Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
информатика
8 кл
24.01.2017
Предлагаемый курс «Практикум решения задач по программированию» ориентирован на решение задач, наиболее часто встречающихся в практике программирования, а также на более углубленное изучение и закрепление знаний. Данный курс направлен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе, а также подготавливает их к дальнейшему обучению после 9 класса в учебных заведениях по профилю. Изучение программирования на примерах и задачах – наиболее эффективный способ обучения программированию.
Основная цель курса - способствовать формированию у школьников информационной компетентности, развитие алгоритмического мышления и способностей программирования у учащихся. Назначение курса - помочь детям научиться решать задачи по программированию.Авторская программа
Программа Практикум по программированию.doc
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Общеобразовательная средняя школа №3 им. Ю.А. Гагарина»
отдела образования Шемонаихинского района»
Рассмотрено на заседании методического
объединения учителей ЕМЦ
Руководитель ШМО
__________________ ____________
«___» _____________ 2013 г.
Рассмотрено и принято на заседании методического
совета КГУ «Общеобразовательная средняя
школа№3 имени Ю.А. Гагарина»
Председатель совета
_________________ ___________
«___» ____________ 2013 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГУ «Общеобразовательная средняя
школа№ имени Ю.А. Гагарина» отдела образования
Шемонаихинского района
__________________ _____________
«___» _____________ 2013 г.
СОГЛАСОВАНО
Районный экспертный совет отдела образования
Шемонаихинского района
Зав. метод. кабинетом
________________________ ___________
«___» ____________ 2013 г.
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
(для углубленного изучения)
Предмет
Класс
Учитель
г. Шемонаиха
20132014 уч. годы
3 Пояснительная записка
По мере развития аппаратного и программного обеспечения и оснащения
школ компьютерной техникой курс информатики существенно изменился.
Основное внимание стало уделяться современным информационным
технологиям. Эти тенденции отражены и в новом «Стандарте» по
информатике. В рамках часов, предусмотренных учебной программой по
предметам образовательной области «Математика и информатика»,
разработанной Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина
алгоритмизацию и
(2013 г.) для общеобразовательной школы, на
программирование в 8 классе отводится 15 часов, что явно недостаточно.
Подталкивают к изучению программирования и олимпиады по
информатике, значимость которых возрастает с каждым годом. Решение задач
повышенной сложности – необходимая предпосылка глубокого понимания
основ предмета. Такие задачи важны для реализации системного
образовательного цикла «знанияумениянавыки». Предлагаемый курс
«Практикум решения задач по программированию» ориентирован на решение
задач, наиболее часто встречающихся в практике программирования, а также
на более углубленное изучение и закрепление знаний. Данный курс направлен
на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе, а также
подготавливает их к дальнейшему обучению после 9 класса в учебных
заведениях по профилю. Изучение программирования на примерах и задачах –
наиболее эффективный способ обучения программированию.
Основная цель курса способствовать формированию у школьников
информационной компетентности, развитие алгоритмического мышления и
способностей программирования у учащихся. Назначение курса помочь
детям научиться решать задачи по программированию.
4 Задачи курса:
1) изучить основы языка программирования Паскаль,
2) научить пользоваться основными базовыми алгоритмическими
конструкциями на языке программирования,
3) развивать алгоритмическое и логическое мышление, интеллектуальные и
творческие способности учащихся средствами ИКТ,
4) воспитывать информационную культуру и бережное отношение к
компьютерной технике.
Формы занятий: Основными, характерными при реализации данной
программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят
из теоретической и практической частей, причём большее количество времени
занимает практическая часть.
При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
•
наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и
когда обучающиеся синхронно работают под
самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные
ученических рабочих местах;
• фронтальная,
управлением педагога;
•
задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Технологии и формы обучения
•
теоретические занятия;
•
практические занятия;
• формы и методы отслеживания промежуточного результата.
Режим занятий:
Занятия проводятся: 1 раз в неделю (34 часа в год).
5 Содержание программы
1. Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль (5 часов).
Запуск интегрированной среды программирования Турбо Паскаль. Элементы
окна, использование клавиатуры, мыши. Быстрые способы выбора команд меню.
Управление окнами. «Горячие клавиши» управления окнами. Редактирование
интегрированной среды. Ввод текста программы. В окне редактирования.
Компиляция. Создание.ехе файла. Исполнение программы. Просмотр
выполнения программы на экране пользователя. Сохранение программы на
диске.
Алфавит, синтаксис языка программирования. Правила записи арифметических
выражений. Типы переменных.
2. Программирование линейных алгоритмов (4 часа).
Оператор ввода и вывода. Оператор присваивания.
3. Программирование разветвлённых алгоритмов. (5 часов).
Операторы ветвления. Условный оператор. Оператор выбора.
