«Мотивационная деятельность учителя как основа высокой результативности урока истории и обществознания»
Оценка 4.9

«Мотивационная деятельность учителя как основа высокой результативности урока истории и обществознания»

Оценка 4.9
DOCX
03.09.2020
«Мотивационная деятельность учителя как основа высокой результативности урока истории и обществознания»
Выступление_на_МО_(3).DOCX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мотивационная деятельность учителя как основа высокой результативности урока истории и обществознания»

 


В современном российском обществе, которое переходит на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается.

 

Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден,

многих  он  отталкивает  именно  своей  трудностью,  огромными  усилиями,

которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» так хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких детей называют одаренными детьми, гениями. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких детях? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине, вечная проблема, стоящая перед педагогикой.

 

Тема мотивации очень актуальна сейчас, т. к. одна из проблем, стоящих перед современной школой, - снижение мотивации. Современные дети немотивированны к обучению. А зачем? Отметки? Средний балл аттестата не учитывается. Поступление в вуз? Поможет подготовиться репетитор и деньги. Завоевать авторитет среди одноклассников? Есть масса других способов. Задача современной школы – формирование компетентностного подхода, т. е не только уметь применять знания на практике, но и понять, что знания – не отвлеченный абстрактный набор формул, они рождаются из каждодневной деятельности людей из их потребностей. Знание – это не застывшая догма, это живое явление. Учитель не должен просто констатировать факт, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить причину, почему так происходит, почему он не хочет учиться. Для этого нужно выявить, какие стороны мотивации у него не сформированы, кто в этом виноват. Задача учителя - помочь ученику так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению обязательно появилась.

В связи с этим можно говорить о крупных блоках в структуре занятия, одним из которых является мотивационный.

Рассмотрим основные составляющие мотивационного блока.

 

1. Организационная часть. Озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы,определяются роли, сообщается о системе оценивания, даются инструкции. В отличие от традиционных целей и задач урока, ожидаемые результаты ставятся максимально конкретно, с использованием приема фиксации предполагаемого результата (дать определения следующих понятий, назвать

не менее трех характеристик такого-то явления, привести два примера и т.д.);

они обращены к учащимся и формулируются от их лица («В результате проведения занятия учащиеся смогут…»), затрагивают не только знаниевые компоненты, но также области умений, ценностей, отношений.

 

2.                      Содержательная часть. В данном случае речь идет о стремлении непосредственно заинтересовать учащихся изучаемой темой.

 

3.                      Проблемная часть. Постановка проблемы может осуществляться с помощью наводящих вопросов, знакомства с разными (противоположными) взглядами, противоречащими друг другу изображениями, графиками и пр.

А сейчас я хочу привести некоторые приемы для проведения мотивационной части занятия.

Считаю, очень важным интересное начало урока, организационный момент.

Все школьники по своей природе любопытны и маленькие, и взрослые, это стоит использовать.

А) Вход в класс под музыку. Музыка обязательно подбирается к теме урока. Например, тема «Индустриализация в СССР» - «Марш индустриализации», тема «Начало Великой Отечественной войны» - «Песня защитников Москвы», тема «Культ личности Сталина» - песня «Да здравствует Сталин!»
Слыша еще на перемене песню, дети начинают спрашивать: «А что это? А зачем это? А что мы будем делать? А какая тема?»

Интрига создана, обучающиеся в нетерпении. 
К некоторым песням можно распечатать текст, один, два куплета, раздать каждому на парту до начала урока. На перемене они прочитают текст и уже могут сформулировать если не тему урока, то некоторые моменты, которые будут рассматриваться на данном занятии.
А если еще к тексту песен поставить проблемные вопросы, придумать интересные задания – успех начала урока обеспечен, и время сэкономили на формулировке цели занятия.
Пример: отрывок из «Песни защитников Москвы»
(для детей лучше не указывать название данной песни)
В атаку стальными рядами
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами,
Рубеж наш назначен Вождем.
На марше равняются взводы
Гудит под ногами земля,
За нами родные заводы
И красные звезды Кремля.
Вопросы: 
О каком историческом событии идет речь?
Какое значение имело данное событие в истории нашей Родины?
Что бы ты хотел узнать о данном событии?

Б) «Черный ящик». 
Таким же интригующим моментом в начале урока может выступать тематический предмет. На парту ставится любая коробка, желательно размера побольше, в ней спрятан предмет, относящийся к теме урока.

