«Молодежь за культуру мира против экстремизма»
(конкурсная программа)
Основной ведущий - педагог.
Ведущие подростки (3-4 чел.).
Жюри (3 чел.).
Участники - подростки, молодежь - 30 чел., организованные в ко манды по 5-7 человек, между которыми идет конкурсная борьба.
1 этап. Приветствие
Выступают ведущие:
1 ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня мы вместе с вами проведём мероприятие в рамках проекта «Молодежь за культуру мира», который нацелен на культивирование в молодежной среде принципов и духа толерантности, взаимопонимания и уважения к культурам, нравам и обычаям разных народов путем вовлечения в миротворческое движение молодежи Волгограда
2-й ведущий: Проект соответствует ценностям «Десятилетия культуры мира и ненасилия для детей планеты», объявленного ООН на 2001 -2010 годы и согласуется с культурной политикой администрации Волгограда и Волгоградской области.
3-й ведущий: Проект является вкладом детей и молодежи в городскую программу «Мир дому твоему», разработанную комиссией Волгоградской городской думы по межнациональному вопросу.
2-й ведущий: Проект нацелен на профилактику молодежного экстремизма, культивирование в молодежной среде принципов и духа толерантности, взаимопонимания и уважения к культурам, нравам и обычаям разных народов, проживающих на Волгоградской земле.
3-й ведущий: Межкультурному взаимопониманию и мирному разрешению межнациональных конфликтов необходимо учить. Мы хотим помочь молодежи выработать себе понимание следующих принципов:
1-й ведущий: разнообразие людей украшает и обогащает жизнь;
2-й ведущий: мирное сосуществование народов способствует социально-экономическому процветанию территории;
3-й ведущий: экстремизм разрушителен для его участников и для сообщества в целом;
1-й ведущий: конфликт - нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно;
2-й ведущий: для нормального развития демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять общепризнанные нормы толерантности при принятии личных и общественных решений;
Звучит песня «Мы вместе» в исполнении певицы Валерии.
2 этап. Формирование и представление команд
1-й ведущий:
Как здорово, что мы с тобой друзья.
Друзья, а значит, не чужие.
А значит то, что мы: и ты, и я –
Хоть что-то значим друг для друга в этом мире.
2-й ведущий: На нашем занятии присутствуют 3 команды. Мы просим дать название каждой команде и придумать небольшой девиз.
1 конкуре «Презентация»
От каждой команды выступает лидер, представляет названия команды и других участников. Например, представлены 3 команды под названиями: «Дружба», «Интернационал», «Друзья».
3 этап. Основные понятия толерантности
3-й ведущий: Родина моя - Россия - дружная семья народов разных культур! Что же нас объединяет?
1-й ведущий: Стремление к миру! Толерантность - путь к миру! Кстати, скоро наступит праздник.
2-й ведущий: 16 ноября отмечается Международный день толерантности. С праздником - Международным Днём толерантности!
3-й ведущий: Что же это за день?
1-й ведущий:
Есть праздник, который для всех,
Который для всех
Людей всех народов, традиций и тех,
2-й ведущий:
Кто мыслит иначе, живёт по-другому,
Но двери в его дом открыты любому,
Любому, готовому быть толерантным.
3-й ведущий: Что же означает слово «Толерантность»?
1-й ведущий: В переводе с латинского оно означает «терпение, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, прощение, снисхождение, сострадание, готовность к примирению».
2-й ведущий: В этом заключается главная мудрость! Древнегреческий философ говорил: «Основа всякой мудрости - терпение».
3-й ведущий: Да, хорошее понятие «толерантность»! Ребята, а вы поняли, что означает?
1-й ведущий: Сейчас мы и проверим.
2 конкурс «Толерантный человек»
Участникам раздаются карточки, на которых написано:
Толерантный человек: (какой?).
Ведущий предлагает ребятам кратко, с помощью прилагательных, создать образ толерантного человека. Участники пишут свои ответы.
После конкурса ведущий под торжественную музыку просит внести 3 небольших полотна мира. Приглашаются по одному человеку от каждой команды (девочка).
1-й ведущий: Ребята, сегодня перед вам и стоит важная задача по созданию нашего полотна мира. Посмотрите, перед вами картина мира, над которой работали учащиеся нашего лицея.
2-й ведущий: Ребята нарисовали Мир, его образ так, как они его себе представляют. И радует то, что получились яркие, красочные картины. Сейчас нам доверено завершить эту серьёзную работу.
4 этап. Культурное многообразие и дружба народов
3-й ведущий: Правильно сказано, что «именно любовь друг к другу делает нас нацией», единым российским народом. Проблеме гуманного отношения, терпимости, дружбе посвящено много высказываний известных людей. Некоторые изречения перед вами.
3 конкурс «Ключевое слово»
Необходимо найти ключевое слово, пропущенное в каждом высказывании.
Ø Если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы также должны иметь ______ к другим людям и уважать человечность вообще.
(И.Кант).
Ø Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно ______ к другим.
(Р. Эмерсон).
Ø Если мы хотим быть любимы, то на нас лежит та же самая обязанность - также проявить ______.
(И. Кант).
Ø Ни один _____ в мире не одарён какой-либо способностью преимущественно перед другими.
(Г. Лессинг).
Ø Лучшее, что есть в жизни человека,- это его _____с другими людьми.
(А. Линкольн).
Ø Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его ,__ ____, не в какой земле, а по таким принципам решил он прожить свою жизнь.
(Апулей).
Ø Великий народ должен помогать малому сохранять себя, свой ______, свою культуру.
(Д.С. Лихачёв).
