"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"
Оценка 4.6

"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
психологическая работа +1
Детсад
16.05.2019
"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"
рассказывается о том, как психолог применяет Монтессори-педагогику в своей работе. Как она помогает в процессе адаптации детей, для детей старшего и среднего возраста на что направлена. Что именно развивает у детей и каким образом развивает. Как надо подготовить Монтессори - среду
Монтессори-педагогика с точки зрения психолога.doc
«Монтессори ­ педагогика с точки зрения психолога» Моя работа в детском саду включает в себя деятельность, связанную с поддержанием психического здоровья детей, пока они в детском саду, здоровой атмосферы в группах.  Можно сказать, что главной целью моей работы   является сохранение и укрепление психологического здоровья   детей.   И   ещё   очень   хочется,   чтобы   все   дети   пошли   в   школу   интеллектуально развитыми. Т.е. соответствовали    возрастным нормам по всем показателям. Каждый из нас знает, что  если вовремя заметить момент, когда ребенок попадает в группу риска, ему можно помочь, давая творческие задания и играя (что­то нарисовать, запомнить, придумать). Не будет же   каждый   родитель   проверять   ежедневно   своего   ребенка   на   предмет   хорошей   памяти, логического   мышления,   переключаемости,   концентрации   внимания.   Вот   для   этого   и   нужна помощь   психолога, который   проведёт  психологические тесты и диагностику. В рамках своей деятельности часто нахожусь с детьми в группах д. сада. И обратила внимание на работу воспитателей по системе Монтессори.   Технология М. Монтессори предоставляет каждому   ребенку   поистине   безграничную   свободу   выбора.   Каждый   ребёнок   может   по собственному усмотрению решать, чем  ему хочется   заняться: счетом, рисованием  на песке или манке, пересыпанием, переливание жидкостей, погладить,  постирать или посадить цветок.  Еще одна ключевая особенность Монтессори – педагогики, что одновременно   могут заниматься дети разного   возраста.     Рядом   занимаются 2­летний и 4­летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу.    И самое главное,   чем меня покорила технология М. Монтессори, это   отношение к ребенку,  как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.     Технология М. Монтессори     дает   ребенку   основательную   базу   для   формирования   личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Важнейший принцип, лежащий в основе Монтессори­педагогики можно сформулировать очень просто.  Если       есть  интересное   дело,  и      ничего не  мешает,   вы  будете  успешно и эффективно заниматься этим делом, и при этом не мешать другим. Все. И я решила применять  технологию М. Монтессори в своей педагогической деятельности. Посмотрела   на технологию с точки зрения  психолога.  И  так  …  посмотрим   с  биологической   точки  зрения  обучение  детенышей  у  всех  видов, которые вообще обучаются, а не просто следуют инстинктивным программам, а мы, люди, относимся именно к такому обучаемому виду,  обучение происходит в результате следующих процессов:  Первое ­ это созревание организма, то есть формирование соответствующих зон мозга и физиологических возможностей;   Второе ­ наблюдение за поведением других:  родителей, детей, и копирование его;   Третье ­ собственный опыт. Чем младше ребенок, тем выше его инстинктивная потребность, то есть интерес к тому, чтобы все повторять за взрослым – он учится! Когда малыш вытаскивает баночки с крупой и мукой, заливая все это водой – он делает это как мы взрослые. Когда   малыш надевает  туфли и разрисовывает себя   помадой, он подражает нам. Наивно полагая, что ему это пригодится.               Первые существенные противоречия между тем, что мы ожидаем от ребенка и тем, что ему действительно нужно возникают, когда ребенку  от года до четырех лет. Его активность чрезвычайно высока, ему нужно успеть, как можно больше – организм требует.  Несколько тысяч лет назад именно в этом возрасте ребенок научался выживать. То есть, во­первых, добывать себе еду – корешки, насекомых, птичьи яйца, орехи и ягоды. Причем происходило это по берегам рек и морей. Неспроста же нас так тянет на пляж, а детей в песочницу.  