Морфологический разбор причастий
Оценка 4.8

Морфологический разбор причастий

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
19.04.2019
Морфологический разбор причастий
Разработка урок русского языка в 7 классе. Это урок получения новых с элементами повторения. Урок разработан по требования ФГОС. Включат в себя технологическую карту урока, конспект урока и приложений. Разработана к учебнику русского языка автора Баранов М. Т. 7 класс.
Морфологический разбор причастий Конспект урока.doc
1. Организационный момент  Сообщение темы , цели,  задач урока. 2. Актуализация знаний и  фиксация затруднения в  пробном учебном действии. 3 Работа  тестами  (индивидуальная работа,  взаимопроверка 4 Физминутка 5 Новая тема. Первичное  закрепление во внешней  речи. 2  7 6 2 7 Вводит  элементы  проблемной  ситуации  формирует  умения  структурировать знания Даёт задания,  проверяет  работы  учащихся, даёт  консультации,  помогает в  случае  затруднения Озвучивает  условия Руководит  самостоятельной работой с  учебником Выполнение упражнений.  Рецензирование  выступлений  одноклассников Выполнение упражнений. Выполняют элементы  разминки, соотнесенные с  учебным материалом. Даёт задания, проверяет  работы учащихся, даёт  консультации, помогает в  случае затруднения,   знакомятся с порядком  морфологического разбора  причастия; Рецензирование  сочинений. Оценивают свою работу на  уроке. Записывают задание. Разработка урока. Технологическая карта урока. Учитель­ Перетятько  Елена Николаевна Тема: Морфологический разбор причастий № Этапы урока Время (минуты) Деятельность  учителя Деятельность ученика Примеча ние Сообщает тему и цели урока. Ставят перед собой задачу  достичь определённого  результата Работа по развитию речи 6 7 Подведение итогов.  Оценивание. Рефлексия. 8 Домашнее задание. 15(10+5) Консультирует. 3 Подводит итоги  урока,  объявляет  результаты. Озвучивает  задание,  инструктирует. 3 Список используемой литературы. 1. Баранов, М. Т. Программа для общеобразовательных учреждений [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженской, Н.  М. Шанского; под общ. ред. М. Т. Баранова. ­ М.: Просвещение,  2009. ­ 46 с. ­ ISBN ­978­5­09­021711­8. 2. Баранов М. Т. Русский язык [Текст]: учеб. для общеобразовательных учреждений 7 кл. /  М. Т. Баранов, Т. А.  Ладыженская, Л. А. Тростенцова; под общ. ред. М. Т. Баранова. ­ 27­е изд. ­ М.: Просвещение, 2010. ­ 221 с. ­ ISBN 5­ 09­013960­1. 3. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст]:   С. И. Ожегов; под ред.  чл.­корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. Ок. 57  000 слов/   ­ 20­е изд., стереотип. ­ М.: Рус. яз., 1989. ­750 с. ­ ISBN 5­200­00313­X. 4. Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов [Текст]:  / Н. М.  Шанский, Т. А. Боброва. ­ 3­е изд., испр. ­ М.: Дрофа, 2000. ­ 400 с. ­ ISBN 5­7107­3206­0. Пояснительная записка. Урок   по   теме   "Морфологический   разбор   причастия"     разработан   на   основе     учебно­методического комплекта  М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской,  Л. А. Тростенцовой "Русский язык".  Используемая технология:  технология  деятельностного метода. Методы работы на уроке: систематизация материала, проблемный.  Формы работы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.. Тема: Морфологический разбор причастий . Цель: создание условий для усвоения выполнения морфологического разбора причастия. Задачи: предметные УУД: ­ повторить изученное  о причастии;  ­ познакомиться с порядком морфологического разбора причастия; ­  развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;  ­ отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;  ­ способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания; метапредметные: способствовать формированию УУД: ­ регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия; ­   познавательных:   формировать   умения   структурировать   знания,   учить   делать   выводы   и   обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации; ­ коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;  личностные УДД: ­ воспитывать эстетические чувства;   ­ способствовать воспитанию положительной мотивации к учению Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.  Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской), тетрадь,  раздаточный  материал (приложение 1.),презентация Microsoft Office  Power Point ,  мультимедийное оборудование,  фрагменты из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Основные понятия: причастие, вид, действительные и страдательные причастия, причастный оборот. Межпредметные связи: литература, искусство. Используемая   технология:   технология   деятельностного   метода.   Форма   организации   учебной   работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Тип урока: открытие нового знания с включением элементов повторения. Предварительное домашнее задание: повторить теоретические сведения по теме "Причастие". Ход урока 1. Орг. момент. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности  Учитель:  Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем грамотно писать, На вопросы отвечать   Девиз урока:  Какое счастье, какое счастье, что изучаем мы  причастие!   Объявляется тема и цель  урока.  ­ Сегодня на уроке мы обобщим и расширим знания о причастии, его роли в речи, выполним ряд  практических заданий . Слайд 1­2 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Орфографическая и стилистическая работа(введение элементов проблемной ситуации).  