Технологическая карта урока
ФИО: Маслова Наталия Вячеславовна
Предмет: родной язык
Класс: 4
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Тема урока |
Морфологический разбор существительного. |
||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
закрепление и обобщение знаний об имени существительном как о части речи; закрепить умение производить морфологический разбор имени существительного |
||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока |
Образовательная: формировать умение определять признаки имён существительных, повторить признаки имени существительного, проводить морфологический разбор имени существительного; Развивающая: развивать логическое мышление (рассуждать, анализировать, классифицировать, делать выводы, систематизировать свои знания), формировать УУД Воспитательные: формировать устойчивую мотивацию к процессу обучения, повышать уровень познавательного интереса к предмету, уважения и ценностного отношения к нему. |
||||||||||||||||||||||||||
УУД |
Личностные УУД умение управлять своей познавательной деятельностью; формирование способностей к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; самоконтроль и самооценка. Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Познавательные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выделять общие признаки объекта, находить различия, осуществлять классификацию, строить логическое рассуждение как связь простых умозаключений. Регулятивные УУД поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; планирование необходимых действий; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. |
||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
Предметные: - учебно-языковые умения: - определять морфологические признаки имени существительного, классифицировать признаки по типу постоянные/непостоянные, выполнять морфологический разбор имени существительного - речевые умения: строить диалог, аргументируя свою точку зрения |
||||||||||||||||||||||||||
Формы работы |
фронтальная, индивидуальная, парная ,групповая |
||||||||||||||||||||||||||
Технологии, методы |
технология развивающего обучения, поисковые методы: метод информационного поиска, метод проблемного диалога, метод построения алгоритма |
||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия, термины |
Морфология, морфологический разбор имени существительного, алгоритм морфологического разбора, морфологические признаки имени существительного постоянные и непостоянные |
||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы |
рабочие тетради, печатные таблички с темой урока, морфологическими признаками, листы формата А4 для групповой работы, разборные алгоритмы для групповой работы, карточки для парной и самостоятельной работы , рефлексивные круги-светофорчики |
||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
||||||||||||||||||||||||
Этап мотивации |
Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого на уроке. Приступаем к работе.
|
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
|
||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации и пробного учебного действия. Целеполагание |
-Откройте тетради, запишите число.
Минутка чистописания Затем уделите несколько минут чистописанию и спишите с доски буквы близнецы: бб жж кк лл мм нн пп сс
Словарная работа
Земля, вода, пшеница, класс – Всё сущее, что окружает нас, Мы называем. Имя им даём: Берёза, солнце, речка, дом …
- Мы ещё говорим обозначают предмет. О какой части речи идет речь? (Имя существительное.) Что такое имя существительное?
Тренировочный словарный диктант: маршрут, очевидец, рассчитать, фойе, оптимизм, легенда, отражение, галерея, исчезать, ягода Самопроверка Прочитайте только начальные буквы слов в словарном диктанте. – Какое слово у вас получилось? (Морфология.) – Образуйте и запишите однокоренные слова. (Морфологический.) Это будет ключевое слово урока. Дополните список ключевых слов (разбор, имя существительное) и сформулируйте тему урока. – Определите его цель. (Обобщить всё, что узнали по теме «Имя существительное», чему научились. Будем учиться правильно проводить морфологический разбор имени существительного)
|
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Обдумывают ответы на вопросы.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
|
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы , формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
||||||||||||||||||||||||
Этап выявления места и причины затруднения |
На какие две большие группы можно разделить все признаки имён существительных? - Назовите постоянные признаки имён существительных. Приведите примеры.
Волга – собственное, река- нарицательное; Лиса - одушевлённое, стол – неодушевлённое; Дедушка – м.р., берёза – ж.р., небо – с.р. Парк – 2 скл., роза – 1 скл., мышь – 3 скл.
