Модель урока по теме «Авторская песня» с ценностным компонентом «человек», «культура»
Модель урока
Тема урока, класс |
«Авторская песня» с ценностным компонентом «человек», «культура», среднее и старшее звено |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решаемая учебная проблема с ценностным компонентом |
Зачем придумали жанр «Авторской песни?» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебные задания
Образовательные результаты |
Учебное задание, направленное на достижение данного образовательного результата |
Учебное задание, направленное на достижение данного образовательного результата с использованием эксперимента (натурного, компьютерного и компьютеризированного) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные образовательные результаты (ценностно-смысловые установки): - знание норм на основе ценностей Знание основных моральных норм – справедливость, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность |
Дайте определение (своими словами) таким понятиям, как - «друг», «враг», «совесть», «вина», «правдивость», «честность», «предательство», «взаимовыручка», «дружба». Назовите известные вам поговорки, пословицы, где упоминаются подобные слова? Как вы считаете, в чем смысл данной поговорки (пословицы)?
Пример: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» |
На слайде презентации «Авторская песня. Истоки жанра» вашему вниманию представлены имена десяти самых известных бардов России. Назовите известные вам песни этих авторов, где встречаются такие слова, как: «друг», «враг», «совесть», «вина», «правдивость», «честность», «предательство», «взаимовыручка», «дружба». Какова основная тема песни? Как вы думаете, какими чувствами хотел поделиться автор? Какие эмоции вызывает у вас выбранная песня?
Пример: слово «друг» песни В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг?» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- позитивное отношение к ценностям Развитие эмпатии и самопереживания. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с таким музыкальным жанром, как «авторская песня». |
Напишите небольшое эссе (размышление) «Если бы я был бардом?» |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- опыт поведения Развитие доброжелательности к окружающим людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Формирование гражданской и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. Умение чувствовать сопричастность к своей Родине, народу, истории своей страны через творчество Российских бардов .
|
Назовите известных российских бардов, авторов-песенников, чьё творчество было посвящено подвигу русского народа в годы ВОВ. Вспомните их самые известные песни о войне? В чем ключевая идея и авторский посыл в выбранной вами песне? Какие слова, предложения в тексте кажутся вам наиболее важными и получают в вашей душе эмоциональный отклик? Каким видом аккомпанемента можно сыграть выбранную вами песню? |
Используя электронную программу «НМ-песенник» (на платформе «Андроид»), выбери из «Списка песен» контекстного меню песню Булата Окуджавы «Мы за ценой не постоим» в аккордовой системе обозначения. Пройдя по ссылке, прослушай оригинальное исполнение на канале «Ютуб». Подбери подходящий вид аккомпанемента. Исполни песню, аккомпанируя себе на гитаре. Ответь на вопросы: В чем ключевая идея и авторский посыл в выбранной вами песне? Можно ли назвать ее патриотической? Почему? Какие слова, предложения в тексте кажутся вам наиболее важными и получают в вашей душе эмоциональный отклик? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные образовательные результаты Знают определение понятия «авторская» песня» и историю происхождения данного музыкального жанра. Умеют воспроизводить на музыкальном инструменте (шестиструнной гитаре) бардовские (авторские) песни с использованием различных видов аккомпанемента.
|
Выполни задания и ответь на следующие вопросы: - В чем сходство и различие понятий «песня», «самодеятельная песня», «авторская песня», «бардовская песня»? Обоснуй свой ответ. - Назови жанровые особенности (отличительные черты) авторской песни? - В чем кардинальное различие авторской и эстрадной песни? Обоснуй свой ответ. - Как зародилась авторская песня и кто был основоположником бардовского движения в нашей стране? - Расставь в хронологическом порядке (годы жизни и творческой деятельности) имена самых знаменитых бардов России: Олег Митяев, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Александр Городницкий, Ада Якушева, Александр Дольский, Юрий Кукин, Виктор Берковский. Назови самые известные песни каждого из перечисленных авторов. - Выбери и прослушай внимательно одну из песен указанных авторов. Расскажи, о чем она? Почему ты выбрал именно эту песню? Что автор хотел рассказать и донести миру? Какие общечеловеческие ценности воспеваются в этом музыкально-поэтическом произведении? Какой вид аккомпанемента используется? - Что ты знаешь о Грушенском фестивале? Какие ассоциации возникают у тебя при упоминании об этом культурном феномене?