Учащиеся работают в карточках.  Приложение №1 — Найдите в тексте причастия ,  определите разряд, в чём особенность      восстановленного текста? Исходя из этого, какой вывод вы можете сделать? ­   В записанных вами словосочетаниях выявите глагольные признаки у причастий. Основной вывод: ПРИЧАСТИЕ       ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1. Согласуются в роде, числе и падеже. 2. Имеют полную и краткую форму. 3. В предложении чаще всего являются определениями. Какого морфологического признака нет у причастия? Повторение. Проверка теоретических знаний  ( связный рассказ на  тему: «Что я знаю  о причастии как особой форме глагола». (1­2 человека.).  Рецензирование  выступлений одноклассников. ­ Какая часть речи называется причастием? ­ Что называется причастным оборотом? ­ Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми? ­ На какие две группы делятся причастия?  ­ При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?  ­ При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?  ­ При помощи каких суффиксов образуются страдательные  причастия  настоящего времени?  ­ При помощи каких суффиксов образуются страдательные  причастия прошедшего времени? 3.Работа  тестами (индивидуальная работа, взаимопроверка  (Слайд3­5 ) Учащиеся работают в  карточках(обратная сторона) 1) Найти словосочетание по схеме « прич.+ сущ.»                × А) белый снег В) чёрная ночь С) тёплый дождь D) спелый крыжовник Е) чернеющая пропасть                 × 2) Найти словосочетание по схеме «прилаг.+ сущ.» А) стоящий мальчик В) собранные грибы С) засеянное поле D) летящая птица Е) светлое небо 3) Найти словосочетание «прич. + сущ.»                       × А) великий мастер В) заученная фраза С) заслуженная слава D) практический опыт Е) продуманная ученым         4) Причастие изменяется по: А) лицам В) родам С) числам D) падежам Е) временам         5) Причастие обладает грамматическими признаками прилагательного А) зависит от существительного В) может иметь полную форму С) является определением D) совершенный вид Е) будущее время ­Проверьте работу  Самопроверка. 4.Физминутка. («Распределительный диктант») ­ Сейчас мы немного отдохнём, разграничивая прилагательные от причастий. ­ По каким особенностям мы различаем эти части речи?  ­ Условия физминутки:  я вам буду называть слова: причастия и прилагательные.  Назову прилагательное – хлопаете в ладоши влево, Причастие – хлопаете в ладоши  вправо , другая часть речи­ приседаете. ­ Деревянный,  ёж , пустынный, отправленный,  вечер, улыбающийся, песчаный, отданный,  засеянный,  серебряный, аккуратно. (Обучающиеся выполняют физические упражнения.)  5.  Новая тема. ­ Учитель читает строки : Сии  глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. (М.В.Ломоносов.)Слайд 6­7 ­  О какой части речи говорит  М.В.Ломоносов?  ­ Почему?  (В причастии заложены признаки и глагола, и прилагательного, что делает эти слова более  богатыми содержательно, а поэтому и более экономными.)  Учитель: Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я как прилагательное, На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. Поскольку тема урока определена, переходим к её изучению. Работа с учебником стр.67   ­ Я предлагаю вам познакомиться с планом разбора причастия как части речи, повторить признаки  причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль, чтобы не ошибиться в  морфологическом разборе  слова. ­ Откройте учебник на странице 67.  Познакомьтесь с планом разбора,  устным образцом разбора,  с  письменным образцом.   (Обучающиеся  самостоятельно знакомятся с материалом учебника.) Слайд 7 ­ Какие морфологические признаки являются постоянными? ­ Какие морфологические признаки ­ непостоянными?  ­ Какая часть речи повлияла на непостоянные признаки причастия? Выполните задание и проверьте усвоение вами материала предыдущих уроков.  7. Первичное закрепление во внешней речи. Выполнение упражнения(слайд8­9). Комментирование  орфограмм. Опираясь на образец морфологического разбора в учебнике,  выполним устный разбор  причастий. Составление предложений по схемам. (Первые два причастия обучающиеся разбирают устно.) 8.Работа по развитию речи. Слайд. 10­16 Сочинение­миниатюра об осени.   Учитель.    Предлагаю вам прямо на уроке проверить свой словарный запас причастий.   В помощь  вам :        ­ репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;        ­ музыка П.И. Чайковского, которая поможет понять общее настроение картины; услышать звуки  осенней природы, активизировать воображение, передаст восхищение умиротворённой осени.        Осень на картинах Левитана очень разнообразна (слайды картин Левитана , подготовленные  группой учащихся). Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые  им  на полотно. Левитан  оставил около 100 «осенних картин», не считая ЭТЮДОВ (рисунки, картины, выполненные с натуры и  обычно представляющие собой часть будущего большого произведения).          На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие  реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы, ещё  не обитые  ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих  пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся  листьев, увядающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и прелесть зимнего солнца, едва  заметно прогревающего землю.     Войдите в этот лес и напишите, что вы там увидели, услышали и почувствовали.   Желаю удачи!        