Модель реализации идей Болонского процесса на примере Швейцарии

  • docx
  • 04.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Болонский процесс.docx

Александр Владимирович Салов

ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»

 

Модель реализации идей Болонского процесса на примере Швейцарии

Принятая в европейских странах Болонская декларация предполагает переход на новую модель образования, целью которой является создание единого образовательного пространства в 48 присоединившихся на сегодняшний день странах-участницах. Суть Болонского процесса позволяет студенту выбирать собственную образовательную траекторию, самостоятельно ее организовывать и оптимизировать, ориентируясь на конечный результат, обусловленный особенностями современного рынка труда.

Болонская декларация была подписана в 1999 году, ее поддержали 29 стран, среди которых была Швейцария, сразу приступившая к реформированию высшего образования и на сегодняшний день уже завершившая его. Это государство является федеративным, не входящим в состав Евросоюза. Таким образом, выбор Швейцарии – как страны, реализующей идеи Болонского процесса, обусловлен завершенностью образовательных реформ в ней, а также сходностью государственного устройства с нашей страной

В 2003 г. Швейцарской конференцией университетов были приняты директивные меры, способствовавшие последовательному и полному процессу реформирования, хотя ведущие ученые страны явно не поддерживали нововведения.

С осени 2005 г. подготовка по большинству специальностей в швейцарских вузах проходит в системе «бакалавриат – магистратура – докторантура», даже для студентов, изучающих медицину и юриспруденция. Большинство бакалаврских программ ограничиваются одной предметной областью, хотя есть и изучающие несколько наук, объединенных одной сферой интересов.

В швейцарских вузах действует европейская система кредитов (ECTS -European Credit Transfer System), в соответствии с которой студент за время обучения в бакалавриате в течение 6 семестров может получить 180 кредитов. На учебный год 1800 часов нагрузки, включающей посещение лекций, семинаров, сдачу экзаменов и подготовку к ним. Студент другого ВУЗа принимается на обучение только после выдачи ему разрешения уполномоченного по эквивалентам.

Образовательные программы в рамках новой модели имеют модульную структуру. Каждый модуль охватывает один или несколько курсов, объединенных одной образовательной целью, и завершается экзаменом. В течение первых 2 лет студент осваивает базовые предметы, также в это время производится проверка его профессиональной пригодности.

Образовательные программы проходят аккредитацию в специальных агентствах, которые проводят экспертизу этих программ. Такая внешняя экспертиза позволяет определять сопоставимость программ и их соответствие мировым образовательным стандартам, а также судить об уровне и качестве преподавания и содержании образования.

Согласно данным трехлетнего исследования с 2005 по 2008 гг. (Gute Noten. Der Bachelor kommt gut an// Die Zeit. 2008.22.11) более 85% выпускников бакалавриата гуманитарных, инженерных и экономических направлений сразу после получения диплома нашли работу по специальности. Они имеют большую степень удовлетворенности обучением по сравнению с обучавшимися в старой системе. В сфере естественных наук более 90% бакалавров сразу стремятся в магистратуру.

Кроме того, работодатели позитивно отзываются о солидном базовом образовании молодых людей, которое дает им возможность адаптироваться к работе на любом предприятии. В то же время они отмечают, что выпускникам не хватает практических навыков и опыта, когда речь идет о специфических рабочих процессах предприятия. Выпускникам-бакалаврам необходимо систематически участвовать в программах по повышению профессиональной квалификации, к чему предприятия сегодня еще недостаточно подготовлены, в том числе из-за отсутствия диалога между ними и вузами.  Чтобы вернуться на предприятия в более высоком статусе, 80% бакалавров поступают в магистратуру.

 Среди магистерских программ различают практикоориентированные  и нацеленные на научно-исследовательскую деятельность выпускников. Обучение в магистратуре длится 4 семестра, и предполагает получение 120 кредитов. Прием в магистратуру зависит от среднего выпускного балла (от 4 до 4,75).

В швейцарских вузах предлагаются программы «постдипломного обучения», относящиеся к сфере повышения квалификации. Если такая программа по уровню формируемых компетенций соответствует магистратуре, то выпускникам может присваиваться степень магистра (реализация непрерывности образования).

Согласно проведенным исследованиям, в процессе перехода на ступенчатую систему ВУЗы Швейцарии ощутили проблему «деакадемизации» и ограничения автономности. Новые структуры сузили возможности участников образовательного процесса, сделали студентов и преподавателей «рабами учебного плана и кредитов», потребовали унифицикации образовательных программ. Они способствовали развитию «школярства» среди студентов, требующих постоянной поддержки, а также дисквалификации преподавателей, заставляя их ежегодно предлагать одно и то же содержание занятий.

Таким образом, переход на новый тип обучения в Швейцарии имеет позитивные последствия, заключающиеся в удовлетворенности образованием молодежи (способствует сокращению времени обучения в ВУЗе, повышению самоорганизованности студентов и нацеленности на конечный результат) и работодателей, имеющих экономическую выгоду.

С другой стороны, требования рынка труда заставляют большинство выпускников ВУЗов Швейцарии возвращаться для повышения своей профессиональной компетентности, причем вкладывая материальные и временные ресурсы. Кроме того, отсутствие фундаментальности образования, взаимосвязи между дисциплинами значительно ухудшает его качество.

Список литературы

1.     Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 111 с.

2.     Гаврилова И.Н. Проблемы реформирования и образования в современной России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2012. – № 3 (23). – С. 6 – 16.

3.     Гречишникова Е.В. Закономерности и парадоксы реформы высшего образования в Европейских странах в рамках Болонского процесса  // Вестник Омского университета. – 2013. – № 1 (34). – С. 75 – 83.

4.     Наливайко Н.В., Паршиков В.И. Профессиональное образование в современном мире: концептуальное осмысление тенденций развития // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – № 1 . – С. 4 – 10.

5.     Суворов Н.А. Тенденции развития высшего образования в современном мире // Научный вестник МГТУ ТА. – 2012. – № 182 . – С. 103 – 108.