Обратите внимание – чем с самым большим удовольствием занимаются детишки в этом возрасте – переливают воду, копают песок и собирают всякую мелочь – камушки, окурки, пробки от бутылок и, естественно, тянут в рот. К сожалению, сейчас, в условиях городской песочницы с едой проблемы. Во­вторых, избегать чужаков – этот инстинкт начинает работать до года, именно тогда,   когда   ребенок   начинает   ползать   и   случайно   может   уползти   к   чужим   людям.  Но проявление этого инстинктивного страха создает современным мамам современные проблемы – трудности с входом в детский сад, нежелание остаться с новой няней и расстаться с горячо любимой мамочкой. Ну не было таких задач у детей многие тысячи лет.                                И, в­третьих, общаться с себе подобными. В возрасте с трех лет ребёнок ищет коллектив – других детей – для отработки социальных навыков – дружбы, любви, семейной жизни, охоты, строительства жилища, нападения и защиты и для обучения. Те самые несколько тысяч   лет   назад   все   необходимое   у   ребенка   было   под   рукой.   Были   взрослые,   которые занимались своим делом – собирательством, приготовлением пищи, охотой – одновременно показывая,   как   это   дело   делать.   Объектов   для   исследования   –   вдоволь.   Неограниченная возможность   двигаться.   Не   было  необходимости   готовиться   к   школе,   посещать   секции   по фигурному катанию и сидеть смирно в очереди в поликлинику. Получается,   что   к   жизни   в   естественном   окружении   ребенок   биологически   готов, хорошо приспособлен и легко обучаем. Проблема состоит в том, что в наше  время,  нам нужны не совсем те, а чаще всего и совсем не те навыки. И все­таки кое­что из приобретенного опыта  за миллионы лет эволюции нам очень даже подходит. Например, способность ребенка обучиться разговорному языку без всяких усилий с нашей стороны.  В течение долгого существования человека на этой планете выживали те дети, которые хорошо повторяли за взрослыми – это основополагающий навык.  Кроме того, ребенок с увлечением повторяет всё, например, надевает ботинки, до тех пор, пока не научится. Потом интерес к этому действию теряется. С биологической точки зрения тратить ресурсы – время, силы уже на  изученное не разумно. Нужно искать новый опыт. Ребёнку уже третий год и он пришёл в  детский сад.   И  по методике М. Монтессори нужно подвигнуть ребенка к самообучению в   специально подготовленной среде   с помощью дидактических материалов. Этому призваны способствовать основные принципы методики: индивидуальная программа обучения;   максимальная свобода ребенка;  минимальное вмешательство в деятельность ребенка. Наша цель, как педагогов организовать пространство таким образом, чтобы, попадая в него, ребенок   начинал   обучаться   самостоятельно.       С помощью   Монтессори­материалов   ребенок познает   мир,   развивает   логическое   и пространственное   мышление,   мелкую   моторику, координацию   движений,   перестают   быть   агрессивными   и   тревожными,   становятся   более дружелюбными, лучше концентрируются.     Ниже я   покажу   с точки зрения     психологии, учет каких именно факторов обуславливает высокую обучающую эффективность  методика Монтессори.      Ещё раз повторюсь, что ребенок учится, ПОВТОРЯЯ за взрослым и  более опытными детьми. Здесь я и делаю акцент на содержание деятельности – «что повторять».  Наблюдая за детьми, определяя интересы и новые возможности каждого ребёнка. Но  не всегда можно определить, что конкретно интересует ребенка, для какого рода деятельности в данный момент  у него есть физиологические   и   психологические   предпосылки.   Сам   же   ребенок   это   сказать   не   всегда может,   но   он   может   выбрать   именно   тот   материал,   который   нужен   именно   ему,   именно сейчас.   Для   этого   применяю   материалы,   разработанные   с   учетом   развивающихся возможностей и предыдущего опыта детей.   Монтессори­педагогика   подразумевает   свободу   действий   ребенка.   