• Организация образовательного пространства учебной деятельности в классе (пространство подготовки - «черновик», пространство предъявления результатов - «чистовик», предметно-пространственная среда: место «сомнений» (тренировки), место «на оценку», стол «помощников», стол «заданий» и др.);
• Безотметочная система оценивания, опирающаяся на систему формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
Описание общей модели организации образовательного процесса в
начальной школе в условиях ФГОС НОО
1. Перечень базовых параметров для создания модели
А. Предметное содержание образования младших школьников с учетом
следующих предметных линий:
Моделирование;
Работа с текстом (информацией);
Учебное сотрудничество;
Умение учиться
которые задаются на трех уровнях: «правилосообразном» (формальном);
«рефлексивном» (предметном); «ресурсном».
Б. Полидеятельностное образовательное пространство:
Игровая деятельность как основной опыт младшего школьника (первый класс);
Формирование учебной деятельности как ведущей деятельности младших
школьников;
Учебно художественная (конструкторская) деятельность как основа предметов
эстетического цикла;
Учебноорганизаторская деятельность как основа для формирования
коммуникативных и общеучебных умений.
В. Многофункциональность образовательного пространства:
Урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных
задач;
Учебное занятие как место различных групповых и индивидуальных «практик»;
Консультативное занятие как форма разрешения проблем младшего школьника
по его запросу к педагогу (учителю);
Домашняя самостоятельная работа младших школьников как форма
организации деятельности по построению их индивидуальных образовательных
маршрутов;
Внеучебные формы (секции, кружки, клубы и т.п.) образовательного
пространства как место реализации личностных задач младшего школьника.
Г. Ритмичность (цикличность) образовательного процесса:
Пятилетний цикл с выделением стабильного и переходных (рефлексивных)
этапов в образовании младших школьников (первый, второйчетвертый и
пятый классы);
Годовой цикл с выделением трех основных фаз учебного года (фаза
постановки задач годасентябрь, фаза решения учебных задач (октябрь
апрель), рефлексивная фаза учебного года (апрельмай);
Тематический цикл с выделением трех этапов (постановка учебной задачи,
решение учебной задачи, рефлексия и конкретизация решенной задачи).
2. Основные условия для создания и реализации общей модели образовательного
процесса
Создание единых «правил игры» (нормативноправового поля) для всех субъектов
образовательного процесса; Готовность к отказу от традиционной учительской позиции, ее изменение
(управление процессом учения и обучения, помощь учащимся в самостоятельном
продвижении в предмете, в том числе и в обнаружении ошибок детей, поддержка
детской инициативы, работа в ситуации запроса);
Разработка учебного плана школы на основе базисного учебного плана с учетом
основных целей и задач школы;
Наличие рабочих учебных программ педагогов, построенных как перспективный
план изучения отдельных учебных дисциплин через комплекс пяти образовательных
линий;
Динамическое (мобильное) расписание учебных занятий;
Отказ от предметноурочной системы как основной формы учебного процесса;
Организация образовательного пространства учебной деятельности в классе
(пространство подготовки «черновик», пространство предъявления результатов
«чистовик», предметнопространственная среда: место «сомнений» (тренировки),
место «на оценку», стол «помощников», стол «заданий» и др.);
Безотметочная система оценивания, опирающаяся на систему формирования
контрольнооценочной самостоятельности младших школьников;
Разновозрастное учебное сотрудничество детей при изучении учебного материала;
Создание временных творческих малых педагогических групп для решения
конкретных педагогических задач;
Соблюдение
образовательной технологии построения учебного процесса,
опирающегося на теории учебной деятельности;
«Продуктивность» и «презентационность» образовательного процесса для всех
субъектов (детей, педагогов, администрации);
Переход к деятельностному внутришкольному управлению со стороны
администрации школы.
3.Планируемые образовательные эффекты модели
Становление учебного сообщества класса через разные формы учебного
сотрудничества;
Основы контрольнооценочной самостоятельности младших школьников (основы
умения учиться: рефлексивные и поисковые действия);
Основы теоретического мышления: анализ, планирование и рефлексия;
Системность, предметность и обобщенность предметных знаний.
Способность школьников к самостоятельному выбору деятельности, партнеров,
форм и способов действия;
Устойчивый учебнопознавательный интерес у учащихся.