- Назовите непостоянные признаки имён существительных. Приведите примеры У дороги – Р.п., над землёй – Т.п. Зима – ед. число, небеса – мн.ч.
|
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. |
Коммуникативные: принимать чужое мнение и высказывать своё, владеть диалогической формой коммуникации; Регулятивные: понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – осуществлять синтез как составление целого из нескольких частей; Познавательные: выделять общие признаки объекта, находить различия, осуществлять классификацию, строить логическое рассуждение как связь простых умозаключений |
||||||||||||||||||||||||
Этап построения проекта выхода из затруднения |
- Давайте составим порядок морфологического разбора имени существительного Работа в группах (по карточкам) 1.Назови часть речи. 2.Запиши слово в начальной форме. 3.Перечисли постоянные признаки: собственное – нарицательное, одушевлённое – неодушевлённое, род, склонение. 4.Перечисли непостоянные признаки: падеж, число. 5.Укажи, каким членом предложения является.
|
Знакомят с результатами группы, слушают и обсуждают ответы товарищей |
Личностные: формирование способностей конструктивному общению, к совместной деятельности со сверстниками;. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Упражнение для пальцев рук Пальчиковая гимнастика |
Выполняют упражнение |
|
||||||||||||||||||||||||
Этап реализации построенного проекта |
Морфологический разбор имени существительного по алгоритму. Работа в парах 1 ряд Задание . Спиши предложение и проведи морфологический разбор выделенных слов.
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, ехал молодой поручик Климов.
2 ряд Задание . Спиши предложение и проведи морфологический разбор выделенных слов.
Однажды на Новый год Вера повесила на ёлку игрушки, орехи и конфеты.
(пользуемся алгоритмом). |
Выполняют задания по образцу. Знакомят с результатами пары, слушают и обсуждают ответы товарищей
|
Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
|
||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя , руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - стоя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
|
Выполнение упражнений |
|
||||||||||||||||||||||||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой |
Самостоятельная работа (дифференцированная) по карточкам Выберите из предложений имя существительное по признакам и запишите его в тетрадь.
Над лугом порхают пестрые бабочки. Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу. В небе я увидел стаю птиц. В лесу появилось много грибов. Вчера мама вернулась из Франции. На клумбе распустились разноцветные астры.
1 группа - 1) неодуш., нариц., м.р., 2 скл., Т.п., ед.ч.(над лугом) 2) неодуш., собст., ж.р., 1 скл., Р.п., ед.ч. (из Франции) 3) неодуш., нариц., ж.р., 1 скл., П.п., ед.ч.
2 группа- 1).одуш., нариц., ж.р., 1 скл., И.п., ед.ч. (мама) 2) неодуш., нариц., м.р. , 2 скл., П.п., ед.ч. (в лесу) 3) одуш., нариц., ж.р., 1 скл., В.п., ед.ч. (птицу)
|
Индивидуальная работа
|
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
||||||||||||||||||||||||
Итог и рефлексия
|
- Удалось ли вам научиться выполнять морфологический разбор имени существительного с помощью алгоритма? -Молодцы! Я очень благодарна вам за работу на уроке. Чтобы увидеть результат нашей с вами работы, предлагаю взять листы самооценки и оцените свою работу на уроке. Лист самооценки
18-17баллов – 5 16-14баллов – 4 13-10баллов – 3 меньше 10 – 2
Покажите с помощью светофорчиков, как вы поняли материал урока (красный– есть проблемы, жёлтый – всё понял, зелёный - всё понял, могу объяснить другому). -В чём испытывали затруднения? (для детей, которые подняли красный светофор)
|
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу |
Личностные: самоконтроль и самооценка Регулятивные: оценивают свою работу |
||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Из учебника по литературному чтению выписать два существительных и выполнить морфологический разбор. |
Индивидуальное домашнее задание. |
|
(Дополнительный материал)
Работа по карточкам
Найди и исправь ошибки
Звучит приятная музыка.
1. Музыка – имя существительное.
2. Н.ф. – музыка
3. Собственное, неодушевлённое, с.р., 1 склонение.
4. И.п., мн.ч.
5. Звучит (что?) музыка - обстоятельство.
На клумбе распустились разноцветные астры.
1. Астры – имя прилагательное.
2. Н.ф. – астра.
3. Нарицательное, одушевлённое, 2 склонение.
4. И.п., ед.ч.
5. Распустились (что?) астры - сказуемое.
1. На клумбе – имя существительное.
2. Н.ф. – клумба.
3. Собственное, неодушевленное, м.р., 2 склонение.
4. И.п., ед.ч.
5. Распустились (где?) на клумбе - обстоятельство
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.