Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл
20.03.2018
Данную модель можно использовать при составлении психолого - педагогического сопровождения детей с тяжелой умственной отсталостью. В модели указаны субъекты психолого - педагогического сопровождения, их функции. А так же цель и задачи сопровождения, основные этапы, направления и принципы коррекционной работы с детьми.
Модель психолого - педагогического сопровождения.docx
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной
отсталостью.
Психологопедагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких
аспектах:
•
как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и
поддержку в индивидуальном образовании ребенка;
•
как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных
педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный
самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач;
•
как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;
как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога,
психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися;
•
как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов:
целевого, содержательного, процессуального и результативного.
Сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения,
воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу,
направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую
работу)
Психологопедагогическое сопровождение – комплексная технология, особый путь
поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания,
социализации.
Субъекты психолого – педагогического сопровождения:
Администрация
Классный руководитель
учителяпредметники
Тьютор
Психолог
Социальный педагог
Логопед
Дефектолог
Родители
Медицинские работники
Целью психологопедагогического сопровождения ребенка, обучающегося в
общеобразовательном учреждении, является: • обеспечение оптимального развития ребенка,
• успешная интеграция в социум.
Создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению
речевых нарушений, развитию психических и мыслительных процессов,
коммуникативной деятельности обучающихся
Задачи психологопедагогического сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,
социализации;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• развитие психологопедагогической компетентности (психологической культуры)
учащихся, родителей, педагогов.
сохранение нервнопсихического, соматического здоровья детей;
помощь (содействие) ребенку и его родителям в решении актуальных задач
коррекции, развития, обучения и социализации;
рекомендации по выбору образовательного маршрута;
оптимизация адаптации в период пребывания школьника вне семьи;
развитие мотивации, познавательной деятельности и эмоциональной сферы
ребенка;
развитие компетентности участников коррекционного процесса;
разработка творческих программ сопровождения;
изучение и систематизация опыта педагогов.
Служба сопровождения
• объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс
сопровождения: учителя, психолог, дефектолог, социальный педагог, логопед,
родительский актив.
Задачи индивидуальной программы психологопедагогического сопровождения:
1) помощь в разрешении трудностей в обучении,
2) профессиональной подготовке и ориентации,
3) во взаимоотношениях с окружающими(учителями, сверстниками, родителями);
4) коррекция нарушений психических процессов и эмоциональноволевой сферы, в этой
работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния
ученика. • Организационная структура службы сопровождения ребенка
в образовательном учреждении психологомедикопедагогический консилиум
(пмпк)
Процесс сопровождения
• комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий,
позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести
ответственность за реализацию решения.
Метод сопровождения
• способ практического осуществления процесса сопровождения на основании
полной информации о сущности проблемы и путях её решения.
Учительдефектолог
обследует, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у
учащихся дефекта,
комплектует группы для занятий с учётом психологического состояния детей,
проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений
в развитии, восстановлению нарушенных функций и их максимальной
коррекции,
работает в тесном контакте с учителями, посещает занятия и
консультирует педагогических работников и родителей по применению
специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим
отклонения в развитии;
способствует пониманию развития и функционирования общества в целом и
отдельных составляющих его социальных систем, формированию общей
культуры личности обучающихся,
использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения в
рамках государственных стандартов;
реализует образовательные программы;
обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий
требованиям государственного образовательного стандарта, и несет
ответственность за их реализацию.
Учительлогопед
• всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуальногрупповых и
фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии,
оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении
обучающимися родного языка.
• Для логопедических занятий в учебном плане предусматриваются часы в
соответствии с Базисными учебными планами.
Педагогпсихолог • выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих
реакций,
• проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию
эмоционально волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной
деятельности, а также на профилактику возможных отклонений
межличностных отношений;
• оказывает методическую помощь учителям;
• развивает психологопедагогическую компетентность педагогов и родителей.
Учителя, работающие с детьми
• проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их
индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений
развивающей работы,
• фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими
общеобразовательных программ,
• совместно с педагогомпсихологом ведут карты сопровождения учащихся.
Родители
выполняют в данной системе роль носителя и транслятора, определенных
микрокультурных ценностей религиозных, этических и пр., но при этом их
воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер.