|
Используя электронную программу «НМ-песенник» (на платформе «Андроид»), выбери из «Списка песен» контекстного меню одну из «авторских» песен известного и любимого тобой автора в аккордовой системе обозначения. Пройдя по ссылке, прослушай оригинальное исполнение на канале «Ютуб». Подбери подходящий вид аккомпанемента. Исполни, аккомпанируя себе на гитаре. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Метапредметные образовательные результаты (УУД+межпредметные понятия): - познавательные универсальные учебные действия Умение читать аппликатурные схемы видов гитарного аккомпанемента, свойственные жанру «авторская песня» - «элементарный щипок», «двойной щипок», «бой с акцентированным басом», арпеджио «вальсовка» - с последующим воспроизведением на музыкальном инструменте.
|
В аппликатурной схеме одного из видов бардовского аккомпанемента -арпеджио «вальсовка» - найди пару несоответствия и обоснуй свой выбор:
5 3 2 1 2 3 6 3 2 1 2 3 p i m a m i p i m a m а
Правильный ответ: таковой является пара 3 a т.к. по закону соответствия струну «3» всегда озвучивает указательный палец правой руки, который обозначается буквой «i».
|
Внимательно посмотри на аппликатурную схему одного из видов аккомпанемента, свойственного авторской песне, представленную на слайде презентации. Каких структурных элементов в ней не хватает? Запиши представленную аппликатурную схему в рабочую тетрадь, дополни необходимыми обозначениями: 1 1 5 2 6 2 3 3
Назови вид аккомпанемента, представленный на полной схеме, и сыграй его на гитаре.
Правильный ответ: в представленной схеме отсутствует обозначение пальцев правой руки. Полная схема «элементарного щипка» - так называется данный вид аккомпанемента, должна выглядеть следующим образом:
1 a 1a 5p 2 m 6р 2m 3 i 3 i
(Представленный вид аккомпанемента отыгрывается на гитаре)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- регулятивные универсальные учебные действия (указать не менее одного) Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения учебного материала.
Умение производить рефлексию своих учебных действий в течение учебного занятия и по его итогу.
|
Посмотри внимательно на таблицу. Что с ней не так? Составь правильную пару. Обоснуй свое решение.
Правильный ответ:
Ада Якушева - «Ты - моё дыхание» Юрий Визбор - «Милая моя» Олег Митяев – «Как здорово!» Булат Окуджава – «Ваше благородие» Владимир Высоцкий – «Песня о Земле» Юрий Кукин – «Поезд» Александр Дольский – «Мне звезда упала на ладошку» Сергей Никитин – «Александра»
Проанализируйте свою работу на учебном занятии и дайте ответ на следующие вопросы: - Что понравилось? - Что не понравилось? - Какие задания получились хорошо, в выполнении каких испытывали затруднения? - Оцените свой вклад в выполнение командных заданий. - Оцените преобладающее настроение, используя смайлы разного цвета (зелёный-отлично, жёлтый – хорошо, красный – плохо).
|
В компьютере произошел сбой. Посмотри внимательно на таблицу слайда презентации. Какие несоответствия ты видишь? Составь правильную пару. Обоснуй свое решение.
Правильный ответ:
Ада Якушева - «Ты - моё дыхание» Юрий Визбор - «Милая моя» Олег Митяев – «Как здорово!» Булат Окуджава – «Ваше благородие» Владимир Высоцкий – «Песня о Земле» Юрий Кукин – «Поезд» Александр Дольский – «Мне звезда упала на ладошку» Сергей Никитин – «Александра»
Посмотрите на слайд презентации. Проанализируйте свою работу на учебном занятии и дайте ответ на вопросы, обозначенные на слайде: - Что понравилось? - Что не понравилось? - Какие задания получились хорошо, в выполнении каких испытывали затруднения? - Оцените свой вклад в выполнение командных заданий. - Оцените преобладающее настроение, используя смайлы разного цвета (зелёный-отлично, жёлтый – хорошо, красный – плохо).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- коммуникативные универсальные учебные действия Умение работать в команде – слышать и слушать друг друга, договариваться, находить общее решение. Умение производить взаимоконтроль и оказывать взаимопомощь членам команды по ходу выполнения задания. |
Учебной группе из 15 человек предлагается разбиться на 3 подгруппы (по 5 человек в каждой) Задание: Из предложенного списка самых известных и знаменитых бардов России выбрать поэта-песенника, личность которого вас больше всего привлекает и чьё творчество кажется вам наиболее интересным. Информацию об этом корифее авторской песни предлагается найти, используя все имеющиеся бумажные источники и инструктивный материал. В течение 15-20 минут вам нужно систематизировать, оформить сообщение о выбранном вами авторе-исполнителе и выступить с презентацией результата на предоставленном ватмане. (Каждая команда получает ватман, ножницы, клей, маркеры различных цветов, информационный пакет рабочих материалов, включая фото-материалы).