4. Программирование циклических алгоритмов. (6 часов).
Цикл с параметром «ДЛЯ». Цикл «ПОКА».
5. Графические процедуры и функции (10 часов).
Построение фигур: прямоугольник, квадрат, линия. Построение
окружности, эллипса, дуги, сектора. Движение объектов.
6. Проектная деятельность (4 часа).
Творческая работа.
Требования к уровню подготовки учащихся
6 1. Уровень подготовки обучающихся оценивается с охватом предметных,
личностных и системнодеятельностных результатов.
2. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и
должны уметь.
Учащиеся должны знать:
запуск интегрированной среды Турбо Паскаль,
структуру окна,
использование мыши для выбора команд меню,
быстрые способы выбора команд меню,
использование клавиатуры для выбора команд меню,
"горячие клавиши" при работе в Турбо Паскале,
редактирование интегрированной среды,
работу с программами (ввод текста, программы, компиляцию программы,
исполнение, просмотр, сохранение программы, открытие и отладка
программы),
основные элементы языка Паскаль (алфавит и словарь, идентификаторы,
константы и переменные, структура программы),
типы данных (простые, структурированные, процедурные),
выражения, операции и операнды,
процедуры ввода и вывода данных,
операторы (простые, структурные),
процедуры и функции,
структурированные типы данных (строковые выражения, процедуры и
функции),
массивы (действия над массивами и над его элементами, сортировка
массивов),
7 инициализацию видеорежима,
закрытие видеорежима,
переключение текстграфикатекст,
обрабатывать ошибки,
базовые процедуры и функции (система координат, экран и окно в
графическом режиме, вывод точки, линии),
работу с текстом в графическом режиме,
использование различных шрифтов,
использование цвета и палитры,
построение графических фигур (прямоугольников, многоугольников, дуг
и окружностей).
Учащиеся должны уметь:
запускать интегрированную среду программирования Турбо Паскаль,
работать мышью и клавиатурой,
вводить и исполнять программы,
выполнять просмотр программ на экране пользователя,
сохранять программы на диске и открывать,
исправлять ошибки при отладке программ,
составлять программы на данном языке программирования,
записывать различные переменные,
вводить и выводить данные с помощью процедур Read, Write, Readln,
Writeln,
использовать операторы присваивания, безусловного перехода, вызова
процедур,
условные операторы, операторы выбора, повтора,
использовать подпрограммы посредством процедур и функций,
производить действия со строками и строковыми выражениями,
производить действия над массивами и над его элементами,
8 инициализировать и закрывать видеорежим,
переходить из текстового режима в графический и наоборот,
обрабатывать ошибки в графическом режиме,
строить изображения точки, линии, прямоугольника, многоугольника,
дуги и окружности.
изменить цвет и палитру.
9 №
п/п
1
2
Учебнотематическое планирование
Тема
Запуск интегрированной среды программирования Турбо
Паскаль. Элементы окна, использование клавиатуры,
мыши. Быстрые способы выбора команд меню.
Управление окнами.
«Горячие клавиши» управления
окнами. Задача №1 «Вычисление суммы двух целых
чисел».
Редактирование интегрированной среды. Ввод текста
прогр. В окне редактирования. Компиляция. Создание
.ехе файла. Исполнение программы. Просмотр
выполнения программы на экране пользователя.
Сохранение программы на диске.
Задача №2 «Вычисление разности двух целых чисел».
3 Алфавит, синтаксис языка программирования. Правила
записи арифметических выражений.
Задача №3 «Вычисление площади прямоугольника»
Задача №4 «Вычисление периметра прямоугольника»
Типы переменных. Задача №5 «Частное двух чисел»
4
5
6 Программирование линейных алгоритмов.
Задача №6 «Среднее арифметическое нескольких чисел»
7 Оператор ввода и вывода. Задача №7 «Домик на экране»
Задача №8 «С помощью
8 Оператор присваивания.
операции умножения получить an для заданного a»
Самостоятельная практическая работа №1
9
10 Операторы ветвления. Условный оператор. Задача №9
«Наибольшее из двух чисел»
11
Задача №10 «Анализ возраста человека»
12 Обработка целочисленных переменных.
Задача №11 «Произведение цифр заданного числа»
13 Оператор выбора. Задача №12 «Дни недели»
14 Самостоятельная практическая работа №2
15 Циклические алгоритмы, программирование циклических
алгоритмов. Цикл с параметром. Задача №13 «Сумма
ряда»
16 Цикл с параметром. Задача №14 «Сумма квадратов
чисел»
17 Цикл с параметром. Задача №15 «Нахождение делителей
числа»
Дата
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 18 Цикл «Пока». Задача №16 «Сумма ряда»
19 Цикл «Пока». Задача №17 «Сумма квадратов чисел»
20 Самостоятельная практическая работа №3
21
Графические процедуры и функции. Построение фигур:
прямоугольник, квадрат, линия. Задача №18 «Домик».
