Грекова А.Е.
Учитель географии
МОАУ «СОШ №2 им.Карнасевича С.С. г.Орска»
Оренбургской области
Целевая аудитория: родители.
Тема собрания: «Мой ребёнок уже подросток».
Форма проведения: путешествие.
Цель: интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности.
Задачи:
1) познакомить родителей с особенностями поведения подростков;
2) обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;
3) предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций.
Техническое обеспечение: нетбуки , плазма-панель.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение:
Содержание (ход) собрания.
1. Организационный момент.
2.Вступительное слово классного руководителя.
Многие дети сильно меняются при взрослении. Некогда ласковые, спокойные, послушные, вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание наших любимых детей сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Наши дети переходят в новую фазу своего взросления и становятся подростками. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.
Проблем у переходного возраста много:
-постепенно нарастает неуверенность в себе,
1
- проявляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей,
-подростки готовы "застревать" в положении "обиженного, непонятого",
-искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья,
-порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.
За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами.
Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности.
Поэтому воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. В первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка.
Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.
Чтобы нам всем лучше разобраться в этой проблеме и достойно помочь нашим детям, приглашаю всех в путешествие. Во время нашего родительского собрания мы будем перемещаться по станциям.
1 станция «Психологическая поддержка».
Перед нашим собранием среди учащихся нашего класса было проведено анкетирование (Приложение 1). После обработки анкет были получены данные, говорящие о том, что нашим детям нужно помочь пережить достойно этот нелёгкий подростковый возраст.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно выделить следующие моменты:
1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.
4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.
ВСЕ называют подростковый период самым трудным. Что его отличает?
*Реакция группирования. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному, нерегламентированному
2
общению, удовлетворяется чувство причастности к своей возрастной группе, решается
вопрос о своем месте в ней. Сама по себе такая реакция нейтральна. Как поведет себя группа в обществе, зависит от нравственных установок ее лидера. Запрет же взрослых дружить с тем или иным товарищем ведет к протестным формам поведения. Поэтому важнее найти пути взаимодействия с группой и позитивного влияния на нее.
*Реакция эмансипации. Подросток может, а значит, и должен проявлять самостоятельность. Если мы будем все время стараться водить его за руку, вовлекать лишь в строго регламентированные мероприятия, то встретимся с другой характерной реакцией подросткового возраста - с реакцией эмансипации. Она вытекает из стремления подростка утвердить себя как самостоятельную личность и неизбежна там, где существует мелочная опека старших, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам и желаниям подростка. Чем сильнее зажат подросток, тем острее его стремление всегда и везде поступать по-своему. Необычные прически, одежда, "своя" музыка - это вызов взрослым, протест. Когда эта реакция заходит слишком далеко, то теряется доверие ко всем взрослым и отвергается все, что предлагается ими, в том числе и полезное, необходимое для подростка.
*Реакция увлечения. Подросткам свойственны увлечения (хобби-реакции). Подобно тому, как детям для своего развития необходимы игры, подросток для становления личности нуждается в увлечениях. Родителям эти занятия могут представляться бесполезными, и с объективной точки зрения это может соответствовать истине. Но для подростка увлечение всегда вызывает положительную эмоциональную окраску, дает чувство удовлетворения. Отношение взрослых к увлечениям тинейджеров может стать причиной обострения реакции эмансипации. Смена увлечений не должна вызывать протест у родителей - это естественное явление. Чтобы узнать свои способности, надо испытать себя в различных видах деятельности. Но когда увлечения отдается слишком много времени в ущерб учебе, отдыху, другим видам необходимой деятельности, то тревога родителей становится обоснованной.
*Реакция протеста. У незрелых подростков встречаются поведенческие реакции, более характерные для детского возраста. Эти реакции протеста разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побеги из дома, агрессия к обидчику, порча его вещей. В таком случае важно понять причины протеста и устранить их.
*Реакция имитации (подражания). Для подростка объектом имитации часто становятся кумиры молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта. Подростки подражают их стилю одежды, прическам, манерам, суждениям, вкусам. Реакция имитации становится опасной, когда подражают антигерою, антисоциальной личности. Поэтому вполне оправдан запрет на литературу и фильмы, пропагандирующие жестокость, секс, порнографию.
*Реакция сверхкомпенсации. Одной из форм психологической защиты является реакция компенсации, когда слабость и неустойчивость в одной области компенсируется успехами в другой. Это позволяет сохранить душевное, психологическое равновесие. Нередко слабый в учебе подросток компенсируется успехами в спорте, лидерством в неформальной обстановке среди своих сверстников. Сверхкомпенсация может носить карикатурный характер, и тогда правильнее говорить о ложной компенсации.
Р.S. -Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми.
3
-Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.
-Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним.
- Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.
2 станция «Педагогический практикум».
