Тема. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога.
Цели: познакомить учащихся с морфемикой как разделом языкознания, дать понятие о морфеме как минимальной значимой части слова, показать значение морфем в образовании слов; учить различать формы слова и однокоренные слова; развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности; воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А.Потихи, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова; учебник «Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой; компьютер, мультимедийный проектор, презентация; тетради; схемы, таблицы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (Слайд № 2)
Интерактивное приветствие
(Ученики встают с мест, когда фраза совпадает с их мнением, остальные аплодируют.)
- Приветствуем тех, кто уже проснулся, позавтракал, не позавтракал, улыбнулся, в хорошем настроении, хочет общаться, стремится узнать что-то новое!
II. Актуализация знаний, определение темы и цели урока.
1. Словарно-орфографическая работа. (Слайд № 3, 4)
Морфема – «форма» (греч.).
Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А в этой шуточной песенке рассказывается “из чего сделаны девочки”. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего “строительного материала”. “Строительные блоки” для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика».
Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, морфема –ш-. Сама по себе она не имеет смысла.
- Прочитайте слова с этой морфемой: шли, прошли. Что обозначает корень –ш- ? (движение человека пешком).
Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.
- Как вы думаете, что изучает раздел науки о языке морфемика?
2. Игра “Отгадай слово!” (Слайд № 5)
На доске записано слово тигрята, но оно закрыто. Приоткрывается буква т.
- Какое слово записано?
Раскрывается слог ти, затем тигр.
- Когда появляется важная информация о слове? (Когда появляется корень).
- Чем же отличается морфема от звука или слога?
- Что, например, обозначает суффикс –ят-?
(Форма множественного числа имён существительных, обозначающих детёнышей.)
Вывод: значит, в слове можно выделить значимые части слова. Вот их мы и исследуем на нашем уроке. Кто сформулирует тему урока? ...
(Слайд № 6) Запишите тему нашего урока: «Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога».
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать на уроке?
(Узнавать, зачем нужны значимые части слова, как изменяются и образуются слова.)
III. Изучение нового материала.
1. Работа с таблицей «Определения морфем» (Слайд № 7)
|
Приставка |
Корень |
Суффикс |
Окончание |
1. Родовое понятие |
Значимая часть слова |
|||
2. Видовое понятие |
Находится перед корнем, служит для образования слов |
Главная часть, в ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов |
Находится после корня, служит для образования слов |
Изменяемая часть, образует формы слова, служит для связи слов |
- Обратите внимание! Термин «морфема» употребляется как видовое, так родовое понятие.
- Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).
- Какие морфемы служат для образования новых слов? ( Приставка и суффикс. )
- Какие морфема служат для образования форм слов? ( Окончание. )
2. Почему морфема является значимой частью слова? (Слайд № 8) Докажите, используя слова рука – рукав – нарукавник.
- Что вы должны для этого сделать? (Выделить морфемы и объяснить, как и почему меняется смысл слова.)
- Что такое рука? (Рук-а – часть тела.)
- Что такое рукав? (Рук-ав – часть одежды, надеваемая на руку.)
- Благодаря чему изменился смысл слова? (Смысл слова изменился из-за суффикса –ав-)
- Что такое нарукавник? Благодаря чему изменился смысл этого слова? (На-рук-ав-ник - полурукав, надеваемый поверх рукавов для предохранения их от загрязнения во время работы, смысл слова изменился из-за приставки на-, суффикса –ник-.)
(Слайд № 9) Вывод: ͡ , ¬ , ˄ - значимые части слова, в них заключено его лексическое значение, каждая новая морфема вносит в слово свою часть смысла и получаются новые слова (с новым лексическим значением).
3. А какое значение имеет окончание? (Слайд № 10) Может ли оно образовывать новые слова?
Понаблюдаем
рука рукав нарукавник
руки рукава нарукавника
руке рукаву нарукавнику
руку рукавом нарукавником
- Изменилось ли лексическое значение слова с появлением другого окончания? (Нет.)
- А что изменилось? (Падеж, т.е. грамматическое значение.)
