Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Оценка 5

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Оценка 5
Домашнее обучение +1
doc
администрации
Детсад
26.07.2017
Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Беседа как метод обучения диалогической речи. Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Беседа является сложным методом обучения. Ее ход зависит от подготовки самого воспитателя , а так же от уровня развития детей, от степени их активности и самостоятельности, от их знаний. Е. И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее. Ценность беседы в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умение слушать и понимать собеседника ,не отвлекаться, не перебивать , сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, давать понятные ответы на вопросы, высказываться в присутствии других детей.Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Беседа как метод обучения диалогической речи. Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Беседа является сложным методом обучения. Ее ход зависит от подготовки самого воспитателя , а так же от уровня развития детей, от степени их активности и самостоятельности, от их знаний. Е. И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее. Ценность беседы в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умение слушать и понимать собеседника ,не отвлекаться, не перебивать , сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, давать понятные ответы на вопросы, высказываться в присутствии других детей.
independent_work (1).doc
Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Технология организации диалогового взаимодействия. Модуль 6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Беседа как метод обучения диалогической речи.  Вопросы для самостоятельного изучения:  1. Беседа   –   это   целенаправленный,   заранее   подготовленный   разговор воспитателя   с   детьми   на   определенную   тему.   Беседа   является   сложным методом обучения. Ее ход зависит от подготовки самого воспитателя , а так же от уровня развития детей, от степени их активности и самостоятельности, от их знаний. Е. И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются   и   уточняются   представления   полученные   ребенком   в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем   других   педагог   помогает   ребенку   полнее   и   глубже   воспринимать действительность.   В   результате   знания   ребенка   становятся   четче   и осмысленнее. Ценность   беседы   в   том,   что   взрослый   учит   ребенка   логически   мыслить, помогает   думать,   поднимает   от   конкретного   способа   мышления   на   более высокую   ступень   простейшего   абстрагирования.   В   беседе   вместе   с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умение слушать и понимать   собеседника   ,не   отвлекаться,   не   перебивать   ,   сдерживать   свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, давать понятные ответы на   вопросы,   высказываться   в   присутствии   других   детей. Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном , а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описание увиденного пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая ответ, дети употребляют для связи слов союзы, разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается   от   разговора   прежде   всего   внутренним   программированием, обдумыванием высказывания. Беседа – эффективный метод обучения в том случае, если она проводится правильно. Важный методический вопрос­ выбор темы беседы. Темы должны быть доступны и интересны детям и отражать факты и явления общественной   своего   1 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС       темам       бесед   ,   то   можно следующих посвящается жизни:   «Наш   детский   сад»,   «Наш   любимый   город»,   «Праздники   страны». Много труда ( работа родителей, труд почтальона, работа сотрудников детского сада и т.п.), трудовым процессам. Большое педагогическое значение имеют трудовые дела   самих   детей(«Как   мы   помогаем   маме»,   «Мы­   дежурные»…) При проведении беседы перед педагогом стоит задача добиться того, чтобы все   дети   были   активными   ее   участниками.   Для   этого   необходимо придерживаться правил: ­ беседа не должна длиться долго, т.к. рассчитана на умственное напряжение; ­ во время беседы воспитатель задает вопрос всей группе, а затем спрашивает индивидуально.   Нельзя   спрашивать   детей   в   том   порядке,   в   котором   они сидят­   это   приводит   к   тому,   что   часть   детей   перестает   работать; ­нельзя спрашивать одних и тех же детей, нужно стараться вызывать большее количество   детей   хотя   бы   для   краткого   ответа   на   поставленный   вопрос; ­дети должны отвечать по одному, а не хором, но если педагог ставит такой вопрос,   на   который   у   многих   дошкольников   есть   один   и   тот   же   простой ответ хором; ­   не   следует   прерывать   ребенка,   если   в   этом   нет   прямой   необходимости; нецелесообразно   «вытягивать»   ответ,   если   ребенок   не   имеет   необходимых знаний,   в   таких   случаях   можно   удовлетвориться   кратким   ответом,   даже односложным ответом; ­нельзя   требовать   от   детей   полных   ответов,   т.к.   это   часто   приводит   к искажению   языка.   Беседа   должна   вестись   естественно   и   непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам   детей   побуждают   содержательные   вопросы,   стимулирующие   к описанию,   рассуждению   и   т.п.   они   вызывают   у   детей   самостоятельную мыслительную   работу,   а   не   механическое   повторение   «полного   ответа»; ­   часто   вопрос   ,   задаваемый   педагогом,   возбуждает   у   ребенка   свою   цепь ассоциаций и его мысль начинает протекать по новому руслу. Воспитатель должен быть готов к этому и не давать детям удалиться от темы беседы. Руководя   беседой,   педагогу   необходимо   учитывать   индивидуальные особенности   дошкольников.   