Модель урока по теме «Авторская песня» с ценностным компонентом «человек», «культура»
Оценка 4.6

Модель урока по теме «Авторская песня» с ценностным компонентом «человек», «культура»

Оценка 4.6
docx
25.05.2022
Модель урока по теме «Авторская песня» с ценностным компонентом «человек», «культура»
Модель урока с ценностным компонентом культура, человек .docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель урока по теме «Авторская песня» с ценностным компонентом «человек», «культура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель урока

Тема урока, класс

«Авторская песня» с ценностным компонентом «человек», «культура»,

 среднее и старшее звено

Решаемая учебная проблема с ценностным компонентом

Зачем придумали жанр «Авторской песни?»

Учебные задания

 

 

Образовательные

результаты

Учебное задание, направленное на достижение данного образовательного результата

Учебное задание, направленное на достижение данного образовательного результата с использованием эксперимента (натурного, компьютерного и компьютеризированного)

Личностные образовательные результаты

(ценностно-смысловые установки):

- знание норм на основе ценностей

Знание основных моральных норм – справедливость, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность

Дайте определение (своими словами) таким понятиям, как  - «друг», «враг», «совесть», «вина», «правдивость», «честность», «предательство», «взаимовыручка», «дружба». Назовите известные вам поговорки, пословицы, где упоминаются подобные слова? Как вы считаете, в  чем смысл данной поговорки (пословицы)?

 

Пример: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

На слайде презентации «Авторская песня. Истоки жанра» вашему вниманию представлены имена десяти самых известных бардов России. Назовите известные вам песни этих авторов, где встречаются такие слова, как:  «друг», «враг», «совесть», «вина», «правдивость», «честность», «предательство», «взаимовыручка», «дружба». Какова основная тема песни? Как вы думаете, какими чувствами   хотел поделиться автор? Какие эмоции вызывает у вас выбранная песня?

 

  Пример: слово «друг» песни В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг?»

- позитивное отношение к ценностям

Развитие эмпатии и самопереживания. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с таким музыкальным жанром, как «авторская песня».

Напишите небольшое эссе (размышление) «Если бы я был бардом?»

 

- опыт поведения

Развитие доброжелательности к окружающим людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Формирование гражданской  и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

Умение  чувствовать сопричастность к своей Родине, народу, истории своей страны через творчество Российских бардов .

 

Назовите известных российских бардов, авторов-песенников, чьё творчество было посвящено подвигу русского народа в годы ВОВ. Вспомните их самые известные песни о войне? В чем ключевая идея и авторский посыл в выбранной вами песне? Какие слова, предложения в тексте кажутся вам наиболее важными и получают в вашей душе эмоциональный отклик?  Каким видом аккомпанемента можно  сыграть выбранную вами песню?

Используя электронную программу «НМ-песенник» (на платформе «Андроид»), выбери из «Списка песен» контекстного меню песню Булата Окуджавы «Мы за ценой не постоим» в аккордовой системе обозначения. Пройдя по ссылке, прослушай оригинальное исполнение на канале «Ютуб». Подбери подходящий вид аккомпанемента. Исполни песню, аккомпанируя себе на гитаре.

Ответь на вопросы:

В чем ключевая идея и авторский посыл в выбранной вами песне? Можно ли назвать ее патриотической? Почему?  Какие слова, предложения в тексте кажутся вам наиболее важными и получают в вашей душе эмоциональный отклик? 

Предметные образовательные результаты

Знают определение понятия «авторская» песня» и историю происхождения данного музыкального жанра.

Умеют воспроизводить на музыкальном инструменте (шестиструнной гитаре) бардовские (авторские) песни с использованием различных видов аккомпанемента.

 

Выполни задания  и ответь на следующие вопросы:

- В чем сходство и различие понятий «песня», «самодеятельная песня», «авторская песня», «бардовская песня»? Обоснуй свой ответ.

- Назови жанровые особенности (отличительные черты) авторской песни?

- В чем кардинальное различие авторской и эстрадной песни? Обоснуй свой ответ.

- Как зародилась авторская песня и кто был основоположником бардовского движения в нашей стране?

- Расставь в хронологическом порядке (годы жизни и творческой деятельности) имена самых знаменитых бардов России: Олег Митяев, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Александр Городницкий, Ада Якушева, Александр Дольский, Юрий Кукин, Виктор Берковский. Назови самые известные песни каждого из перечисленных авторов.