Например, по обществознанию, тема «Семья» - вырезанные из бумаги три фигурки человека разного размера; можно положить тематическое фото в теме «Глобальные проблемы» - фото ядерного взрыва, террористического акта, мусорной свалки; по праву, начиная изучение отдельной отрасли права – кодексы семейный, уголовный, трудовой и т.д., по истории это может быть фигура египетской пирамиды, монеты и банкноты разных периодов, небольшие бюсты Сталина, Ленина, портреты политических лидеров, предметы быта и другие вещественные исторические источники.

Для того, чтобы открыть коробку, нужно угадать по наводящим вопросам, что в ней спрятано.
А когда предмет стал известен, учитель задает серию вопросов: Как вы считаете, почему был спрятан именно этот предмет? Какую информацию он нам может дать? И т.д.

В) Игра в метеорологов . Данную игру я использую на своих уроках регулярно. Причем у меня ученики выступают не метеорологами, а экономистами, банкирами, политологами, историками. На уроках экономики, изучаю темы «Биржы», «Деньги», «Банковская система» школьники предсказывают курс доллара, евро, драгоценных металлов. В начале урока каждый на листке бумаги пишет сегодняшний курс денежной единицы и прогнозирует его изменение за неделю (так как урок экономики у нас раз в неделю). Учащиеся с нетерпение ждут следующего урока, чтобы узнать сбылся ли прогноз.
Такие же прогнозы мы строим во время предвыборных кампаний. Какие партии на парламентских выборах попадут в Государственную думу, какое будет соотношение полученных голосов. Кто победит на выборах в президенты США. Темы могут быть различные. Данная игра не только способствует повышению мотивации обучающихся, так еще и стимулирует их познавательную активность вне уроков.
Г) «Здравствуйте, садитесь!» Банальная фраза, с которой у большинства учителей начинается урок. Предлагаю попробовать сесть за парту разными способами.

 - присядет те, кто считает, что архитектор Тон К.А. был автором Храма Христа Спасителя;

- присядут те, кто считает, что Храм Христа Спасителя расположен в Новгороде;

Это могут быть даты, термины, события, люди, высказыкания (лучше вопросы выводить на экран и сопровождать изображениями.

 И таких вариантов «Здравствуйте, садитесь!» может быть множество, разные картины, карты, схемы, даты, вопросы. Можно использовать видео ряд, загадывать устные загадки. Такая игра дает несколько эффектов: актуализация знаний, выяснение западающих вопросов, активизация интереса, тренировка.

Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, используемы учителем на уроке.

В качестве мотивации нужно найти соприкосновения изучаемой темы урока с современными событиями. Например, история олимпийских игр и Олимпиада в Сочи. Весь предолимпийский сезон был посвящен углубленному изучению истории спорта, олимпийских игр, биографии выдающихся спортсменов. На уроках проводились дебаты, в том числе и по Олимпиаде. Вообще, форма дебатов оказалась хорошим стимулом для повышения эффективности обучения на уроках естествознания. По теме дебатов (не только по Олимпиаде) заранее вырабатывался круг вопросов, которые дети готовили дома, а потом с ними выступали на уроках. За лучшие ответы ставились баллы, которые подсчитывались в конце четверти и конвертировались в оценку, способную повлиять на итоговую четвертную.

В последние месяцы актуальны вопросы, связанные с событиям на Украине. Естественно, что многие темы по истории России, так или иначе, связаны с Россией, Украиной, странами ЕС. Дети должны понять, как важно знать свою историю, правовые документы (например, право народа на самоопределение, проведение референдума, основы конституции и др.), технологию информационной войны и т. п.

Иногда заинтересовать темой помогает демонстрация картин известных художников. Например, картина В. И. Сурикова “Боярыня Морозова” или “Утро стрелецкой казни”. Задаем проблемный вопрос, какой переломный момент в истории русского народа изобразил художник? После объяснения темы возвращаемся к картине Сурикова. Какова реакция людей на происходящие в стране реформы Петра I? Вспомните переломные моменты в жизни современной России?.

Фактором неожиданности выступают веселые карикатуры. На слайдах показываем карикатуры времен, например, НЭПА или гражданской войны и просим самих учеников определить тему урока. В конце урока дети устанавливают, как  карикатура связана с темой урока.