Родители в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач
школьной жизнедеятельности, они стремятся отсечь, закрыть те пути развития,
движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как
c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных,
религиозных, национальных традиций. Это требует выстраивания определенной
системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять
свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему
взаимодействия со своим ребенком.
Функции специалистов сопровождения
Отслеживаются:
• эффективность обучения детей с ОВЗ по программе
(рекомендованной ПМПК),
• текущие и этапные результаты адаптации,
• динамика развития и личностного роста обучающихся,
• формирование навыков образовательной деятельности,
• освоение общеобразовательных программ,
• показатели функционального состояния их здоровья.
Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.
Принципы модели
системность – реализуется в процессе оказания психологопедагогической помощи в
разных направлениях: детям, учителям, родителям ; комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями
оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности,
помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;
интегративность – предусматривает интеграцию различных методов
(психотерапевтических и психологопедагогических), методик, подходов,
дидактических и психотерапевтических приемов ;
приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений
ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве
обходных путей;
непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и
способностей, осуществления психологопедагогического сопровождения на
протяжении всего периода обучения.
Мотивационный этап
• обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса
сопровождения и мотивация предстоящей деятельности.
• От характера сложившихся взаимоотношений в триаде учительребенокродитель
зависит коррекционная работа.
• Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех
участников образовательного процесса возможна реализация эффективного процесса
коррекции в короткие сроки.
• Мотивационный этап во многом зависит от личных качеств и профессионализма
учителядефектолога, психолога, насколько убедительно они смогут изложить
стратегию психологопедагогического сопровождения.
Ориентировочный этап
• определение смысла и содержания предстоящей работы,
• выработка общего подхода, определение ролей и профессиональных позиций
относительно ребёнка,
• распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения.
• На этом этапе конкретизируются структурные элементы сопровождения (выявление
причин затруднений, школьной дезадаптации ребенка; обоснование содержания
коррекционноразвивающей работы и форм её реализации;
выбор способов организации этого процесса с учётом ресурсов самого ребенка и
возможностей взрослых, участвующих в реализациисопровождения;
выясняется мнение родителей о проблемах ребёнка и ожидаемых результатах).
Содержательнооперационный этап
• разрабатываются коррекционные программы на диагностической основе
применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач,
• проводится работа с детьми, психологом, учителемдефектологом, учителями,
родителями в целях их взаимодействия,
• при необходимости ведется психологопедагогическая подготовка тех, кто затрудняется в работе.
Оценочный этап
• включает итоговую педагогическую и психологическую диагностику,
• анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию,
• учитывается степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее
Содержательные направления работы
постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц
о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения;
коллегиальное обсуждение проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все
педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители,
специалисты);
психологопедагогическое сопровождение развития детей конкретизируется,
определяются конкретные действия каждого специалиста;
рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического
опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения,
возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений,
анализом результатов предыдущей работы.
Основные направления психологопедагогического сопровождения
•
педагогическая и психологическая диагностика отклонений в психофизическом
развитии и выявление потребностей в коррекционной помощи (заключения
ПМПК);
•
создание адекватной потребностям учащихся специальной коррекционно
развивающей среды;
•
разработка адаптированных образовательных программ, ориентированных на
конкретного ребенка с целью решения соответствующих коррекционных задач;
•
обучение и воспитание школьников в соответствии с программами;
•
индивидуальная, групповая, фронтальная коррекционно развивающая работа;
•
психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации
внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния.
Для реализации обучения детей
• разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана
специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида
и • отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на
основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и
на основании федеральных государственных образовательных стандартов.
• Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане
предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками
образовательного процесса, либо за счёт реализации программ дополнительного
образования интеллектуальнопознавательной направленности.
Программа психологопедагогического сопровождения
• учитываются потребности ребенка,
• запросы родителей, учителей, выявленные в процессе диагностического обследования,
• уточняется, как родители и учителя смогут закреплять приобретенные навыки в
процессе специальных занятий.
• Проводимые коррекционные занятия дополняются диагностическими, контрольными
срезами.
По результатам проводится активное консультирование учителей и родителей по
вопросам эффективности проводимой работы (определяются причины и способы
разрешения возникающих затруднений).
