Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога

  • doc
  • 22.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОТКРЫТЫЙ УРОК .doc

Тема. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога.

Цели: познакомить учащихся с морфемикой как разделом языкознания, дать понятие о морфеме как минимальной значимой части слова, показать значение морфем в образовании слов; учить различать формы слова и однокоренные слова; развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности; воспитывать интерес к  изучаемому предмету.

Тип  урока: урок изучения нового материала.  

Оборудование:  «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А.Потихи, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова; учебник «Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой; компьютер, мультимедийный проектор,  презентация; тетради; схемы, таблицы.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент. (Слайд № 2)

Интерактивное приветствие

(Ученики встают с мест, когда фраза совпадает с их мнением, остальные аплодируют.)

- Приветствуем тех, кто  уже проснулся, позавтракал, не позавтракал, улыбнулся, в хорошем настроении, хочет общаться, стремится узнать что-то новое!

II. Актуализация знаний, определение темы и цели урока.

1.              Словарно-орфографическая работа. (Слайд № 3, 4)

Морфема – «форма» (греч.).

Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А в этой шуточной песенке рассказывается “из чего сделаны девочки”. Из чего же строятся слова? Они сделаны из своего “строительного материала”. “Строительные блоки” для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика».

Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, морфема –ш-. Сама по себе она не имеет смысла.

- Прочитайте слова с этой морфемой: шли, прошли. Что обозначает корень –ш- ? (движение человека пешком).

Каждая морфема вносит в слово свою часть смысла. И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.

- Как вы думаете, что изучает раздел науки о языке морфемика?

2.            Игра “Отгадай слово!” (Слайд № 5)

На доске записано слово тигрята, но оно закрыто. Приоткрывается буква т.

- Какое слово записано?

Раскрывается слог ти, затем тигр.

- Когда появляется важная информация о слове? (Когда появляется корень).

- Чем же отличается морфема от звука или слога?

- Что, например, обозначает суффикс –ят-?

(Форма множественного числа  имён существительных, обозначающих детёнышей.)

Вывод:  значит, в слове можно выделить значимые части слова. Вот их мы и исследуем на нашем уроке. Кто сформулирует тему урока? ...

(Слайд № 6) Запишите тему нашего урока: «Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога».

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать на уроке?

(Узнавать, зачем нужны значимые части слова, как изменяются и образуются слова.)

III. Изучение нового материала.

1. Работа с таблицей «Определения морфем» (Слайд № 7)

 

 

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

1. Родовое понятие

Значимая  часть  слова

2. Видовое понятие

Находится перед  корнем, служит  для образования слов

Главная часть, в ней заключено общее  лексическое значение  всех однокоренных  слов

Находится  после  корня, служит  для образования  слов

Изменяемая часть, образует формы  слова, служит  для связи  слов

 

- Обратите внимание! Термин «морфема» употребляется как видовое, так родовое понятие.

- Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное, самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет самый главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).

- Какие морфемы служат для образования новых слов? ( Приставка и суффикс. )

- Какие морфема служат для образования форм слов? ( Окончание. )

2.  Почему морфема является значимой частью слова? (Слайд № 8) Докажите, используя слова  рука – рукав – нарукавник.

- Что вы должны для этого сделать?  (Выделить морфемы и объяснить, как и почему меняется смысл слова.)

- Что такое рука? (Рук-а – часть тела.)

- Что такое рукав?  (Рук-ав – часть одежды, надеваемая на руку.)

- Благодаря чему изменился смысл слова?  (Смысл слова изменился из-за суффикса –ав-)

- Что такое нарукавник? Благодаря чему изменился смысл этого слова?   (На-рук-ав-ник - полурукав, надеваемый поверх рукавов для предохранения их от загрязнения во время работы, смысл слова изменился из-за приставки на-, суффикса –ник-.)

(Слайд № 9) Вывод:    ͡ ,  ¬ , ˄  - значимые части слова, в них заключено его лексическое значение, каждая новая морфема вносит в слово свою часть смысла и получаются новые слова (с новым лексическим значением).

3.  А какое значение имеет окончание? (Слайд № 10) Может ли оно образовывать новые слова?

Понаблюдаем

рука              рукав               нарукавник

руки               рукава    нарукавника

руке               рукаву    нарукавнику

руку               рукавом нарукавником

- Изменилось ли лексическое значение слова с появлением другого окончания? (Нет.)

