Моделирование современного урока русского языка через эффективные формы обучения
Оценка 4.7
Научные работы
docx
русский язык
5 кл—9 кл
22.03.2019
В данной статье представлен опыт работы по учебнику А.Д. Шмелёва "Русский язык. 5-9 классы" издательства Вентана-Граф.
Здесь рассматриваются вопросы:
1. Моделирование современного урока через различные формы сотрудничества.
2. Организация дифференцированного обучения (такая организация предполагает не только работу с отдельным учеником, но и работу в группе, микрогруппе, паре, работу в постоянных группах и группах сменного состава).
3. Организация проектной и исследовательской деятельности.
4. Работа с Интернет – ресурсами.
Статья. Кондрашова Л.Л..docx
Моделирование современного урока русского языка
через эффективные формы обучения
(Из опыта работы по учебнику А.Д. Шмелёва «Русский язык. 59
классы» издательства ВентанаГраф)
Кондрашова Лариса Леонидовна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №8
р.п. Шолоховский
Белокалитвинского района
Ростовской области
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это
высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость,
креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке
информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей
жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня
меняют свои приоритеты. Современное образование в России перешло на
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
(ФГОС). Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную
цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие
учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как
«научить учиться». Меняются цели и содержание образования, появляются новые
средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся
главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать
требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым,
современным. Каким же мне, как учителюсловеснику, видится современный
урок русского языка? Какие эффективные формы обучения помогают мне
успешно формировать общеучебные умения и навыки учащихся с учетом их
возрастных и психологических особенностей, включать каждого ученика в
активную творческую деятельность, создавать на уроках атмосферу
сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки?
Считаю, что учителюпредметнику при моделировании урока в первую
очередь надо обратить внимание на реализуемые задачи на современном этапе
образования. К ним можно отнести следующие:
1. Моделирование современного урока через различные формы
сотрудничества.
2. Организация дифференцированного обучения (такая организация
предполагает не только работу с отдельным учеником, но и работу в группе,
микрогруппе, паре, работу в постоянных группах и группах сменного
состава).
3. Организация проектной и исследовательской деятельности.
1 4. Работа с Интернет – ресурсами.
Убеждена, что успешное решение поставленных задач во многом зависит от
УМК, которые использует учитель в своей педагогической деятельности. Пятый
год на уроках русского языка я реализую линию учебников русского языка для 5–
9 классов под редакцией известного лингвиста А. Д. Шмелёва. Эта линия
учебников включает не только словари, рабочие тетради и методические пособия,
но и аудиоприложения. Трудно переоценить роль аудиоприложения на
современном уроке русского языка: оно не только обеспечивает вариативность
урока, служит развитию навыков самоконтроля и аудирования разного типа, но и
готовит к изложению на ОГЭ. Потому при моделировании урока русского языка я
обязательно включаю в него работу с восприятием текста на слух – аудирование,
которое является одной из форм реализации коммуникативных умений
учащихся, расширяющей пространство урока и создающей условия для
продуктивной работы учащихся. Вот, например, какие задания предлагаются
учащимся при организации работы с аудиоприложением к учебнику А.Д.
Шмелева:
для 5 класса:
o Прослушайте и повторите только те слова, которые начинаются с гласных
звуков/ с ударных гласных/ мягкие согласные звуки…
o Запишите слова в три столбика в зависимости от ударного гласного.
o Прослушайте текст и запишите только глаголы в зависимости от их формы…
o Прослушайте, правильно ли вы вставили вводные слова…
o Напишите диктант…
для 8 класса:
o Прослушайте текст и проверьте себя…/ определите тему…
o Прослушайте текст, обратите внимание на интонацию…
o Прослушайте авторский вариант текста, запишите реплики персонажей,
определите признаки разговорной речи…
o Прочитайте текст, восстановите пропущенные предложения.
o Прослушайте текст, проверьте свои предположения, напишите изложение…
Нетрудно заметить, что предлагаемые для каждого класса виды работ
позволяют организовать речевую деятельность в тесной взаимосвязи и в единой
системе: от слушания (чтения) – понимания текста через пересказ (устный и
письменный) к созданию собственных высказываний в устной и письменной
форме такого же стиля и типа речи.