Рассматривая сопровождение как систему, выделяются следующие этапы:
1 диагностический
2 проектирования
3 деятельностный
4 рефлексивный
На каждом этапе определяются цели и задачи сопровождения, описываются
планируемые результаты деятельности, необходимый инструментарий и формы
отчётности.
Психолого педагогическое сопровождение.
На 1 этапе – диагностическом проводится исследование:
соматического состояния ребенка (антропометрия, определение группы
здоровья, осмотр врачамиспециалистами),
логопедическое обследование,
неврологического статуса, психотерапевтическое обследование,
психологического статуса и сенсорного развития,
уровня знаний, умений и навыков по основным учебным предметам, наблюдения за адаптацией, эмоциональной сферой учащихся.
Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и
потенциальных возможностей решения.
Диагностический инструментарий: компьютерное тестирование психических
процессов, анкетирование, тестирование педагогов, родителей, детей, компьютерный
тренажер.
Результаты работы: 1 .уточнение логопедического заключения, неврологического
диагноза, уровня развития психических процессов
составление речевого профиля,
рекомендации по медикаментозному лечению,
составление графика медицинских процедур,
проведение заседания ПМПк по итогам адаптации,
индивидуальное консультирование родителей, педагогов по итогам
обследования.
Формы отчетности: медицинские карты, речевые карты, карты сенсорного развития,
таблицы и графики, карты динамики развития ребенка, методические рекомендации,
справки, карта адаптации к школьному обучению.
Психологомедикопедагогическое сопровождение выступает как комплексная
технология. Весь коллектив сотрудников участвует в реализации программы
сопровождения. Работая как одна “команда”, каждый специалист выполняет четко
определенные цели и задачи в области своей дисциплины.
В системе ПМПС ведущим звеном являются учителялогопеды. Специфика нашего
учреждения такова, что логопед – специалист по устранению нарушений речи, и
учитель начальных классов, и классный руководитель в одном лице. Такой подход
позволяет эффективно осуществлять коррекцию и развитие в учебной и внеурочной
деятельности. Формы взаимодействия специалистов представлены на схемах. (
Психолог выполняет диагностическую, консультативную функции, осуществляет
обеспечение коррекционного обучения развития и социализации, работает над
формированием и развитием познавательной деятельности. На диагностическом этапе
использует ИКТ, практикуя программу компьютерной обработки и тестирования.
Деятельность психолога базируется на применении современных технологий:
развивающее обучение, уровневая дифференциация, интегративная технология
деятельностного подхода, технология развивающих игр. Обучение осуществляется
через игру, формируются навыки выполнения условий правил игры, приобретение
знаний посредством повышения мотивации. 2 этап проектирования. Его цель – сбор необходимой информации о путях и методах
решения проблемы, составление или корректировка плана коррекционного обучения,
развития и воспитания с учетом результатов проведенной диагностики, доведения этой
информации до участников сопровождения, создание положительной мотивации у
школьников к коррекционному воздействию.
Инструментарий проектирования: программы, планы, технологии логопедической и
психологической работы по устранению речевых нарушений, план ПМПк,
методические рекомендации, портфолио педагогов, психологические тесты.
Результаты работы:
1. Составление плана логопедической работы по итогам обследования речи.
2. Корректировка коррекционновоспитательного планирования, плана занятий по
сенсорному развитию, по логоритмике, по куклотерапии.
3. Тематическое планирование по учебным предметам.
4. Планирование профилактических медицинских мероприятий.
5. Прогнозирование предполагаемых результатов.
Формы отчетности: планы специалистов, педагогов, расписание логопедических и
коррекционных занятий, рекомендации, схемыграфики по итогам психологического
тестирования.
3 этап деятельностный. Цель данного этапа – обеспечение коррекционного
обучения, развития, социализации в соответствии с программами и планами,
рекомендованными специалистами и коррекционными педагогами каждому школьнику,
развитие познавательных интересов, активизация познавательной деятельности;
выявление учащихся с трудностями обучения и оказание им дополнительной помощи.
Инструментарий: портфолио учащихся, тетради связи, логопедические тетради,
тетради по учебным предметам, картотеки игр и упражнений, методическое
обеспечение учебного, психологического и логопедического процесса,
информационное обеспечение компьютерными программами по развитию психических
процессов, логопедическими тренажерами типа “Дельфа142”, “Учись говорить
правильно”, “Игры для тигры” и т.д.