- Выбери и прослушай внимательно одну из песен указанных авторов. Расскажи, о чем она? Почему ты выбрал именно эту песню? Что автор хотел рассказать и донести миру? Какие общечеловеческие ценности воспеваются в этом музыкально-поэтическом произведении? Какой вид аккомпанемента используется?

- Что ты знаешь о Грушенском фестивале? Какие ассоциации возникают у тебя при упоминании об этом культурном феномене?

 

 

Используя электронную программу «НМ-песенник» (на платформе «Андроид»), выбери из «Списка песен» контекстного меню одну из «авторских» песен известного и любимого тобой автора в аккордовой системе обозначения. Пройдя по ссылке, прослушай оригинальное исполнение на канале «Ютуб». Подбери подходящий вид аккомпанемента. Исполни, аккомпанируя себе на гитаре.

Метапредметные образовательные результаты (УУД+межпредметные понятия):

- познавательные универсальные учебные действия

Умение читать аппликатурные схемы видов гитарного аккомпанемента, свойственные жанру «авторская песня» - «элементарный щипок», «двойной щипок», «бой с акцентированным басом», арпеджио «вальсовка» - с последующим воспроизведением на музыкальном инструменте.

 

 

 

В аппликатурной схеме одного из видов бардовского аккомпанемента -арпеджио «вальсовка» - найди пару несоответствия и обоснуй свой выбор:

 

5 3 2 1 2 3    6 3 2 1 2 3

p i m a m i   p i m a m а

 

Правильный ответ: таковой является пара 3

        a                                                               

т.к. по закону соответствия струну «3» всегда озвучивает указательный палец правой руки, который обозначается буквой «i».

 

Внимательно посмотри на аппликатурную схему одного из видов аккомпанемента, свойственного авторской песне, представленную на слайде презентации. Каких структурных элементов в ней не хватает? Запиши представленную аппликатурную схему в рабочую тетрадь, дополни необходимыми обозначениями:

       1                            1

5     2                    6      2            

       3                            3

      

Назови вид аккомпанемента, представленный на полной схеме, и сыграй его на гитаре.

 

Правильный ответ: в представленной схеме отсутствует обозначение пальцев правой руки. Полная схема «элементарного щипка» - так называется данный вид аккомпанемента, должна выглядеть следующим образом:

 

       1 a                           1a

5p    2 m                   6р   2m            

        3 i                           3 i

 

(Представленный вид аккомпанемента отыгрывается на гитаре)

 

- регулятивные универсальные учебные действия (указать не менее одного)

Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение производить рефлексию своих учебных действий в течение учебного занятия и по его итогу.

 

 

 

 

 

 

Посмотри внимательно на таблицу. Что с ней не так? Составь правильную пару. Обоснуй свое  решение.

 

Автор

Песня

Ада Якушева

 

«Поезд»

 

Юрий Визбор

«Как здорово!»

Олег Митяев

«Мне звезда упала на ладошку»

 

Булат Окуджава 

«Песня о Земле»

Владимир Высоцкий

«Ты - моё дыхание»

 

Юрий Кукин

«Ваше благородие»

 

Александр Дольский

«Александра»

Сергей Никитин

«Милая моя»

 

 

 

Правильный ответ:

 

Ада Якушева - «Ты - моё дыхание»

Юрий Визбор - «Милая моя»

Олег Митяев – «Как здорово!»

Булат Окуджава – «Ваше благородие»

Владимир Высоцкий – «Песня о Земле»

Юрий Кукин – «Поезд»

Александр Дольский – «Мне звезда упала на ладошку»

Сергей Никитин – «Александра»

 

 

 

Проанализируйте свою работу на учебном занятии и дайте ответ на следующие вопросы:

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Какие задания получились хорошо, в выполнении каких испытывали затруднения?

- Оцените свой вклад в выполнение командных заданий.

- Оцените преобладающее  настроение, используя смайлы разного цвета (зелёный-отлично, жёлтый – хорошо, красный – плохо).

 

В компьютере произошел сбой. Посмотри внимательно на таблицу слайда презентации.  Какие несоответствия ты видишь? Составь правильную пару. Обоснуй свое  решение.

 

Автор

Песня

Ада Якушева

 

«Поезд»

 

Юрий Визбор

«Как здорово!»