Если говорить о дифференциации обучения, то современному учителю
русского языка стоит обратить внимание на модульное обучение. При этом под
модулем понимается единица организации учебного материала, направленная на
комплексное достижение метапредметных и предметных целей обучения на
отдельном этапе, который сопровождается промежуточным контролем по
завершении освоения материала данного этапа. При модульном обучении
важнейшим условием являются познавательный (Что я изучил уроке?) и
2 деятельностный (Как я это изучил?) аспекты. Цель такого обучения создать
условия выбора для овладения содержанием в разной последовательности, разном
объеме, темпе через независимые учебные модули с учетом индивидуальных
интересов ученика (предусматривается также возможность к самостоятельному
изучению материала). Так, например, авторская концепция и особенности подачи
материала в учебниках А.Д. Шмелёва реализуют модульный принцип следующим
образом каждая глава состоит из шести разделов:
–«О языке и речи»
–«Система языка»
–«Правописание»
–«Текст»
–«Язык и культура. Культура речи»
–«Повторение».
Главымодули строятся по единому принципу: в них повторяются разделы,
отражающие три основные содержательные линии программы. Два раздела
каждого модуля – «Язык и речь» и «Текст» – посвящены сознательному
формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают
теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и
коммуникативные задания. Разделы «Система языка» и «Правописание»
формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе
коммуникативнодеятельностного подхода. В разделе «Язык и культура.
Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности
учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии
сделан акцент на национальнокультурной специфике русского языка, его
функциях в современной России и в мире.
Модульная технология позволяет мне использовать на уроке различные
формы организации учебной деятельности: индивидуальную, парную,
групповую, в парах сменного состава:
• Индивидуальная работа: прочитайте, спишите текст, вставьте пропущенные
буквы; выпишите из составленных предложений словосочетания, составьте
схемы…
• Парная: расскажите о своем отношении к родному языку, используя цитаты
(работа с образцовыми текстами); упр.73 (5 класс): разделите слова на группы,
объясните признак, по которому каждый из вас это сделал, упр. 22 (8 класс):
распределите неопределенноличные предложения по группам в зависимости от
того, на что указывает форма сказуемого (на неопределенную группу людей или
на людей, известных говорящему), сравните результаты, обоснуйте ваш выбор.
• Групповая (6 класс): определите разряды прилагательных, восстановите
предложения, прочитайте и обсудите, какие орфографические ошибки могут
быть в словах; упр. 7 (9 класс): представьте, что в школе ввели курс «Экология
языка». Предложите свою структуру того курса, темы лекций и практических
занятий.
3 • Коллективная: выберите себе соавторов и придумайте продолжение текста,
игра «Дикторы».
• Проектная: поучаствуйте в фотовыставке, придумайте к фотографиям
короткие подписи; проект «Мой день без компьютера, телевизора, мобильного
телефона» (рассказ, дневник, отчет об этом дне с фоторепортажем); представьте
время, когда люди будут совершать полеты между разными планетами и
галактиками, придумайте свои неологизмы для названий таких полетов и
включите их в ваш фантастический рассказ.
Результатами применения таких форм работы на современном уроке
русского языка можно считать следующие:
Растут самокритичность ребенка, самомотивация, самоанализ,
саморегуляция, целевая направленность.
Возрастает проработка изучаемого материала.
Повышается творческая и исследовательская самостоятельность.
Усиливается регуляция собственной деятельности, работа в группе и
классе.
Регламентируется согласованность действий и постановка задач.
Формируются основные виды коммуникаций: письменная, устная (монолог,
диалог, умение задавать вопросы, аргументировать, вести проблемный спор и
т.д.).