Детей   ,   медленно   соображающих   и   менее развитых,целесообразно  предварительно подготовить  к  занятию­ вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступать во время беседы. Детям , неуверенным в себе , с более ограниченными познаниями, следует задавать дополнительные вопросы, на которые сравнительно легко ответить. ответить   позволить       2 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением, в случае – обратиться к специалистам: логопедам, психологам. 2. Характеристика и особенности проведения бесед. Одним из основных методов развития диалогической речи у детей  дошкольного возраста на занятиях является беседа. Беседа ­ это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с  детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.  Беседа относится к словесным методам обучения (также как рассказ педагога и чтение художественной литературы), при правильном сочетании с  конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в  образовательно­воспитательной работе с детьми. Беседа в первую очередь является методом обогащения, уточнения и  систематизации знаний и представлений детей, полученных ими в процессе  повседневной жизни и на занятиях. Посредством бесед дети целенаправленно  усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словом  передавать признаки предметов, действия с предметами. Участвуя в беседе,  ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает  то, что знает о нем, приучается логически мыслить. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать  вопросы, правильно формулировать ответ на них. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг  друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано,  тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует  сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим  поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства  детей, формирует отношения к событиям, о которых идет речь. Беседа – диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать  вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники  беседы. В условиях детского сада беседа используется как важное средство  коллективного общения детей. И задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива. По содержанию различаются два вида бесед: этические и  познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего  3 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС возраста, а познавательные – начиная со средней группы (как правило со  второй половины года). Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств,  формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Тематика познавательных бесед определяется программой обучения. Она  также тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых. По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие  (итоговые). Назначение вводной беседы – подготовить детей к предстоящей  деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей,  актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых  объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит  практические или познавательные задачи. Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью суммирования,  уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной  теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка  времени. Содержание бесед должно быть педагогически ценным, способствовать  осуществлению задач всестороннего воспитания детей и вместе с тем быть  посильным, психологически близким ребенку­дошкольнику. Соблюдение  последнего требования особенно необходимо для того, чтобы беседа  проходила активно, возбуждала мысль ребенка, помогала удерживать ее  внимание и оставила глубокий след в его сознании. Современные методисты предлагают разнообразную тематику для бесед с  дошкольниками. Распространены беседы, воспроизводящие факты и явления  общественной жизни: «Москва ­ главный город России», «Наш город», «Мы  любим свое село», «Что мы видели в библиотеке?». Ряд бесед посвящается  темам труда, трудовым процессам, трудовым делам самих детей: «Хлеб ­  всему голова», «Профессии твоих родителей», «Как шьют одежду», «О  строительство», «Мы ­ дежурные», «Что мы вырастили на огороде, в саду?» и  т.д. С дошкольниками проводятся беседы о машинах, которые помогают  взрослым в работе («Что машины помогают делать в детском саду и дома?»,  «На чем люди ездят?», «Какие машины помогают выращивать урожай?» и  т.п.), предметы, с которыми дети сталкиваются ежедневно («Наши игрушки»,  « одежда и обувь» и т.д.). 4 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Беседа достигает своей цели только при четкой организации и продуманной  методике ее проведения. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей.  Воспитатель, определив задачи и тему беседы, продумывает и подбирает ее  содержание, структуру, определяет характер и формулирование основных  вопросов. Готовность детей к беседе заключается в наличии у них  соответствующих знаний о предмете или явлении, которые будут обсуждаться в беседе. Эти знания ребенок получает во время экскурсий, наблюдений,  рассмотрения картин, просмотра диафильмов, телепередач и т.п. Беседа должна строиться на основе жизненного опыта и знаний детей.  Например, беседу на тему «О зиме» можно проводить только тогда, когда  дети уже ознакомились с зимними явлениями природы, слушали  соответствующие рассказы и стихи. Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от  подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от  степени их активности и самостоятельности. Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней  взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и  заключительная части. Беседа должна начинаться с описания конкретных образов, эмоционально  ярких воспоминаний детей об интересном случае. Необходимо сразу же  оживить в памяти детей целостный образ, явление, активизировать  эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по­разному ­ с упоминания, с рассказа, с  рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения  стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме. В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Детям  последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По  ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы,  обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть  эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от  содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются  такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В  процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить  или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. 5 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать  знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую  игру, прослушать магнитофонную запись. Так, беседу о транспорте можно  закрепить дидактической игрой «На чем люди ездят?», беседу о празднике ­  чтением знакомых стихов об этом празднике. В беседе можно использовать различные приемы словарной работы ­  объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором  вместе с воспитателем. Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от  правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно  разделить на две группы. К первой можно отнести те, которые требуют от  детей простого ответа или описания предметов, явлений. Этот вопросы: что?  кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы или микротемы беседы  для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал.  Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений,  умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания  темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.)  Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть  ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Они в основном  относятся после того, как в памяти ребенка возобновились знания, образы, и  на основе анализа она может прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны  раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ.  Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. (Какие машины помогают строителям строить дома? Где делают игрушки?). Неконкретные  вопросы часто приводят к неправильным, поверхностным ответам. Так,  вопрос «Что вы знаете о Москве?», «Что вы можете сказать об этой  картине?» И подобные ­ широкие по смыслу, неконкретные, поэтому и ответы детей будут поверхностными. В самом вопросе не должно быть непонятных  детям слов. В каждом вопросе должна быть только одна мысль. Помимо основных вопросов воспитатель должен использовать и  вспомогательные ­ наводящие и подсказывающие. Наводящие вопросы  занимают основное место среди вспомогательных, они помогают ребенку не  только точнее усвоить содержание того, о чем спрашивают, но и наталкивают  на правильный ответ, дают возможность самостоятельно справиться с ним,  например: «А что еще у нас есть интересного в городе? Какая река? Как она  называется?» Значительно меньшее место должны занимать подсказывающие  вопросы, содержащие в себе готовый ответ. 6 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая  при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо  подбадривать, слишком оживленных ­ сдерживать. Недопустимо спрашивать  одних и тех же детей. Если воспитатель долго разговаривает с одним  ребенком, то остальные скучают, не участвует в беседе. То же самое бывает,  когда воспитатель во время беседы много говорит о том, что детям хорошо  известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети. Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется  наглядный материал: картина, игрушка, модель, предмет в натуре.  Наглядный материал вызывает интерес, речевую активность. Высказывания  детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и  восприятия. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает  размещение его во время беседы, методику объяснения. Его не надо  представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание  детей от занятия. Наглядный материал должен полностью соответствовать  содержанию беседы. В беседу можно включить прослушивание пластинок,  магнитофонных записей, литературных текстов ­это повышает  эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать  игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений. 3. Значение беседы для умственного и речевого развития детей  дошкольного возраста.  Беседа   –   это   целенаправленное   обсуждение   чего­либо,   организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной   педагогике   как   метод   ознакомления   с   окружающим   и одновременно   как   метод   развития   связной   речи.   Е.   И.   Радина   в   своем исследовании   подробно   раскрыла   значение   беседы   для   умственного   и нравственного   воспитания   детей.   В   одних   беседах   систематизируются   и уточняются   представления,   полученные   ребенком   в   процессе   его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать   внимание   на   то,   что   недостаточно   им   осознается.   В   результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более   высокую   ступень   простейшего   абстрагирования.   