Безотказным приемом активизации работы в классе являются просмотры эпизодов документальных и художественных фильмом. Так, во время изучения тем о Великой Отечественной войне школьники средних и старших классов с особым интересом и неподдельными эмоциями смотрели отрывки из документальных фильмов “Блокада”, “Пионеры-герои”, “День победы”, а также художественных фильмов “Сталинградская битва”, “Брестская крепость”, “А зори здесь тихие”. Обычно после таких уроков дети сами дома досматривают фильмы до конца и делятся своими впечатлениями, просят подсказать другие интересные фильмы и книги о войне. Опять же за дополнительную работу учитель насчитывает рейтинговые баллы. Это дополнительная мотивация по углубленному изучению предмета.

Большой интерес ученики проявили при демонстрации денег разных эпох. Например, при изучении раздела “Россия в век Екатерины II” детям были показаны бумажные “катеньки” и медные монеты 18 века. Школьники с большим вниманием слушали рассказ учителя о времени правления Екатерины II, многие пожелали выступить с небольшими докладами, двое приготовили презентации по предложенным вопросам. Лучшим оказался доклад о товарно-денежных отношениях во второй половине 18 века. Оценка – 10 баллов по 10-бальной системе.

На некоторых уроках полезно небольшую часть времени (10-15 мин.)  отвести для выступлений учащихся с докладами, рефератами, проектами, презентациями, эссе, кроссвордами, то есть, использовать проективную методику. При этом оценки ставит не только учитель, но и друзья-слушатели. Кроме углубленной проработки конкретной темы, авторы проектов учатся культуре речи, ораторскому мастерству, контактности, умению вести дискуссию. В начале учебного года предлагаются темы для проектов по количеству учеников в классе. Темы должны быть связаны с изучаемым материалом. Например, “Рыцарский турнир”, “В замке феодала”, “Средневековая церковь” и другие темы для 6 класса. Форма работы – на выбор учеников. Нужно распределить время так, чтобы в течение учебного года могли выступить все дети. Заранее их надо познакомить с критериями оценки: полнота раскрытия темы, убедительность, ясная речь, степень самостоятельности, объем работы. За каждый показатель начисляются баллы, которые потом суммируются и переводятся в рейтинговую оценку.

Современный урок должен меняться и внешне, и внутренне. 
Простая перестановка парт меняет отношение ребенка к уроку. У меня в кабинете парты стоят не рядами, когда буквой «П», когда по две парты вместе, когда одним большим столом. Школьники очень радуются этой мелочи, они все мотивированы на урок и готовы к работе, ожидая чего-то интересного (в данных условиях должны быть правила работы, с которыми знакомы все, чтобы избежать возможных рисков).

Домашнее задание.

Возможно, для многих учителей нет проблем с выполнением домашнего задания, но в нашей школе такая проблема возникла уже давно. Большая часть учащихся не выполняют домашние задания и родители не могут, а часто и не хотят, заниматься этим вопросом, считая это не важным. 
Один методист сказал: «Домашнее задание должно быть таким, чтобы ребенок сделал его за одну перемену на школьном подоконнике» (конечно, речь не идет о всех предметах, всех темах). Наверно, от части, он был прав. Если ученик успел за перемену сделать домашнее задание, значит на уроке вся тема была пройдена, ученик все усвоил, у него не возникло сложностей. Я бы добавила к этим словам: «Домашнее задание должно быть таким, чтобы ребенок захотел его сделать». Конечно, не все домашние задания могут быть интересными, но по возможности, я использую форму выполнения домашнего задания, как мотив к изучению темы.

Но самым мощным стимулом для школьников, является успешность. Именно поэтому необходимо как на уроке, так и в домашнем задании давать возможность посильного выбора. Ребенок должен иметь возможность выбрать для себя форму работы, ее объем и сложность.

Учиться должно быть интересно, а чтобы было интересно, нужно ученику знать, зачем же нужно учиться. Как видим, мотивация и заинтересованность неразрывно связаны между собой.

Хочется завершить свое выступление словами известного психолога, педагога Льва Семеновича Выготского (1896 – 1934): «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.»

 



Скачано с www.znanio.ru

Мотивационная деятельность учителя как основа высокой результативности урока истории и обществознания»

Мотивационная деятельность учителя как основа высокой результативности урока истории и обществознания»

В современном российском обществе, которое переходит на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается

В современном российском обществе, которое переходит на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается

Все школьники по своей природе любопытны и маленькие, и взрослые, это стоит использовать

Все школьники по своей природе любопытны и маленькие, и взрослые, это стоит использовать

Кто победит на выборах в президенты

Кто победит на выборах в президенты

Большой интерес ученики проявили при демонстрации денег разных эпох

Большой интерес ученики проявили при демонстрации денег разных эпох
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2020