Может показаться, что при такой организации урока роль учителя сводится
к минимуму. Это не так! Учитель становится тьютором, основная задача
которого – поддержка и консультирование учащихся, создание на уроке ситуации
успеха.
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся –
непременное требование при моделировании современного урока русского языка.
При этом учитель четко должен понимать, чем исследование отличается от
проекта.
Исследование:
o развивает познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика;
o ориентировано на получение нового знания о мире и доказательство
истинности этого знания;
o организуется в соответствии с традиционными для науки этапами и способами
познания истины;
o результат отражается в письменных или устных текстах.
Проект:
o развивает потребность непосредственно влиять на ситуацию, активную позицию
по отношению к достижению результата
o организуется как процесс создания замысла и его воплощения
o не имеет жесткой регламентации последовательности действий
4 o результат может быть отражен в материальных объектах, в текстах разных
знаковых систем.
Методическая система УМК «Русский язык. 59 классы» под редакцией А.Д.
Шмелёва содержит комплекс заданий, выполнение которых развивает
исследовательские умения учащихся. Так, например, в учебнике русского языка
для 8 класса предусмотрены следующие задания исследовательского характера:
«Что нам открывают новгородские летописи?», «В чем состоят причины
типичных орфографических ошибок?», «Активные латинские и греческие
словообразовательные элементы», «Реформа правописания 1918 года». Цель
таких заданий развитие аналитических умений школьников.
Если исследовательское обучение направлено на формирование и развитие
исследовательской позиции учащегося по отношению к себе и к миру, то для
проектного обучения важно сотрудничество, коммуникация, умение планировать
и контролировать.
Примеры проектных заданий на уроках русского языка:
6 класс:
упр. 73. Выберите себе соавторов и придумайте продолжение текста.
Важное условие: в вашем тексте должны быть изученные вами орфограммы,
чтобы его можно было использовать как упражнение.
упр. 88. Придумайте таблицу (или другое наглядное пособие), чтобы
показать различия между морфемным и словообразовательным разбором.
Представьте свое наглядное пособие в классе, постарайтесь убедить ваших
одноклассников, что оно поможет безошибочно выполнять задания по разбору
слов.
упр. 140. Подготовьте выступление для праздника славянской
письменности на тему «Из истории букв русского алфавита».
8 класс:
упр. 33. Какие пословицы народов России или других стран знают ученики
вашего класса? Соберите и запишите пословицы разных народов. Найдите среди
них близкие по смыслу пословицы, отметьте, как в них отражается
индивидуальность народа. Подготовьте словарь пословиц и поговорок и
сообщение по вашему исследованию.
упр. 112. Проведите на сайте школы анонимный опрос учеников младших
классов, одноклассников и старшеклассников на тему «Уважаем ли мы друг
друга?». Составьте вопросник, в который включите вопросы о формах обращения
друг к другу в вашей школе. Проанализируйте разные формы принятых
обращений в младшей, средней и старшей школе, сделайте выводы.
9 класс:
упр. 58. Подумайте о наиболее важных правилах безопасности в Интернете,
которыми вы пользуетесь, чтобы защитить себя, своих близких или друзей, свой
компьютер или свои персональные данные. Поделитесь своим опытом: составьте
рекомендации, используя СПП с придаточными цели.
5 упр. 116. Сделай подборку высказываний известных людей, цитат из
произведений художественной литературы, посвященных дружбе. При том
отбирайте в первую очередь сложные предложения, различные по структуре.
Проведите в классе конкурс на лучший афоризм о дружбе. Вы можете
предложить и свое собственное высказывание на ту тему: проверьте, признают ли
одноклассники ваше высказывание оригинальной законченной мыслью,
высказанной в лаконичной и запоминающейся форме.
