Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования в общеобразовательном учреждении
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по ее модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программы осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идет по следующим направлениям:
· организация работы с кадрами;
· организация работы с ученическим коллективом;
· организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнерами;
· мониторинг эффективности инновационных процессов.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, родителей и педагогов.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
· рост социальной активности обучающихся;
· рост мотивации к активной познавательной деятельности;
· уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организаторских способностей, рефлексивных навыков;
· качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
· удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Предметы мониторинга:
· оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
· сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
· анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворенности воспитательными мероприятиями;
· анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
· вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне образовательного учреждения;
· развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
· результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.
Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности
1. Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом.
2. Воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу, стране.
3. Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры личности.
4. Формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению.
5. Развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Диагностика эффективности реализации программы внеурочной деятельности
Диагностика эффективности реализации программы осуществляется в двух направлениях: мониторинг детского коллектива и мониторинг деятельности педагогов. Для каждого направления характерны свои показатели (ожидаемые результаты) и свой диагностический инструментарий.
Таблица 1.
Мониторинг детского коллектива в рамках программы внеурочной деятельности
Показатели (ожидаемые результаты) |
Диагностический инструментарий |
Сформированность детского коллектива: · уровень развития коллектива; · сплоченность коллектива; · благоприятный психологический климат; · самоуправление. |
· Методика «Мы – коллектив? Мы – коллектив... Мы – коллектив!» (автор А. Н. Лутошкин) · Методика «Какой у нас коллектив?» (автор А. Н. Лутошкин) · Методика «Диагностика воспитанности» (автор Н. П. Капустин) · Методика «Диагностика воспитанности» (автор М. И. Шилова) · Методика «Наши отношения» (автор Л. М. Фридман) · Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур) · Методика «Эмоциональная цветопись» (автор А. Н. Лутошкин) · Методика «Цветовая социометрия» (автор В. П. Яньшин) · Методика «Социометрия» (автор Дж. Морено) |
Сформированность мотивации обучающихся к участию в общественно-полезной деятельности коллектива |
· Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов» (автор О. В. Лишин) · Методика «Тактика взаимодействия» (автор А. А. Криулина) |
Сформированность коммуникативной культуры обучающихся |
· Методика «Выявление организаторских и коммуникативных склонностей» (автор В. В. Синявский) |
Таблица 2.
Мониторинг деятельности педагогов в рамках программы внеурочной деятельности
Показатели |
Методы контроля |
Сроки контроля |
Ответственные |
Эффективность работы кружков и секций |
|||
Количество обучающихся, посещающих кружки и секции |
Анализ |
1 раз в четверть |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Количество обучающихся, принимающих участие в школьных мероприятиях (акции, фестивали, выставки, смотры, соревнования, конференции, проекты, конкурсы) |
Анализ |
1 раз в четверть |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Количество обучающихся, принимающих участие во внешних мероприятиях (акции, фестивали, выставки, смотры, соревнования, конференции, проекты, конкурсы) |
Анализ |
1 раз в четверть |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Количество обучающих, принимающих участие в экскурсиях, походах в музеи, театры, досуговые центры |
Анализ |
1 раз в четверть |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Эффективность работы с родителями |
|||
Количество родителей, принимающих участие в школьных мероприятиях (акции, фестивали, выставки, смотры, соревнования, конференции, проекты, конкурсы) |
Анализ |
1 раз в год |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Удовлетворенность обучающихся и родителей организацией внеурочной деятельности |
|||
Удовлетворенность обучающихся организацией внеурочной деятельности |
Анкетирование, анализ |
1 раз в полугодие |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельности |
Анкетирование, анализ |
1 раз в полугодие |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Проектирование и прогнозирование программы внеурочной деятельности |
|||
Наличие рабочей программы внеурочной деятельности, составленной в соответствии с предъявляемыми требованиями |
Анализ, проверка |
Сентябрь |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Наличие подпрограмм (программы кружков, секций) |
Анализ, проверка |
Сентябрь |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Наличие календарно-тематического планирования воспитательной работы |
Анализ, проверка |
Сентябрь |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Ведение документации (журналы кружков, секций) |
Проверка |
В течение года |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Эффективность использования образовательных технологий во внеурочной деятельности |
|||
Применение образовательных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения (выбор индивидуального образовательного маршрута) |
Анализ |
1 раз в год |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Профессиональный рост педагогов в рамках направлений внеурочной деятельности |
|||
Прохождение курсов повышения квалификации |
Анализ |
1 раз в год |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Работа над методической темой |
Анализ |
1 раз в год |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Обобщение и распространение опыта педагогами |
|||
Участие в профессиональных конкурсах |
Анализ |
1 раз в полугодие |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Удовлетворенность обучающихся и родителей организацией внеурочной деятельности |
|||
Удовлетворенность обучающихся организацией внеурочной деятельности |
Анкетирование, анализ |
1 раз в полугодие |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Удовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельности |
Анкетирование, анализ |
1 раз в полугодие |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Проектирование и прогнозирование программы внеурочной деятельности |
|||
Наличие рабочей программы внеурочной деятельности, составленной в соответствии с предъявляемыми требованиями |
Анализ, проверка |
Сентябрь |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Наличие подпрограмм (программы кружков, секций) |
Анализ, проверка |
Сентябрь |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Наличие календарно-тематического планирования воспитательной работы |
Анализ, проверка |
Сентябрь |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Ведение документации (журналы кружков, секций) |
Проверка |
В течение года |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Эффективность использования образовательных технологий во внеурочной деятельности |
|||
Применение образовательных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения (выбор индивидуального образовательного маршрута) |
Анализ |
1 раз в год |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Профессиональный рост педагогов в рамках направлений внеурочной деятельности |
|||
Прохождение курсов повышения квалификации |
Анализ |
1 раз в год |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Работа над методической темой |
Анализ |
1 раз в год |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
Обобщение и распространение опыта педагогами |
|||
Участие в профессиональных конкурсах |
Анализ |
1 раз в полугодие |
Заместители директора, руководители кружков и секций |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.