Пропущенные слова:
ü Дружба
ü Народ
ü Уважение
ü Человеколюбие
ü Нравы
ü Расположение
ü Язык
5 этап. Нетерпимость я экстремизм
1-й ведущий:
Решительно предстал в начале века
Победный образ - Гражданина, Человека.
2-й ведущий:
Возвышенно-практически настроен,
С открытым взглядом, важен и спокоен.
3-й ведущий:
Он разумом добыл законы и свободу.
Он знает, все; политику и моду.
1-й ведущий:
Но не хватает человеку мудрости.
Быть толерантным - вот где трудности.
3-й ведущий:
Какие же могут быть трудности?
1-й ведущий: Как же ты не понимаешь, что различные войны, насилие, несправедливость, которые существуют в мире, это и есть общая наша беда!
2-й ведущий: Особо тяжёлые формы нетерпимости, такие как расизм, ксенофобия, этноцентризм, агрессивный национализм, - эксплуатация, религиозный фанатизм, тоталитаризм и другие, ведут к насилию.
3-й ведущий: Ребята, а вы знаете, что означают данные понятия: расизм, ксенофобия, этноцентризм, агрессивный национализм, эксплуатация, религиозный фанатизм, тоталитаризм и другие?
4 конкурс «Особо тяжёлые формы нетерпимости»
Ребята находят названия определениям.
1. _______ Отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими. (Расизм)
2. ________ Боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним; убеждённости в том, что «чужие» Смогут нанести обществу вред. (Ксенофобия)
3. _______ Вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться. (Национализм)
4. ________ Использование времени и труда людей без справедливого возмещения их затрат; неразумное, расточительное отношение к природным ресурсам и окружающей среде. (Эксплуатация)
5. ________ Насаждение определённой веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ), предоставление преимуществ сторонникам одной веры на основании представления, что данная вера является единственной правильной интерпретацией религиозной или духовной истины. (Религиозный фанатизм)
6. _________ Препятствование свободному, открытому обсуждению политических идей, стратегий и тактик; препятствование политическому участию, свободным и справедливым выборам; ограничение свободы распространения информации; наказание политических диссидентов; а также стремление государства к тотальному контролю над частной жизнью человека. (Тоталитаризм)
7. __________ Осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы. (Экстремизм)
1-й ведущий: А вот, например, наш класс очень дружный. У нас учатся ребята разных национальностей.
2-й ведущий: Здорово! Я действительно рад за тебя и твой класс. Но я знаю, что немногих коллективах есть реальные трудности и проблемы.
3-й ведущий: Интересно, а смогут ли ребята распознать сложности, определить признаки не толерантного отношения друг к другу?
1-й ведущий: Вот мы и проверим! Мы искренне надеемся, что такое не толерантное поведение станет недопустимым в вашем дружном коллективе!
5 конкурс «Не толерантный класс»
Ведущий читает различные ситуации отношений между учениками. Участники должны выявить признаки не толерантного класса, отметить номер не толерантного поведения (работа в группах по карточкам)
Ситуация 1. Ребята, обращаясь к друг другу, используют унизительные клички. (-)
Ситуация 2. В классе помогают детям, которые не очень хорошо говорят на русском языке. (+)
Ситуация 3. В разговоре с друг другом дети не употребляют оскорбительных выражений и намёков. (т)
Ситуация 4. Ребята сваливают вину за проигрыш в соревновании на кого-то из одноклассников. (-)
Ситуация 5. Все дети относятся друг к другу с уважением и пониманием. (+)
Ситуация 6. Ученики проявляют интерес к культуре другой национальности. (+)
Ситуация 7. Ребята рисуют злые карикатуры друг на друга. (-)
Ситуация 8. Ребята поддразнивают одноклассника, привлекают внимание к его ошибкам, его личным качествам. (-)
Ситуация 9. Ученики высмеивают одноклассника, если он относится к другой национальности или религии. (-)
Ситуация 10. Ребята не высмеивают ошибки или внешние особенности других. (+)
Ситуация 11. В классе есть ученик, которого постоянно никто не хочет брать в команду, не принимаю! в игру. (-)
Ситуация 12. Демонстрируя неуважение, ребята сознательно портят собственность другого, делают оскорбительные надшей. (-)
Ситуация 13. Ребята шлют неприятные анонимные записки. (-)
Ситуация 14. Ученики угрожают ребятам, которые меньше или слабее. (-)
Ситуация 15. Отдельная группа ребят подговаривает других не общаться с учеником из-за его другой национальности. (-)
Ситуация 16. Ребята часто собираются и устраивают праздник для всего класса, без исключения. (+)
Номера ситуаций нетолерантного отношения отмечены (-), атолерантного (+).
6 этап. Подведение итогов. Завершение мероприятия
В конце мероприятия торжественно вносится большое полотно Мира, подводятся итоги, награждаются победители и активные участники.
Звучит музыка. Все садятся в общий круг. Ведущий просит всех .участии ков заполнить анкету и высказаться о том, что нового и интересного они узнали на мероприятии.
Ребята заполняют анкету-отзыв и высказываются.
Жюри подводит итоги конкурсов.
Сводная таблица результатов конкурсов для жюри.
Оценка по 5-бальной системе
|
1 команда
|
2 команда
|
3 команда
|
1 конкурс
|
|
|
|
2 конкурс
|
|
|
|
3 конкурс
|
|
|
|
4 конкурс
|
|
|
|
5 конкурс
|
|
|
|
6 конкурс
|
|
|
|
7 конкурс
|
|
|
|
ИТОГО:
|
|
|
|
Выступает представитель жюри и оглашает итоги конкурсов.
Ø Команду - победителя награждают призами.
Ø Благодарят и награждают призами ребят-ведущих.
Ø Благодарят всех участников.
Ø Всем участникам на память раздают красочные буклеты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.