|
Учебной группе из 15 человек предлагается разбиться на 3 подгруппы (по 5 человек в каждой) Задание: Из предложенного списка самых известных и знаменитых бардов России выбрать поэта-песенника, личность которого вас больше всего привлекает и чьё творчество кажется вам наиболее интересным. Информацию об этом корифее авторской песни предлагается найти, используя все имеющиеся информационные источники, включая сеть Интернет. В течение 15-20 минут вам нужно систематизировать, оформить сообщение о выбранном вами авторе-исполнителе и выступить с презентацией результата в электронном варианте. (Каждая команда получает ноутбук, информационный пакет рабочих материалов).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы работы школьника с учебным материалом (заданиями): 1. Понимание (согласование школьником личностных и предметных задач).
2. Проектирование (выбор школьником способов и темпа выполнения заданий).
3. Коммуникация (взаимодействия школьника с целью решения заданий).
4. Рефлексия (оценивание школьником себя как субъекта учебно-познавательной деятельности). |
Актуализация знаний и обозначение основных понятий изучаемой темы -«музыкальный жанр», «музыкальный стиль», «песня», «самодеятельная песня», «авторская песня», «бардовская песня», «бард», «поэт-песенник». Подведения обучающихся к формулировке темы занятия с использованием эвристической беседы. История авторской песни и бардовского движения в понимании обучающихся. На слайде презентации «Авторская песня. Истоки жанра» вашему вниманию представлены имена десяти самых известных бардов России. Назовите известные вам песни этих авторов, где встречаются такие слова, как: «друг», «враг», «совесть», «вина», «правдивость», «честность», «предательство», «взаимовыручка», дружба». Какова основная тема песни? Как вы думаете, какими чувствами хотел поделиться автор? Какие эмоции вызывает у вас выбранная песня?
Разбор аппликатурных схем видов гитарного аккомпанемента, свойственных жанру «авторская песня» - «элементарного щипка», арпеджио «вальсовка» с встраиванием недостающих элементов. Воспроизведение на гитаре данных видов аккомпанемента.
Выбор подходящего вида аккомпанемента и исполнение песни Булата Окуджавы «Мы за ценой не постоим» на гитаре с использованием электронной программы «НМ-песенник» (на платформе «Андроид»).
Командная работа в малых группах (по 5 человек). Подготовка презентации и выступление каждой из команд на тему «Любимый поэт-песенник. Основные вехи творческой деятельности».
Анализ своей деятельности обучающимися на каждом из этапов занятия и по его итогу. Производят рефлексию в форме эвристической беседы с педагогом. Делятся своими впечатлениями о проделанной работе, оценивают свой вклад в выполнение командных заданий. Оценивают преобладающее настроение в течение урока, используя смайлы разного цвета (зелёный-отлично, жёлтый – хорошо, красный – плохо).