- А что изменилось?  (Падеж, т.е. грамматическое значение.)

(Слайд № 11)  Вывод: □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова, а формы слова.

4.  Работа с теоретическим материалом учебника. Прочтём § 70, 71,  с. 4 - 5.

Сформулируйте самостоятельно вопросы по материалу параграфов и задайте их товарищам.

- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

- Как образуются однокоренные слова?

- Как образуются формы слова?

- Что изменяется в слове при образовании однокоренного слова?

Однокоренные слова  -  это слова с одинаковым корнем, но с разными приставками и суффиксами.

Формы слова – это варианты одного и того же слова, которые образуются с помощью окончаний.

4. Работа над схемой  «Порядок разбора слова по составу» (Слайд № 12)

n   Установить, какой частью речи является слово, изменить слово, и в соответствии с этим выделить окончание и основу.

n   Определить лексическое значение слова, подобрав однокоренные слова. Выделить корень.

n   Выяснить, как образовано слово (от какого слова, с помощью какой морфемы). Выделить приставку, суффикс.

IV. Первичное закрепление материала. (Слайд № 13)

1.            Игра “Третий лишний”. (Слайды № 14, 15)

- Подумайте, все ли слова родственные или однокоренные? Почему?

Лес, лестница, лесничий.

Честный, чесночный, чеснок.

Левый, лев, налево.

- Вывод учеников об общем лексическом значении однокоренных слов.

2.            Работа с  учебником. Выполнение  упражнения 376 (самостоятельно со взаимопроверкой и оценкой работы).

Запишите слова в столбик. Разделите слова на морфемы. Подберите к первым пяти словам формы слов, к последним пяти словам – однокоренные.

Уборка – уборкой

Хлебный – хлебная

Украсят – украсит

Принесли – принесла

Говорливы – говорливого

 

Заколка – укол

Безветренный – ветер

Земляной – земля

Надрежут – резать

Приберегли – беречь

3.            Работа в парах. (Слайды № 16, 17)

Списать слова, вставляя пропущенные буквы. Определить значение суффиксов и приставок, используя соответствующий словарь.

Б..родач, ал..нький, беспо..лезный, нал..пить, закр..чать, медв..жонок, по..земный, мудрец, д..ехать, переб..жать, стр..итель, т..рговец.

4.            Самостоятельная работа в тетради  (взаимопроверка) (Слайды № 18, 19)

Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.

Вода – безводный, безводность; подводный – подводник; звезда – звездочка – звездный, беззвездный, созвездие; трава – травка, травонька, травушка, травинка, травяной.

- Просклоняйте слово трава. Чем отличаются слова друг от друга? (Окончанием. Это формы одного и того же слова.)

5.            Орфографическая пятиминутка. (Слайд № 20) Работа у доски (3 ученика – орфограммы в приставках, корнях, суффиксах). Остальные учащиеся выполняют работу в тетрадях.

Записать слова в три столбика в зависимости от того в какой морфеме находится орфограмма – безударный гласный.

Испытатель, расписка, радостный, известить, увлекательный, цепляться, росистый, роскошный, объединение, поездка.

V. Подведение итогов урока. Беседа:

- Остались ли какие вопросы  при изучении данной темы?

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что называется морфемой?

- Все ли морфемы имеют значение?

- Чем отличается морфема от звука (буквы) и слога?

- Дл чего служит каждая из морфем?

VI. Домашнее задание. (Слайды № 21, 22)

§ 70, 71, выучить правила. Выполнить упражнение ( на выбор) 377 или 378.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной  литературы

                    1.                              Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.

                    2.                    Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. / авт.-сост. Н.В. Егорова – Москва «Вако» 2014.

                    3.                    Разработки уроков / авт.сост. В.Н.Пташкина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011.

                    4.                    Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2011.

                    5.                    Русский язык в таблицах и схемах. СПб, ООО «Виктория плюс», 2010.

                    6.                    Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, науч. ред. Н.М.Шанский  – М.: Просвещение, 2016.

                    7.                    Универсальный словарь русского языка. – СПб. – ИГ «Весь», 2010.

                    8.                    Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся / Сост. З.А.Потиха. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1999.

                    9.                    Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся / Сост. А.Н.Тихонов.— М.: Культура и традиции, 1997.