Модель организации социально-психолого-педагогической помощи обучающимся, перенесшим операцию КИ
Оценка 4.7
Повышение квалификации +1
docx
дефектология +1
Взрослым
21.01.2018
В данной статье показана модель организации в специальном коррекционном учреждении социально-психолого-педагогической помощи обучающимся, перенесшим операцию кохлеарной имплантации, их семьям с учетом межведомственного взаимодействия и методической поддержки обучающихся. Данный материал могут использовать педагоги специальных и общеобразовательных учреждений, которые обучают детей, после кохлеарной имплантации.
модель.docx
Парамонова Надежда Геннадьевна
Модель организации социальнопсихологопедагогической помощи обучающимся,
перенесшим операцию кохлеарной имплантации,
их семьям с учетом межведомственного взаимодействия
и методической поддержки обучающихся
Государственного казенного общеобразовательного учреждения
«Волгоградская школаинтернат №7»
Организация социальнопсихологопедагогической помощи обучающимся,
перенесшим операцию кохлеарной имплантации, их семьям с учетом межведомственного
взаимодействия и методической поддержки обучающихся в ГКОУ «Волгоградская школа
интернат №7» осуществляется по следующим направлениям:
организационноуправленческая работа;
научнометодическая помощь;
социальнопсихологопедагогическое сопровождение.
Содержание организационноуправленческой работы:
1. Разработана и обновлена нормативно правовую базу: положение, локальные акты,
приказ о творческой группе, договоры.
2. Внесены изменения в содержание адаптированной образовательной программы.
3. Включены в образовательное пространство и заключены договоры с социальными
партнерами:
ЦПМПК.
сурдологическим отделением областной консультативной поликлиники;
ГКОУ "Волжская школаинтернат №2";
ГКОУ "Ленинская школаинтернат";
ВГСПУ;
Волгоградской областной общественной организацией родителей детейинвалидов по
слуху после кохлеарной имплантации «Хочу слышать»;
Центром «Слуха».
4. Обеспечены кадрами – 100%, образование педагогов – высшее дефектологическое,
высшее с дополнительной переподготовкой по квалификации учительдефектолог.
5. Повышен уровень квалификации педагогов (квалификационные категории педагогов
высшая, первая).
6. Приобретены технические средства для оснащения коррекционного процесса
(ноутбуки, мультимедиа, Мимио, ЗУА).
7. Оборудованы кабинеты:
для индивидуальных коррекционных занятий (зеркало, слуховой тренажер, учебно
методические средства, компьютер);
слуховой кабинет для фронтальных занятий (компьютер, мультимедиа, ЗУА,
вибростол, музыкальные игрушки (барабан, гармошка, металлофон, бубен, дудка),
музыкальный центр, учебнометодические средства);
кабинет педагогапсихолога и социального педагога (развивающие игрушки,
настольные игры, компьютер, принтер);
сенсорная комната.
8. Приобретены комплекты методических материалов:
«Занимаемся с Ушариком»:
книгаистория, подготавливающая ребенка к кохлеарной имплантации; «Невероятная история Ушарика»;
книга для родителей «Кохлеарная имплантация и дети», автор И.В. Королева;
пособие для родителей «Рекомендации для родителей по развитию слухового
восприятия детей с нарушенным слухом», автор О.В. Зонтова;
рабочие тетради по развитию слухового восприятия (4 шт. каждая для разного
уровня сформированности слухового восприятия);
настольнопечатные игры для детей с нарушенным слухом, направленных на развитие их
слухового восприятия.
"Учусь слушать и говорить", автор Королева И.В.:
рабочая тетрадь №1 по развитию начальных навыков слухового восприятия неречевых
звуков, слов, произносительных навыков «Первые шаги в мир звуков и слов»;
рабочая тетрадь №2 по развитию слухового восприятия слитной речи, развитию связной
речи «Слушаю и говорю предложениями";
рабочая тетрадь № 3 по развитию фонематического слуха, восприятия и воспроизведения
просодических характеристик речи «Буквы или звуки?»;
методические рекомендации для родителей детей с кохлеарными имплантами,
сурдопедагогов, логопедов с описанием методики развития слухового восприятия и речи
на основе "слухового" метода «Учусь слушать и говорить»
9. Размещена информация о работе с детьми после КИ, новинках литературы на сайте
школыинтерната.
