимирович Салов

Большинство бакалаврских программ ограничиваются одной предметной областью, хотя есть и изучающие несколько наук, объединенных одной сферой интересов

Большинство бакалаврских программ ограничиваются одной предметной областью, хотя есть и изучающие несколько наук, объединенных одной сферой интересов

Кроме того, работодатели позитивно отзываются о солидном базовом образовании молодых людей, которое дает им возможность адаптироваться к работе на любом предприятии

Кроме того, работодатели позитивно отзываются о солидном базовом образовании молодых людей, которое дает им возможность адаптироваться к работе на любом предприятии

Таким образом, переход на новый тип обучения в

Таким образом, переход на новый тип обучения в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020