Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога
Оценка 4.8

Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога

Оценка 4.8
doc
22.09.2022
Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога
ОТКРЫТЫЙ УРОК .doc

Тема. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога.

Цели: познакомить учащихся с морфемикой как разделом языкознания, дать понятие о морфеме как минимальной значимой части слова, показать значение морфем в образовании слов; учить различать формы слова и однокоренные слова; развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности; воспитывать интерес к  изучаемому предмету.

Тип  урока: урок изучения нового материала.  

Оборудование:  «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А.Потихи, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова; учебник «Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой; компьютер, мультимедийный проектор,  презентация; тетради; схемы, таблицы.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент. (Слайд № 2)

Интерактивное приветствие

(Ученики встают с мест, когда фраза совпадает с их мнением, остальные аплодируют.)

- Приветствуем тех, кто  уже проснулся, позавтракал, не позавтракал, улыбнулся, в хорошем настроении, хочет общаться, стремится узнать что-то новое!

II. Актуализация знаний, определение темы и цели урока.

1.              Словарно-орфографическая работа. (Слайд № 3, 4)

Морфема – «форма» (греч.).

Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А в этой шуточной песенке рассказывается “из чего сделаны девочки”. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего “строительного материала”. “Строительные блоки” для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика».

Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, морфема –ш-. Сама по себе она не имеет смысла.

- Прочитайте слова с этой морфемой: шли, прошли. Что обозначает корень –ш- ? (движение человека пешком).

Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.

- Как вы думаете, что изучает раздел науки о языке морфемика?

2.            Игра “Отгадай слово!” (Слайд № 5)

На доске записано слово тигрята, но оно закрыто. Приоткрывается буква т.

- Какое слово записано?

Раскрывается слог ти, затем тигр.

- Когда появляется важная информация о слове? (Когда появляется корень).

- Чем же отличается морфема от звука или слога?

- Что, например, обозначает суффикс –ят-?

(Форма множественного числа  имён существительных, обозначающих детёнышей.)

Вывод:  значит, в слове можно выделить значимые части слова. Вот их мы и исследуем на нашем уроке. Кто сформулирует тему урока? ...

(Слайд № 6) Запишите тему нашего урока: «Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога».

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать на уроке?

(Узнавать, зачем нужны значимые части слова, как изменяются и образуются слова.)

III. Изучение нового материала.

1. Работа с таблицей «Определения морфем» (Слайд № 7)

 

 

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

1. Родовое понятие

Значимая  часть  слова

2. Видовое понятие

Находится перед  корнем, служит  для образования слов

Главная часть, в ней заключено общее  лексическое значение  всех однокоренных  слов

Находится  после  корня, служит  для образования  слов

Изменяемая часть, образует формы  слова, служит  для связи  слов

 

- Обратите внимание! Термин «морфема» употребляется как видовое, так родовое понятие.

- Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).

- Какие морфемы служат для образования новых слов? ( Приставка и суффикс. )

- Какие морфема служат для образования форм слов? ( Окончание. )

2.  Почему морфема является значимой частью слова? (Слайд № 8) Докажите, используя слова  рука – рукав – нарукавник.

- Что вы должны для этого сделать?  (Выделить морфемы и объяснить, как и почему меняется смысл слова.)

- Что такое рука? (Рук-а – часть тела.)

- Что такое рукав?  (Рук-ав – часть одежды, надеваемая на руку.)

- Благодаря чему изменился смысл слова?  (Смысл слова изменился из-за суффикса –ав-)

- Что такое нарукавник? Благодаря чему изменился смысл этого слова?   (На-рук-ав-ник - полурукав, надеваемый поверх рукавов для предохранения их от загрязнения во время работы, смысл слова изменился из-за приставки на-, суффикса –ник-.)

(Слайд № 9) Вывод:    ͡ ,  ¬ , ˄  - значимые части слова, в них заключено его лексическое значение, каждая новая морфема вносит в слово свою часть смысла и получаются новые слова (с новым лексическим значением).

3.  А какое значение имеет окончание? (Слайд № 10) Может ли оно образовывать новые слова?

Понаблюдаем

рука              рукав               нарукавник

руки               рукава    нарукавника

руке               рукаву    нарукавнику

руку               рукавом нарукавником

- Изменилось ли лексическое значение слова с появлением другого окончания? (Нет.)

- А что изменилось?  (Падеж, т.е. грамматическое значение.)

(Слайд № 11)  Вывод: □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова, а формы слова.

4.  Работа с теоретическим материалом учебника. Прочтём § 70, 71,  с. 4 - 5.

Сформулируйте самостоятельно вопросы по материалу параграфов и задайте их товарищам.

- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

- Как образуются однокоренные слова?

- Как образуются формы слова?

- Что изменяется в слове при образовании однокоренного слова?

Однокоренные слова  -  это слова с одинаковым корнем, но с разными приставками и суффиксами.

Формы слова – это варианты одного и того же слова, которые образуются с помощью окончаний.

4. Работа над схемой  «Порядок разбора слова по составу» (Слайд № 12)

n   Установить, какой частью речи является слово, изменить слово, и в соответствии с этим выделить окончание и основу.

n   Определить лексическое значение слова, подобрав однокоренные слова. Выделить корень.

n   Выяснить, как образовано слово (от какого слова, с помощью какой морфемы). Выделить приставку, суффикс.

IV. Первичное закрепление материала. (Слайд № 13)

1.            Игра “Третий лишний”. (Слайды № 14, 15)

- Подумайте, все ли слова родственные или однокоренные? Почему?

Лес, лестница, лесничий.

Честный, чесночный, чеснок.

Левый, лев, налево.

- Вывод учеников об общем лексическом значении однокоренных слов.

2.            Работа с  учебником. Выполнение  упражнения 376 (самостоятельно со взаимопроверкой и оценкой работы).

Запишите слова в столбик. Разделите слова на морфемы. Подберите к первым пяти словам формы слов, к последним пяти словам – однокоренные.

Уборка – уборкой

Хлебный – хлебная

Украсят – украсит

Принесли – принесла

Говорливы – говорливого

 

Заколка – укол

Безветренный – ветер

Земляной – земля

Надрежут – резать

Приберегли – беречь

3.            Работа в парах. (Слайды № 16, 17)

Списать слова, вставляя пропущенные буквы. Определить значение суффиксов и приставок, используя соответствующий словарь.

Б..родач, ал..нький, беспо..лезный, нал..пить, закр..чать, медв..жонок, по..земный, мудрец, д..ехать, переб..жать, стр..итель, т..рговец.

4.            Самостоятельная работа в тетради  (взаимопроверка) (Слайды № 18, 19)

Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.

Вода – безводный, безводность; подводный – подводник; звезда – звездочка – звездный, беззвездный, созвездие; трава – травка, травонька, травушка, травинка, травяной.

- Просклоняйте слово трава. Чем отличаются слова друг от друга? (Окончанием. Это формы одного и того же слова.)

5.            Орфографическая пятиминутка. (Слайд № 20) Работа у доски (3 ученика – орфограммы в приставках, корнях, суффиксах). Остальные учащиеся выполняют работу в тетрадях.

Записать слова в три столбика в зависимости от того в какой морфеме находится орфограмма – безударный гласный.

Испытатель, расписка, радостный, известить, увлекательный, цепляться, росистый, роскошный, объединение, поездка.

V. Подведение итогов урока. Беседа:

- Остались ли какие вопросы  при изучении данной темы?

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что называется морфемой?

- Все ли морфемы имеют значение?

- Чем отличается морфема от звука (буквы) и слога?

- Дл чего служит каждая из морфем?

VI. Домашнее задание. (Слайды № 21, 22)

§ 70, 71, выучить правила. Выполнить упражнение ( на выбор) 377 или 378.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной  литературы

                    1.                              Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.

                    2.                    Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. / авт.-сост. Н.В. Егорова – Москва «Вако» 2014.

                    3.                    Разработки уроков / авт.сост. В.Н.Пташкина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011.

                    4.                    Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2011.

                    5.                    Русский язык в таблицах и схемах. СПб, ООО «Виктория плюс», 2010.

                    6.                    Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, науч. ред. Н.М.Шанский  – М.: Просвещение, 2016.

                    7.                    Универсальный словарь русского языка. – СПб. – ИГ «Весь», 2010.

                    8.                    Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся / Сост. З.А.Потиха. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1999.

                    9.                    Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся / Сост. А.Н.Тихонов.— М.: Культура и традиции, 1997.


Тема. Морфемика как раздел лингвистики

Тема. Морфемика как раздел лингвистики

Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание

Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание

Узнавать, зачем нужны значимые части слова, как изменяются и образуются слова

Узнавать, зачем нужны значимые части слова, как изменяются и образуются слова

Какие морфемы служат для образования новых слов? (

Какие морфемы служат для образования новых слов? (

Слайд № 11) Вывод : □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова,…

Слайд № 11) Вывод : □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова,…

Вывод учеников об общем лексическом значении однокоренных слов

Вывод учеников об общем лексическом значении однокоренных слов

Орфографическая пятиминутка . (Слайд № 20)

Орфографическая пятиминутка . (Слайд № 20)

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2022