Цель:
Закрепить понятия детей о чувствах, эмоциях.
Задачи:
Уточнять знания о значении для человека слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания в познании мира;
Обогащать словарный запас детей новыми словами, входящими в пословицы ( зрачок, зеница, око и др.);
Воспитывать бережное отношение к своим органам чувств.
Материалы к занятию: иллюстрации («Ребенок плачет», «Ребенок улыбается»), игрушки, аудиозаписи звуков природы, цветок с отрывными лепестками, разные по вкусу продукты, краска, листы белой бумаги, флаконы с запахами и продукты для определения запахов.
Ход занятия
В о с п и т а т е л ь: Ребята, мы кто? ( Люди, дети.)
· Что нас окружает? ( Различные предметы.)
· Как вы думаете, что помогает вам познавать этот прекрасный мир?(Глаза, уши, нос, руки.)
· Сегодня мы узнаем, почему глаза, уши, нос-наши помощники. Как они нам помогают?( обращает внимание на картинку с плачущим ребенком.)
· Ребята, как вы думаете, почему этот мальчик плачет? (Предположения детей.)
- Я знаю, что его обидела Баба Яга. Смотрите, она оставила письмо, в котором сообщает что настроение мальчика изменится, если вы выполните все её задания.
Кто хочет помочь мальчику стать опять веселым, добрым, красивым?(Ответы детей.)
1-е задание «Назови и опиши»
Воспитатель показывает игрушку, дети рассматривают её и рассказывают о ней.
В о с п и т а т е л ь: Теперь хорошо закройте глаза. Все закрыли? Никто не подглядывает?(Показывает игрушки.)
· Что вы видите? (Ответ: ничего.)
· Расскажите, что я вам показывала? (Показывает другую игрушку. В этом случае дети не закрывают глаза и быстро называют игрушку.)
· В каком случае вам было легко назвать игрушка, когда глаза были закрыты или открыты? ( Ответы.)
· Почему? (Ответы.) Значит, глаза нужны нам для того, чтобы видеть, ориентироваться вокруг. Для того чтобы глаза хорошо видели, вы должны научиться их беречь.
· Кто помнит пословицу о глазах? («Беречь как зеницу ока». Уточнить, что зеница – зрачок, а око – глаза.)
· Кто знает правила, как беречь глаза?
Д е т и. Нельзя долго сидеть у телевизора или компьютера. Нельзя читать лежа. Нельзя рассматривать книги при плохой освещенности. Нельзя смотреть на яркое солнце незащищенными глазами.
2-е задание
Звучит аудиозапись « Звуки природы». Дети подходят к импровизированному «лесу» и слушают.
В о с п и т а т е л ь. Что вы сейчас слышите? (Ответы.)
· Что помогло вам услышать эти звуки? Правильно, уши.
· Кто знает, зачем человеку слух? (Ответы.)
· Какие пословицы вы знаете? («Держи ухо востро», «Наши ушки на макушке», «В одно ухо влетит, в другое вылетит». Уточняет, как они понимают эти пословицы.)
· Какие правила нужно помнить, чтобы уши не болели?
Д е т и. Нельзя ковырять в ушах. Надо быть осторожным во время купания, чтобы вода не попала в уши. Нужно защищать уши от сильного ветра и шума. При болях обращаться к врачу.
3-е задание
В о с п и т а т е л ь. Ребята, чем так вкусно пахнет? ( Апельсином.)
· А как вы догадались?(Ответы.)
· Кто знает, зачем нам нужен нос?
· Правильно, нос нам нужен для того, чтобы дышать, нюхать. Запахи бывают приятные и неприятные. Назовите, какие запахи вам приятны?( Ответы.)
Давайте поиграем в игру «Отгадай запах».
Детям предлагают закрыть глаза и по запаху определить и назвать предмет. Затем педагог просит детей вспомнить пословицы о носе – «Береги нос в большой мороз»
4-е задание
В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, о каком помощнике мы еще не сказали? (Ответы.) Правильно, о языке.
· Почему вы считаете, что он нам необходим?(Ответы.) Язык помогает нам различать сладкое, кислое, горькое, с помощью языка мы говорим. Кончик языка чувствует сладкое, боковые стороны – кислое и соленое, а задняя часть-горькое.)
Проводится дидактическая игра «Угадай по вкусу». Воспитатель предлагает детям поочередно закрыть глаза, определить на вкус тот или иной продукт, кусочек которого она дает попробовать, и назвать этот продукт.
5-е задание
В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите на свои руки.
· Что вы видите? (Ответы.) На кончиках пальцев и ладонях самая чувствительная кожа. У каждого ладошки разные. Давайте проверим. Сделаем каждый свой отпечаток.
На листах белой бумаги дети делают руками разноцветные отпечатки. В это время педагог незаметно меняет изображение плачущего мальчика на радостного.
· Давайте уточним, зачем человеку кожа?(Ответы.)
· Какие вы знаете правила ухода за кожей?
Д е т и. Необходимо чаще мыться теплой водой с мылом. Нельзя носить грязную одежду, надевать чужую одежду и обувь. Купаться в водоемах можно только там, где разрешено. Нельзя долго загорать на солнце. Осторожно надо быть с предметами колющими, режущими- можно поранить кожу.
В о с п и т а т е л ь. Все задания, которые оставила Баба Яга, выполнены. (Обращает внимание на картинку.) Мальчик на картинке теперь не плачет. Затем воспитатель предлагает еще раз назвать всех помощников.
Проводится дидактическая игра «Покажи правильно». Педагог называет слова, а дети показывают, с помощью какого органа чувств можно определить значение этого слова. Например, звонкий-ухо, горячий-язык, ароматный-нос, колючий-кожа, нарядный-глаза и т.д.
По окончании занятия детям еще раз предлагают обратить внимание на изображение веселого мальчика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.