Модульно-блочное обучение, проектная деятельность, ИКТ на современных уроках истории.
Оценка 4.6

Модульно-блочное обучение, проектная деятельность, ИКТ на современных уроках истории.

Оценка 4.6
Семинары
docx
история +1
12.12.2021
Модульно-блочное обучение, проектная деятельность, ИКТ на современных уроках истории.
СТАТЬЯ - модульно-блочное обучение.docx

Модульно-блочное обучение, проектная деятельность, ИКТ на современных уроках истории.

Обновление содержания и совершенствование методики преподавания обществоведческих дисциплин в основной и средней школе в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, реализующих основные общеобразовательные программы существенно меняют содержание и характер профессиональной деятельности педагога. Новый стандарт выдвигает новые требования к предмету. Главной задачей ФГОС третьего поколения является конкретизация требований к обучающимся. Новые ФГОС выдвигают четкие требования к предметным результатам.

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

       Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

       Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных (это дополнительные знания, умения и личные качества: умение работать в команде, критическое мышление, тайм-менеджмент, лидерство, креативность).

       Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

       Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).

       Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).

       Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 

       Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

          Все эти изменения легко вписываются в технологию модульно-блочного обучения. Давайте посмотрим каким образом:

       “Мягкие” навыки - креативность, умение работать в команде и т.д. Данные аспекты хорошо реализуются в информационно-операционном модуле, если ребята работают в малых группах и организуют преобразование материала в другую форму.

       Модульно-блочное обучение также способствует формированию метапредметных навыков (умение анализировать, решать задачи).

       Модульно-блочное обучение подробно расписывает каждый этап работы, оставляя место творчеству. Расписание формата работы - одно из требований третьего поколения ФГОС.

       Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников. В модульно-блочном обучении также присутствуют промежуточные контрольные точки, которые определяют дальнейшее движение.

       Данная технология учитывает возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Материал в различных форматах, что не способствует перегрузки обучающихся, так как материал представлен в текстовом, видео формате, презентации и других формах.

          Но любая технология претерпевает изменения, и модульно-блочная не исключение. В связи с тем, что цифровизация проникает в образование, то для реализации данной технологии хорошо пойдет применение ИКТ.

Применение информационных, компьютерных технологий на уроках легко вписывается в любую технологию. Их применение не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих возможностей учащихся. При широком распространении многочисленных источников информации, учебник перестал быть единственным источником знаний. Заранее созданная презентация используется при объяснении нового материала, для фиксации внимания, для корректировки и тестирования знаний, можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. ИКТ технологии хорошо интегрируются в модульно-блочное обучение.

Что подразумевает собой модульно-блочное обучение? Это обучение, которое строится по четкой программе, внутри нее есть возможность свободы действий для ученика.

Программа по принципу модульно-блочного обучения делится на следующие блоки:

                   Учебный теоретический, лекционный материал.

                   Проверка усвоенного – первичное закрепление.

                   Устранение пробелов – дополнительное обучение.

                   Решение задач с применением полученных знаний.

                   Итоговый контроль.

Какова связь модульно-блочного обучения и ИКТ? Модульно-блочное обучение позволяет создавать образовательные программы для полностью компьютеризированного обучения.

Как устроено модульно блочное обучение? Давайте рассмотрим на примере предмета история.

                   Целевой модуль (1-2 занятия). Знакомство учеников с основными понятиями темы (раздела). Оценка начальной подготовки.

                   Информационно-операционный модуль (3-5 занятий). Самостоятельные и практические работы с источниками информации, на которых ученики обсуждают и анализируют материал.

                   Коррекционный модуль (1-2 занятия). Взаимопроверка, первичный контроль для выявления пробелов в знаниях и их устранение.

                   Контрольный модуль (1-2 занятия). Итоговый контроль по теме, проверка знаний в форме теста или зачета.

За работу на каждом этапе ученик получает баллы. Отрицательной мотивации не: если ученик плохо справился с заданием или работой, он получает, просто, меньше баллов.

Как можно организовать каждый модуль через ИКТ?

                   Целевой модуль – видео материал с объяснениями основных понятий темы. Видео можно разместить в облако или на YouTube  с доступом по ссылке.

                   Информационно-операционный модуль – лекции, презентации, видео с материалами темы. Ресурсы для размещения материала: Google документы и Google презентации.

                   Коррекционный модуль – тестирование в рамках каждого направления темы для выявления пробелов. Можно организовать в сервисе Google формы.

                   Контрольный модуль – итоговый тест темы в произвольном порядке, например в сервисе Google формы.

Модульно-блочное обучение требует от учеников самостоятельности, ответственности и сформированных учебных навыков. Данную технологию сложно использовать в рамках урока, так как рабочая программа этого не позволяет. А вот использование на индивидуальных занятиях, во внеурочной деятельности – вполне допустимо. Модульно-блочное обучение сочетается с любыми формами получения образования: очной, дистанционной, семейной.