Но   это   не   значит,   что ребенок может делать все, что ему вздумается. В действительности, быть свободным — значит уметь контролировать себя и свои желания не только в детском садике, но и в жизни. Чтобы воспитать в ребенке такую внутреннюю  самодисциплину,  взрослые  должны быть твердыми, справедливыми и последовательными в определении границ. В  группе ­ Монтессори детского сада ребенок уже сознательно сам выбирает, будет ли он работать с красными штангами или готовить печенье. Но он уж точно не будет мешать работать другим детям. Хочется подчеркнуть то, что, учитывая темпы развития технологий и изменения структуры занятости, в настоящее время практически  невозможно угадать, какие навыки  понадобятся человеку через 20 лет. Единственное, что не вызывает сомнений – это востребованность навыка быстро переучиваться. А также способность понять, чего я хочу, потому что именно там я буду наиболее   эффективен.   Таким   образом,     методика   Монтессори     максимально   учитывает возрастные особенности ребенка, и обучение происходит именно благодаря этим особенностям, а не вопреки им.  Для меня, как психолога, очень важна эмоционально­волевая сфера детей.  Тревожность – одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной психологической науки. Значительная часть агрессивных проявлений человека есть результат инстинктивной реакции организма на реально существующую или предполагаемую угрозу. При этом все ресурсы его направляются на обеспечение двигательной активности – то есть для нападения или бегства. Либо происходит торможение любой деятельности – затаивание. И в том и в другом случае возможности для исследования или обучения минимальны. Поэтому так важно обеспечить ребенку ощущение максимальной безопасности. Рассмотрим, какие же особенности  группы ­ Монтессори и способствуют уменьшению тревоги ребенка. Создание и поддержание порядка. Известно, что чем выше личностная тревожность, тем более человек стремиться к наведению и поддержанию постоянного порядка в окружающем его пространстве. Наличие порядка очень важно для того, чтобы человек чувствовал себя в безопасности. Очень существенное влияние на потребность   в   порядке   оказывает   уровень   личной   тревожности.   Люди   более   склонные испытывать тревогу стараются так организовать мир вокруг себя, чтобы максимально избежать неожиданностей   и,   следовательно,   стрессовых   ситуаций.   Трехлетний   ребенок,   начинающий ходить в детский сад находится в ситуации крайне высокого уровня тревоги. Для того чтобы он чувствовал   себя   спокойнее,   нет   так   тревожился,   ребенок   может   брать   с   собой   любимую игрушку, собирать или разбирать пирамидку, складывать игрушки в той последовательности, которая   для   него   комфортна.     Моя   работа     с   детьми,   которые   испытывают   трудности   в адаптации к ДО, строится на сохранение  стабильности обстановки, расположения материалов, правил и распорядка дня, что и будет   являться залогом успешной   адаптации и сохранения здоровья, как физического, так и психического, а также является   одним из наиважнейших факторов снижения тревоги и агрессивности в группе.   Отсутствие конкуренции и сравнения. И то и другое есть мощнейшие стрессогенные факторы, особенно в возрасте до 5­7 лет. В это время появляется острое желание быть первым – добежать до двери, нажать кнопку лифта, первым закончить завтракать, переодеться и т.д. Но перенести поражение – проиграть кому­то или  оказаться не самым быстрым – эти переживания  оказываются настолько бурными,  что зачастую дети предпочитают вообще не участвовать в деятельности, где они могут потерпеть поражение, нежели рискнуть и оказаться не первым.  Значительные   сложности   в   этом   плане   возникают   при   работе   с   родителями.   Одна   из популярных «воспитательных родительских технологий» ­ сообщить своему ребенку, что вот Петя   уже   читает,   а   ты.…   В   надежде,   пробудить   желание   быть   лучше   Пети.   Что,   однако, приводит к возбуждению тихой, а иногда и не очень ненависти как  ни в чем не повинному Пете. Работа с родителями проводится в виде консультаций, где я, отвечая на интересующие их вопросы, помогаю родителям понять, какие они могут совершать ошибки в воспитании своего ребенка.     