Урок № 4 Тема: Состав слова. Морфемы словообразующие и формообразующие
Цель:
· продолжить работу по изучению основных частей слов;
· углублять понимание роли каждой морфемы, учить различать однокоренные слова и формы слова, словообразующие и формообразующие морфемы;
· развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
· содействовать развитию орфоэпических, орфографических, пунктуационных навыков;
· воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
· знают определение терминов морфемный состав слова, морфема, морфемика, словообразующие и формообразующие морфемы, нулевое окончание;
· объясняют роль каждой морфемы в слове;
· умеют выполнять задания самостоятельно.
Личностные:
· адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке;
· проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу;
· высказывают своё мнение.
Метапредметные:
познавательные –
общеучебные: формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания;
логические: развитие ассоциативного, логического и критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы);
регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;
коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Актуализация опорных знаний
Морфемика, словообразование, орфография, грамматика, синтаксис, лексикология, суффикс, приставка, окончание.
1. Мотивация учебной деятельности
Давайте вспомним, что изучает морфемика. (морфемы). С сегодняшнего урока мы продолжим исследовать части слова и углублять наши знания о структуре слова.
1. Определение темы и целеполагание
Узнать…
Вспомнить…
Научиться…
1. Восприятие нового материала
· Исследование теоретического материала (стр. 20)
· Работа по таблице «Состав слова». (упр.26)
· Назвать уже знакомую информацию, отметить то, что показалось новым.
· Особое внимание обратить на то, что было непонятным.
Что такое морфема?
Какая самая главная морфема в слове?
Какая морфема служит для связи слов в предложении?
С помощью каких морфем образуются новые слова?
Какие слова называются однокоренными?
У каких слов нет окончаний?
Какие морфемы стоят после корня?
Практическое закрепление.
Распределительный диктант: формы слова и однокоренные слова.
Ягода, ягодный, ягодник, ягоду, ягодка, на ягоде.
· Поясните свой выбор. С помощью какой морфемы образуются формы слова?
· Если она образует формы, как бы вы ее назвали? (формообразующая)
Физкультминутка
Работа с учебником.
Упр. 27, определить значение каждого слова.
· С помощью какой морфемы образуются эти слова?
· Что общего у всех слов? (корень)
· Как называются такие слова? (однокоренные)
Задание на карточках: с помощью приставок образовать как можно больше новых слов от данного слова (работа в парах)
1 пара: слушать;
2 пара: ехать;
3 пара: читать.
· Какие морфемы помогали вам образовывать новые слова? (суффиксы и приставки)
· Как бы вы их назвали? (словообразующие)
· С помощью схемы (стр. 22) определите, как ещё называют формообразующие и словообразующие морфемы (корневые и служебные)
· Работа с текстом (упр. 29,30, 33
1. Домашнее задание: параграф 5, упр26 (наизусть) упр. 32(письменно)
1. Итог урока. Рефлексия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.