Содержание научнометодической помощи:
1. Утверждение на педагогическом совете проекта технологии «Социальнопсихолого
педагогическое сопровождение детей после КИ».
обучающих, научнопрактических семинаров:
стола «Кохлеарная имплантация, реабилитация детей и взрослых с
2. Разработаны программы по развитию речевого слуха для детей после КИ.
3. Повышение профессионального уровня педагогов в рамках:
«КИ как современное средство
реабилитации детей и взрослых с нарушенным слухом», «Слухоречевая реабилитация
детей после КИ», «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология»,
«Периоды слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации»,
«Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием
верботональной системы»;
круглого
нарушенным слухом»;
курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе
«Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в рамках реализации
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
изучения опыта социальнопсихологопедагогической помощи детям с кохлеарной
имплантацией.
4.
Создана картотека тестовых заданий для педагогического обследования слуха и
речи детей с КИ: «Обнаружения, различения и узнавания неречевых (бытовых) звуков
окружающей среды», «Узнавания слов с разной слоговой структурой (одно, двух,
трехсложные слова, цифры) в закрытом (ограниченном) выборе», «Различения разных
признаков неречевых и речевых звуков (количество звуков, длинныйкороткий, громкий
тихий»; «Различения и узнавания звуков музыкальных инструментов, звучащих игрушек»,
«Узнавания слов в слитной речи при закрытом выборе», «Различения слов в предложениях
с хорошо предсказуемым последним словом в открытом выборе», «Понимания знакомых
вопросов в шумах», «Локализации источника звука в пространстве», «Обнаружение звука»,
«Различение 2 звуков
«Локализация источника звука в пространстве»,
(одинаковый/разный)»,
(громкий/тихий,
«Оценка разных качеств
звуков одиночный/прерывистый, длинный/короткий, высокий/низкий, постоянный/меняющийся и
т.д.)», «Опознавание неречевых звуков окружающей среды, звуков музыкальных
инструментов, игрушек», «Выделение акустических коррелятов различных речевых
сигналов (на сегментном уровне фонем, слогов, и надсегментном уровне слов, фраз)»,
«Опознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, групп слов, фраз)»,
«Распознавание различных речевых сигналов (незнакомых ни но содержанию, ни по
звучанию)» и т.д.
5. Разработаны учебнометодические пособия:
рабочие тетради по развитию слухового восприятия;
карты учета развития слуха и речи детей с КИ;
методические рекомендации:
для педагогов по методике обучения детей после кохлеарной импантации;
для родителей по реабилитации детей после кохлеарной импантации.
памятки для педагогов, родителей, имеющих детей с кохлеарным имплантатом.
6. Создан банк электронных учебнометодических комплексов:
«Учите слова»;
«Учите русский»;
«Практикум по русской фонетике»;
«Баба Яга учится читать»
«Мудрая Сова».
7. Осуществлено консультативнопросветительское, техническое – взаимодействие
со специалистами сервисных центров КИ (О.В. Зонтова, методист реабилитации
после К И ФГУ СПб НИИ ЛОР).
Социальнопсихологопедагогическое сопровождение:
1. Специалисты оказывают коррекционноразвивающие услуги в обеспечении психолого
педагогического сопровождения детей после кохлеарной имплантации (учитель
дефектолог, педагогпсихолог, социальный педагог).
2. Специальная коррекционно – развивающая работа осуществляется на основе ее
совместного планирования и постоянного сотрудничества, систематического
взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса:
учителем – дефектологом (сурдопедагогом);
педагогом – психологом;
социальным педагогом;
обучающихся после КИ;
их слабослышащих одноклассников;
учителейпредметников;
администрации школыинтерната;
педагогов, участвующих во внеурочной деятельности;
родителей детей после КИ;
медицинских работников школыинтерната.
3. По развитию слухового восприятия и формированию произношения (индивидуальные,
фронтальные) проводятся коррекционные занятия.
