В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
МОСКВА. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
Цель деятельности учителя: стимулировать интерес обучающихся к
изучению исторического и культурного наследия своего города, района.
Педагогические задачи: воспитывать гражданскопатриотические чувства;
формировать ответственность за сохранение культурноисторического наследия
родного края, осознание причастности к прошлому, настоящему, будущему;
расширить знания обучающихся об истории, быте, традициях москвичей.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности:
первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни,
приобретение школьниками социальных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: получат представление о Москве прошлой, настоящей и
будущей; узнают, кто был основателем Москвы, кто населял Москву, чем
занимались славяне, какой сюжет положен в основу герба Москвы.
Личностные: проявляют познавательный интерес к учебному материалу,
испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
– познавательные – доказывают свою точку зрения, осознанно и произвольно
строят речевое высказывание в устной форме, составляют диалоги; умеют
осуществлять взаимосвязь смысловых единиц текстов, поиск нужной
информации для определения значения новых понятий;
– коммуникативные – понимают возможность различных позиций других
людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в
общении и взаимодействии; умеют задавать вопросы, слушать одноклассников;
владеют диалогической формой речи;
– регулятивные – принимают и сохраняют задачу; планируют учебные
действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, аудиозапись
«Гимн Москвы» («Моя Москва», муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С.
Аграняна), толковый словарь С. И. Ожегова (три экземпляра), плакаты для
оформления доски, фильм о Москве.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а : провести виртуальную экскурсию или
посетить музей Москвы, Красную площадь; сообщить тему мероприятия,предложить выполнить специальное задание (в словарях найти определение
слова «Москва»; написать сочинение на тему «Москва завтрашнего дня»;
выучить гимн Москвы).
Х о д з а н я т и я
I. Вступительное слово.
У ч е н и к 1. Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
У ч е н и к 2. Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит.
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева:
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушкаМосква!
У ч е н и к 3. Кто, силач, возьмет в охапку
Холм Кремлябогатыря?
Кто собьет златую шапку
У Иваназвонаря?..
Кто Царьколокол подымет?
Кто Царьпушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?..
У ч е н и к 4. Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!У ч е н и к 5. И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Ф. Глинка
П е д а г о г . Москва – столица нашей Родины. На сегодняшнем клубном часе
мы познакомимся с прошлым города, его жителями, их бытом; изучим настоящее
столицы и помечтаем о будущем.
II. Основная часть.
П е д а г о г . Если бы комунибудь из москвичей пришлось однажды утром
проснуться в XII веке, он бы не увидел из окна знакомого пейзажа: ни соседних
многоэтажных домов, ни фонарей и трамвайных путей, а тем более асфальта.
Сколько бы он ни смотрел по сторонам, всюду были бы леса и болота. Деревья
росли тогда и на месте Политехнического музея, и на месте Красной площади, и
на месте Арбата.
У ч е н и к 1. На крутом берегу, на слиянии Москвыреки и Неглинной
возникла наша столица. По свидетельствам археологов, поселения на
современной территории Москвы появились десятки тысяч лет назад. Издревле в
этом лесистом крае селились по берегам рек и озер племена охотников и
рыболовов, а к концу первого тысячелетия на земли ВолгоОкского междуречья
пришли славянские племена – кривичи и ильменские славяне с севера, вятичи с
юга.
Сведения о существовании неведомой предшественницы Москвы предельно
скудны. Это название появляется в русских летописях с XII в. Первое
упоминание связано с приглашением суздальским князем Юрием
Владимировичем Долгоруким в 1147 г. своего союзника новгородсеверского
князя Святослава Олеговича (отца князя Игоря – героя «Слова о полку
Игореве») с дружиной на военный совет: «Буди, брате, ко мне на Москов».
У ч е н и к 2. На обрывистом лесистом холме, что высился над Москвойрекой
и устьем Неглинной, у пограничной княжеской усадьбы жарко запылали костры,
зашумел богатый пир. А через девять лет после этого события, в 1156 г., Юрий
Долгорукий, судя по сообщению Тверской летописи, заложил здесь город:
построил вокруг поселения новую, более обширную деревянноземляную
крепость «на устниже Неглинны выше реки Аузы (Яузы)».Так город Москва был заложен Юрием Долгоруким в 1156 г. на месте
древнего поселения.
Хорошо защищенное и расположенное на перекрестке важных торговых путей
место было необходимым условием для развития любого средневекового города.
У Москвы было и то и другое. Вокруг были крутой берег и непроходимые чащи,
защищавшие от внешних врагов, а наличие Москвыреки делало город удобным
для торговли.
У ч е н и к 3. Москва открывала торговые пути на Оку и Волгу всем, кто
направлялся к Ростову и булгарам на Волге из Рязанских и Северских земель с
юга и из Смоленской земли с запада. Москва имела очень выгодное
расположение.