Поэтому   отсутствие   сравнения   детей   и   деятельность     в   этом   направлении   с родителями есть важнейшая составляющая Монтессори­педагогики, которая помогает мне в моей деятельности.   Отсутствие навязывания совместной деятельности и партнерства. В представлении многих взрослых дети должны играть вместе. На то они и дети. И если одни дети не хотят играть с каким­то ребенком, или наоборот ребенок отказывается вливаться в коллектив, то это расценивается как каприз и непослушание. Однако   для   ребенка   взаимодействие   с   человеком,   который   не   нравится   по   каким­либо причинам, вещь  больше  неприемлема, чем для взрослого. Для ребенка единственный мотив – это   удовольствие,   получаемое   от   контакта.   И   с   этой   точки   зрения   чрезвычайно   важным является   наличие   возможности   для   ребенка   выбрать   партнера   самому   или   остаться   в одиночестве. Выбор места для деятельности.  Все   мы   в   той   или   иной   степени   чувствительны   к   нашему   положению   в   пространстве относительно  других людей, входов и выходов, стен, окон и даже сторон света. У   детей, занимающихся в Монтессори ­ группе, есть   свобода выбрать место для своей деятельности, именно   то,   в   котором   дети   будут   чувствовать   себя   комфортно   и   легко.   Если   ребенку комфортно, то деятельность будет вызывать только положительные эмоции.  Выбор места для деятельности является еще одним  важным фактором снижения тревоги.  И это действительно так! Когда ребенок никак не может настроиться на занятия:  агрессивен или наоборот слишком замкнут,   все   время   ерзает,   проявляет   нетерпение,   не   может   сосредоточиться,   все   это свидетельствует о том, что ребенок не сам выбирал место для своей деятельности. Поэтому работая с детьми, я всегда дают ребенку сделать выбор: где и как ему сесть, или встать, ну или лечь, если это релаксационные упражнения.  Нет необходимости предъявить результат.  Чем младше ребенок, тем труднее ему понять, какой именно результат нужен взрослому, тем менее реальный результат его работы можно увидеть и тем менее какие­либо материальные подтверждения   его   деятельности,   столь   ценимые   взрослыми,   являются   «результатами»   в глубинном смысле этого слова.  Начиная с рождения, а, скорее всего и раньше, вся жизнь ребенка – это исследовательская деятельность. Сначала ­ исследование себя ­ это и научение фокусировать взгляд, и хватать игрушки. Переворачиваться, ползать,   ходить, и множество других умений, которым ребенок учится, благодаря биологически заложенным предрасположенностям к тому или иному виду деятельности, а также подкреплению – в виде удовольствия от получения новой информации или овладения новыми навыками. Мы учимся в младенчестве не потому, что кто­то за это похвалит, или это нам пригодится в будущем, а потому, что у нас есть для этого возможности и это доставляет удовольствие. Для ребенка реальным результатом работы с материалом «стирка белья» будут не чистые салфетки, а навык – наливать и выливать воду, выжимать и стирать, видеть, где мокро и как это можно вытереть, а так же способность ставить задачу, видеть цель и доводить намеченное до конца.  Нет оценок. В том числе похвалы и порицания, как средств мотивации ребенка. Важность этого принципа неоднократно  подчеркивала   сама   Монтессори.   Ребенок   получает  удовольствие   от   познания окружающего  мира, от освоения  новых  возможностей, от открытий,  которые он совершает каждый день. Оценивая же деятельность ребенка, а особенно продукт этой деятельности мы ставим ребенка в тупик. Например, рисование. Для ребенка, недавно взявшего в руки карандаш, наиболее важным является сам факт оставления следа  ­ бумага была белая – а теперь там появились   линии.     Дети   испытывают   восторг   от   своих   возможностей,   от   того,   что   у   них получилось нарисовать линию или какой­то предмет. И детям  не до деталей, техники и вообще смысла   создаваемого   ими   «шедевра».       Если   же   начать   критиковать,   созданный   ребенком «шедевр», то есть вероятность   отбить у ребенка желание вообще что­либо делать.   Если же усердно хвалить­то  ребенок, наоборот, может стать настолько уверен в  гениальности своего «шедевра»,   что   перестанет   экспериментировать,   пытаться   создать   что­то   новое,     дабы   не нарушить   иллюзию   своей     гениальности.     