МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ КОНСТРУКТОРА LEGO

  • docx
  • 14.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 25.docx

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ КОНСТРУКТОРА LEGO

Краткая аннотация: в ФГОС подчеркивается, что основным видом деятельности дошкольника является игровая деятельность. В статье предложен один из подходов моделирования сказок с детьми дошкольного возраста на основе использования конструктора Lego. Рассмотрены этапы работы со сказкой и примеры конструирования декораций для ее разыгрывания. Ключевые слова: игровая деятельность, сказка, сериация, моделирование, конструктор Lego, Lego-конструирование. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования регламентируется нацеленность, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. К таким видам деятельности дошкольника относятся: игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др., коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный или иной материал, изобразительная, музыкальная и двигательная [5]. Игра является древнейшим средством передачи опыта от поколения к поколению. Известные педагоги и психологи всегда обращали внимание на 56 использование игры в обучении (Я. А. Коменский, М. Монтессори, Г. Дюпюи, Р. Прюдом, Ш. А. Амонашвили, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконини др.) Известный психолог С. Л. Рубинштейн в своих трудах писал, что «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни ребенка» [2, с.131]. В.Л. Сухомлинский отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [3, c. 24]. В игровой деятельности особое место занимает разыгрывание сказок по ролям. Такая деятельность способствует развитию мышления, творчества, воображения и речи. Однако для того, чтобы способствовать эффективному детскому развитию, нужно уметь знакомить ребенка со сказкой. Недостаточно просто прочитать сказку, задать вопросы и начать читать следующую. Необходимо более подробно остановиться на содержании сказки, по возможности разыграть ее и смоделировать ключевые фрагменты. Каким же образом работать со сказкой? Работа со сказками будет продемонстрирована на примере адаптированной сказки «Три поросенка». Сказка «Три поросенка» позволит познакомить детей с таким действием, как сериация, то есть выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака. Данное действие одновременно распространяется на разные группы предметов, является одним из первых мыслительных действий, развивающихся в дошкольном возрасте, и должно быть уже сформировано на должном уровне у учеников начальной школы. Действию сериации не свойственна наглядность, поэтому его освоение представляет ряд сложностей. Для того чтобы продемонстрировать ребенку наличие сериационных отношений в сказке, необходимо смоделировать произведение, то есть передать его содержание с помощью наглядно представленных отношений между простыми объектами. Моделируя сказку с привлечением конструктора Lego, дети смогут научиться группировать различные объекты, например, по прочности: непрочный дом, более прочный дом, не только на абстрактном уровне, но и на реальных моделях объектов домов. Рассмотрим этапы работы со сказкой: 1. Читаем или смотрим сказку. Сказку можно прочитать совместно с детьми или посмотреть мультфильм, созданный по тексту адаптированной сказки «Три поросенка» на канале Youtube «ТВ для детей». Адрес мультфильма: https://youtu.be/KWMJrKm5WtE. 2. Отвечаем на вопросы. Ответы на вопросы являются важным моментом ознакомления детей с содержанием сказки. Благодаря вопросам у взрослого есть возможность акцентировать внимание ребенка на определенных моментах сказки, которые в противном случае могут быть попросту пропущены. Примеры вопросов: Кто главные герои в сказке? Как зовут главных героев? Как зовут умного брата? Почему Наф-Наф предложил братьям построить теплый дом? Какие дома строили поросята? Какой дом построил Ниф-Ниф? Какой дом построил НуфНуф? У кого из поросят был самый прочный дом? У кого из поросят был самый непрочный дом? Чей домик волку удалось разрушить быстрее всего? Чей домик волку удалось разрушить не так быстро? Почему волк легко разрушил домик Ниф-Нифа? Почему волку не удалось разрушить домик Наф-Нафа? Какие объекты и предметы есть в сказке? В итоге следует обратить внимание детей на то, что чем прочнее дом, тем труднее его сломать. 3. Выявляем сюжетную линию сказки. Для выявления сюжетного построения сказки используем индуктивный метод. Целесообразно предварительно выполнить ряд заданий. Задание 1. По фрагменту сказки найти предложенную иллюстрацию. Задание 2. Выкладывание картинок в соответствии с последовательностью сюжета. Задание рекомендуется выполнить несколько раз. Задание 3. Узнать какая картинка, в ряду отражающим последовательность сюжета, расположена неправильно. Задание 4. Найти какой картинки, в ряду отражающим последовательность сюжета, не хватает. Задание 5. Определять последовательность событий, происходящих сказок, на основе вопросов, «Что было сначала?», «Что было потом?» и т. д. Если дети затрудняются, можно продемонстрировать им визуальную опору, соответствующую картинку. Задание выполняются на основе следующих иллюстраций, предложенных в книге Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса «Методические рекомендации к нагляднодидактическому пособию «Три поросенка» [1]. Обратим внимание, что картинки главных героев и предметов сказки, предложенные в пособии, полностью сопряжены с мультфильмом, просмотренным на Этапе 14. Замещаем персонажей сказки и строим декорации. Развитие знаково-символической деятельности является важным элементом развития