В   беседе   ребенок должен   припоминать,   анализировать,   сравнивать,   высказывать   суждения   и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается 7 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде   всего   речи   разговорной:   умения   слушать   и   понимать   собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести   разговор,   участвовать   в   беседе   всегда   сочетается   с   воспитанием навыков   культуры   поведения:   ребенок   должен   научиться   внимательно слушать   того,   кто   говорит,   не   отвлекаться,   не   перебивать   собеседника, сдерживать   свое   непосредственное   желание   сразу   отвечать   на   вопрос,   не подождав   вызова.   В   беседе,   следовательно,   воспитываются   сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для   связи   слов   союзы   (и,   а,   но,   чтобы),   разнообразную   лексику.   Речевая деятельность   ребенка   в   беседе   отличается   от   разговора   прежде   всего внутренним   программированием,   обдумыванием   своего   высказывания, большей   произвольностью.   Дети   учатся   речи­доказательству,   умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется. Е. И. Радина предостерегала от одностороннего подхода в понимании беседы, когда   сильно   подчеркивается   лишь   речевой   момент.   Она   отмечала   важное значение   беседы   для   формирования   положительного   отношения   к окружающей действительности, к людям, к родной стране и родному городу, к родным и близким. Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с   окружающей   жизнью:   бытом   и   трудом   людей,   событиями   общественной жизни,   деятельностью   детей   в   детском   саду   (игры,   труд,   взаимопомощь, друзья). Содержание должно быть педагогически обосновано, способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику.   Беседы   протекают   живо   и   непринужденно,   удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей. В   прошлом   веке   при   отборе   содержания   бесед   важнейшим   был   принцип близости   и   доступности   обсуждаемых   явлений.   Считалось   возможным беседовать  с  детьми  лишь   о  непосредственно   окружающих   ребенка  вещах. Содержание   бесед,   таким   образом,   ограничивалось   наличием   у   ребенка 8 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС совершенно   конкретного   чувственного   опыта,   касающегося   тех   явлений, которые становились предметом беседы. В   наше   время   проблема   содержания   бесед   с   дошкольниками   исследовалась   многими учеными (А. П. Усова, Е.А. Флерина, Е. И. Радина, Э. И. Залкинд, Э. П. Короткова, Н. М. Крылова). Сделаны следующие выводы: по отношению к современным детям содержание «простого» и «сложного», «далекого» и «близкого» в эпоху развития техники, культуры изменилось. Картинки, книги, кинофильмы, детские телепередачи, иллюстрации, альбомы, компьютерные   программы   расширяют   круг   детских   представлений   и   понятий,   будят   у ребенка новые интересы. С детьми можно беседовать о том, чего не было в их чувственном опыте, но что им психологически близко и понятно. Современность подсказывает новую тематику. Так, беседа о космонавтах может сочетаться с рассматриванием иллюстраций, рассказом   воспитателя,   чтением   литературы.   Каждая   беседа   должна   сообщать   что­то новое:  или давать  некоторые новые знания, или  показывать знакомое в новом аспекте. Содержанием   беседы   должны   быть   явления,   знакомые   ребенку,   но   требующие дополнительных   пояснений,   поднимающие   сознание   ребенка   на   более   высокую   ступень знания. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она  основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего  языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают,  насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной  коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого  общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом как на  занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и  обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка,  при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным  языком в максимально сензитивный для этого период. Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о  закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в  трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М.  Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей  можно рассмотреть следующим образом: ­ речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений,  восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; ­ ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых  обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи; ­ ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для  самостоятельных наблюдений над языком, для развития речи. 9 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической  сфере (как овладение ребенком языковыми навыками – фонетическими,  лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей  друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями).  Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры  речи, но и культуры общения. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего  возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают  новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую  сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них  достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральной задачей такого обучения является  формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений  языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает  творческий характер речи. Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) является  процессом многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс органически  связан с умственным развитием, поскольку развитое мысление человека – это  речевое, языковое – словесно­логическое мышление. Взаимосвязь речевого  развития, овладения языком и умственного, познавательного развития  свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Вместе с тем взаимосвязь речевого (языкового) и интеллектуального развития ребенка необходимо рассматривать и в обратном направлении – от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно обозначить как анализ языковой  (лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается выяснение  роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком. Таковы основные аспекты интеллектуально­языковых взаимосвязей,  органично включенных в процесс овладения родным языком, развития и  формирования речи. Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития  детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной,  логичной, последовательной. Чтобы ясно рассказать о чем­нибудь, нужно  ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать,  отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения  (причинно­следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме  того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения  данной мысли слова, уметь стоить простые и сложные предложения,  10 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и  частей высказывания. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и  эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок  владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и  одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования  художественно­речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей  эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и  литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений  строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает  ознакомление детей с изобразительно­выразительными средствами  художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами  и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, уточняет  художественное восприятие литературных произведений, которое, включая  элементы сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет  свой эмоционально­непосредственный характер, т.е. остается подлинно  эстетическим восприятием. В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное  отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно­выразительных средств для воплощения  художественного образа. Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности для  решения задач нравственного воспитания. Здесь существенное влияние  оказывает содержание литературных произведений, картин. Умение детей  рассказывать совместно, группами ("командами") предполагает и умение  договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу,  уступать ему и т.д. Обучение дошкольников родному языку, развитие речи предоставляет  богатые возможности решения и других задач нравственного и эстетического  воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи  (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным ("структурным") аспектам  обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной  работе, формированию грамматического строя речи. Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение  словаря детей, их развивающаяся лексика может и должна включать введение  11 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС в речь детей (и в понимание речи) групп слов, обозначающих качества  человека, оценки его поступков, так же как и эстетические качества и оценки. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых  способностей рассматривается как стержень полноценного формирования  личности ребенка – дошкольника, который представляет большие  возможности для решения многих задач умственного, эстетического и  нравственного воспитания детей. Высокий уровень речевого развития дошкольника включает:  владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное  пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и  составлении любого типа высказывания; ­ умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать,  спросить, ответить, возразить, объяснить; ­ знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в  зависимости от ситуации; ­ умение читать и писать (элементарное обучение грамоте и письму) 4. Классификация бесед.  Е.А.Флерина   классифицировала   беседы,   исходя   из   дидактических   задач   1. Вводная, организующая детей на тот или ино  вид дея тельности. 2. Беседа, сопутствующая   деятельности   и   наблюдениям   детей.   3.   Заключительная, уточняющая   и   расширяющая   опыт   детей.   В   основу   этой   классификации положено взаимоде ствие между детским опы том и выражением   в речи. ии ии ᴇᴦο С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера   (о   школе,   о   родном   городе)   и   этические   (о   нормах   и   правилах поведения люде  в обще стве и дома). ии Вводная беседа, предваряющая получение новых знаний, является связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Цель   —   выявить   разрозненный   опыт,   создать   интерес   к   предстоящей деятельности.   Часто   предварительная   работа   вообще   отсутствует   или проводится беседа, которая выходит за пределы предстоящего наблюдения, когда   словесно   прорабатывается   то,   что   дети   могут   увидеть   сами. 12 ˸ Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС ʼʼ Последующие наблюдения превращаются  в иллюстрацию  к слову. Вводные беседы   успешны,   в   случае   если   они   кратки,   эмоциональны,   проводятся   в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта  а ряд ʼʼ вопросов остается неразрешенным ( Посмотрим... ). Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта͵является переходной от   разговора   к   беседе.   Она   проводится   в   процессе   детской   деятельности, экскурсий,   наблюдений   и   объединяет   детей   общими   интересами   и коллективными   высказываниями,   Цель—   стимулировать   и   направлять внимание детей на более богатое и цел(cid:156) есообразное накопление опыта; обеспе­ чить   в   высшей   степени   полное   восприятие,   помочь   получить   отчетливые представления, дополнить их знания. ͵ Содержание   беседы   определяется   процессом   наблюдения.   