Моисеева Раиса Ивановна
1) Посетите учебное занятие, воспитательное мероприятие в классе, где обучаются дети с ОВЗ, с целью определения деятельности по развитию индивидуальности обучающихся.
Я посетила интегрированный урок с использованием компьютерных технологий в системе обучения глухих детей.
Учитель-дефектолог высшей категории Татевосян О.Ю.
Учитель-дефектолог высшей категории Рублева Н.Н.
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» г.Томск
Предметы:ОБЖ илитература.
Тема урока: Воинские чины и звания со времен Петра Великого до наших дней. Класс 11 отделения глухих детей.
Авторский продукт: презентация.
Учитель-дефектолог высшей категории Татевосян О.Ю.
Учитель-дефектологвысшейкатегорииРублеваН.Н.
Цели урока.
Образовательные:Закрепитьзнанияовоинскихзваниях.УвязатьизученныйматериалссобытиямипроизведенияА.С.Пушкина«Капитанскаядочка».
Коррекционно-развивающие:Закреплятьисовершенствоватьусвоенныекоммуникативные навыки учащихся.Поощрять познавательный интерес, реализуямежпредметные связи ОБЖ и литературы, с использованием информационныхкомпьютерныхтехнологий.Развиватьнавыкипродуктивнойдеятельностивгруппе. Учить создавать целостное представление, на основе полученных знанийна уроках ОБЖ и литературы: анализировать, систематизировать и обобщать этотматериал.
Использовать здоровьесберегающие технологии доктора В.Ф. Базарного: сменастатистических поз, упражнения для снятиянапряженияс глаз.
Воспитательные:ВоспитыватьлюбовькРодине,чувствогордостизаВооруженныеСилыРоссии.
Форма проведения: Экскурсия по «залам».
Типурока:интегрированный
Методы:словесные,наглядные.
Учебно-материальноеобеспечение:ПК,слайды,видеопроектор,«Дневникэкскурсанта»,раздаточныйматериал,плакаты,иллюстрация,образцыпогонвоеннослужащих.
Оформление. Выставка книг, справа на доске висит плакат с установкой на речь,по центрудоски - высказывание древнегреческого философа Фемистокла «Мынепогибли бы,еслиб не погибали».
Ход урока.
1. Постановкацелейурока.
2. УчительОБЖ.
Сегодня у нас необычный урок, потому, что у нас гости и мы, какхозяева,должны ихвстретитьдостойно. Дляэтого мывозьмёмсвамивпуть отличное настроение, грамотную,внятнуюречь. Урок я предлагаю провести в виде экскурсии по историческим залам. Атемунашейэкскурсии япопрошуопределитьсамим.
Появляетсяребус.(Ответ:полковник, майор)
И так, о чём сегодня будем говорить?Ученик: Овоинскихзваниях.
Учитель.Верно.ОвоинскихзванияхРоссии.
Появляетсяребус.(Ответ:полковник, майор)
И так, о чём сегодня будем говорить?Ученик: Овоинскихзваниях.
Учитель.Верно.ОвоинскихзванияхРоссии.
![]() |
Наурокемыбудемработатьпоплану.
1. Хорошаяречьвтечениевсего урока.
2. Экскурсияпозалам.
3. Заполнение«Дневникаэкскурсанта».
4. Интеллектуальныйпоединок.
5. Диагностическийэтап.
Основнаячасть.(25мин.)
Учительлитературы.Итак,начинаемнашуэкскурсиюпозалам. Я вам раздам «Дневникиэкскурсанта», которые вы должны заполнятьвовремя экскурсии.
(появляютсязалыснадписью)
Белый–Литературныйзал.
Синий - Современный зал.Красны -Залпамяти.
Прошувсех впервый зал.
Литературныйзал
Залсовременности
Наэкранепоявляютсяиллюстрации.
![]() |
Вопрос: Из какого произведения эти иллюстрации?
Ответ: Этииллюстрации из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».
Верно. Мы изучали это произведение. Ребята, вамдано было задание выписать все воинские звания, встречающиеся в этойповести.
Блиц – опрос ( Домашнее задание) 2 мин.Вопросы:
1. Какое офицерское звание имел главный герой повести Петр Гринев?
2. Вкакой главесказанообэтом?(прапорщикв10главе).
3. КакоевоинскоезваниебылоуотцаПетраГринева?(премьер-майор).
4. КакоевоинскоезваниебылоукомендантаБелогорскойкрепости?(капитан).
5. Какое воинское звание имел офицер, обыгравший Петра Гринева вбильярд?(ротмистр).