Олег Митяев

«Мне звезда упала на ладошку»

 

Булат Окуджава 

«Песня о Земле»

Владимир Высоцкий

«Ты - моё дыхание»

 

Юрий Кукин

«Ваше благородие»

 

Александр Дольский

«Александра»

Сергей Никитин

«Милая моя»

 

 

 

Правильный ответ:

 

Ада Якушева - «Ты - моё дыхание»

Юрий Визбор - «Милая моя»

Олег Митяев – «Как здорово!»

Булат Окуджава – «Ваше благородие»

Владимир Высоцкий – «Песня о Земле»

Юрий Кукин – «Поезд»

Александр Дольский – «Мне звезда упала на ладошку»

Сергей Никитин – «Александра»

 

 

Посмотрите на слайд презентации. Проанализируйте свою работу на учебном занятии и дайте ответ на вопросы, обозначенные на слайде:

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Какие задания получились хорошо, в выполнении каких испытывали затруднения?

- Оцените свой вклад в выполнение командных заданий.

- Оцените преобладающее  настроение, используя смайлы разного цвета (зелёный-отлично, жёлтый – хорошо, красный – плохо).

 

- коммуникативные универсальные учебные действия

Умение работать в команде – слышать и слушать друг друга,  договариваться, находить общее решение.

Умение производить взаимоконтроль и оказывать взаимопомощь членам команды по ходу выполнения задания.

Учебной группе из 15 человек предлагается разбиться на 3 подгруппы (по 5 человек в каждой)

Задание: Из предложенного списка самых известных и знаменитых бардов России выбрать поэта-песенника, личность которого вас больше всего привлекает и  чьё творчество кажется вам наиболее интересным. Информацию об этом корифее авторской песни  предлагается  найти, используя все имеющиеся бумажные источники и инструктивный материал. В течение 15-20 минут вам нужно систематизировать, оформить сообщение о выбранном вами авторе-исполнителе и выступить с презентацией результата на предоставленном ватмане.

(Каждая команда получает ватман, ножницы, клей, маркеры различных цветов, информационный пакет рабочих материалов, включая фото-материалы).

 

Учебной группе из 15 человек предлагается разбиться на 3 подгруппы (по 5 человек в каждой)

Задание: Из предложенного списка самых известных и знаменитых бардов России выбрать поэта-песенника, личность которого вас больше всего привлекает и  чьё творчество кажется вам наиболее интересным. Информацию об этом корифее авторской песни  предлагается  найти, используя все имеющиеся информационные источники, включая сеть Интернет. В течение 15-20 минут вам нужно систематизировать, оформить сообщение о выбранном вами авторе-исполнителе и выступить с презентацией результата в  электронном варианте. (Каждая команда получает ноутбук, информационный пакет рабочих материалов).

 

Этапы работы школьника с учебным материалом (заданиями):

1. Понимание (согласование школьником личностных и предметных задач).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проектирование (выбор школьником способов и темпа выполнения заданий).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Коммуникация (взаимодействия школьника с целью решения заданий).

 

 

 

4. Рефлексия (оценивание школьником себя как субъекта учебно-познавательной деятельности).

 

 

Актуализация знаний и обозначение основных понятий  изучаемой темы -«музыкальный жанр», «музыкальный стиль», «песня», «самодеятельная песня», «авторская песня», «бардовская песня», «бард», «поэт-песенник». Подведения обучающихся к формулировке темы занятия с использованием   эвристической беседы. История авторской песни и бардовского движения в понимании обучающихся.   

На слайде презентации «Авторская песня. Истоки жанра» вашему вниманию представлены имена десяти самых известных бардов России.

Назовите известные вам песни этих авторов, где встречаются такие слова, как:  «друг», «враг», «совесть», «вина», «правдивость», «честность», «предательство», «взаимовыручка», дружба». Какова основная тема песни? Как вы думаете, какими чувствами   хотел поделиться автор? Какие эмоции вызывает у вас выбранная песня?

 

 

Разбор аппликатурных схем видов гитарного аккомпанемента, свойственных жанру «авторская песня»   -  «элементарного щипка»,  арпеджио «вальсовка» с встраиванием недостающих элементов. Воспроизведение на гитаре данных видов аккомпанемента.

 

Выбор подходящего вида аккомпанемента и исполнение песни Булата Окуджавы «Мы за ценой не постоим» на гитаре с использованием электронной программы «НМ-песенник» (на платформе «Андроид»).