22 Построение фигур: прямоугольник, квадрат, линия.
Задача №19 «Ёлка»
23 Построение окружности. Задача №20 «Будильник»
24 Построение окружности.
Задача №21 «Колесо
обозрения»
25 Построение эллипсов. Задача №22 «Цилиндр»
26 Построение эллипсов. Задача №23 «Колобок»
27 Построение дуг. Задача №24 «Месяц»
28
29
30
31
33
34
Задача №25 «Цветок»
Задача №26 «Тортик»
Задача №27 «Семицветик»
Творческая работа. Задания №128
Резерв
Всего по курсу:
1
1
1
1
1
3
1
34
часа
11 Используемая литература:
1.
2.
3.
4.
В.Б. Попов, «TURBO PASCAL для школьников», г. Москва,
«Финансы и статистика», 2000 г.
В.Н. Кирнос, «Решаем задачи на Паскале», г. Кокшетау, «Келешек
2030», 2004 г.
Э.С. Ларина, «Олимпиадные задания по информатике», г.
Волгоград «Учитель», 2007 г.
А.Ф. Чернов, «Олимпиадные задачи с решениями и подробным
анализом», г. Волгоград «Учитель», 2007 г.
12 РЕЦЕНЗИЯ
на программу курса «Практикум решения задач по программированию» для 8
класса, разработанную Никишиной С.П., учителем информатики КГУ
«Общеобразовательная средняя школа №3 имени Ю.А. Гагарина» отдела
образования Шемонаихинского района
Программа курса «Практикум решения задач по программированию»
представленная к рецензированию содержит пояснительную записку, цель курса,
требования к знаниям и умениям учащихся, формы организации учебных
занятий, учебнометодический комплект, примерный учебный план, календарно
тематический план.
В пояснительной записке раскрыта необходимость введения данного курса на
средней ступени школы. Цель данного курса – способствовать формированию у
школьников информационной компетентности, развитие алгоритмического
мышления и способностей программирования у учащихся. Назначение курса
помочь детям научиться решать задачи по программированию. Программа курса
базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной
школы и предполагает повышение уровня образования за счёт углубленного
изучения материала по информационным технологиям. Занятия по программе
включают лекционную и практическую часть и проводятся 1 раз в неделю.
Учебнометодический комплект содержит необходимый материал для
проведения занятий по темам, предложенным в календарнотематическом плане.
13 Данный курс направлен на подготовку учащихся к жизни в
информационном обществе, а также подготавливает их к дальнейшему обучению
после 9 класса в учебных заведениях по профилю.
14 15 Заключение школьного координационного экспертного совета
на программу курса «Практикум решения задач по программированию» для 8
класса, разработанную Никишиной С.П., учителем информатики КГУ
«Общеобразовательная средняя школа №3 имени Ю.А. Гагарина» отдела
образования Шемонаихинского района.
Программа курса «Практикум решения задач по программированию»
представленная к рецензированию содержит пояснительную записку, цель курса,
требования к знаниям и умениям учащихся, формы организации учебных
занятий, учебнометодический комплект, примерный учебный план, календарно
тематический план.
В пояснительной записке раскрыта необходимость введения данного курса на
средней ступени школы. Цель данного курса – способствовать формированию у
школьников информационной компетентности, развитие алгоритмического
мышления и способностей программирования у учащихся. Назначение курса
помочь детям научиться решать задачи по программированию. Программа курса
базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной
школы и предполагает повышение уровня образования за счёт углубленного
изучения материала по информационным технологиям. Занятия по программе
включают лекционную и практическую часть и проводятся 1 раз в неделю.
Учебнометодический комплект содержит необходимый материал для
проведения занятий по темам, предложенным в календарнотематическом плане.
Данная программа имеет инновационный подход к достижению цели:
внедрение инновационных технологий обучения и воспитания
(организация образовательного процесса с использованием ИКТ –
технологий, метода проектов).
построение обучения на принципах гуманистического подхода к каждому
воспитаннику.
16 17 Заключение районного координационного экспертного совета об
использовании представленного материала:
Программа утверждена на экспертном совете районного методического
кабинета КГУ «Отдела образования» Шемонаихинского района, предложена для
обучения учащихся.
Председатель районного координационного
экспертного совета, руководитель отдела
образования
Шемонаихинского района: ______________________ Ш.Ж. Абаева
Заведующая районным
методическим кабинетом: _______________________ Т.И. Зайцева
Руководитель районным
методическим объединением: ____________________ С.П. Никишина
18
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Модифицированная программа по информатике для углубленного изучения "Практикум решения задач по программированию"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.