Представьте себе, что вы подросток и старшеклассник. Какие слова вы чаще всего услышите в школе и дома?
От учителей и от родителей вы услышите примерно следующее:
"Ты должен хорошо учиться!",
"Ты должен думать о будущем!",
"Ты должен уважать старших!",
"Ты должен слушаться учителей и родителей!".
Почти нет обращений, построенных в модальности возможного:
"Ты можешь:";
"Ты имеешь право...",
"Тебе интересно..."
А теперь перейдите в позицию учителя или родителя. Что они говорят о себе, обращаясь к подростку?
А говорят они следующее:
"Я могу тебя наказать...",
"У меня есть полное право...",
"Я старше и умнее..."
Что же получается в результате?
Ребята понимают, что они "не могут ничего" для них - одни запреты, а взрослые - "могут все", у них - полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействия их со взрослыми и в ряде случаев может стать причиной конфликтов. Слова "должен", "обязан" вызывают у подростков тревожные стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не "вытянуть" возложенной на них ноши долга. Поэтому такие ситуации взрослые должны свести к минимуму.
Давайте потренируемся!
4
Типичная фраза |
Как необходимо говорить |
"Ты должен учиться!" |
"Я уверен(-а), что ты можешь хорошо учиться" |
"Ты должен думать о будущем!" |
"Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?" |
"Ты должен уважать старших!" |
"Ты знаешь: уважение к старшим - это элемент общей культуры человека" |
"Ты должен слушаться учителей и родителей!" |
"Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться" |
"Лжец", "Ты опять врешь!" |
"Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду", "Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать" |
Теперь поупражняйтесь самостоятельно. Даны типичные фразы, которые учителя и родители часто говорят подросткам. А вы предложите другие, более мягкие и позитивные формулировки, при сохранении общего смысла высказывания.
"Мы в твои годы жили гораздо хуже!"
"Ты должен ценить заботу старших".
"Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!"
"Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!"
"Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!"
"Давай дневник, проверим, что у тебя там! Ты должен всегда показывать мне дневник!"
(Родители предлагают свои варианты.)
Теперь предлагаю вашему вниманию несколько полезных приёмов:
1) Упражнение "Стоп!".
Часто споры и ссоры возникают из пустяка: не вымыл посуду, порвал джинсы и т. д. Круговорот повседневных дел затягивает человека, все дневные отрицательные эмоции родители нередко выплескивают на детей. Первый шаг - научиться останавливать момент перед мысленным взором. Замолчите на мгновение, скажите "Стоп!" и задайте себе вопрос: "Зачем?". Взглянув на себя со стороны, вы поймете, что немытая посуда или порванные джинсы, гнев начальника или ссора с сослуживцем не стоят любви и доверия вашего ребенка, мира в вашей семье.
2)Упражнение "Терапия общения".
Известно, что кроме потребности в самоутверждении у подростков есть потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем предметом их коммуникаций зачастую выступает их собственное "Я": как я выгляжу и т. п.
Происходит рождение личности подростка, возникновение его индивидуальности. Он еще и сам не знает: какой он человек? Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором
5
висит множество разных "психологических костюмов". Подросток примеряет на себя то одну "одежду", то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему психологически комфортнее, что ему больше всего подходит. Не обвиняйте подростка в эгоизме!
Помогите ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения и вы увидите, как назревающий между вами конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием. Заведите правило регулярно разговаривать с сыном или дочкой. Ваша беседа может длиться 40-50 мин.
Предметом разговора могут быть темы, интересные для вашего ребёнка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности. Говорите спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читайте морали, не учите жизни, общайтесь на равных. Звук вашего голоса, ваше доброжелательное открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами. Уже через месяц-полтора вы сможете заметить положительные изменения в поведении подростка: он станет спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее. И, как вследствие этого, все реже и реже будет нарушать дисциплину, меньше грубить, начнет лучше учиться.
3 станция «Психолого-педагогические советы ».
Уважаемые родители, при общении с детьми-подростками применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ними и лучше их понять.
Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей.
-Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.).
-Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.
-Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).
Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте".
Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.
Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.
Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.
6
Заключительное слово классного руководителя.
Мы сегодня рассмотрели модели проблемного поведения подростков, проанализировали причины такого поведения, нашли пути решения данной проблемы. Но многое еще впереди ,и найти ответы на новые вопросы можно с помощью педагогов и психологов.
Но "только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребёнка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное счастливое".
В заключении нашего путешествия мне хотелось бы вам всем подарить памятки (Приложение 2).
Список литературы
1)https://www.youtube.com/watch?v=cWBe5hUJP8w Как общаться с подростком. Переходный возраст.
2)Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006
3)Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2001
4)Свердлова О. Вы любите меня? // Воспитание школьников. 2008. №1.
5)Черных О.Г., Малюгина В.А. Родительские собрания: 8 класс. М.: ВАКО, 2008.
7
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.