Что   и   в   каком порядке заметят дети и что они скажут, заранее предвидеть нельзя. Дети, наблюдая, высказывают свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают. Для   этого   вида   беседы   характерно   участие   разных   анализаторов   зрения, слуха,   осязания,   мускульно­двигательной   сферы,   моторной   деятельности. Вторая   сигнальная   система   (слово)   углубляет   впечатления,   полученные чувственным   путем.   План   беседы   должна   быть   изменен,   потому   что   он корректируется   ходом   наблюдения.   Во   время   такой   беседы   недопустимо отвлекать детей от наблюдаемого, не стоит вдаваться в подробности и рас­ сказывать о том, чего они не видят. В процессе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она   возникает   при   повторных   наблюдениях,   на   основе   уже   имеющихся представлений и знаний. Основной   в   детском   саду   является   беседа заключительная,ее   принято называть   обобщающей.   Цель—   систематизировать,   уточнить   и   расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Этот тип беседы в большей степени способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря добросовестной форме общения. Систематизировать   знания   в   беседе   возможно   при   условии   четкого,   при   правильном   ᴇᴦο последовательного   расположения   материала, структурировании. Е.И.Радина выделила структурные компоненты беседы˸ 13 ˸ Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС 5. Методы проведения бесед. Условия успешности беседы с детьми Первое. Готовность детей к беседе. «Если впечатлений у детей достаточно, если они четкие, яркие и тема детей интересует, получится удачная беседа, в которой   воспитатель   может   упорядочить   детские   впечатления,   отношение ребенка к тем или иным предметам, явлениям, углубить интересы, расширить их кругозор». «Чем конкретнее и живее получают дети новые впечатления на экскурсии, при   чтении   книги,   рассматривании   картинки,   тем   успешнее   и   с   большим интересом они будут об этом вспоминать и рассказывать в беседе». Второе. Подготовка педагога к беседе. «Когда педагог твердо знает, каких результатов он ждет от беседы, какие переживания хочет вызвать у детей, какие вопросы он поставит, какие дополнения внесёт, ему легче построить ее план, подобрать материал ,иллюстрации и твёрдо направлять детскую мысль и интерес». Одним   из   основных   методов   развития   диалогической   речи   у   детей дошкольного   возраста   на   занятиях   является   беседа.   Беседа   ­   это организованная,   целенаправленная   разговор   воспитателя   с   детьми   по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов. Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет   большую   роль   в   образовательно­воспитательной   работе   с   детьми. Разработанный Сократом и Платоном метод беседы применялся в обучении молодежи   риторике   и   логике.   Позднее   этот   метод   был   использован   в школьном обучении. Со   времен   Я.   А.   Коменского   и   И.Г.   Песталоцци   встал   вопрос о применении бесед в дошкольном воспитании. Беседа в первую очередь является   методом   уточнения   и   систематизации   представлений   детей, полученных   ими   в   процессе   повседневной   жизни   и   на   занятиях.   Характер беседы   требует   от   ребенка   умения   активно   воспроизводить   свои   знания, сравнивать,   рассуждать,   делать   выводы.   Посредством   бесед   дети целенаправленно  усваивают   сведения  о конкретных  предметах  и явлениях, учатся   словом   передавать   признаки   предметов,   действия   с   предметами. Сосредоточивая   внимание   на   характерных   признаках   явлений,   педагог углубляет представления детей о том, что они воспринимали на прогулках, экскурсиях.   Обозначение   воспринятого   словом,   описание   самими   детьми предметов   и   явлений   делает   процесс   приобретения   знаний   осмысленнее. Беседа также обогащает ребенка новыми знаниями или показывает знакомое в новом   аспекте.   Участвуя   в   беседе,   ребенок   учится   концентрировать   свое 14 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС мнение   на   одном   предмете,   вспоминает   то,   что   знает   о   нем,   приучается логически мыслить. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли,   развивает   умение   слушать   и   понимать   вопросы,   правильно формулировать   ответ   на   них   ­   коротко   или   подробнее,   в   зависимости   от характера вопроса, правильно задавать вопросы. 6. Правила проведения бесед. Структура   беседы   зависит   от   темы,   содержания,   возраста   детей.   В   ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная   части.   Беседа   должна   начинаться   с   описания   конкретных образов,   эмоционально   ярких   воспоминаний   детей   об   интересном   случае. Необходимо   сразу   же   оживить   в   памяти   детей   целостный   образ,   явление, активизировать   эмоциональную   сферу   детей   и   тем   самым   вызвать   у   них желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по­разному ­ с упоминания, с рассказа, с рассмотрению картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые   имеют   прямое   отношение   к   теме.   В   основной   части   беседы раскрывается ее конкретное содержание. Готовя беседу, воспитателю надо спланировать   ее   этапы,   то   есть   выделить   существенные   компоненты   того понятия, которое будет анализироваться с детьми. Детям последовательно ставятся   вопросы,   которые   направляют   их   активность.   