Мониторинг детей раннего возраста с целью выявления ОВЗ.
Оценка 4.7
Особые потребности
docx
дефектология
Детсад
18.03.2019
Актуальность проблемы раннего выявления детей с Ограниченными Возможностями Здоровья является на сегодняшний день одной из важных задач общества.
В решении данной проблемы немаловажную роль играет государство, которое не может и не должно оставаться в стороне. Именно поэтому Министерством образования РФ была разработана«Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии»,которая должна оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с Ограниченными Возможностями Здоровья, их родителям и специалистам.
Сопровождение детей раннего возраста в дошкольном учреждении осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПк). Работа по сопровождению начинается с участия специалистов ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума) в процессе адаптации детей к ДОУ.
мониторинг текст выступления.docx
Мониторинг детей раннего возраста с целью
выявления ОВЗ.
Актуальность проблемы раннего выявления детей с ОВЗ.
Проблема выявления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
является на сегодняшний день одной из актуальнейших задач общества. Чем
раньше будет выявлен ребенок с ОВЗ, тем скорее ему (и его родителям) можно
будет оказать квалифицированную помощь со сторону различных специалистов
(психологов, педагогов, медицинских работников и т. д.). В решении данной
проблемы немаловажную роль играет государство, которое не может и не должно
оставаться в стороне. Именно поэтому Министерством образования РФ была
разработана «Программа создания единой государственной системы раннего
выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии», которая
должна оказывать психологопедагогическую поддержку детям с ОВЗ, их
родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны
обеспечит каждой семье возможность своевременной, ранней медикопсихолого
педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных
психологических и образовательных потребностей, создаст условия для
эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка.
Сопровождение детей раннего возраста в ДОУ осуществляется психолого
медикопедагогическим консилиумом (ПМПк). Работа по сопровождению
начинается с участия специалистов ПМПк в процессе адаптации детей к ДОУ.
Организация работы ДОУ в период адаптации детей раннего возраста:
Этап 1. Предварительный сбор информации и подготовки ДОУ к приему
детей.
сбор информации о ребенке (логопедом и психологом);
оказание родителям информационноконсультативной помощи по подготовке
ребенка к ДОУ (психолог и воспитатели);
оборудование предметноразвивающей среды (воспитатели, по необходимости
консультируясь с логопедом и психологом).
Этап 2. Организация работы ДОУ в период адаптации детей.
создание эмоциональноблагоприятной атмосферы в группе (воспитатели)
организация медикопсихологопедагогического сопровождения ребенка;
тесное взаимодействие с семьей ребенка.(воспитатели) Этап 3. Этап подведения итогов адаптации.
обобщение итогов адаптации детей к условиям ДОУ и дальнейшее
планирование работы с ними (выявляем детей с напряженной адаптацией
психолог и неговорящихлогопед)
Система комплексного сопровождения детей раннего
дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ.
Сопровождение детей раннего возраста в ДОУ осуществляется психолого
медикопедагогическим консилиумом (ПМПк). Работа по сопровождению
начинается с участия специалистов ПМПк в процессе адаптации детей к ДОУ.
Модель сопровождения семьи и ребенка раннего возраста с ОВЗ.
Целью сопровождения
является
семьи
создание
и ребенка раннего возраста
оптимальных условий психического и социального развития, стимуляция его
потенциальных возможностей в процессе специально организованного
взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Задачи раннего выявления детей с ОВЗ:
раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
создание необходимой развивающей среды;
разработка и применение индивидуальных мер коррекции;
стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
осуществление профилактики неблагополучного развития детей.
В системе сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ выделяют:
диагностическое направление;
коррекционное направление;
профилактическое направление;
консультативнопросветительское направление.
Поговорим подробнее о диагностическом направлении.
Диагностическое направление это комплексное изучение общего развития
ребенка, выявление отклонений, определение индивидуальных особенностей
и потенциальных возможностей в процессе развития.
Формы: • Скринингобследование;
• Комплексное обследование (деток, выявленных на скринингобследовании);
• Медицинское обследование (консультации узкими специалистами при
необходимости, по рекомендации );
• Мониторинг развития ребенка в процессе коррекционной работы
(динамическое наблюдение);
Система помощи детям раннего возраста предполагает выявление с
помощью скринингдиагностики следующих групп детей:
§
§
§
§
дети с развитием, соответствующим условной возрастной норме;
«группа внимания» дети с развитием, соответствующим нижней границе
условной возрастной нормы, которые при определенных условиях могут, как
достигнуть нормы развития, так и уйти в «группу риска».
«группа риска» дети с развитием, ниже условной возрастной нормы.
«Группа внимания» и «группа риска» возможные дети с ОВЗ.
Для диагностики используется методич.пособие Стребелевой Е.А. (ред.) и
др. Психологопедагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А.
Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.
Логопедическая : Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое
обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. , а также методики и
пособия Нищевой.
§
Скринингобследование проводится по следующим разделам:
•сенсорное развитие; •общие движения; •развитие речи;
•игровая деятельность;
•общение;
•навыки самообслуживания.
Функции и задачи участников процесса сопровождения:
Ведущий специалист
• разрабатывает индивидуальную программу;
• консультирует участников коррекционного процесса.
Исполнитель
• участвует в разработке программы;
• реализует ее;
• констатирует динамику в развитии ребенка; • обучает родителей методам и приемам работы с детьми в домашних
условиях.
Медсестра
• контролирует эффективность и периодичность рекомендуемого лечения.
Председатель ПМПк
• координирует работу всех участников процесса сопровождения.
Родители
•
закрепляют знания, умения и навыки, формируемые в процессе реализации
Программы; активно участвуют в коррекционном процессе.
Особенности организации обследования с детьми раннего возраста с ОВЗ:
§ Содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
§ Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;
§ Необходимо контролировать длительность занятия;
§Необходима смена видов деятельности;
§Перенос знаний;
§ Малышам необходима положительная оценка их деятельности.
В результате проведенного мониторинга в нашем саду было выявлено : начало 2017г., после периода адаптации.
группа с условн.нормой%
группа «внимания»%
группа «риска»% (дети с ЗРР)
После проведенной совместной работы с коллективом педагогов и родителями, ряда коррекционных занятий (подгрупповых), уже в конце
года:
группа с условн.нормой% через год опред.процент перешел в группу «внимания»50% от всех.
группа «внимания»% 20% из них перешли в группу с нормой реч.развития, остальные в группу риска.
группа риска% (улучшились показатели, но не до возр.нормы). Эти дети в 4 годана ПМПК.
Мониторинг детей раннего возраста с целью выявления ОВЗ.
Мониторинг детей раннего возраста с целью выявления ОВЗ.
Мониторинг детей раннего возраста с целью выявления ОВЗ.
Мониторинг детей раннего возраста с целью выявления ОВЗ.
Мониторинг детей раннего возраста с целью выявления ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.