Слабоуспевающим учащимся оказывается помощь :  карточки с лексикой об осени (слайд 17 ) 1. бесшумно скользит по земле, словно в сказке… 2. золотыми, оборвётся с ветки….         Чтение 2­3 миниатюр.        – Рецензирование  сочинений. Розовеющие стволы, берёзка красиво рисуется на бледно­голубом небе, к осени стали багряными и  Необыкновенно красивы, начинает желтеть, расстилающиеся пёстрым ковром, лучи осеннего солнца,  9.Подведение итогов.18 слайд Рефлексия.  В некой школе, где­то в Прогрессе Жил  да был 7 класс – просто класс! И с учащимися класса Мы подведем итоги  сейчас. ­Какую новую информацию вы сегодня получили? ­Что показалось сложным? ­ Что нового вы узнали на уроке? ­ Пригодился ли вам материал, изученный на прошлых уроках? ­ Почему у вас возникла необходимость изучать данную тему? ­ Пригодится ли вам материал, изученный на данном уроке? ­Оцените свою работу на уроке. Слайд 18 10 .Домашнее задание :Слад №19. Составить текст «Школьная жизнь», употребляя причастия и причастные обороты. Задание  дифференцированного характера:  Два причастия разобрать морфологически. Приложение №1 Подберите к выделенным словам прилагательные, одиночные причастия и причастные обороты, данные в материале для справки, вставьте их на место пропусков. Спишите текст, расставляя запятые. Он   вышел   в   ___________________________________________________________________   сад. ______________________________________________________   листья   лежали   на   дорожках. _____________________________________________________________________  земля лопалась, густела и   налипала   комьями.     Девушка   ___________________________________________________   следила   за водой   ____________________________________________________________________.   И   долго   тогда стоял   он   ________________________________________________________________   один   в   пустынном углу   осеннего   парка,   глядя   на   __________________________________________   песок   дорожки,   на пестрый на _______________________________________________ траву. Для справки: пустынный, заброшенный; набрякшие, размокшие; схваченная заморозками и размытая; сидевшая на камне; с тихим журчанием вытекающая из разбитого кувшина; одетый в серую шинель с алым воротником; размытый; облетевшие; поникшая. _______________________________________________ листьев,     ковер     Дополнительный материал 1.Тестирование. 1. Найдите причастие: а) светлеющая полоска; б) светлый день; в) серебристый снег; г) серебряная ложка. 2. Определите причастие в форме творительного падежа ед. числа: а) виснущий; б) посмотревшему; в) нависшим; г) звенящую. 3. Определите причастие в форме винительного падежа ед. числа: а) сберегаемого; б) замечаемую; в) сохранившем; г) закрутившего. 4. Выделите причастие: а) думая; б) прописанный; в) спиши; г) читая. 5. Какого морфологического признака нет у причастия: а) лицо; б) число; в) возвратность; г) падеж. 6. Какой из перечисленных признаков отличает причастие от глагола: а) время; б) вид; в) наклонение; г) возвратность. 2.Задание   Прочитайте текст.   Озаглавьте. * 0пределите тип текста.   Укажите в тексте причастия и выпишите их вместе со словами, от которых они зависят.   Над причастиями надпишите признаки прилагательных, в скобках укажите глагольные признаки.   Выпишите  слова   с   орфограммами,   обозначьте   условия   выбора   этих   орфограмм    (сгруппируйте орфограммы). Огромное туманное кольцо, занимавшее вокруг луны пятую часть ночного неба, казалось тёмной крещенской   прорубью.   Такой   же   загадочной,   таинственной,   от   которой   ждёшь   небывалого   и удивительного. Этот гигантский космический глаз смотрел на Землю внимательно и строго. Если бы рядам с луной не было нескольких  светящихся звездочек,  внушающих некоторую  неуверенность,  то пришлось бы ощутить беспокойство и даже испытать... страх. Какие литературные приёмы использует автор, чтобы как можно точнее передать содержание текста? Определите разряды у прилагательных. Выполните морфологический разбор слова    удивительного. …………………………………………………………………………………………………….. (Ф.Нестеров) 3.   Р/р    Лесные звуки Тысячи звуков родятся весной в ожившем лесу. От пенька на пенёк пробежала тоненько пискнувшая мышь.  Прогудел стукнувшийся о берёзу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидевший на неожившем дереве  дятел пустил звонкую барабанную трель.  Окружённый золотым сиянием солнца воркует дикий голубь.  На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся филин. Прокричит бесшумно пролетающая сова, и со  всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы. А в холодных лужах неустанно поют чему­то  радующиеся лягушки. Басом прогудит вылетевший из зимнего убежища шмель. (7 класс) 4.Игра «Третий лишний». 1) Увлечённый, обнажённый, печёный. 2) Стриженый, сваренный, написанный. 3) Извлечённый, гружёный, сожжённый. 4) Сделана, оснащённый, решённый. 5) Измученный, написана, принесённый. 6) Заворожённый, построен, покрашенный. 5. Исправить ошибки в употреблении причастий. 1) Человек, закаляющий с детских лет, всегда здоров и бодр. 2) Затянувшее тучами небо повисло над просекой. 3)Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах. 4)По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 5)Он не замечал ни лесов, ни озёр, заросшие кувшинкой. 6) На деревьях распустились первые листочки,  растущих около дома.

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий

Морфологический разбор причастий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2019