 

Командная работа в малых группах (по 5 человек). Подготовка презентации и выступление каждой из команд на тему «Любимый поэт-песенник. Основные вехи творческой деятельности».

 

 

Анализ  своей деятельности обучающимися на каждом из этапов занятия и по его итогу. Производят рефлексию в форме эвристической беседы с педагогом. Делятся своими впечатлениями о проделанной работе, оценивают свой вклад в выполнение командных заданий. Оценивают преобладающее  настроение в течение урока, используя смайлы разного цвета (зелёный-отлично, жёлтый – хорошо, красный – плохо).

 

 

 

 

Таблица 2

Оценивание сформированности конкретных умений

 

№ п/п

Умение

Оценочное средство

(содержание задания)

Показатель(-и)

сформированности

Отметка

 

Умение читать аппликатурные схемы видов гитарного аккомпанемента, свойственных жанру «авторская песня» - «элементарный щипок», «двойной щипок», «бой

с акцентированным басом», арпеджио «вальсовка» с последующим воспроизведением на музыкальном инструменте

 

Разбор аппликатурных схем видов гитарного аккомпанемента, свойственных жанру «авторская песня»   -  «элементарного щипка», арпеджио «вальсовка» с встраиванием недостающих элементов. Воспроизведение на гитаре данных видов аккомпанемента.

Низкий – слабо разбирается в условных аппликатурных обозначениях, с трудом читает схемы видов гитарного аккомпанемента, свойственных жанру «авторская песня», испытывает трудности при воспроизведении аппликатурных схем «элементарного щипка»,

«вальсовки».

Средний - разбирается в условных аппликатурных обозначениях, читает схемы видов гитарного аккомпанемента, свойственных жанру «авторская песня», не испытывает трудностей при воспроизведении аппликатурных схем «элементарного щипка», «двойного щипка»,

«вальсовки» на музыкальном инструменте

Высокий – хорошо разбирается в условных аппликатурных обозначениях, без труда читает схемы видов гитарного аккомпанемента, свойственные  жанру «авторская песня», не испытывает трудностей при воспроизведении аппликатурных схем «элементарного щипка», «вальсовки» на музыкальном инструменте

 

Неудовлетворительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо/Отлично

 

Умение  чувствовать сопричастность к своей Родине, народу, истории своей страны через творчество Российских бардов.

Используя электронную программу «НМ-песенник» (на платформе «Андроид»), из «Списка песен» контекстного меню нужно выбрать песню Булата Окуджавы «Мы за ценой не постоим» в аккордовой системе обозначения. Исполнить песню на гитаре, выбрав подходящий вид аккомпанемента.

Ответить на вопросы:

В чем ключевая идея и авторский посыл в выбранной вами песне? Можно ли назвать ее патриотической? Почему?  Какие слова, предложения в тексте кажутся вам наиболее важными и получают в вашей душе эмоциональный отклик? 

Низкий – не имеет четких представлений об определениях и понятиях - «Родина», «патриотизм», «патриотическая песня», «гражданин», «гражданский долг». Не осмысленно исполняет патриотические песни в аккордовой системе обозначения под собственный аккомпанемент. 

Средний - неплохо разбирается и имеет общие представления об определениях и понятиях «Родина», «патриотизм», «патриотическая песня», «гражданин», «гражданский долг». Осмысленно исполняет патриотические песни в аккордовой системе обозначения под собственный аккомпанемент. 

Высокий – хорошо разбирается и имеет четкие представления об определениях и понятиях -  «Родина», «патриотизм», «патриотическая песня», «гражданин», «гражданский долг». Осмысленно исполняет патриотические песни в аккордовой системе обозначения под собственный аккомпанемент. 

Неудовлетворительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо/Отлично

 

Умение выделять и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения учебного материала.

 

Составить правильную пару из предложенных структурных элементов, расположенных произвольно (автор – песня, написанная им)

 

Низкий – верны менее половины соответствий, обоснования не даны.

Средний  - верны более половины соответствий, обоснования даны с трудом.

Высокий – все соответствия верны, даны убедительные обоснования.

Неудовлетворительно

 

 

Удовлетворительно

 

 

 

Хорошо/Отлично

 

Умение работать в команде – слышать и слушать друг друга,  договариваться, находить общее решение.

