Мониторинг знаний, умений и навыков учащихся на уроках трудового обучения
|
Е.К. Паксянова , учитель трудового обучения ГБОУ СО «Школа АОП № 1 г.Саратова» |
Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие учащимся положительного отношения к труду. В школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам в решении данных задач особое место занимают уроки трудового обучения. Это особенно актуально в последнее время, когда медики и официальная статистика констатируют факты увеличения числа рождаемости детей с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями, детей – инвалидов.
Естественно, что такие дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни.
Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1971 г. принята Декларация о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особо оговорено в декларации право таких лиц продуктивно трудиться в меру своих возможностей, получать за это материальное обеспечение. Для того, чтобы воспользоваться этими правами ребенок с ОВЗ должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни в условиях домашнего воспитания и в период обучения в школе.
Трудовое обучение в нашей школе представляет собой систему, звенья которой тесно связаны и дополняют друг друга.
Это обучение доступным трудовым приемам; развитие самостоятельности; формирование организационных умений, воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к профессии); привитие интереса к трудовой деятельности; исправление недостатков мелкой моторики, а также эстетическому воспитанию.
Учащиеся школы очень неоднородны по причинам и формам дефекта. В каждой трудовой группе есть дети расторможенные, с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
У них заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке.
Профессионально-трудовое обучение в нашей школе осуществляется с 5 по 9 кл. по следующим профилям: столярное дело, швейное дело, обувное дело, а также цветоводство и декоративное садоводство.
Основными направлениями работы учителей трудового обучения служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развития их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
В начале обучения учитель оказывает учащимся максимальную помощь. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых инструментов, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении технологических карт. Технологические пооперационные карты используются и при обсуждении плана работы, и во время самой работы учащихся.
Особое значение в процессе обучения имеют диагностика и контроль за ходом развития профессиональных и личностных качеств учащихся, показатели которых лежат в основе стратегии и тактики обучения, организации индивидуального и дифференцированного подхода, прогнозирования возможного продвижения конкретного ученика в той или иной сфере деятельности.
Нами разработаны и используются на протяжении двух лет таблицы Мониторинга знаний, умений, навыков по профессионально-трудовому обучению В таблицы мониторинга заложены показатели развития базовых знаний, умений и навыков, которые могут оцениваться согласно их уровневых характеристик. К примеру, по швейному делу это:
· Знание правил безопасной работы с инструментами и оборудованием
· Определение основных видов ручных стежков и машинных швов
· Устройство и регулировка швейной машины
· Ориентировка в задании
· Производительность и качество выполнения задания.
Таблицы заполняются по результатам входящего, промежуточного и итогового мониторинга. Оценка показателей сформированности компонентов профессиональной деятельности производится по привычной для учителя пятибалльной системе, что позволяет проводить анализ динамики качественных характеристик развития знаний и умений на протяжении всех лет профессионального обучения.
Предлагаю вашему вниманию результаты мониторинга по швейному делу за 2014-2015 и 2015-2016 уч.г. Как видно из таблиц, средний балл итогового мониторинга в основном превышает показатели входящего и промежуточного контроля.
Но показатели входящего мониторинга качества знаний, умений и навыков 2015-2016 уч.г. ниже, чем результаты итогового мониторинга 2014-2015 уч.г. Это объясняется тем, что за период летних каникул дети частично забывают изученный материал. В течении 2015-2016уч.г. почти у всех учащихся наблюдается устойчивый рост по всем показателям.
Хочется обратить внимание на результаты Мэхриджемал. По состоянию здоровья она с трудом усваивает теоретические знания, ориентируется в задании только с помощью учителя, но практические задания выполняет качественно и в хорошем темпе. С Мэхриджемал проводится индивидуальная работа по ориентировке в задании с использованием пооперационных технологических карт. Для развития памяти и внимания на занятиях применяются карточки с образцами стежков и швов. Другой девочке с трудом, дается изучение теоретических сведений и специальной терминологии в силу языкового барьера. С Наджифой также проводится индивидуальная работа в тетради с записью словарных слов и сложных терминов. Также специальная терминология используется в разговорной речи для введения ее в активный словарный запас.
Способ мониторингового наблюдения и контроля позволяет проводить более четкий анализ трудностей, которые испытывает учащийся при овладении знаниями и практическими умениями, и на этой основе разрабатывать индивидуальные программы развития профессиональных умений и качеств личности, организовывать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении профессии.
Мониторинг знаний, умений и навыков учащихся с ОВЗ в процессе трудового обучения позволяет четко отслеживать динамику формирования профессиональных и личностных качеств школьников, быстро реагировать на трудности, устранять пробелы в знаниях и практических умениях, выбирать адекватные индивидуальные средства, разрабатывать индивидуальные программы обучения и развития ученика, прогнозировать успешность усвоения детьми и подростками профессиональных знаний и умений, обеспечивая тем самым адаптивные возможности каждого, последующую интеграцию в рабочий коллектив.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.