Результаты работы:
1.
2.
Организация и проведение логопедических занятий в соответствии с планом
(программа для детей с ТНР под редакцией Р.И.Лалаевой).
Организация и проведение коррекционноразвивающих занятий
во внеурочное время. 3.
Проведение занятий по ЛФК
4.
Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей
администрацией, специалистами;
5. Проведение открытых уроков, занятий, тренингов для родителей и педагогов
6. Выявление учащихся с трудностями в обучении, в поведении, с нарушениями
мотивации; дополнительное обследование их специалистами
7. Проведение ПМПк по результатам диагностики учащихся, испытывающих
трудности обучения и развития, выработка рекомендаций
Формы отчетности: планы или конспекты занятий, открытые занятия для педагогов,
открытые занятия для родителей, заключения ПМПк, характеристики, презентации,
результаты тестирования в виде таблиц, графиков и схем.
На деятельностном этапе сопровождения осуществляется коррекционно
логопедическая работа по авторским и адаптированным программам на
логопедических занятиях, на коррекционных занятиях в сенсорной комнате, на
занятиях по ритмике, логоритмике, куклотерапии. Программы: “Азбука общения”,
“Театрализованные игры”, разработаны педагогом по куклотерапии. Такие занятия
формируют и развивают коммуникативные навыки у детей с нарушениями речи,
коррегируют моторные, психические, речевые функции, активизируют творческий
потенциал детей, развитие эмоциональноличностной сферы улучшают адаптацию
детей в новых условиях обучения.
Использования музыкальных средств позволяет реализовать мультидисциплинарный и
комплексный принцип сопровождения. Занятия по ритмике, логоритмике, музыке
развивают неречевые процессы: слуховое восприятие, внимание, память, координацию
движений; воспитывают чувство темпа и ритма в движении, так и коррегируют речевые
функции: воспитывают темп и ритм речи, развивают речевое дыхание,
артикуляционную моторику, интонационную выразительность.
4 этап рефлексивный. Цель данного этапа: подведение итогов сопровождения, анализ
результатов коррекции и развития, определение уровня результативности.
Инструментарий: материалы итогового тестирования, таблицы, графики.
Результаты работы:
1. Итоговая диагностика специалистами.
2. Анализ результатов деятельности специалистов.
3. Проведение ПМПк по результатам коррекционного обучения.
4. Рекомендации по выбору образовательного маршрута.
5. Индивидуальное консультирование родителей специалистами и администрацией. Главной формой отчетности сопровождения в 04 классах считается диагностическая
карта развития ребенка, включающая индивидуальную программу сопровождения.
• Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с
тяжелой умственной отсталостью в образовательных учреждениях является создание
адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную
самореализацию.
В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально
технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа
детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения
образовательного учреждения.
Коррекционноразвивающая образовательная среда
•
учебные кабинеты для работы тьюторов, коррекционных и дополнительных
образований детей,
•
релаксационный кабинет,
•
зал для спортивных занятий,
•
зал для игровых и развивающих
занятий,
•
кабинеты логопеда и
дефектолога,
•
спортивная площадка с полосой
препятствий для детей с ОВЗ на
улице,
•
кабинеты логопеда и
дефектолога, социального
педагога
Потребности, свойственные всем детям с тяжелой умственной отсталостью:
•
начинать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
•
ввести в содержание обучения ребенка коррекционные занятия, не присутствующие в
программах образования нормально развивающихся сверстников;
• использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе
специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию
«обходных путей» обучения;
•
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально
развивающегося ребенка;
•
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной
среды;
•
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного
учреждения.
Принципы при коррекционной работе с детьми:
1 Индивидуальный подход к каждому ученику.
2 Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные
средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение
материала небольшими дозами, использование интересного и красочного
дидактического материала и средств наглядности).
3 Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся
(игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и
родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения
общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные
спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и
письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4 Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в
собственные силы и возможности.
ПМПС позволяет защитить права ребенка, обеспечить его физическую и
психологическую безопасность, педагогическую поддержку и содействие в
преодолении проблем развития.
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.