(Слайд № 11) Вывод: □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова, а формы слова.
4. Работа с теоретическим материалом учебника. Прочтём § 70, 71, с. 4 - 5.
Сформулируйте самостоятельно вопросы по материалу параграфов и задайте их товарищам.
- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?
- Как образуются однокоренные слова?
- Как образуются формы слова?
- Что изменяется в слове при образовании однокоренного слова?
Однокоренные слова - это слова с одинаковым корнем, но с разными приставками и суффиксами.
Формы слова – это варианты одного и того же слова, которые образуются с помощью окончаний.
4. Работа над схемой «Порядок разбора слова по составу» (Слайд № 12)
n Установить, какой частью речи является слово, изменить слово, и в соответствии с этим выделить окончание и основу.
n Определить лексическое значение слова, подобрав однокоренные слова. Выделить корень.
n Выяснить, как образовано слово (от какого слова, с помощью какой морфемы). Выделить приставку, суффикс.
IV. Первичное закрепление материала. (Слайд № 13)
1. Игра “Третий лишний”. (Слайды № 14, 15)
- Подумайте, все ли слова родственные или однокоренные? Почему?
Лес, лестница, лесничий.
Честный, чесночный, чеснок.
Левый, лев, налево.
- Вывод учеников об общем лексическом значении однокоренных слов.
2. Работа с учебником. Выполнение упражнения 376 (самостоятельно со взаимопроверкой и оценкой работы).
Запишите слова в столбик. Разделите слова на морфемы. Подберите к первым пяти словам формы слов, к последним пяти словам – однокоренные.
Уборка – уборкой
Хлебный – хлебная
Украсят – украсит
Принесли – принесла
Говорливы – говорливого
Заколка – укол
Безветренный – ветер
Земляной – земля
Надрежут – резать
Приберегли – беречь
3. Работа в парах. (Слайды № 16, 17)
Списать слова, вставляя пропущенные буквы. Определить значение суффиксов и приставок, используя соответствующий словарь.
Б..родач, ал..нький, беспо..лезный, нал..пить, закр..чать, медв..жонок, по..земный, мудрец, д..ехать, переб..жать, стр..итель, т..рговец.
4. Самостоятельная работа в тетради (взаимопроверка) (Слайды № 18, 19)
Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.
Вода – безводный, безводность; подводный – подводник; звезда – звездочка – звездный, беззвездный, созвездие; трава – травка, травонька, травушка, травинка, травяной.
- Просклоняйте слово трава. Чем отличаются слова друг от друга? (Окончанием. Это формы одного и того же слова.)
5. Орфографическая пятиминутка. (Слайд № 20) Работа у доски (3 ученика – орфограммы в приставках, корнях, суффиксах). Остальные учащиеся выполняют работу в тетрадях.
Записать слова в три столбика в зависимости от того в какой морфеме находится орфограмма – безударный гласный.
Испытатель, расписка, радостный, известить, увлекательный, цепляться, росистый, роскошный, объединение, поездка.
V. Подведение итогов урока. Беседа:
- Остались ли какие вопросы при изучении данной темы?
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Что называется морфемой?
- Все ли морфемы имеют значение?
- Чем отличается морфема от звука (буквы) и слога?
- Дл чего служит каждая из морфем?
VI. Домашнее задание. (Слайды № 21, 22)
§ 70, 71, выучить правила. Выполнить упражнение ( на выбор) 377 или 378.
Список использованной литературы
1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
2. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. / авт.-сост. Н.В. Егорова – Москва «Вако» 2014.
3. Разработки уроков / авт.сост. В.Н.Пташкина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011.
4. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2011.
5. Русский язык в таблицах и схемах. СПб, ООО «Виктория плюс», 2010.
6. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, науч. ред. Н.М.Шанский – М.: Просвещение, 2016.
7. Универсальный словарь русского языка. – СПб. – ИГ «Весь», 2010.
8. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся / Сост. З.А.Потиха. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1999.
9. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся / Сост. А.Н.Тихонов.— М.: Культура и традиции, 1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.