Морфемный и словообразовательный разбор 6 класс
Оценка 4.9

Морфемный и словообразовательный разбор 6 класс

Оценка 4.9
docx
03.04.2024
Морфемный и словообразовательный разбор  6 класс
Морфемный и словообразовательный разбор 6 класс.docx

Урок русского языка 6а_______ 6б_______ Шедогубова Е.А.

 

ТЕМА: Морфемный и словообразовательный анализ слов. Особенности словообразования имён существительных

ЦЕЛЬ: формирование представления о способах образования имен существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи. Умение производить словообразовательный разбор имени существительного.

УУД:

Регулятивные: Постановка учебной задачи 

Познавательные: поиск и извлечение необходимой информации, подведение под понятия

Коммуникативные: монологическая речь 

Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Тип урока: комбинированный



Ход урока

1.                  Организационный момент.

2.                  Актуализация знаний

 

- Минутка орфографии стр. 38

Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование.

- Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)

-     Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

    Многие правила связаны со словообразованием. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

— Ребята, а что же такое морфема?

(Морфема – это мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в словарном составе слова.)

 

3. Работа по теме урока

Что нужно хорошо делать, чтобы изучать эту тему? (Морфемный разбор)

Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)

- Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс) Значит это словообразующие морфемы.

- А окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)

-Скажите, а какие мы с вами знаем способы образования слов?

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

Сложение основ

Сложение слов

Сложение сокращенных основ

 Переход одной части речи в другую

 

Работа с учебником стр. 39

 

Задание. Определите, как образованы следующие слова. (1 – у доски, остальные в тетради)

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба } переход

 

ФИЗМИНУТКА

4.Закрепление пройденного материала

 

- Закрепим это, выполнив упражнение 64. По заданию учебника.

 

- Игра «Составь слово».

 

- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?

  (подарок)

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.  

(беленький)

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание.

(прилетит)

 

- Образуйте слова бессуфиксным способом:

Переносить, взлететь, смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий.

- А как мы поступим, если не знаем, как образовано слово? К чему можно обратиться? (К словообразовательному словарю)

 

5. Итог. Рефлексия 

Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной. 

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было особенно интересно…

Я считаю, что было важным….

 

Домашнее задание: упр.65 стр.40


 

Урок русского языка 6а_______ 6б_______

Урок русского языка 6а_______ 6б_______

Овражек ← овраг. (суффиксальный) 3

Овражек ← овраг. (суффиксальный) 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2024