 

Командная работа в малых группах (по 5 человек). Подготовка презентации и выступление каждой из команд на тему «Любимый поэт-песенник. Основные вехи творческой деятельности»

Низкий – не умеет работать в команде, договариваться, находить общее решение.

Средний - умеет работать в команде, договариваться, находить общее решение.

Высокий – хорошо умеет работать в команде, договариваться, находить общее решение.

 

Неудовлетворительно

 

 

 

Удовлетворительно

 

 

 

Хорошо/Отлично

 

Умение производить рефлексию своих учебных действий в течение учебного занятия и по его итогу.

 

Обучающиеся производят анализ своей деятельности на учебном занятии и по его итогу. Дают ответы на следующие вопросы:

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Какие задания получились хорошо, в выполнении каких испытывали затруднения?

Оценивают свой вклад в выполнение командных заданий. Оценивают преобладающее  настроение в течение урока, используя смайлы разного цвета (зелёный-отлично, жёлтый – хорошо, красный – плохо).

 

Низкий – с трудом производит оценку своих действий во время выполнения учебных заданий по этапам и по итогу занятия. Затрудняется в формулировке ответов на заданные вопросы.

Средний - производит оценку своих действий во время выполнения учебных заданий по этапам и по итогу занятия. Способен формулировать ответы на заданные вопросы.

Высокий – не испытывает затруднений в оценке своих действий во время выполнения учебных заданий по этапам и по итогу занятия. Способен четко и осмысленно формулировать ответы на заданные вопросы.

 

Неудовлетворительно

 

 

 

 

 

 

 

 

Удовлетворительно

 

 

 

 

 

 

 

Хорошо/Отлично

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Модель урока по теме «Авторская песня» с ценностным компонентом «человек», «культура»

Модель урока по теме «Авторская песня» с ценностным компонентом «человек», «культура»

Модель урока Тема урока, класс «Авторская песня» с ценностным компонентом «человек», «культура», среднее и старшее звено

Модель урока Тема урока, класс «Авторская песня» с ценностным компонентом «человек», «культура», среднее и старшее звено

Развитие доброжелательности к окружающим людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Развитие доброжелательности к окружающим людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

России: Олег Митяев, Юрий Визбор,

России: Олег Митяев, Юрий Визбор,

В аппликатурной схеме одного из видов бардовского аккомпанемента -арпеджио «вальсовка» - найди пару несоответствия и обоснуй свой выбор: 5 3 2 1 2 3 6…

В аппликатурной схеме одного из видов бардовского аккомпанемента -арпеджио «вальсовка» - найди пару несоответствия и обоснуй свой выбор: 5 3 2 1 2 3 6…

Умение производить рефлексию своих учебных действий в течение учебного занятия и по его итогу

Умение производить рефлексию своих учебных действий в течение учебного занятия и по его итогу

Посмотри внимательно на таблицу

Посмотри внимательно на таблицу

Понимание (согласование школьником личностных и предметных задач)

Понимание (согласование школьником личностных и предметных задач)

Таблица 2 Оценивание сформированности конкретных умений № п / пУмениеОценочное средство (содержание задания)Показатель(-и) сформированностиОтметка

Таблица 2 Оценивание сформированности конкретных умений № п / пУмениеОценочное средство (содержание задания)Показатель(-и) сформированностиОтметка

Высокий – хорошо разбирается в условных аппликатурных обозначениях, без труда читает схемы видов гитарного аккомпанемента, свойственные жанру «авторская песня», не испытывает трудностей при воспроизведении аппликатурных…

Высокий – хорошо разбирается в условных аппликатурных обозначениях, без труда читает схемы видов гитарного аккомпанемента, свойственные жанру «авторская песня», не испытывает трудностей при воспроизведении аппликатурных…

Низкий – не имеет четких представлений об определениях и понятиях - «Родина», «патриотизм», «патриотическая песня», «гражданин», «гражданский долг»

Низкий – не имеет четких представлений об определениях и понятиях - «Родина», «патриотизм», «патриотическая песня», «гражданин», «гражданский долг»

Составить правильную пару из предложенных структурных элементов, расположенных произвольно (автор – песня, написанная им)

Составить правильную пару из предложенных структурных элементов, расположенных произвольно (автор – песня, написанная им)

Умение производить рефлексию своих учебных действий в течение учебного занятия и по его итогу

Умение производить рефлексию своих учебных действий в течение учебного занятия и по его итогу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2022