Модели решения актуальных проблем общего образования
Оценка 4.8

Модели решения актуальных проблем общего образования

Оценка 4.8
docx
04.03.2020
Модели решения актуальных проблем общего образования
Актуальные вопросы современного образования.docx

Александр Владимирович Салов

ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»

 

Модели решения актуальных проблем общего образования

В современной России можно выделить несколько актуальных проблем общего образования, которые возникли в результате его реформирования. Неотступность изменения организации и содержания учебного процесса продиктована рядом социально-экономических условий. Среди них на первый план выходят замена индустриального общества информационным, общее развитие мира в условиях глобализации и стремительный научный прогресс. Это обусловливает необходимость внедрение в учебный процесс инновационных технологий, принципиально новых способов подачи учебного материала, изменение роли учителя в образовании, оснащение учебных заведений современной техникой.

Низкая практическая направленность образования

Эта проблема обнаруживается у выпускников школ, еще больше она высвечивается у молодых людей, получивших среднее специальное или высшее образование.

Причины: устаревшая система образования, не учитывающая условий современного рынка труда, разобщенность производства и теоретического обучения.

Следствие: «плохое» качество выпускника, который владеет определенным объемом информации, но не умеет использовать ее на практике.

Трудности: колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Низкий уровень финансирования

Причины: негативная экономическая ситуация в стране.

Следствие: низкие зарплаты педагогов, низкая материальная оснащенность учебных заведений, что приводит к «затормаживанию» инновационных процессов.

Слабая система взаимосвязи между ступенями образования

Причины: низкий уровень подготовки на каждой ступени (зачастую в ДОУ школьно необходимым навыкам детей обучают люди, не имеющие педагогического образования; для сдачи ЕГЭ подростку не хватает школьных знаний, требуется помощь репетитора; в ВУЗ приходят слабо подготовленные студенты)

Следствие: отсутствие преемственности между всеми «ступенями» образовательного процесса.

Слабое законодательство в сфере образования

Причины: нечеткие социальные обязательства со стороны государства в сфере образования, недостаточно четко прописанные принципы лицензирования учебных заведений

Следствие: низкое качество государственного управления, усиление коррупции и увеличение количества учебных заведений, дающих некачественное образование.

Высокий спрос на высшее образование

Причины: дефицит ПТУ, отсрочка юношам от армии, отсутствие достаточного количества рабочих мест для молодежи.

Следствие: увеличение числа коммерческих ВУЗов, не обеспечивающих достойный уровень образования, безработица среди людей, имеющих высшее образование.

Коррупция

Причины: «деньги решают все»

Следствие: низкий уровень вертикальной мобильности в образовании для детей из семей с низким материальным достатком

Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

Причины: сокращение числа производств

Следствие: дефицит собственных рабочих кадров, использование  труда зарубежных граждан (как правило, низкого качества)

Таким образом, для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Необходимы новые реформы, способные повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.

Пути решения этих проблем не должны носить революционный характер, внедряться на неподготовленную почву, мировые инновации важно адаптировать под российский менталитет.

 

На мой взгляд, моделью решения одной из проблем общего образования – отсутствием взаимосвязи  между ступенями образования, может стать четкое определение количества и содержания образовательных программ в нашей стране на государственном уровне.

Существующие реалии: на сегодняшний день каждая школа самостоятельно выбирает образовательные программы по разным предметам, причем они не имеют связи между собой. Еще интереснее дело обстоит в дошкольных учреждениях, сотрудники которых сами разрабатывают образовательные программы, опираясь на общеизвестные принципы подготовки ребенка к школе. Не секрет, что такие авторские программы не проходят серьезной экспертизы.

Суть проблемы: сначала родителям дошкольника приходится часто «вслепую» выбирать, по какой программе их ребенок будет развиваться. На деле, малыша отдают в ДОУ, максимально расположенное к дому, что, в принципе, является целесообразным.

При переходе в школу, снова встает выбор образовательного пути. Зачастую, первоклассник испытывает серьезные затруднения в обучении, так как у него недостаточно сформированы школьно необходимые функции. Да и требования к первокласснику в разных школах отличаются. При переезде семьи в другой город, не всегда удается определить ребенка в школу, работающей по «его» образовательной программе.

Модель решения: стандартизация нескольких образовательных программ (не более 3) и внедрение их в детских садах и школах России. Можно их разделить по степени сложности, что позволит родителям рационально подойти к их выбору.

Средства решения:

·          в микрорайонах города расположено несколько ДОУ и школ, поэтому можно предложить им разделить между собой такие программы;

·          взаимодействие между детским садом и школой, позволит ориентировать сотрудников ДОУ на целенаправленный результат – стандарт выпускника;

·          уже с дошкольного возраста необходимо готовить ребенка к обучению в школе по определенной образовательной программе;

·          стоит предусмотреть «сертификат готовности к школе» выпускника ДОУ, что позволит рациональнее сформировать классы;

·          в один класс должны при ходить дети, закончившие ДОУ, работающего по одной и той же программе;

 

 

Предполагаемый результат:

·          облегчение труда дошкольных работников, имеющих разработанную на государственном уровне программу;

·          облегчение адаптации первоклассника к школьному обучению;

·          облегчение работы учителя, что при крайне высокой наполняемости класса является актуальной задачей;

·          облегчение мобильности семьи и отсутствие особых трудностей при переходе ребенка в другое образовательное учреждение (как детский сад, так и школу).

 


 

Александр Владимирович Салов

Александр Владимирович Салов

Следствие: низкие зарплаты педагогов, низкая материальная оснащенность учебных заведений, что приводит к «затормаживанию» инновационных процессов

Следствие: низкие зарплаты педагогов, низкая материальная оснащенность учебных заведений, что приводит к «затормаживанию» инновационных процессов

Следствие: дефицит собственных рабочих кадров, использование труда зарубежных граждан (как правило, низкого качества)

Следствие: дефицит собственных рабочих кадров, использование труда зарубежных граждан (как правило, низкого качества)

Модель решения: стандартизация нескольких образовательных программ (не более 3) и внедрение их в детских садах и школах

Модель решения: стандартизация нескольких образовательных программ (не более 3) и внедрение их в детских садах и школах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020