4. С целью выявления динамики формирования слухоречевых навыков проводится
диагностика слуха.
5. Осуществляется диагностика психологического здоровья обучающихся.
6. Оформляются методические рекомендации, памятки (для педагогов и родителей).
7. Заполнение карт учета слуха и речи детей с КИ. 8. Проведение мониторинга (в конце каждой учебной четверти) достижения
обучающимися планируемых результатов освоения образования на основе
адаптированной основной общеобразовательной программы.
9. Осуществление мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов
коррекционноразвивающей работы.
10. Изменение коррекционной программы по результатам обследования в соответствии с
выявленными особенностями и потребностями учащихся.
11. Социальнопсихологопедагогической помощь включает:
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания;
наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
поддержание постоянной связи с учителем класса, школьным психологом,
медицинскими работниками, социальным педагогом, администрацией школы,
родителями (законными представителями);
составление психологопедагогической характеристики обучающегося при помощи
методов наблюдения, беседы, диагностического обследования, в которой
отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с
родителями и одноклассниками, уровень и особенности слухоречевого,
интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при
обучении ребёнка;
составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с
психологом и учителями класса), в котором отражаются пробелы знаний и
намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп
обучения, направления коррекционной работы;
контроль успеваемости и поведения обучающегося в классе;
формирование микроклимата, способствующего тому, чтобы каждый обучающийся
после КИ чувствовал себя в школе комфортно;
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных
интересов обучающихся, их общее развитие.
12. Содержание и формы коррекционноразвивающей работы учителядефектолога
(сурдопедагога).
Содержание коррекционно – развивающей работы сурдопедагога направлено:
на обучение языку;
развитие речевой деятельности обучающихся;
их языковых способностей.
С учетом индивидуальных особенностей обучающихся сурдопедагогом проводятся:
1) занятия по развитию:
словесной речи (в устной и письменной формах);
речевого слуха;
слухозрительного восприятия устной речи;
произносительной стороны речи;
восприятия неречевых звучаний;
совершенствования навыков речевого общения как одного из важнейших факторов их
социальной адаптации.
2) мониторинг результатов коррекционно–развивающей работы на протяжении всего
периода обучения, которые отражаются в слухоречевых картах обучающихся;
3) консультации со всеми участниками образовательного процесса по результатам
обследований.
13. Содержание и формы коррекционноразвивающей работы педагогапсихолога
включает:
диагностику личностного, интеллектуального и психоэмоционального развития детей;
коррекцию недостатков в развитии памяти, внимания, мышления, эмоционально
волевой сферы и др.;
популяризацию психологических
образовательного процесса.
консультирование
участников
знаний,
14. Содержание и формы коррекционноразвивающей работы социального педагога:
диагностика социального положения семей и внутрисемейных отношений;
содействие коррекции внутрисемейных отношений, внутригрупповых отношений в
образовательной организации;
консультирование родителей, детей по вопросам социального взаимодействия,
правовой и социальной защиты;
работает с семьями обучающихся группы риска;
участвует в профориентационной работе и других мероприятиях.
15. Консультативнометодической помощь осуществляется для:
повышения уровня родительской компетентности и активизацию роли родителей в
воспитании и обучении ребенка (обучающие семинары, индивидуальные консультации
со специалистами).
выработки совместных рекомендаций специалистами, работающими в образовательной
организации, и родителями (законными представителями).
16. Информационнопросветительская работа включает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы, семинары, конференции), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями
образовательного процесса и сопровождения обучающихся после КИ;
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуальнотипологических особенностей обучающихся после КИ.
Модель организации социально-психолого-педагогической помощи обучающимся, перенесшим операцию КИ
Модель организации социально-психолого-педагогической помощи обучающимся, перенесшим операцию КИ
Модель организации социально-психолого-педагогической помощи обучающимся, перенесшим операцию КИ
Модель организации социально-психолого-педагогической помощи обучающимся, перенесшим операцию КИ
Модель организации социально-психолого-педагогической помощи обучающимся, перенесшим операцию КИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.