Не никакого сомнения, что современный урок русского языка немыслим без
использования информационнокоммуникационных технологий. Учебник
русского языка А.Д. Шмелёва уже нацелен на использование различных
Интернетресурсов. Какие же из них будут полезны учителю русского языка при
моделировании урока? Рассмотрим некоторые из них.
Googleсайты.
5 класс. Проектное задание «Наш словарь». Составление такого словаря – работа
серьезная и кропотливая. Она проводится в течение определенного отрезка
времени – учебной четверти (триместра) или всего учебного года. Авторы
учебника дают рекомендации учащимся, каким образом можно представить
слова в таком словаре: «Можно описать, что они значат для людей, говорящих на
русском языке. В этом случае для каждого слова собираются сведения о его
значении, происхождении, истории, синонимах и антонимах, родственных словах.
Подбираются пословицы, поговорки, загадки и фразеологизмы, в которых
используется это слово; примеры его употребления в фольклоре и
художественной литературе». То есть каждое слово всесторонне и многогранно
должно быть описано учащимисяпятиклассниками: составляется целая большая
статья, посвященная одному слову. Одним из примеров реализации этого задания
является составление коллективного словаря (целый класс создает такой
словарь!) на ресурсе Googleсайт. Учитель создает титульную страницу такого
словаря: здесь дается информация, как работать со словарем, вступительная
статья, в алфавитном порядке даются ссылки на отдельные странички словаря, с
которыми будут работать пятиклассники. Всем учащимся предоставляется
доступ для редактирования таких страничек. Учащиеся распределяют, кто какую
страничку будет заполнять (это может быть индивидуальная, парная, групповая
работа). Адрес сайта можно вывесить, например, в электронном журнале или в
общей беседе в одной из соцсетей (я, например, общаюсь со своими учениками с
помощью социальной сети «ВКонтакте») . Ученики заходят по гиперссылке на
титульную страничку данного сайта, затем переходят на свою конкретную
страничку и там видят слово, над которым им предстоит работать. Результатами
такой коллективной словарной работы в сети Интернет являются:
•Формирование коммуникативной компетенции,
•формирование лингвистической компетенции,
•формируется умение работать со знаковосимвольной системой,
•происходит обогащение словарного запаса учащихся,
6 •происходит формирование навыков поисковой и исследовательской
деятельности,
•формирование ИКТкомпетентности учащихся.
Одним из сервисов, достаточно продуктивным и лёгким в использовании,
является сервис LearningApps.org – приложение Web 2.0 для поддержки
обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Какие
возможности предоставляет данный сервис современному учителю?
Learning Apps.org.
Ресурс
•Он бесплатный;
•русскоязычный интерфейс;
•обязательна регистрация по email:
•быстрота создания упражнений;
•моментальная проверка правильности выполнения задания;
•возможность встраивания задания на htmlстраницу;
•многие шаблоны поддерживают работу с картинками, звуком и видео;
•содержит большую коллекцию упражнение, созданных другими;
•постоянно развивается.
Здесь можно создать свои задания различного типа (игры на развитие памяти,
кроссворды, викторины с выбором правильного ответа, тесты, найти пару и
установить соответствие, игру «Виселица», «Как стать миллионером»). На
главной странице можно выбрать необходимую форму задания из предложенного
каталога. Для создания своего задания необходимо нажать на кнопку «Новое
упражнение», сделать выбор и сконструировать задание. Для того чтобы
воспользоваться готовыми заданиями, необходимо нажать кнопку «Все
упражнения», где представлена коллекция упражнений по предметам. Такое
задание можно дать на уроке для всего класса, используя интерактивную доску
или свой компьютер и экран проектора. Но самое важное: можно
зарегистрировать на этом сайте своих учеников и давать им задание на дом
(решить или составить кроссворд, викторину, составить или заполнить таблицу и
т.п.) Ученику обязательно понравится домашнее задание с использованием
компьютера.
Вот некоторые мои задания, которые создала сама на этом сайте.
