Урок русского языка 6а_______ 6б_______ Шедогубова Е.А.
ТЕМА: Морфемный и словообразовательный анализ слов. Особенности словообразования имён существительных
ЦЕЛЬ: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи. Умение производить словообразовательный разбор имени существительного.
УУД:
Регулятивные: Постановка учебной задачи
Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации, подведение под понятия
Коммуникативные: монологическая речь
Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
- Минутка орфографии стр. 38
Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование.
- Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)
- Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Многие правила связаны со словообразованием. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.
— Ребята, а что же такое морфема?
(Морфема – это мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в словарном составе слова.)
3. Работа по теме урока
Что нужно хорошо делать, чтобы изучать эту тему? (Морфемный разбор)
Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)
- Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс) Значит это словообразующие морфемы.
- А окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)
-Скажите, а какие мы с вами знаем способы образования слов?
Суффиксальный
Приставочный
Приставочно-суффиксальный
Сложение основ
Сложение слов
Сложение сокращенных основ
Переход одной части речи в другую
Работа с учебником стр. 39
Задание. Определите, как образованы следующие слова. (1 – у доски, остальные в тетради)
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)
7. Мороженая рыба } переход
ФИЗМИНУТКА
4.Закрепление пройденного материала
- Закрепим это, выполнив упражнение 64. По заданию учебника.
- Игра «Составь слово».
- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
-От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс.
- Какое слово получилось?
(подарок)
-От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс,
от прилагательного синий окончание.
(беленький)
-От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень,
от глагола бежит окончание.
(прилетит)
- Образуйте слова бессуфиксным способом:
Переносить, взлететь,
смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий.
- А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? (К словообразовательному словарю)
5. Итог. Рефлексия
Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне было особенно интересно…
Я считаю, что было важным….
Домашнее задание: упр.65 стр.40
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.