Моисеева Раиса Ивановна
учитель-сурдопедагог
ОГБОУ «Школа-интернат
для обучающихся с нарушениями слуха»
г. Томск, Томская область
Эффективные формы организации для развития речевой деятельности детей с дефектами слуха
Аннотация: В статье рассматривается специальная помощь детям с дефектами слуха по использованию нейропсихологического воспособления, повышающего общее и речевое развитие. Основное внимание автор акцентирует на практической части, которая заключена в организации и проведении коррекционно-развивающих упражнений с целью повышения уровня речевой активности.
Ключевые слова: игры-упражнения, нейропсихологическая помощь, нарушения слуха, развитие речи, деятельность, помощь, дефекты слуха.
Коррекционно-развивающая система обучения неслышащих, сложившаяся в отечественной сурдопедагогике, имеет значительный опыт в разработке путей специального педагогического воздействия на ребёнка, обеспечивающих возможность сглаживания последствий слухового дефекта при условии компенсаторно-коррекционной работы [3, с. 388]. В ходе педагогической деятельности весьма важно понимать, что развитие и формирование устной речи детей с нарушениями слуха – одна из наиболее острых и сложных проблем в сурдопедагогике.
Одной из важнейших задач системы специального образования на новом этапе её развития, как отмечают Н.Н. Малофеев и Е.Л. Гончарова, является «клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение детей с недостатками развития, не охватываемых ранее государственной системой воспитания и обучения (дети со сложной структурой дефекта); на основе интеграции результатов предшествующих исследований и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения» [1, с.180].
Поиск новых и эффективных путей работы подводит к осознанию использования нейропсихологической помощи, составлению коррекционно-развивающих упражнений, основанных на двигательных методах, включающих в себя: растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрёстные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения с правилами для произвольности, упражнения по визуализации, релаксация. Остановимся подробнее на значимости нейропсихологической помощи для развития устной речи детей с дефектами слуха, включённой в различные виды деятельности учащихся (учебную, внеучебную) ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха».
Упражнения на растяжки Боба Андерсона нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). В процессе любого вида деятельности, необходимо дать почувствовать детям свой собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приёмам релаксации.
Используемые на уроках и во внеурочное время дыхательные упражнения в целом улучшают ритмику организма, развивают произвольность и самоконтроль. Дети произвольно контролируют дыхание, развивают самоконтроль над поведением. Примером может служить специальное дыхательное упражнение «Табуреточка». Если ребёнок сильно возбуждён, агрессивен, эмоционально неуравновешен, упражнение «Табуреточка» снимает выше указанные проявления, а именно активизирует работу стволовых структур мозга, стимулирующих дальнейшее речевое развитие ребёнка.
Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой соединяются с глазом. Они активизируют движения глазного яблока во всех направлениях. Глазодвигательные упражнения расширяют поле зрения, способствуют улучшению восприятия, снижают психическую утомляемость, избыточную нервную возбудимость, улучшают общее чувство гармонии и ритма, развивают речевую деятельность.
Следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается. На двигательной активности базируются все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. При регулярном выполнении реципрокных движений, входящих в упражнения «Велосипед», «Черепаха», «Паучок», «Фламинго», образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, способствующих развитию высших психических функций, в том числе формируют потребность к вербальному взаимодействию.
Упражнения для развития мелкой моторики рук активизируют развитие миелинизации нервных сетей. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше возникает нервных путей между лобными отделами мозга и мозжечком, что в свою очередь развивает речевую деятельность. Практически все упражнения-игры требуют участия обеих рук, согласованного их действия, вследствие чего синхронизируется работа обеих полушарий. Игры улучшают произношение звуков, развивают речь ребёнка, помогают ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Важная часть метода, формирующая общее и слуховое внимание к речи и к невербальным формам выполнения инструкции заключена в упражнениях для развития произвольности: «Посидим в тишине», «Послушаем звуки», «Я - дежурный», формирующих произвольную регуляцию деятельности, способность строго следовать инструкции.
Для эффективного развития мозолистого тела используются упражнения по визуализации: «Чудесный ларец», «Дедушкин сундучок», «Волшебная шкатулка», которые дети выполняют с закрытыми глазами. Данные упражнения способствуют воссозданию слуховых, зрительных, осязательных образов. Упражнения по релаксации (снятие напряжения): «Шапочка», «Холод и жар», «Море волнуется», «Росток» способствуют расслаблению, воспоминаниям событий и ощущений, у детей формируется потребность в словах и пользовании ими, при этом, на первой этапе школьник ориентируется на образец педагога, который предоставляет слова в качестве образцов для подражания.
Таким образом, данная работа над развитием речи неслышащих учащихся несёт на себе значительно иную нагрузку, чем в школе слышащих. Педагогическая деятельность, выстроенная в подобном ключе, активизирует индивидуальное психофизическое развитие ребёнка и, не смотря на особенности развития, обусловленные нарушениями слуха, постепенно расширяет его познавательные возможности, формирует предпосылки для интеллектуального развития, активно развивает речевые функции.
Список литературы
1. Системный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской конференции «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» - Самара: Современные образовательные технологии, 2010. – 320 с. – (Образование через всю жизнь).
2. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
3. Сурдопедагогика : учебник для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 635 с. – (Коррекционная педагогика).
4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.