По   ходу   беседы воспитатель   дает   объяснение,   утверждает   детские   ответы,   обобщает   их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней   в   различных   сочетаниях   используются   такие   приемы,   как   вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и  явлениях, о которых идет речь. В беседе можно использовать различные приемы словарной работы ­ объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем. Успех   и   педагогическая   результативность   бесед   во   многом   зависит   от правильно   поставленных   перед   детьми   вопросов.   Все   вопросы   можно разделить на две группы. К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов, явлений. Этот вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы или микротемы беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал. Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений,   установления   причинных   связей,   раскрытие   содержания 15 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС темы.   (Для   чего?   Почему?   Зачем?   Чем   похожи?   Как   узнать?   и   др.) Такие вопросы   поискового   и   проблемного   характера   должны   играть ведущую   роль   в   беседе,   особенно   в   старших   группах.   Они   в   основном относятся после того, как в памяти ребенка возобновились знания, образы, и на основе анализа она может прийти к выводу. Вопросы воспитателя должны раскрывать содержание темы и направлять мысль детей на правильный ответ. Поэтому их нужно формулировать четко, конкретно, коротко. (Какие машины помогают строителям строить дома? Где делают игрушки?). Неконкретные вопросы   часто   приводят   к   неправильным,   поверхностным   ответам.   Так, вопрос   «Что   вы   знаете   о   Москве?»,   «Что   вы   можете   сказать   об   этой картине?» И подобные ­ широкие по смыслу, неконкретные, поэтому и ответы детей будут поверхностными. В самом вопросе не должно быть непонятных детям   слов.   В   каждом   вопросе   должна   быть   только   одна   мысль.   При постановке вопросов необходимо четко представить себе, какие психические процессы при этом активизируются у детей ­ процессы памяти, мышления, воображения, а также, какие именно чувства вызываются. Активизация всех психических   процессов   путем   вопросов   к   детям ­   важное   условие проведения беседы. Следует также задавать такие вопросы, которые вызывали бы у детей разные образы ­ зрительные, слуховые и т.д. Например, в беседе о водном транспорте воспитатель ставит такой вопрос: «Что вы слышали, когда были   на   набережной?»   Дети   вспоминают,   что   слышали   гудки   пароходов, короткие и длинные, шум моторов, громкие объявления по радио на речном вокзале и т.д. Слуховые восприятия помогают детям точнее описать все, что характеризует явление, предмет. Помимо   основных   вопросов   воспитатель   должен   использовать   и вспомогательные   ­   наводящие   и   подсказывающие.   Наводящие   вопросы занимают основное место среди вспомогательных, они помогают ребенку не только точнее усвоить содержание того, о чем спрашивают, но и наталкивают на правильный ответ, дают возможность самостоятельно справиться с ним, например: «А что еще у нас есть интересного в городе? Какая река? Как она называется?» Значительно меньшее место должны занимать подсказывающие вопросы, содержащие в себе готовый ответ. Дети, отвечая на них, должны только   утвердить   или   отвергнуть,   например:   «А   ты   видел   памятник   на площади?» Эти вопросы надо ставить только детям, которые не уверены в своих   силах,   медленно   думают.   Ответив   на   этот   вопрос,   ребенок   смелее отвечать   на   следующие.   Однако   и   относительно   таких   детей   эти   вопросы нельзя   применять   часто,   потому   что   это   приучает   ребенка   к   ответам   без размышления, тормозит его умственное развитие. Важным   показателем активного   участия   детей   в   беседе являются   их вопросы.   Надо   учить   детей   задавать   вопросы   воспитателям   и   товарищам. 16 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Воспитатель   должен   быть   внимательным   к   вопросам   детей,   которые возникают   у   них  в  процессе   беседы:   одобрить   удачные   вопросы,  отметить наблюдательность,   любознательность.   Воспитатель   может   вызвать   у   детей желание задавать вопросы замечаниями («Неужели вам неинтересно знать, как делают эту игрушку?»), Предварительной установкой («Послушайте Сергея, а потом   расспросите   его   подробнее,   что   он   видел   в   городе»),   указаниями («Спросите один у одного, что вам больше всего запомнилось из того, что мы видели на экскурсии и почему?»). В процессе беседы дети должны выразить свое   отношение   к   предметам   и   явлениям,   поделиться   чувствами, переживаниями.   Проводя   беседу,   воспитатель   должен   помнить,   что   она должна   иметь   характер   организованного   разговора,   проходит   свободно,   не напряженно,   в   обычных,   непринужденных   условиях,   и   способствовать развитию живой, образной речи детей. Отвечая на вопрос, дети иногда уходят от темы беседы, потому что у них под влиянием слова легко и быстро восстанавливаются ассоциативно связанные впечатления. Воспитатель должен следить за ходом беседы, направлять ее, не давать отклоняться от темы, вести беседу живо, эмоционально. Ответы детей в   беседе   могут   быть   развернутыми   и   короткими.   Воспитатель   должен подводить детей к развернутым ответам, в которых ребенок осмысленно и понятно   для   слушателя   передает   свои   суждения,   пользуясь   при   этом различными   синтаксическими   структурами   фраз.   Побуждать   детей   к развернутым ответам можно, прежде всего, постановкой таких вопросов, на которые   ребенок   не   может   не   дать   развернутого   ответа.   Например,   такие вопросы,   как   «Что   вам   больше   всего   запомнилось   из   летнего   отдыха? Расскажите об этом или почему Саша так сделал?» Большое значение имеет также пример высказываний в беседе самого воспитателя. Так, в беседе о родном городе воспитатель предлагает детям описать свою улицу, но сначала он   сам   дает   образец   такого   описания.  