Как модульно-блочная технология сочетается с проектной деятельностью? Информационно-операционный модуль можно легко реализовать через проектную деятельность. Так как на данном этапе ученики анализируют материал, можно не только анализировать, а оформить его по собственному желанию для обсуждения во время работы в группах. Какие формы оформления могут быть: презентация, кластер, буклет, инфографика по теме, видео объяснение и даже комикс – всё это является продуктом творческого проекта. Причем работу над проектом можно организовать как индивидуально, так и в малых группах. Сочетание данного модуля с проектной деятельностью – способствует более глубокому анализу материала и способствует лучшему усвоению материала на длительный срок.

Давайте рассмотрим модуль  «Россия в ХVI в.». Данный материал используется на занятии (консультациях) при подготовке к единому государственному экзамену.

Комплексная дидактическая цель изучения блока формулируется так:

                   изучая блок материала «Россия в ХVI в.», вы получите знания об историческом периоде, связанном с правлением Ивана Грозного, о его внутренней и внешней политике, о состоянии России в XVI в., о развитии вотчинного и поместного землевладения, о крепостнической  политике конца XVI в., о ее последствиях, о правлении Федора Ивановича — последнего представителя династии Ивана Калиты на московском престоле, о культуре и быте россиян. Вы продолжите учиться усваивать материал по текстам учебных пособий и дополнительной литературы, анализировать документальные материалы, составлять и воспроизводить опорные конспекты, систематизировать знания дат и терминологии, развивать навыки работы с картографическим материалом, обобщать изученный материал, ставить и реализовывать цели самостоятельной работы.

Этапы работы с модулями блока

1. Мотивационно-установочная беседа. Мозговой штурм, что они помнят по данной теме.

2. Входной контроль (работа с имеющимися опорными конспектами). Можно провести входное тестирование с помощью Google форм.

3.Лекционно-практические занятия. Лекционный материал можно оформить в Google документах и презентациях.

3.1. Укрепление Российского государства в XVI в.

3.2. Иван Грозный.

3.3. Реформы Избранной рады.

3.4. Земские соборы.

3.5. Опричнина.

3.6. Внешняя политика Московского государства при Иване IV.

4.Работа с терминами и датами. Оформить данный материал для отработки в сервисе Learningapps.

5. Работа с документами и картой. Оформить картографический практикум в сервисе Liveworksheets.

6. Творческая работа (доклады). Этот блок можно представить как блок проектной деятельности. Ученики могут подготовить не только доклады, а оформить свои презентации, разработать инфографику, составить опорный конспект – всё это будет продуктом творческого проекта. Возможно также провести исследование: Иван Грозный. Избранная рада и Иван Грозный. Опричнина – сравнить два периода и представить свое исследование на занятии.

7. Завершающий контроль: консультация и зачет. Это может быть тест, а может быть работа со скриптом по данному материалу (скрипт – лекция с пробелами, которую ученик заполняет используя полученные знания по блоку «Россия в XVI веке».

Таким образом, модульное обучение позволяет четко организовать умственную деятельность старшеклассников на основе изучения главного в учебном содержании. При этом возрастает мотивация познавательной деятельности учащихся, самоконтроль и самооценка на всех этапах работы.

Список литературы:

1.     Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения. –Вест.высш.шк., 1987. №8, с. 35-38.

2.     Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. –ЗАВУЧ, научно-практический журнал, №5, 2005. – с. 38-50.

3.     Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. М.: МИОО, 2002. – 69 с.

4.     Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе.– М.: Новая школа, 1997.

5.     https://externat.foxford.ru/polezno-znat/blochnaya-sistema-obucheniya

6.     https://history.wikireading.ru/188087

7.     https://pandia.ru/text/80/346/83635.php


 

Скачано с www.znanio.ru

Модульно-блочное обучение, проектная деятельность,

Модульно-блочное обучение, проектная деятельность,

Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения

Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения

Но любая технология претерпевает изменения, и модульно-блочная не исключение

Но любая технология претерпевает изменения, и модульно-блочная не исключение

Целевой модуль (1-2 занятия).

Целевой модуль (1-2 занятия).

А вот использование на индивидуальных занятиях, во внеурочной деятельности – вполне допустимо

А вот использование на индивидуальных занятиях, во внеурочной деятельности – вполне допустимо

Этапы работы с модулями блока 1

Этапы работы с модулями блока 1

Таким образом, модульное обучение позволяет четко организовать умственную деятельность старшеклассников на основе изучения главного в учебном содержании

Таким образом, модульное обучение позволяет четко организовать умственную деятельность старшеклассников на основе изучения главного в учебном содержании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2021