Именно,   в   Монтессори­групах,   придерживаясь данного принципа, мы даем ребенку время осознать свой рисунок, рассмотреть, внимательнее отнестись к своему творению, его соразмерности, функциональности и вообще необходимости. Самим и только самим.  В нашем саду разновозрастных групп нет. Но я работаю в своем кабинете с детьми разного возраста,   объединяя   их   в   группы.   И   очень   продуктивно   проходит   наша   совместная деятельность. В разновозрастной группе, где дети отличаются по  силе, росту, развитию, по навыкам, по опыту работы с материалом и по интересам, вероятность конфликтов значительно меньше.   Старшие по возрасту, дети стараются научить   младших, помогают им. А младшие дети   учатся,   играя,   с   такими   же   детьми,   которые     только   чуть   выше   и   сильнее.     Ясное понимание   своих   возможностей   по   отношению   к   другим   снижает   внутреннюю   потребность выяснить, кто круче. Материалы, выполняющие терапевтические функции. Многие материалы в группе, помимо своих основных задач, несут в себе еще и успокаивающую, расслабляющую  функцию.   Это,   например,   мытье   рук  и   посуды,   пересыпание   песка,   манки, переливание воды из одной емкости в другую.  Даже такое простое занятие, как нанизывание бусин на нитку, успокаивает ребенка, расслабляет.   Дети сами это прекрасно знают и если ребенок долго или часто обращается к подобного рода занятиям, то высока вероятность того, что таким образом он снимает внутреннее напряжение. Особенно хорошо помогают мне такие материалы с детьми, испытывающими трудности адаптации к ДО и агрессивными, тревожными детьми.   Даже   замкнутого,   застенчивого   ребенка,   можно   раскрепостить,   дав   ему   рисовать пальчиками   на  песке  или   манке  и  задавать   какие­либо   интересующие  вопросы.  И  ребенок, начинает раскрываться по­другому.  Таким образом, работа всех этих факторов приводит к тому, что в группе создаются условия, способствующие   максимальному   естественному   снижению   тревожности   детей  и провоцируемой   ей   агрессивности.   что   по   сути   своей   они   являются психотерапевтическими.  В группе­Монтессори ребенок может заниматься, тем, что ему интересно, что соответствует возрасту,   используются,   а   не   подавляются   его   инстинктивные   потребности   в   исследовании окружающего   мира, повторении   за   более   компетентными   взрослыми   и   детьми,   создается обстановка   способствующая   снижению   тревожности   и   агрессивности,   делается   упор   на осознании его собственных потребностей и возможностей. И все это позволяет ребенку достаточно комфортно чувствовать себя и наиболее  полно и эффективно реализовывать свой потенциал. Исходя из своего опыта работы по методике Мотессори в детском саду , группы­ Монтесорри очень нужны детям для их полноценного развития. Дети становятся самостоятельнее, активнее, спокойнее.   Развивают   свой   творческий   потенциал.  Способность   наших   детей   жить   в современном мире это не только внешнее проявление интеллектуальной жизни.  Это результат порядка, устанавливающегося во внутренней жизни ребенка. Если мы жаждем, чтобы будущее поколение граждан Республики Казахстан были людьми, знающими, куда идти дальше, нужно показать им многообразие путей и способов движения по ним. Давайте подумаем, что ждет наших детей, и позволим им быть в контакте с миром и собой в меняющемся мире благодаря технологии  Марии Монтессори.   Так,

"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"

"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"

"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"

"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"

"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"

"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"

"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"

"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"

"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"

"Монтессори - педагогика с точки зрения психолога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2019