|
Таблица 2
Оценивание сформированности конкретных умений
№ п/п |
Умение |
Оценочное средство (содержание задания) |
Показатель(-и) сформированности |
Отметка |
|
Умение читать аппликатурные схемы видов гитарного аккомпанемента, свойственных жанру «авторская песня» - «элементарный щипок», «двойной щипок», «бой с акцентированным басом», арпеджио «вальсовка» с последующим воспроизведением на музыкальном инструменте
|
Разбор аппликатурных схем видов гитарного аккомпанемента, свойственных жанру «авторская песня» - «элементарного щипка», арпеджио «вальсовка» с встраиванием недостающих элементов. Воспроизведение на гитаре данных видов аккомпанемента. |
Низкий – слабо разбирается в условных аппликатурных обозначениях, с трудом читает схемы видов гитарного аккомпанемента, свойственных жанру «авторская песня», испытывает трудности при воспроизведении аппликатурных схем «элементарного щипка», «вальсовки». Средний - разбирается в условных аппликатурных обозначениях, читает схемы видов гитарного аккомпанемента, свойственных жанру «авторская песня», не испытывает трудностей при воспроизведении аппликатурных схем «элементарного щипка», «двойного щипка», «вальсовки» на музыкальном инструменте Высокий – хорошо разбирается в условных аппликатурных обозначениях, без труда читает схемы видов гитарного аккомпанемента, свойственные жанру «авторская песня», не испытывает трудностей при воспроизведении аппликатурных схем «элементарного щипка», «вальсовки» на музыкальном инструменте
|
Неудовлетворительно
Удовлетворительно
Хорошо/Отлично |
|
Умение чувствовать сопричастность к своей Родине, народу, истории своей страны через творчество Российских бардов. |
Используя электронную программу «НМ-песенник» (на платформе «Андроид»), из «Списка песен» контекстного меню нужно выбрать песню Булата Окуджавы «Мы за ценой не постоим» в аккордовой системе обозначения. Исполнить песню на гитаре, выбрав подходящий вид аккомпанемента. Ответить на вопросы: В чем ключевая идея и авторский посыл в выбранной вами песне? Можно ли назвать ее патриотической? Почему? Какие слова, предложения в тексте кажутся вам наиболее важными и получают в вашей душе эмоциональный отклик? |
Низкий – не имеет четких представлений об определениях и понятиях - «Родина», «патриотизм», «патриотическая песня», «гражданин», «гражданский долг». Не осмысленно исполняет патриотические песни в аккордовой системе обозначения под собственный аккомпанемент. Средний - неплохо разбирается и имеет общие представления об определениях и понятиях «Родина», «патриотизм», «патриотическая песня», «гражданин», «гражданский долг». Осмысленно исполняет патриотические песни в аккордовой системе обозначения под собственный аккомпанемент. Высокий – хорошо разбирается и имеет четкие представления об определениях и понятиях - «Родина», «патриотизм», «патриотическая песня», «гражданин», «гражданский долг». Осмысленно исполняет патриотические песни в аккордовой системе обозначения под собственный аккомпанемент. |
Неудовлетворительно
Удовлетворительно
Хорошо/Отлично |
|
Умение выделять и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения учебного материала.
|
Составить правильную пару из предложенных структурных элементов, расположенных произвольно (автор – песня, написанная им)
|
Низкий – верны менее половины соответствий, обоснования не даны. Средний - верны более половины соответствий, обоснования даны с трудом. Высокий – все соответствия верны, даны убедительные обоснования. |
Неудовлетворительно
Удовлетворительно
Хорошо/Отлично |
|
Умение работать в команде – слышать и слушать друг друга, договариваться, находить общее решение.
|
Командная работа в малых группах (по 5 человек). Подготовка презентации и выступление каждой из команд на тему «Любимый поэт-песенник. Основные вехи творческой деятельности» |
Низкий – не умеет работать в команде, договариваться, находить общее решение. Средний - умеет работать в команде, договариваться, находить общее решение. Высокий – хорошо умеет работать в команде, договариваться, находить общее решение.
|
Неудовлетворительно
Удовлетворительно
Хорошо/Отлично |
|
Умение производить рефлексию своих учебных действий в течение учебного занятия и по его итогу.
|
Обучающиеся производят анализ своей деятельности на учебном занятии и по его итогу. Дают ответы на следующие вопросы: - Что понравилось? - Что не понравилось? - Какие задания получились хорошо, в выполнении каких испытывали затруднения? Оценивают свой вклад в выполнение командных заданий. Оценивают преобладающее настроение в течение урока, используя смайлы разного цвета (зелёный-отлично, жёлтый – хорошо, красный – плохо).
|
Низкий – с трудом производит оценку своих действий во время выполнения учебных заданий по этапам и по итогу занятия. Затрудняется в формулировке ответов на заданные вопросы. Средний - производит оценку своих действий во время выполнения учебных заданий по этапам и по итогу занятия. Способен формулировать ответы на заданные вопросы. Высокий – не испытывает затруднений в оценке своих действий во время выполнения учебных заданий по этапам и по итогу занятия. Способен четко и осмысленно формулировать ответы на заданные вопросы.
|
Неудовлетворительно
Удовлетворительно
Хорошо/Отлично |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.