6. КакоезваниебылоуПрохорова(капрал)
7. Кому рассказал о предстоящей дуэли Петр Гринев?(поручику ИвануИвановичу)
8. Почему не говорится о воинском звании Швабрина? (онбыл предателем)
9. Кто из офицеров в начале повести, встретивший Петра Гринева, был водном звании,а в конце повести в другом? (Иван Зурин был ротмистром,а сталмайором)
Вы ответили правильно и очень быстро. Видно, что к выполнению заданияотнеслисьоченьответственно.Я подобрала для вас историческую справку о воинских званиях.Давайтепрочитаем её.Историческаясправкаовоинскихзваниях,указанныхвповести.
1. Прапорщик-младшийофицерскийчин,введенРоссиисначала17века.
2. Премьер-майор-чин введен в России с 18 в. И обозначает « первыймайор».
3. Премьер-майор -чинвведенвРоссиис18 в.
4. Капитан-офицерскоезваниевведено вРоссиис16в.
5. Ротмистр-офицерскийчин врусской кавалерии.
6. Капрал-вРоссиивоинскоезваниемладшегокомандного составас17в.
7. Поручик-офицерскийчинвРусскойармии с17 в.
8. Генерал-майор-вРоссиисовторойполовины17 в.
9. Фельдмаршал-вРоссиис17 в.
10. Вахмистр-чинофицерскогосостававкавалерии.
( распечатать на всех, раздать детям, чтобы они положили в дневники)Переходимвследующийзал.
УчительОБЖ.
Сейчасмыповторимтему:ВоинскиезванияисоставвоеннослужащихВСРФ.
В РФ существует шесть составов военнослужащих. Каждому составусоответствуетсвое воинское звание. Выэтопомните?
Наэкранепоявляется«Черныйящик».
Вопрос:этодетальвоеннойформы,еёввеливРоссиив1763г.Онабылапопулярна среди русских офицеров. В Красной Армии эта деталь была отменена.Еёвосстановили в1943г.Что лежитв«Черном ящике»? (вопроснаэкране)
Затемпоявляетсяслово–Верно!Изящикавылетаетпоощрительныйприз.
Асейчасзакрепимзнаниячерезвыполнениесамостоятельногопрактического
задания. Разделитесь на две группы, получите задания.На выполнение заданий пятьминут.
(заданиявыводятсянаэкран).
Интеллектуальныйэтап.
1 задание. Соотнесите погоны с
воинскими званиями по возрастающей(результаты выводятся на экран).
2 задание. Уберите воинские звания, которых сейчас нет в Вооруженных СилахРоссии.
ГенералиссимусКапрал Ефрейтор ЕсаулМатрос |
Премьер-майорГенерал-майор |
Майор РотмистрКорнет Генерал-лейтенантЛейтенант |
Капитан ПрапорщикВахмистрПолковник Штабс-капитан |
Ответ на второе задание: Генералиссимус, капрал, карнет, капитан, майор,прапорщик,вахмистр,штабс-капитан,полковник,премьер-майор,генерал-майор,ефрейтор,ротмистр,есаул, генерал-лейтенант,поручик,матрос,рядовой.
Выхорошосправилисьсзаданием.Уложилисьповремени.Вместемывспомниливоинскиезвания РФите,которые ушли висторию (раздатьтабличкидля дневника). Думаю, они вам пригодятся вам. Вы можете поделиться своими знаниями сдрузьями,родственниками.
АсейчасвынаправляетесьнаэкскурсиювЗалПамяти.
![]() |
Учительлитературы(наэкранепоявляютсякадрыизфильма)
Вопрос:Изкакогокинофильмаэтикадры?
Ответ: Из кинофильма «А зори здесь тихие». Мы с вами на внеклассном чтениичиталиэто произведение.Ктоего написал?–верно,В.В.Быков.Акакиеещё произведения военной тематики мы с вами читали на уроке литературы? Конечно,это«Горячий снег»Ю.В.Бондарева, «ОнисражалисьзаРодину»М.А.Шолохова.
1. А скажите мне, что объединяет на ваш взгляд эти произведения?Конечно,военнаятематика,сражения,историческиесобытия.
2. Какой герой повести вам понравился?Петр Гринев?Апочему?Он только начал военную службу, наделал много ошибок, но остался честнымипорядочным человеком.
3. Приведите примеры героизма. Девушки из кинофильма «А зори здесьтихие»,АндрейСоколов«ОнисражалисьзаРодину»,ПетрГринев«Капитанскаядочка».
