Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Оценка 4.7

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл
20.03.2018
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Данную модель можно использовать при составлении психолого - педагогического сопровождения детей с тяжелой умственной отсталостью. В модели указаны субъекты психолого - педагогического сопровождения, их функции. А так же цель и задачи сопровождения, основные этапы, направления и принципы коррекционной работы с детьми.
Модель психолого - педагогического сопровождения.docx
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью. Психолого­педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: • как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и  поддержку в индивидуальном образовании  ребенка; • как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных  педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный  самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; • как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;  как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога,  психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; • как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов:  целевого, содержательного, процессуального и результативного. Сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу,  направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую  работу) Психолого­педагогическое сопровождение – комплексная технология, особый путь  поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Субъекты психолого – педагогического сопровождения: Администрация Классный руководитель учителя­предметники Тьютор Психолог Социальный педагог Логопед Дефектолог Родители Медицинские работники Целью психолого­педагогического сопровождения ребенка, обучающегося в  общеобразовательном учреждении, является: • обеспечение оптимального развития ребенка, • успешная интеграция в социум. Создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению  речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов,  коммуникативной деятельности обучающихся Задачи психолого­педагогического сопровождения: • предупреждение возникновения проблем развития ребенка; • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; • психологическое обеспечение образовательных программ; • развитие психолого­педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.  сохранение нервно­психического, соматического здоровья детей;  помощь (содействие) ребенку и его родителям в решении актуальных задач  коррекции, развития, обучения и социализации;  рекомендации по выбору образовательного маршрута;  оптимизация адаптации в период пребывания школьника вне семьи;  развитие мотивации, познавательной деятельности и эмоциональной сферы  ребенка;  развитие компетентности участников коррекционного процесса;  разработка творческих программ сопровождения;  изучение и систематизация опыта педагогов. Служба сопровождения • объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс  сопровождения: учителя, психолог, дефектолог, социальный педагог, логопед,  родительский актив. Задачи индивидуальной программы психолого­педагогического сопровождения: 1) помощь в разрешении трудностей в обучении, 2) профессиональной подготовке и ориентации, 3) во взаимоотношениях с окружающими(учителями, сверстниками, родителями); 4) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально­волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния  ученика. • Организационная структура службы сопровождения ребенка  в образовательном учреждении психолого­медико­педагогический консилиум (пмпк) Процесс сопровождения • комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения. Метод сопровождения • способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях её решения. Учитель­дефектолог обследует, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у учащихся дефекта, комплектует группы для занятий с учётом психологического состояния детей, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и их максимальной коррекции, работает в тесном контакте с учителями, посещает занятия и консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии; способствует пониманию развития и функционирования общества в целом и отдельных составляющих его социальных систем, формированию общей культуры личности обучающихся,  использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов;  реализует образовательные программы; обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию. Учитель­логопед • всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально­групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. • Для логопедических занятий в учебном плане предусматриваются часы в  соответствии с Базисными учебными планами. Педагог­психолог • выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих  реакций, • проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию  эмоционально­ волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной  деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; • оказывает методическую помощь учителям; • развивает психолого­педагогическую компетентность педагогов и родителей. Учителя, работающие с детьми  • проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их  индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, • фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, • совместно с педагогом­психологом ведут карты сопровождения учащихся. Родители выполняют в данной системе роль носителя и транслятора, определенных  микрокультурных ценностей ­ религиозных, этических и пр., но при этом их  воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родители в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач  школьной жизнедеятельности, они стремятся отсечь, закрыть те пути развития,  движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных,  религиозных, национальных традиций. Это требует выстраивания определенной  системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему  взаимодействия со своим ребенком. Функции специалистов сопровождения Отслеживаются: • эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), • текущие и этапные результаты адаптации, • динамика развития и личностного роста обучающихся, • формирование навыков образовательной деятельности, • освоение общеобразовательных программ, • показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося. Принципы модели системность – реализуется в процессе оказания психолого­педагогической помощи в  разных направлениях: детям, учителям, родителям ; комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями  оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности, помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи; интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого­педагогических), методик, подходов,  дидактических и психотерапевтических приемов ; приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений  ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве  обходных путей; непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и  