Занимались жители города земледелием, выращивали просо и гречиху, лен и
коноплю. Основным орудием труда были топор, мотыга, соха. Разводили
москвичи свиней, коров. Селились они по берегам рек и озер.
Славяне считали, что земля – живое существо, деревья и травы – ее волосы,
зеленый дерн – ее кожа. Они верили, что нельзя делать больно земле, нельзя ее
ранить. Славяне считали землю и небо двумя живыми существами, супружеской
парой, чья любовь и породила всё живое на свете. Землю мы до сих пор называем
матерью, это имя было дано ей много веков назад. Славяне относились к земле с
величайшей любовью, и сказания говорят, что земля им платила тем же. Лес
давал им дичь, ягоды, грибы; реки давали рыбу, а родниковые источники –
питьевую воду. Родниковая вода обладала целительными свойствами.
У ч е н и к 4. Настольной книгой москвичей была книга под названием
«Домострой». Здесь подробно рассказывалось, как воспитывать детей,
содержать в чистоте и порядке дом, шить одежду, какие делать припасы, как в
гости ходить и как гостей принимать. Эту книгу считали энциклопедией
домашней жизни. Там говорилось: «Следует не красть, не лгать, не завидовать,
не обижать, не осуждать». К этому мы добавим: «Беречь здоровье и природу,
свой дом, не курить, не пить, не лениться, быть образованным, не принимать
наркотики, любить свою Родину, помогать маме по дому, любить свою семью».
У ч е н и к 5. Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!Эти бессмертные строки великого русского поэта А. С. Пушкина знакомы
каждому из нас. Но сколько бы раз мы ни повторяли их, они не теряют своей
красоты и первозданной силы. Нельзя, наверное, точнее, глубже и поэтичнее
выразить те сокровенные чувства, которые рождает в душе каждого россиянина
Москва.
У ч е н и к 6. Флаг города Москвы был введен в 1994 году. А в основу герба
положен сюжет «Чудо Георгия о Змие».
Существует легенда, в которой рассказывают, что недалеко от места, где
родился святой Георгий, в озере жил змей, который пожирал людей той
местности. Чтобы утолить ярость змея, люди по жребию отдавали ему на
съедение юношу или девушку. Однажды жребий пал на дочь правителя той
местности. Ее отвели к берегу озера и привязали к дереву, где она в ужасе стала
ожидать появления змея.
У ч е н и к 7. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на
белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девушку. Это
был святой великомученик Георгий. Своим подвигом он прекратил уничтожение
юношей и девушек в родной земле.
У ч е н и к 8. Москве повезло: у нее есть замечательный гимн, который хорошо
знает много поколений москвичей. Эта известная песня о Москве была написана
в годы Великой Отечественной войны переживавшим за судьбу столицы
молодым бойцом, когда не было ясно, устоит ли Москва под натиском врага.
У ч е н и к 9. Изучая Москву нашего времени, мы узнали, что этому городу
уже много лет. Немало памятников архитектуры сохранились до наших дней и
радуют не только нас, но и туристов.
У ч е н и к 10. Москва на плане напоминает фотографию клетки под
электронным микроскопом. Она не была такой ни при Юрии Долгоруком, ни при
Иване Грозном, ни под карандашом архитектора Бове. «Клетка» росла
постепенно, от века к веку начиная с «ядра» – Кремля.
Наше будущее в наших руках. Хочется, чтобы люди в нашей столице и в
других городах были добрыми, отзывчивыми, милосердными, чтобы никогда не
было войн и разрушений, чтобы ярко светило солнце над головой.
П е д а г о г . Город Москва постоянно растет, появляются новые, современные
дома, магазины. Но «сердцем» Москвы, как и прежде, является Красная
площадь. Не перестаешь удивляться красоте кремлевских башен и соборов. Ясчитаю, что каждый житель России должен хоть один раз побывать на Красной
площади, чтобы оценить красоту и могущество столицы своей Родины.
Москва – необыкновенный город. У нее есть своя душа, своя неповторимая
жизнь. О столице России написано много прекрасных стихов, в которых
москвичи признаются в любви к своему городу. Вот и я в заключение хочу
сказать: я люблю тебя, моя столица, за красоту и мужество, гостеприимство и
стать.
III. Подведение итогов (рефлексия).
– В каком году образовался город Москва?
– Кем был заложен город Москва?
– В каком году был заложен город Москва?
– На слиянии каких рек возникла наша столица?
– Чем занимались жители этой территории?
– Что было их главным орудием труда?
– Каких животных они разводили?
– Где селились жители будущей Москвы?
– Что говорили славяне о земле?
– В каком году был введен флаг города Москвы?
– Какой сюжет был положен в основу герба?