Ссылки на мои работы на сайте:
«Чередующиеся гласные в корне слова» (https://learningapps.org/display?
v=p9zo45m6218)
«В мире русской фразеологии». Игра «Кто хочет стать миллионером?»
(https://learningapps.org/display?v=pos90evij18).
Результатами работы с ресурсом Learning Apps.org можно считать следующие:
•Формирование учебной мотивации,
•Формирование коммуникативных навыков,
•Формирование ИКТкомпетентности учащихся,
7 •Повышение грамотности.
Ресурсы по созданию лент времени (
http://time.graphics/ru
,
http://www.timetoast.com/).
Данный ресурс можно, например, привлечь для выполнения такого
проектного задания: учебник русского языка, 5 класс: «Проект «История
письменности». При работе над проектом надо собрать информацию о том, как
развивалась письменность в разные времена у разных народов. Возьмите за основу
сведения, полученные на уроках русского языка и истории. Найдите изображение
рисуночного письма, египетских и китайских иероглифов, финикийского,
греческого, арабского и других алфавитов. Расскажите о достоинствах и
недостатках разных видов письменности». Лента времени поддерживает
коллективный доступ. Учитель создает пустую ленту времени, задав период, с
какого и по какое тысячелетие нужно работать. Класс делится на подгруппы в
зависимости от того, какой тип письма будет представлен на этой ленте времени.
Группа получает задание: найти в Интернете ресурсы с иллюстрациями и
информацией о том или ином виде письма. Результатом проектной работы станет
размещение на ленте времени краткого описания типа письма, ярких
иллюстраций, а также рассказ о достоинствах и недостатках разного видах
письменности.
Также учителюпредметнику при конструировании своего урока будут
полезны материалы сайтов «Грамота.ру», «Национальный корпус русского
языка», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «1 сентября»,
«Культура письменной речи» и многих других. Использование данных Интернет
ресурсов, безусловно, играет большую роль в современном учебном процессе,
повышает его эффективность и качество знаний учащихся.
Таким образом, моделируя современный урок русского языка, учитель
предметник должен непрерывно работать над повышением своего
профессионального уровня, должен непрерывно учиться: учиться поновому
готовиться к уроку, учиться поновому проводить урок, учиться поновому
взаимодействовать с учащимися. Вот это всё и есть главный ресурс, без которого
новые требования ФГОС к организации учебновоспитательного процесса в школе
не могут существовать.
Список литературы:
1.
Русский язык: 5(6, 8, 9) класс: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций/ (А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, С.Н.
Митюрёв и др.); под ред. А.Д. Шмелёва. – М.: ВентанаГраф, 2018
2.
Бойцов О.Н. Моделирование современного урока русского языка
через актуальные формы сотрудничества, дифференцированное обучение,
организацию проектной и исследовательской деятельности.
8 https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/19e/19e965441d29fe915097f4c5304c9feb.
pdf
3.
Звездина А.Я. Интерактивные методы как способ повышения
мотивации в обучении русскому языку и литературе. – Мастер – класс,
№ 10, 2006.
4.
Низенькова М.Г. Интернетресурсы на уроках русского языка.
Презентация, 2018, https://rosuchebnik.ru/material/internetresursyna
urokakhrusskogoyazyka/
5.
Полякова Н.А. Использование возможностей сервиса
LearningApps.org на уроках русского языка.
https://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/library/2016/10/27/ispolzovanie
vozmozhnosteyservisalearningappsorgna
9
Моделирование современного урока русского языка через эффективные формы обучения
Моделирование современного урока русского языка через эффективные формы обучения
Моделирование современного урока русского языка через эффективные формы обучения
Моделирование современного урока русского языка через эффективные формы обучения
Моделирование современного урока русского языка через эффективные формы обучения
Моделирование современного урока русского языка через эффективные формы обучения
Моделирование современного урока русского языка через эффективные формы обучения
Моделирование современного урока русского языка через эффективные формы обучения
Моделирование современного урока русского языка через эффективные формы обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.