способностей, осуществления психолого­педагогического сопровождения на  протяжении всего периода обучения. Мотивационный этап • обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса  сопровождения и мотивация предстоящей деятельности. • От характера сложившихся взаимоотношений в триаде учитель­ребенок­родитель  зависит коррекционная работа. • Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех  участников образовательного процесса возможна реализация эффективного процесса  коррекции в короткие сроки. • Мотивационный этап во многом зависит от личных качеств и профессионализма  учителя­дефектолога, психолога, насколько убедительно они смогут изложить стратегию психолого­педагогического сопровождения. Ориентировочный этап • определение смысла и содержания предстоящей работы, • выработка общего подхода, определение ролей и профессиональных позиций  относительно ребёнка, • распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения. • На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения (выявление  причин затруднений, школьной дезадаптации ребенка; обоснование содержания  коррекционно­развивающей работы и форм её реализации;  выбор способов организации этого процесса с учётом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализациисопровождения;  выясняется мнение родителей о проблемах ребёнка и ожидаемых результатах). Содержательно­операционный этап • разрабатываются коррекционные программы на диагностической основе  применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач, • проводится работа с детьми, психологом, учителем­дефектологом, учителями, родителями в целях их взаимодействия, • при необходимости ведется психолого­педагогическая подготовка тех, кто затрудняется в работе. Оценочный этап • включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику, • анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию, • учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее Содержательные направления  работы постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц  о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения; коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все  педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители,  специалисты); психолого­педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется,  определяются конкретные действия каждого специалиста; рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического  опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений,  анализом результатов предыдущей работы. Основные направления психолого­педагогического сопровождения • педагогическая и психологическая диагностика отклонений в психофизическом развитии и выявление потребностей в коррекционной помощи (заключения ПМПК); • создание адекватной потребностям учащихся специальной коррекционно­ развивающей среды; • разработка адаптированных образовательных программ, ориентированных на  конкретного ребенка с целью решения соответствующих коррекционных задач; • обучение и воспитание школьников в соответствии с программами; • индивидуальная, групповая, фронтальная коррекционно­ развивающая работа; • психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния. Для реализации  обучения детей  • разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана  специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида  и • отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на  основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов. • Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане  предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счёт реализации программ дополнительного  образования интеллектуально­познавательной направленности. Программа психолого­педагогического сопровождения • учитываются потребности ребенка, • запросы родителей, учителей, выявленные в процессе диагностического обследования, • уточняется, как родители и учителя смогут закреплять приобретенные навыки в  процессе специальных занятий. • Проводимые коррекционные занятия дополняются диагностическими, контрольными  срезами. По результатам проводится активное консультирование учителей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы (определяются причины и способы  разрешения возникающих затруднений). Рассматривая сопровождение как систему, выделяются следующие этапы: 1 диагностический 2 проектирования  3 деятельностный 4 рефлексивный На каждом этапе определяются цели и задачи сопровождения, описываются  планируемые результаты деятельности, необходимый инструментарий и формы  отчётности.  Психолого­ педагогическое сопровождение. На 1 этапе – диагностическом проводится исследование:  соматического состояния ребенка (антропометрия, определение группы  здоровья, осмотр врачами­специалистами),  логопедическое обследование,  неврологического статуса, психотерапевтическое обследование,  психологического статуса и сенсорного развития,  уровня знаний, умений и навыков по основным учебным предметам,  наблюдения за адаптацией, эмоциональной сферой учащихся. Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и  потенциальных возможностей решения. Диагностический инструментарий: компьютерное тестирование психических  процессов, анкетирование, тестирование педагогов, родителей, детей, компьютерный  тренажер. Результаты работы: 1 .уточнение логопедического заключения, неврологического  диагноза, уровня развития психических процессов  составление речевого профиля,  рекомендации по медикаментозному лечению,  составление графика медицинских процедур,  проведение заседания ПМПк по итогам адаптации,  индивидуальное консультирование родителей, педагогов по итогам  обследования. Формы отчетности: медицинские карты, речевые карты, карты сенсорного развития,  таблицы и графики, карты динамики развития ребенка, методические рекомендации,  справки, карта адаптации к школьному обучению. Психолого­медико­педагогическое сопровождение выступает как комплексная  технология. Весь коллектив сотрудников участвует в реализации программы  сопровождения. Работая как одна “команда”, каждый специалист выполняет четко  определенные цели и задачи в области своей дисциплины.  В системе ПМПС ведущим звеном являются учителя­логопеды. Специфика нашего  учреждения такова, что логопед – специалист по устранению нарушений речи, и  учитель начальных классов, и классный руководитель в одном лице. Такой подход  позволяет эффективно осуществлять коррекцию и развитие в учебной и внеурочной  деятельности. Формы взаимодействия специалистов представлены на схемах. ( Психолог выполняет диагностическую, консультативную функции, осуществляет  обеспечение коррекционного обучения развития и социализации, работает над  формированием и развитием познавательной деятельности. На диагностическом этапе  использует ИКТ, практикуя программу компьютерной обработки и тестирования. Деятельность психолога базируется на применении современных технологий:  развивающее обучение, уровневая дифференциация, интегративная технология  деятельностного подхода, технология развивающих игр. Обучение осуществляется  через игру, формируются навыки выполнения условий правил игры, приобретение  знаний посредством повышения мотивации. 