4. Вашепониманиепатриотизма?Защита Родины всегда: во время войны и в мирное время, сохранение чести идостоинства.
5. Ребята, а какой можно сделать вывод, из всего изученного, прочитанного?Офицеры Российской армии, так же как и царской, начинают службу с низкихдолжностей,проявляя героизмимужество. Верно.
Дидактическийэтап(Итогурока)8мин.
Мысвамипобываливовсехзалах.Нашаэкскурсияподошлакконцу.(На экраневсе три залабезнадписи)
Япрошувас обратитьвниманиена сочетаниецветов.
Что напоминает
порядок расположения цветов? Давайте стянем их вместе. Унас получился флаг
нашего государства. Флаг –это главный символ нашейРодины.Не сбережём
флаг-погибнет Родина.
|
|
|
Зал современности
Обратитевниманиенапланнашегоурока-вселимывыполнили?Да,все.
(наэкранепоявляетсяслово–Наказ!НакартинеизображениеВечного огня,
словаА.С.Пушкина«Берегичестьсмолоду».
Звучит песня из кинофильма «Офицеры», мальчик исполняет жестовую песню.Домашнеезадание(2мин).
Спасибо, ребята,за урок. Возьмите дневники с собой. Дома вы можетепоказатьсвоимблизким«Дневникнаблюдений»ирассказатьоб уроке.
1. Рядовой-впервыев1722г.С1918по1946годрядовыеназывались
2. красноармейцами.ВСССРвведеносиюля1946г.Сохранилосьисейчас.
3. Ефрейтор - в России введено при Петре1 в 1716г. В СССРС1940г.»старший матрос».1
4. Сержант- от латинского «сервиенс»-служащий.В России с 1716г. По 1796г. ВСССРс 1940г. Есть»младший сержант»,
5. «сержант»,«старшийсержант».
6. Старшина-вказачьих войсках в16в.-18в.ВСССРс1972.Существуетдолжность
7. –«старшина».
8. Прапорщик-«прапор» - знамя. С 1712 -1917-младший офицерский чин. Естьзвание«старший прапорщик».
9. Лейтенант- от французского- заместитель. Во Франции с 15в., в России1701, вСССРс 1935г.
10. Капитан-отлатинского «капит»-голова.ВоФранциис15в.,вСССРс1935г.
11. Майор- от латинского « майор» -старший. В России с 1698 по 1731г., с1798 по1884г.В СССР с1939г.
12. Подполковник-с 17в. В России была должность, а затем воинское звание. В СССРс1939г.
13. Полковник -вРоссиидолжностьс116в.С17–воинскоезвание.ВСССРс1935.
14. Генерал- от латинского «генералис»- главный .В России с 1657г., в СССР с 1940гЗваниевысшегоофицерскогосостава.
15. Адмирал - от арабского «властитель на море». В России звание введено Петром I,вСССРс 1935.
16. Маршал - от французского «марешаль». В России соответствовал чин генерала –фельдмаршала.В СССРс 1935г.
17. Генералиссимус - от латинского «самый главный», в России с 17 в. В СССР с 26июня1945г.
Ответьте на вопрос:
· Какие действия педагога были направлены на активное функционирование сфер индивидуальности?
В процессе всего урока педагог вёл постоянные поискипутейинтенсификацииучебно-воспитательногопроцессасцельюрасширениявозможностейполучения знаний о военном временикаждым ребёнком. Вопросы были поставлены таким образом, что каждый ученик закрепил эстетическиеинравственныенормы,старался достичьуровняречевого развитияиэрудициидлядальнейшего обучения.
Ответьте на вопрос:
· Какие методы, приёмы и средства, использованные на занятии, способствовали развитию индивидуальности?
Приём речевого управления, речевой активности, способствующий желанию и умению вступать в диалог с учителями. Приём самостоятельной деятельности с эмоциональным переживанием успехов и неудач способствовали развитию индивидуальности каждого ученика. Приём коллективной формы работы с необходимостью обмена информацией. В процессе проведения урока был использован коррекционный подход (работа над слухом, произношением), дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Ответьте на вопрос:
· Что способствовало развитию конкретной сферы, свойства, качества?
Использование компьютерных технологий создавало обучающую среду сярким и наглядным представлением информации, что очень важно для глухихребят, исходя из их психологических особенностей.
Завершилсяурокжестовойпеснейизкинофильма«Офицеры».Урокполучился живой, интересный и очень полезный. Ребята ушли в приподнятомнастроении,сзаполненнымдневником.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.