Нельзя   допускать   короткие   ответы, даже, одним словом. На вопрос «Кто?», «Что?», «Куда?» Дети могут ответить коротко. «К какому празднику мы сейчас готовимся?» ­ «Ко Дню Победы» ­ такие короткие ответы вполне понятны другим. Воспитатель в ходе беседы спрашивает   как   можно   больше   детей,   учитывая   при   этом   индивидуальные особенности   каждого.   Застенчивых   детей   надо   подбадривать,   слишком оживленных­сдерживать.   Недопустимо   спрашивать   одних   и   тех   же   детей. Если   воспитатель   долго   разговаривает   с   одним   ребенком,   то   остальные скучают, не участвует в беседе. То же самое бывает, когда воспитатель во время   беседы   много   говорит   о   том,   что   детям   хорошо   известно,   или   без всякой нужды повторяет все, что говорят дети. Активность   в   беседе может   проявляться   в   дополнениях   и   уточнениях, которые вносят дети в ответы товарищей. Воспитатель предлагает дополнить или уточнить ответ ребенка в тех случаях, когда он неточный или неполный. 17 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС Это повышает внимание детей на занятии. Ответы детей надо внимательно выслушивать. Нельзя их прерывать, если в этом нет прямой необходимости. Нецелесообразно ценой долгих усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или не может преодолеть застенчивость. В таких случаях можно удовлетвориться коротким ответом. Для   уточнения   представлений   детей   иногда в   беседе   используется наглядный   материал:   картина,   игрушка,   модель,   предмет   в   натуре. Наглядный материал  вызывает  интерес,  речевую  активность. Высказывания детей   в   таких   случаях   непосредственно   опираются   на   ощущения   и восприятия. Мелкие предметы (цветы, семена, листья, предметные картинки) раздают   всем   детям.   Наглядный   материал   воспитатель   готовит   заранее, продумывает размещение его во время беседы, методику объяснения. Его не надо   представлять   для   преждевременного   осмотра,   чтобы   не   отвлекать внимание   детей   от   занятия.   Наглядный   материал   должен   полностью соответствовать   содержанию   беседы.   В   беседу   можно   включить прослушивание   пластинок,  магнитофонных   записей,  литературных   текстов­ это   повышает   эмоциональность   восприятия   материала.   Также можно использовать   игровые   упражнения,   загадки,   чтение   художественных произведений. В   заключительной   части   беседы   воспитатель   предлагает   детям   прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы. Можно   прочитать   художественное   повествование,   провести   дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись. Так, беседу о транспорте можно закрепить дидактической игрой «На чем люди ездят?», беседу о празднике ­ чтением знакомых стихов об этом празднике. 7. Дебаты как один из видов беседы. Дебаты как форма проведения занятия   характера.   философского Дебаты – такая форма организации устной публичной диалогической речи, в основе   которой   лежит   обсуждение   актуальных   вопросов   социального, литературного,   В   процессе   дебатов сопоставляются различные (в том числе и противоположные) точки зрения, позволяющие раскрыть проблему с разных позиций. Дебаты могут быть разной степени подготовленности, но тема, выносимая на обсуждение, должна быть известна   всем   заранее.   Осуществляются   дебаты   обычно   под   руководством ведущего.   Ведущий   вызывает   у   участников   дебатов   желание   выступать, доказывать свою точку зрения, убеждать.       Ведущий поддерживает контакт с   участниками   дебатов,   обращает   их   внимание   на   соблюдение   основных правил   для   спорящих.   Особенно   важно   подчеркнуть,   что   именно   ведущий 18 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС направляет спор в нужное русло, не дает участникам отклониться от темы, осуществляет переход к следующей теме. Для   дебатов   как   формы   организации   публичного   спора   характерны следующие признаки:  а) наличие противоположных точек зрения; б) наличие ведущего, организующего дискуссионное общение в) возможно участие третьей стороны: экспертов, наблюдателей, участников, которым   предстоит   сделать   свой   выбор,   встать   на   чью­то   сторону   по окончании дебатов  Начало дебатов Ведущий  раскрывает   актуальность   проблемы,  заинтересовывает   участников обсуждения;   представляет   участников   дебатов,   создает   благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы; информирует о регламенте. Вступительное   слово   ведущего   всегда   должно   быть   информативно насыщенным и при этом эмоциональным. Добиться внимания слушателей, а также их расположения помогут и специальные приемы – введение в речь рассказа об интересном случае, цитирование известных деятелей культуры, искусства и т.д. Речевые клише  ведущего дебатов НАМ ПРЕДСТОИТ… Я ХОЧУ… МНЕ ХОЧЕТСЯ… Я ХОТЕЛ БЫ… Я ПРЕДЛАГАЮ…           ПОГОВОРИМ… ДАВАЙТЕ ОБМЕНЯЕМСЯ МНЕНИЯМИ О … ОБСУДИМ… 8. Список рекомендованной литературы: Морозова М. Диалоговые технологии в воспитательном процессе // Листратенко Н. Диалоговые технологии в воспитательном процессе // 1. Воспитание школьников. – 2006. ­ № 7.  – С. 5­11. 2. Воспитание школьников. ­ 2006. ­ № 7. ­ С. 5. 3. руководство. ­ Хабаровск: Изд­во ДВАГС, 2009. ­ 104 с. Куприянова   В.И.,   Назаров   А.И.   "Дебаты":   от   теории   к   практике: 19 Развитие профессиональных компетенций и мастерства педагога  в современных условиях ФГОС 20

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль 6. Технология организации диалогового взаимодействия.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2017