2 этап проектирования. Его цель – сбор необходимой информации о путях и методах решения проблемы, составление или корректировка плана коррекционного обучения,  развития и воспитания с учетом результатов проведенной диагностики, доведения этой  информации до участников сопровождения, создание положительной мотивации у  школьников к коррекционному воздействию. Инструментарий проектирования: программы, планы, технологии логопедической и  психологической работы по устранению речевых нарушений, план ПМПк,  методические рекомендации, портфолио педагогов, психологические тесты. Результаты работы: 1. Составление плана логопедической работы по итогам обследования речи. 2. Корректировка коррекционно­воспитательного планирования, плана занятий по  сенсорному развитию, по логоритмике, по куклотерапии. 3. Тематическое планирование по учебным предметам. 4. Планирование профилактических медицинских мероприятий. 5. Прогнозирование предполагаемых результатов. Формы отчетности: планы специалистов, педагогов, расписание логопедических и  коррекционных занятий, рекомендации, схемы­графики по итогам психологического  тестирования. 3 этап деятельностный. Цель данного этапа – обеспечение коррекционного  обучения, развития, социализации в соответствии с программами и планами,  рекомендованными специалистами и коррекционными педагогами каждому школьнику, развитие познавательных интересов, активизация познавательной деятельности;  выявление учащихся с трудностями обучения и оказание им дополнительной помощи.  Инструментарий: портфолио учащихся, тетради связи, логопедические тетради,  тетради по учебным предметам, картотеки игр и упражнений, методическое  обеспечение учебного, психологического и логопедического процесса,  информационное обеспечение компьютерными программами по развитию психических  процессов, логопедическими тренажерами типа “Дельфа­142”, “Учись говорить  правильно”, “Игры для тигры” и т.д. Результаты работы: 1. 2.  Организация и проведение логопедических занятий в соответствии с планом  (программа для детей с ТНР под редакцией Р.И.Лалаевой).  Организация и проведение коррекционно­развивающих занятий во внеурочное время. 3.  Проведение занятий по ЛФК 4.  Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей  администрацией, специалистами; 5. Проведение открытых уроков, занятий, тренингов для родителей и педагогов 6. Выявление учащихся с трудностями в обучении, в поведении, с нарушениями  мотивации; дополнительное обследование их специалистами 7. Проведение ПМПк по результатам диагностики учащихся, испытывающих  трудности обучения и развития, выработка рекомендаций Формы отчетности: планы или конспекты занятий, открытые занятия для педагогов,  открытые занятия для родителей, заключения ПМПк, характеристики, презентации,  результаты тестирования в виде таблиц, графиков и схем. На деятельностном этапе сопровождения осуществляется коррекционно­ логопедическая работа по авторским и адаптированным программам на  логопедических занятиях, на коррекционных занятиях в сенсорной комнате, на  занятиях по ритмике, логоритмике, куклотерапии. Программы: “Азбука общения”,  “Театрализованные игры”, разработаны педагогом по куклотерапии. Такие занятия  формируют и развивают коммуникативные навыки у детей с нарушениями речи,  коррегируют моторные, психические, речевые функции, активизируют творческий  потенциал детей, развитие эмоционально­личностной сферы улучшают адаптацию  детей в новых условиях обучения.  Использования музыкальных средств позволяет реализовать мультидисциплинарный и  комплексный принцип сопровождения. Занятия по ритмике, логоритмике, музыке  развивают неречевые процессы: слуховое восприятие, внимание, память, координацию  движений; воспитывают чувство темпа и ритма в движении, так и коррегируют речевые функции: воспитывают темп и ритм речи, развивают речевое дыхание,  артикуляционную моторику, интонационную выразительность.  4 этап рефлексивный. Цель данного этапа: подведение итогов сопровождения, анализ результатов коррекции и развития, определение уровня результативности. Инструментарий: материалы итогового тестирования, таблицы, графики. Результаты работы: 1. Итоговая диагностика специалистами. 2. Анализ результатов деятельности специалистов. 3. Проведение ПМПк по результатам коррекционного обучения. 4. Рекомендации по выбору образовательного маршрута. 5. Индивидуальное консультирование родителей специалистами и администрацией. Главной формой отчетности сопровождения в 0­4 классах считается диагностическая  карта развития ребенка, включающая индивидуальную программу сопровождения. • Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с  тяжелой умственной отсталостью в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально­ технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения. Коррекционно­развивающая образовательная среда • учебные кабинеты для работы тьюторов, коррекционных и дополнительных  образований детей, • релаксационный кабинет, • зал для спортивных занятий, • зал для игровых и развивающих занятий, • кабинеты логопеда и дефектолога, • спортивная площадка с полосой препятствий для детей с ОВЗ на улице, • кабинеты логопеда и дефектолога, социального педагога Потребности, свойственные всем детям с тяжелой умственной отсталостью: • начинать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного  нарушения развития; • ввести в содержание обучения ребенка коррекционные занятия, не присутствующие в  программах образования нормально развивающихся сверстников; • использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе  специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию  «обходных путей» обучения; • индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально  развивающегося ребенка; • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной  среды; • максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного  учреждения. Принципы при коррекционной работе с детьми: 1 Индивидуальный подход к каждому ученику. 2 Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные  средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение  материала небольшими дозами, использование интересного и красочного  дидактического материала и средств наглядности). 3 Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся  (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и  родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения  общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные  спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и  письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4 Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи,  своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в  собственные силы и возможности. ПМПС позволяет защитить права ребенка, обеспечить его физическую и  психологическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие в  преодолении проблем развития.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Скачать файл