ребенка. Одним из видов знаково-символической деятельности является замещение. На этом этапе важно отработать умение детей замещать персонажей сказки с помощью предметов-заместителей. После Этапа 1 дети должны уметь идентифицировать героев сказки с предложенными картинками. Можно предложить следующие задания. Рассмотрим примеры заданий. Задание 1. Назови поросят на картинках по именам. Задание 2. Назови, где какой домик. Задание 3. Соотнеси поросят с построенными ими домиками. На данном этапе можно разобрать несколько тем по Legoконструированию, а именно такие темы, как «Конструирование по инструкции», а также темы «Конструирование на основе готовой модели», «Свободное конструирование». Целесообразно собрать волка совместно с детьми на основе предложенной модели, а поросят на основе пошаговой инструкции. В то же время педагог может рекомендовать ребятам самостоятельно сконструировать волка или поросят. В качестве заместителей персонажей сказки могут выступить и пальчиковые куклы. В качестве декораций рекомендуется собрать различные деревья, закрепляя тему «Конструирование на основе готовой модели». На одном из занятий можно рассмотреть схему сбора дерева по инструкции, а на другом – конструирование на основе готовой модели. Тему «Прочное скрепление деталей» рекомендуется продемонстрировать на примере конструирования моделей домов для трех поросят. Следует выбрать модель дома для сборки в зависимости от возрастных особенностей детей. Вначале конструируем соломенный дом, выставляя колонки из кирпичиков 2×2 желтого цвета рядом друг с другом. Для крыши рекомендуем использовать пластину. Убеждаемся вместе с детьми в непрочности конструкции. Далее строим дом из деталей коричневого цвета – дом из прутьев. И только первые этажи дома строим на основе прочного скрепления деталей. Опытным путем подтверждаем частичную прочность конструкции. В итоге целесообразно рассмотреть, каким образом построить прочный дом за счет правильного соединения всех деталей. Акцентируем внимание, как строится крыша и крыльцо. 5. Моделируем сказку. На этом этапе дети должны научиться моделировать фрагменты сказки на основе сконструированных животных, декораций: деревьев, домов. Читая фрагмент сказки, можно попросить детей смоделировать ситуацию при помощи сконструированных объектов. Или показывая иллюстрации отдельных ситуаций, попросить выстроить декорации и выбрать необходимых персонажей сказки. 6. Изображаем действия персонажей сказки и подбираем музыкальное сопровождение. На этом этапе дети учатся инсценировать действия персонажей сказки, что способствует развитию их воображения. Взрослый читает сказку и предлагает детям изобразить действия персонажей. Желательно, чтобы при разыгрывании сказки дети воспроизводили общий характер поведения героев. Например, волк сильный – ходит уверенно, говорит громким, грубым голосом, а трусливые поросята говорят. Можно еще раз показать мультфильм и обратить внимание детей на музыкальное сопровождение. 7. Рассказываем фрагменты сказки. На этом этапе отрабатывается способность детей пересказывать фрагмент сказки по ее модели (по картинке, по смоделированной ситуации из декораций). Здесь же разучиваем четверостишия из песенки, под которую персонажи совершают определенные действия. Например, «Хоть полсвета обойдешь, Обойдешь, обойдешь, Лучше дома не найдешь, Не найдешь, не найдешь!» [4]. 8. Рассказываем все сказку. На данном этапе при помощи визуальной опоры дети при поддержке взрослого пытаются пересказать всю сказку. Подчеркиваем, где необходимо спеть то или иное четверостишие. Взрослый может начинать предложения из сказки, а дети помогают их закончить. Необходимо еще раз подчеркнуть, что Наф-Наф построил прочный дом. Актуализировать знания о том, каким образом реализуется прочное скрепление деталей при помощи Lego. 9. Разыгрываем сказку. На данном этапе дети, которые уже освоили пересказ сказки по ее модели, выбирают себе роль одного из персонажей. При разыгрывании сказки важно, чтобы дети передавали интонацию и громкость голоса персонажа. Также можно разыграть только фрагмент сказки, сменить актеров и разыграть другой фрагмент сказки. Взрослый выполняет роль ведущего и читает текст сказки, он должен следить за очередностью появления героев. Таким образом, на занятиях закрепляется умение детей применять действие сериации в рамках конкретного содержания. Ребенок начинает понимать, что серия «непрочный – прочнее – прочный» связана с серией «страшно – не очень страшно – совсем не страшно». Следование роли в свою очередь ведет к развитию личностных качеств ребенка. В результате такой работы над сказкой у детей складывается целостное представление как о содержании сказки, так и о ее структуре, они оказываются в состоянии переходить от анализа структуры к наполнению ее содержанием, и, наоборот, от содержания к структуре. Использование конструктора Lego позволяет детям выступать активными участниками образовательного процесса. Литература 1. Веракса, Н.Е. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три поросенка» / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МозаикаСинтез, 2007. 2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. 3. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М: Издательство политической литературы, 1973. 4. Текст песни из сказки «Три поросенка» [Электронный ресурс] http://xminus. org.ua/track/52712/нам-нестрашен-серый-волк (дата обращения 15.03.2017). 5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. –[Электронный ресурс] http://минобрнауки.рф/ документы/6261/файл/5230/Приказ %20№%201155%20от17.10.2013%20г..pdf (дата обращения 15.03.2017).